Как гимн «Магутны Божа» едва не стал государственным и что в нем не устраивает власть? Объясняем
8 сентября 2021 в 1631098560
«Зеркало»
Обложка государственной газеты «Мінская праўда» от 7 сентября 2021 года возмутила многих белорусов. На карикатуре представитель католической церкви исполняет гимн «Магутны Божа» , на его сутане - свастика. Рассказываем, когда появилось это произведение, кто его авторы и как оно едва не стало государственным гимном.
Что такое «Магутны Божа» ?
Стихотворение с таким названием написала в 1943 году поэтесса Наталья Арсеньева. В 1947-м композитор Николай Ровенский написал к нему музыку. Стихотворение активно исполнялось белорусскими эмигрантами, а в середине 1990-х даже могло стать гимном Беларуси. По крайней мере парламент рассматривал такой вариант.
О чем поется в песне?
Вот весь текст этой песни (слово «гимн» по отношению к ней используется неофициально).
Магутны Божа! Уладар сусветаў,
Bялікіх сонцаў і сэрц малых!
Над Беларусяй, ціхай і ветлай,
Рассып праменні свае хвалы.
Дай спор у працы штодзённай, шэрай,
На лусту хлеба, на родны край,
Павагу, сілу і веліч веры,
У нашу праўду, у прышласць - дай!
Дай урадлівасць жытнёвым нівам,
Учынкам нашым пашлі ўмалот!
Зрабі магутнай, зрабі шчаслівай
Краіну нашу і наш народ!
В другом варианте вместо «зрабі магутнай» звучит «зрабі свабоднай» .
Насколько серьезной была идея сделать этот гимн государственным?
Эту песню выбрали жюри и парламентская комиссия по образованию, науке и охране исторического наследия. В апреле 1995 года было принято следующее решение: «Считать, что для государственного гимна наиболее подходит песня Ровенского на слова Арсеньевой».
Комиссия отправила соответствующее письмо Мечиславу Грибу, спикеру Верховного Совета. Она рекомендовала организовать ежедневную трансляцию песни по радио и телевидению на протяжении трех месяцев. А также внести вопрос об утверждении нового гимна на ближайшее заседание парламента.
Почему жюри выбрало именно эту песню?
Выбор оказался долгим.
В сентябре 1991 года «старый» гимн БССР признали не соответствующим новому времени. Но единой песни, устраивавшей всех, не существовало, поэтому был объявлен конкурс.
В 1992 году упомянутая парламентская комиссия создала специальное жюри, которое возглавил народный поэт Беларуси Нил Гилевич (он же председатель комиссии). На конкурс прислали около 300 текстов. Также в отборе участвовали известные ранее произведения: полонез «Развітанне з Радзімай» на музыку Михаила Клеофаса Огинского, «Пагоня» на стихи Максима Богдановича, «Магутны Божа», «Ваяцкі марш» , использовавшийся участниками Слуцкого восстания 1920 года, «Не загаснуць зоркі ў небе» на стихи Янки Купалы.
В октябре 1993-го Гилевич сообщил, что выбор жюри остановился еще на одних стихах Купалы: «Маладая Беларусь» .
Падымайся зь нізін, сакаліна сям'я,
Над крыжамі бацькоў, над нягодамі;
Занімай, Беларусь маладая мая,
Свой пачэсны пасад між народамі!
В мае 1994 года определились и с музыкой к этому произведению: остановились на варианте, написанном композитором Анатолием Богатыревым.
Но с таким решением согласились не все члены жюри. Известный музыковед Галина Кулешова, доктор искусствоведения и лауреат Государственной премии, заявила, что по итогам обсуждений и социологических опросов «Магутны Божа» занимает более высокое место. «Духоўнасць, сціплае хараство напеву і слоў ужо даўно набылі шырокую папулярнасць сярод насельніцтва, прычым сярод розных сацыяльных груп і розных канфесій», - отмечала Кулешова.
Летом 1994-го парламенту предложили утвердить произведение Богатырева на слова Янки Купалы. Но вскоре у членов жюри возникли сомнения. «Лепш папрацаваць не спяшаючыся, чым прыняць гімн не зусім удалы», - аргументировал Нил Гилевич и предложил еще раз отложить вопрос.
Окончательное решение в пользу гимна «Магутны Божа» приняли в апреле 1995 года.
Почему «Погоню» и БЧБ-флаг успели утвердить, а гимн нет?
Причин несколько. «Погоня» и БЧБ-флаг имели давнюю историю: герб был известен с ХIV века, флаг - с 1917 года. Они воспринимались как национальные и безальтернативные. В 1991-м, когда их утвердили, других вариантов не существовало.
