Не только Калиновский. Рассказываем, на каких выдающихся белорусов и уроженцев нашей страны ополчилась российская пропаганда
30 августа 2023 в 1693398000
«Зеркало»
В российском Совбезе на днях обеспокоились «раскручиванием» фигуры Кастуся Калиновского - национального героя Беларуси, которого заместитель секретаря этого ведомства Алексей Шевцов называет «участником польского восстания» и обвиняет в терроре против местного населения, что не соответствует действительности. Калиновский - наверное, главная белорусская историческая фигура, которую пытается дискредитировать российская пропаганда. Но далеко не единственная. Вспомнили, какие еще выдающиеся белорусы или уроженцы нашей страны в России подвергаются критике.
Костюшко: «не наш» герой Беларуси, Польши и США
Российской пропаганде придраться к Тадеушу Костюшко чрезвычайно сложно. Уроженец Беларуси, национальный герой нашей страны, Польши и США, участник войны за независимость США 1775−1783 годов и восстания в Речи Посполитой 1794 года. В честь этого человека названы объекты во всех уголках мира (например, гора Костюшко - высочайшая вершина Австралии).
Поэтому главный аргумент против нашего земляка - он боролся не за Беларусь. Как отмечало российское пропагандистское издание «Регнум», «Костюшко и его сподвижники по восстанию 1794 года добивались восстановления Речи Посполитой как польского национального государства. <…> Костюшко никогда не называл себя "белорусом" и никогда не заявлял о своей борьбе с самодержавием ради Белоруссии. Миф о Костюшко как о борце за свободу белорусов формировался в конце XX века представителями польской шляхты, составившей интеллектуальное ядро зародившегося в начале XX века движения белорусских националистов, противопоставлявших себя русским и заявивших в годы Первой мировой войны о наличии неких особых интересов белорусов, которые понимались ими как отдельный народ».
Это заявление само по себе чрезвычайно странное и даже абсурдное. Какая может быть польская шляхта в Беларуси в конце ХХ века, непонятно. Отметим также, что, судя по высказыванию, сами авторы не признают белорусов отдельной нацией - но при этом рассуждают о том, кто может быть нашим национальным героем, а кто нет.
Но главное, что это заявление демонстрирует полное непонимание авторами ресурса реалий XVIII-XIX веков. Современных наций в классическом понимании этого слова в те времена еще не существовало - а потому бороться за интересы белорусов (или поляков) Костюшко просто не мог. Его интересовала судьба государства - Речи Посполитой, а также всех ее жителей, за свободу которых он боролся - в том числе и предков белорусов.
Многие наши знаменитые соотечественники (и сам Костюшко, и, например, поэт Адам Мицкевич) называли себя литвинами, ведь название «Беларусь» тогда еще не закрепилось за территорией нашей страны. Они принадлежат одновременно нескольким культурам - белорусской, польской и литовской, на основе которых формировалось их сознание. Будучи патриотами всего государства, Речи Посполитой, они помнили о своем происхождении. «Літва! Землякі і суайчыннікі мае! На вашай нарадзіўся зямлі і ў запале праведным для маёй Бацькаўшчыны адгукаецца ўва мне найасаблівейшая прывязанасць да тых, спаміж каго распачаў я жыццё», - писал Костюшко в одном из своих обращений в 1794 году.
Отметим также, что выступление Костюшко и его идеалы в будущем вдохновляли других повстанцев (в том числе Кастуся Калиновского, который говорил уже о Беларуси, - в одном из номеров «Мужыцкай праўды» в 1862 году он писал о Костюшко как о народном заступнике), а потому восстание под его руководством можно считать одним из первых шагов к будущему освобождению белорусского, польского и литовского народов от России, захватившей наши земли.
Калиновский: террор, которого не было
О Кастусе Калиновском мы упоминали в начале этого текста. Тем не менее приведем полную цитату. «Неслучайно, кстати, в Украине, Польше и странах Балтии сейчас интенсивно раскручивают фигуру Константина или, на белорусский манер, Кастуся Калиновского - активного участника польского восстания 1860-х годов. Сегодня его, так же как и [Степана] Бандеру, стремятся представить борцом за национальное самосознание, а по сути его бандиты развязали террор против местного населения и убили гораздо больше простых белорусских крестьян, чем солдаты царской армии», - заявил заместитель секретаря Совета безопасности России Алексей Шевцов.
В реальности это не соответствует действительности. Восстание нельзя называть исключительно польским, поскольку часть восставших (в том числе и Кастусь), выступали за будущую федерацию и признавали права белорусов, литовцев и украинцев на самоопределение. Калиновский настаивал, чтобы отношения нашего народа с Варшавой строились на равноправии и суверенности. Также он выступал за то, чтобы перераспределить между крестьянами земли шляхты.
Что касается террора, то шельмование Калиновского по этому вопросу идет от Александра Дюкова. Этот российский пропагандист в 2021-м выпустил книгу «Пропаганда ненависти и повстанческий террор на белорусских землях, 1862-1864 гг.» - ее название говорит само за себя. В этом издании в подтверждение тезиса о преступном характере восстания он привел список из 452 «жертв повстанческого террора в северо-западном крае Российской империи».
Но в большинстве случаев понять причины убийства людей из этого списка невозможно - в книге нет никаких подробностей. Если же они появляются, то эти люди никак не тянут на «жертв террора». Например, два человека из списка погибли в бою с повстанцами. Еще двое других до этого обрекли на заключение или смерть участников восстания - их убийства были логичным (пусть и, безусловно, неприемлемым) ответом в тех условиях. Один из убитых был шантажистом, действия которого могли поставить под угрозу жизни повстанцев. Похожая ситуация и с другими погибшими. Так что никаких подтверждений того, что повстанцы как-то терроризировали местное население, у Дюкова нет.
Калиновский боролся за свободу и независимость своей страны. Он стремился решить аграрный вопрос, а значит, его волновали интересы не только узкой элиты, а широких слоев населения. Он основал независимую национальную печать, начав издание первой белорусскоязычной газеты «Мужыцкая праўда». Но главное, что ради достижения своих целей Кастусь не побоялся пожертвовать своей жизнью. Поэтому он однозначно национальный герой Беларуси.
Создатели «Нашай Нівы»: «русская армия не воспринимается редакцией как своя»
Видную роль в российской пропаганде играют люди, живущие в Беларуси или связанные с нашей страной, которые тем не менее последовательно очерняют белорусских национальных героев. Один из них - уроженец Риги Вячеслав Бондаренко, с 1991 года живущий в Минске. В статье, опубликованной в журнале «Москва», он неоднократно критиковал газету «Наша Ніва», вокруг которой в начале прошлого века формировалось белорусское национальное движение.
«Все изменилось с началом Великой войны (Первая мировая. - Прим. ред.) 1914 года. <…> [Газета] и раньше щеголяла намеренным игнорированием событий, вызывавших общероссийский интерес (например, юбилей Отечественной войны 1812 года и юбилей царствования [российской династии] Романовых в "Нашей ниве" не были отражены вообще), но в условиях военного времени это уже была не фронда, а акт измены. <…> Описывая войну, "Наша нива" писала: "С востока плывут волны огромной русской армии, с запада - немецкой, и кто знает, не тут ли, на наших полях, случится страшная битва народов". Другими словами, русская армия не воспринимается редакцией как своя, а уравнивается с немецкой: это две чужие армии, идущие в Белоруссию».
Похоже, что у Бондаренко такая позиция редакции вызывает шок. Но именно она отражала интересы национально ориентированных белорусов. Россия захватила нашу страну в конце XVIII века, Германия собиралась сделать это во время войны. Для белорусов между захватчиками не было принципиальной разницы, между ними можно поставить знак равенства. Между тем главным редактором «НН» тогда был классик белорусской литературы Янка Купала.
С аналогичных позиций критиковал легендарную белорусскую газету пропагандист Александр Бендин. Для российского издания EurAsia Daily он в оскорбительном тоне утверждал, что «до 1917 г. этнические националисты представляли собой крайне малочисленную группу прокатолической маргинальной интеллигенции, а отнюдь не "белорусское национальное движение", каковым громко именует это весьма скромное сообщество современная белорусская историография. Идейный и политический вес этой плохо образованной интеллигенции, объединенной вокруг малоизвестной газеты "Наша Ніва", был социально ничтожен».