С гимном наблюдалась диаметрально противоположная ситуация. Но тогда существовало два центра власти: правительство и парламент (должность президента появится несколько лет спустя). Ни там, ни там не нашлось политической фигуры, заинтересованной в скорейшем принятии гимна. А также конкретного человека, форсировавшего бы этот процесс. Поэтому вопрос чрезмерно затянулся.
Кроме того, депутаты и члены жюри откровенно опоздали со своим решением. За два дня до того, как они определились с гимном, в ночь с 11 на 12 апреля, силовики избили в здании парламента оппозиционных депутатов. Те объявили о голодовке в знак протеста против референдума: Александр Лукашенко предложил поменять государственную символику и лишить белорусский язык статуса единственного государственного. Атмосфера в стране поменялась, и вопрос о гимне «Магутны Божа» даже не стали рассматривать в парламенте.
Возникает резонный вопрос: что тогда являлось государственным гимном Беларуси? По радио и телевидению продолжала исполняться музыка Нестора Соколовского (гимна БССР), но без слов. Кстати, схожая ситуация наблюдалась в России: на протяжение 1990-х государственным гимном являлась «Патриотическая песня» Михаила Глинки, где не было слов. Затем Путин также обратился к советскому наследию.
В 2002-м гимном Беларуси стал старый гимн БССР, переработанный поэтом Владимиром Каризно.
Какие претензии к произведению «Магутны Божа»?
В прошлом году «Магутны Божа» окончательно закрепился в сознании многих белорусов как духовный гимн нашей страны. Его активно исполняли во время богослужений.
Но в октябре 2020-го митрополит Вениамин во время визита в Гродно заявил, что исполнять его не надо: «И раньше в беседе со священнослужителями я обращал внимание, что не нужно исполнять песнопение светского характера, которое разделяет наше общество. Хотя оно имеет духовную окраску. Но тем не менее кто-то радуется исполнению этого песнопения, а кто-то скорбит. У нас достаточно других песнопений, которые не разделяют, а объединяют наше общество, наши приходы. И забота каждого настоятеля должна быть об этом» (речь была опубликована на YouTube-канале собора) .
К самому тексту ни у кого претензий не было. Как написал на своей странице в Facebook тогдашний пресс-секретарь Белорусской православной церкви Сергей Лепин, «некоторые прихожане видят в гимне "Магутны Божа" негативные политические коннотации, поскольку его слова написаны в 1943 году Натальей Арсеньевой - женой Франтишка Кушеля, лидера Белорусской краевой обороны».
БКА - это коллаборационистское военное образование, созданное на территории оккупированной немцами Беларуси 23 февраля 1944 года. Но с Арсеньевой и самим текстом, который был написан за год до появления БКА, оно никак не связано.
Сама Арсеньева во время войны работала в «Беларускай газеце», выходившей в оккупированном Минске.
- Я ўважліва прачытаў усе вершы Наталлі Арсенневай. Але ні ў адным з іх няма нічога такога, што ўхваляла б фашысцкі рэжым. Больш за тое, у яе ёсць вершы, якія асуджаюць генацыд, ёсць верш, якi прысвечаны расстрэлам яўрэяў у Валожыне. Тады гэта было вялікай адвагай, - говорил Петр Кравченко, первый министр иностранных дел независимой Беларуси, дважды встречавшийся с поэтессой.
Арсеньева умерла в 1997 году. Николай Ровенский намного раньше - в 1953-м.
Как церковь отнеслась к запрету на исполнение этого произведения?
После высказываний митрополита Вениамина православные священники перестали исполнять «Магутны Божа» . Но католические - нет.
Летом 2021-го власти организовали всебелорусскую молитву «За Беларусь!», которая должна была пройти при участии всех основных религиозных конфессий страны. Костел попросил ксендзов включить в нее призыв за единство и мир в Беларуси, а в конце мессы исполнить гимн «Магутны Божа».
«Последнее время наши средства массовой информации все больше распространяют факты о том, что в костелах хотят помолиться (завтра, не то сегодня) под "Магутны Божа" . Смотрите, нарветесь», - заявил 2 июля Александр Лукашенко, выступая на торжественном собрании по случаю Дня независимости.
Католики ослушались. В результате 4 июля в Минскую архикафедру пришли сотрудники милиции с претензией, что нарушена норма законодательства о молитве. Как написал в ответ на своей странице в фейсбуке епископ Юрий Кособуцкий, «на сённяшні дзень гэты гімн стаў малітвай, якая выкарыстоўваецца ў набажэнствах каталікоў, праваслаўных, пратэстантаў, а таксама апошнім часам гэты гімн спяваюць людзі, якія не атаесамляюць сябе з ніякай рэлігіяй. Гімн "Магутны Божа" гэта перш за ўсё малітва за нашу бацькаўшчыну і за наш народ».