В реальности «Наша Ніва», которую пропагандист называет «маргинальной», сыграла исключительную роль в развитии белорусской культуры. На ее страницах печатались все классики белорусской литературы (Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Змитрок Бядуля и многие другие). Период существования газеты в честь нее даже называют «нашенивским возрождением». Издание сыграло исключительно важную роль в формирование белорусской критики, журналистики, культурологии. Благодаря «НН» формировались нормы нового белорусского литературного языка. Вокруг нее консолидировались деятели, сыгравшие важнейшую роль в событиях первой половины столетия и заложившие основы для будущей белорусской независимости. Критикуя «Нашу Ніву», пропагандисты нападают на всю белорусскую литературу и культуру того времени в целом.
Братья Луцкевичи: лидеры «сепаратистского кружка»
Отдельная порция критики посвящена людям, стоявшим у истоков «Нашай Нівы»: братьям Антону и Ивану Луцкевичам. По словам упомянутого выше Бондаренко, в 1915 году они «ждали оккупантов с нетерпением. Для них смена власти якобы была желанной, ведь она позволяла вписаться в новую реальность и попробовать осуществить мечту об автономии Белоруссии». Тем не менее, приходит к выводу пропагандист, в БССР «успешно реализовывались многие идеи, изложенные в сепаратистском кружке Луцкевичей и их окружения».
Для пророссийских пропагандистов группа сторонников белорусской независимости - это «сепаратистский кружок». Для белорусов - объединение людей, благодаря которым наша страна получила независимость, а ее жители - право самим определять свою судьбу.
Иван и Антон Луцкевичи выросли в семье отставного капитана российской армии. Они были воспитаны в польском духе, но во время учебы в минской гимназии поняли, что они - белорусы. В начале ХХ века они организовали сначала кружок, а вскоре и политическую партию - Белорусскую социалистическую громаду (БСГ). Ее целью было демократическое устройство Российской империи, равные права для всех ее наций, а также возможность образования на белорусском языке. На календаре был 1903 год - с тех пор национальное движение вышло на совершенно новый этап развития и уже точно не могло называться «кружком».
Но Луцкевичи не собирались останавливаться. В 1906 году по инициативе Ивана и при непосредственном участии Антона вышла первая легальная белорусская газета «Наша Доля», а затем в том же году - «Наша Ніва». О роли последней мы уже говорили в разделе выше.
Во время Первой мировой войны братья выступали за создание конфедерации Беларуси с Литвой. Но в 1918-м резко изменили свою позицию и стали сторонниками независимости страны. Именно по их инициативе в Минске была провозглашена независимость Белорусской Народной Республики. Упоминавшийся выше пропагандист Бендин называет это событие «попыткой реализации идей этнического национализма, предпринятой в условиях германской оккупации». В реальности провозглашение независимости БНР стало первым шагом к созданию белорусами собственного государства.
Один из братьев пожертвовал ради этого собственным здоровьем и даже жизнью. Ради того, чтобы БНР появилась, Луцкевичам пришлось приехать из Вильны в Минск. Эта поездка очень дорого обошлась тяжелобольному Ивану - уже в следующем году он умер. Антон продолжил дело брата: некоторое время был премьер-министром БНР, занимался культурными проектами. В 1939 году после вторжения СССР в Польшу был арестован НКВД, умер в сталинских лагерях.
Во многом именно из-за появления БНР большевики в 1919-м провозгласили БССР, чтобы перебить карту «националистов». Благодаря этому к 1991 году у белорусов была своя союзная республика, которая смогла стать независимой. У того же Татарстана, где уровень национального самосознания был весьма высок, это не получилось, так как республика была автономией в составе РСФСР. Так что без деятельности братьев Луцкевичей современной Беларуси с высокой долей вероятности не было бы.
Тарашкевич: в реальности упорядочил орфографию, по мнению российской пропаганды - придумал белорусский язык
Спустя месяц после последних президентских выборов в нашей стране, 9 сентября 2020 года, на сайте дискуссионного форума «Валдайский клуб», приближенного к российской власти (с его участниками традиционно встречается Владимир Путин), появилась статья «Белоруссия: феномен отложенного национализма». Ее автор, руководитель Центра белорусских исследований Института Европы Российской академии наук Николай Межевич, заявил следующее: «На территории будущей Республики Беларусь в XV веке не говорили на белорусском, это сугубо советская конструкция. Да и в XX веке белорусский язык, к созданию которого приступил Бронислав Тарашкевич в 1918 году, применялся локально».
Это многое говорит о научном уровне Центра белорусских исследований РАН, ведь его создатель заявил откровенную ложь. На белорусских землях в XV веке говорили и писали на старобелорусском языке (в российской историографии его обычно называют «западнорусским», но сути это не меняет - это был отличавшийся от русского язык). Придумывать современный язык для белорусов в СССР не было никакой необходимости, поскольку он существовал задолго до этого. На нем еще в XIX веке, во времена Российской империи, писали упоминавшийся выше Кастусь Калиновский, писатели Винцент Дунин-Мартинкевич, Франтишек Богушевич и многие другие. У Дунина-Мартинкевича набралась целая книга избранных произведений. А два стихотворения, приписываемые этому автору - «Плывуць вятры» и «Гутарка старога дзеда», - власти недавно признали экстремистскими материалами.
О том, насколько «локально» применялся белорусский язык к началу XX века, можно судить по карте ниже - она основана на данных официальной переписи 1897 года, проводившейся властями Российской империи.
Что касается Тарашкевича, то этот выдающийся ученый в 1917-1918 годах написал свою знаменитую «Беларускую граматыку для школ». В ней он лишь упорядочил белорусскую орфографию, которая к тому моменту была очень разрозненной из-за прервавшейся письменной традиции языка. Как писал языковед Змитер Савко, «Грамматика» Тарашкевича «была самой основательной [из всех подобных изданий], охватывала большинство орфографических коллизий; в значительной степени продолжала практику белорусской печати предыдущего периода; книга содержала упражнения, что позволяло использовать ее в дидактических целях».
После ее написания Тарашкевич занялся политикой. В Западной Беларуси, ставшей тогда частью Польши, он был депутатом польского Сейма, в 1925-м возглавил Белорусскую крестьянско-рабочую грамаду, в которую за короткое время вступило около 100 тысяч человек. Позже был арестован, в 1933-м обменян в СССР на драматурга Франтишка Олехновича. Но уже спустя четыре года его бросили за решетку уже советские власти, он погиб в сталинских застенках.
Без Тарашкевича современное белорусское правописание появилось бы значительно позже, что замедлило бы развитие национальной культуры. Никакой речи о «создании» языка не шло - ученый только упорядочил его орфографию.
Позняк и БНФ: «несколько депутатов», изменивших страну
Неравнодушны к белорусской истории и пропагандистские ресурсы Baltnews, которые с 2014 года работают в странах Балтии и, по информации независимых СМИ, получают финансирование от России, а указания по публикациям - от сотрудников «Россия Сегодня» (медиагруппа во главе с пропагандистами Дмитрием Киселевым и Маргаритой Симоньян).
В одном из текстов Baltnews представители белорусской демократической оппозиции презрительно называются «змагарами». Отмечается, что, когда в 1990-м в БССР прошли парламентские выборы, Белорусский народный фронт смог «избрать несколько депутатов». Но единственное, что они якобы могли предложить белорусам, - «ненависть к России, ограничения русского языка и мечты о "белорусском Смоленске"».
Аналогично на сайте «Военное обозрение» в статье историка-пропагандиста Ильи Полонского характеризуется экс-лидер БНФ. В 2015 году он утверждал, что «из Соединенных Штатов Америки тянутся ниточки руководства и современными белорусскими националистами. Наиболее известен из них семидесятилетний Зенон Позняк».
В реальности БНФ в 1990 году удалось провести в законодательный орган около 30 своих представителей. Фронт разработал программу преобразований во всех сферах (от экономики до социальной сферы и армии) и - вопреки мифам - никогда не требовал вернуть Смоленск. Да и Позняк к 2015 году контролировал лишь немногочисленную группу своих сторонников по Консервативно-христианской партии БНФ, появившейся после раскола единого Фронта.
Но главное - у истоков Фронта стояли люди, оставившие заметный след в белорусской истории. В оргкомитет по его созданию входили будущий лауреат Нобелевской премии мира Алесь Беляцкий, классики белорусской литературы Рыгор Барадулин и Василь Быков, а также многие другие. Сам БНФ вошел в историю как организация, навсегда изменившая судьбу страны, напрямую повлиявшая на провозглашение независимости Беларуси и первой начавшая борьбу с узурпацией власти Александром Лукашенко. Без влияния Зенона Позняка это было бы невозможно.