«Вражеские снаряды я брызгала антисептиком, так они мне были противны». Художники расписывают части ракет для аукционов в поддержку ВСУ
2 октября 2023 в 1696259640
SpektrPress, ⠀
В начале сентября на украино-польской границе произошел экстраординарный случай: поляки не пропустили украинскую волонтерку с произведениями искусства. Наталья Якименко везла картины, написанные на гильзах от 57 мм и 100 мм снарядов, тубусах от натовских 155-мм снарядов и от трофейных ракет российских ПТРК и ПЗРК. Все это ехало на аукцион в Финляндию: деньги от продажи картин идут на поддержку киевской теробороны, рассказывает SpektrPress.
Новый обмен
«Я толком не знала, что я разрисовывала, такой уж я художник - не было времени вникать. Были бы это [британские] NLAW или [американские] "Джавелины", возможно, проблем не было бы, - поясняет "Спектру" Наталья. - Но Даниэль (Даниэль Грекин - финский солдат на службе ВСУ, друг Натальи Якименко. - Ред.) все это военное искусство сложил в багажник аккуратно, замотанное в скотч, прицелами вверх, чтобы не побились. И поляки в итоге меня гоняли на трех подряд польских таможнях. "Ой, машина маленькая, а их так много! И еще прицелы эти - военная амуниция!" - сказала мне польская девушка в форме».
Главной проблемой стали трофейные отстрелянные российские тубусы от ПТРК «Корнет» и переносных зенитных ракетных комплексов. На них оставались прицелы, которые поляки сочли военным снаряжением: союзники потребовали от Натальи документы от какой-то польской фирмы - получателя груза, причем не простой, а с лицензией на торговлю этой самой амуницией. Никакой польской фирмы не было и быть не могло, поскольку волонтерская машина с грузом ехала в Финляндию.
На руках у Натальи Якименко были документы от украинских музеев: в них говорилось, что груз - пять разрисованных больших тубусов и пара гильз от артиллерийских снарядов - подлежат вывозу и имеют минимально возможную цену в 3 500 гривен за штуку. За каждую подобную справку Наталья честно платила по 500 гривен. Для украинских пограничников этих справок вполне хватало, а вот на поляков они не произвели никакого впечатления.
Наталья рассказывает, что в Финляндии волонтерам помогает сплоченная группа бизнесменов украинского происхождения, которая должна была организовать специальный аукцион по продаже предметов искусства войны. Гильзы, тубусы с картинами разъезжаются по всей Европе - их приобретают люди, поддерживающие Украину деньгами и делом. «Знаете, эти картины, можно сказать, такие "бусы войны", - рассказывает Наталья. - В первые месяцы после полномасштабного вторжения было легко собирать деньги на помощь армии. Сейчас настало время давать человеку что-то взамен; мы рисуем на тубусах, и люди на аукционах получают свою частичку войны, а мы [за эти деньги] снова можем ремонтировать старые машины и покупать новые для батальона. Такой вот новый обмен».
Солидарность в действии
Наталья Якименко собирает деньги в благотворительный фонд «Солидарность в действии» - продажа картин должна была дать средства на необходимое снаряжение для 204-го отдельного батальона ТРО Украины. Сейчас у Натальи на руках инвойс на 94 000 евро с перечнем из десятков позиций: от магазинов для автоматических винтовок под патроны 308-го калибра до тактических наушников. В 204-м батальоне ТРО служит и друг Натальи, финский боец Даниэль Грекин. Он важная фигура - уже сержант, ждет получения украинского гражданства (оно позволит получить офицерское звание) и формирует свою роту из иностранцев. А еще Грекин - амбассадор благотворительного фонда «Солидарность в действии».
Себя Наталья называет просто: «Я - главная коза Украины!» Дело в том, что Наталья Якименко еще и заместитель главы общественной организации «Вівчарство та козівництво України» («Овцеводство и козоводство Украины»). Сейчас они завершают тяжелый лоббистский процесс - в октябре Верховная рада собирается проголосовать за законопроект о маленькой революции на селе: люди, которые производят у себя в хозяйстве до 1 000 кг продукции животного происхождения в неделю, могут декларативно регистрироваться и легально продавать свою продукцию. Это выведет в правовое поле все малые хозяйства, в том числе любимые Натальей малые семейные сыроварни по изготовлению сыров из козьего молока.
«Мама у меня была председателем женсовета авиационного полка, родилась я в Эстонии, потом папа служил в Украине, оттуда поехали в Венгрию. Я выросла в армии! - рассказывает Наталья Якименко. - Есть армия и есть тыл: он формируется родственниками, теми же женщинами, которые тоже выстраиваются в эскадрильи и полки. С нами, как у нас говорят, и батьку бить легче! Когда мой брат пошел служить в ВСУ, я предложила устроить в его батальоне что-то типа женсовета. Все сначала хлопали в ладоши, а потом поняли: какое же это давление! Сейчас я помогаю Даниэлю в 204-м батальоне и не устаю повторять, что многих вопросов не было бы, если бы родственники держались вместе: один рисует, один занимается коммуникациями, кто-то реализует… Из батальона в пятьсот человек точно можно организовать команду поддержки человек в 20−30 - из родственников, невест и друзей. Чем мы сейчас и занимаемся».
При подготовке этого материала «Спектр» непосредственно свел «главную козу Украины» Наталью Якименко и художницу Вассу Багалику: до этого они полтора месяца координировали свою деятельность на благо 204-го батальона ТРО только по телефону.
- Я училась в Киевской художественной академии на художника кино, у нас была команда, которая делала декорации, снимали фильмы, рекламу, - рассказывает Васса. - Трое из нашей команды (двое декораторов и один художник) ушли на войну в 204-й батальон еще весной 2022-го, ну, а мы начали помогать [сбором средств]: на снаряжение по мелочи, на амуницию, маскировочные сетки… На машину сложно было набрать самим, мы же не «медийные», пришлось тогда кооперироваться с друзьями. Есть еще вариант [помощи]: мы же из киношной тусовки, есть знакомые, которые адресно пишут другим людям из нашей тусовки в Европу и там собирают на конкретные потребности: типа «сарафанного» радио, когда европейцы помогают по рекомендации тех, кому они доверяют.
(Кстати, кому хочется увидеть работы Вассы и ее команды в кино, посмотрите фильм «Антон і червона химера» режиссёра Зазы Урушадзе, он был снят в 2021 году и вышел в прокат накануне полномасштабного вторжения России в Украину. Не до кино тогда было Украине…)
Тубусы расписывали три профессиональных художника - сама Васса Багалика, ее муж Иван Марков и графический дизайнер Дарья Богачевская. Васса и Дарья подружились на одном курсе Художественной академии, который читал отец Вассы.
В распоряжении у художников были три трофейных российских тубуса и гильзы от снарядов еще советского производства - от зенитной автоматической пушки образца 1950 года С-60. Их осколочные снаряды теперь в украинской теробороне успешно используют для обстрела российских войск под Бахмутом, а гильзы иногда достаются художникам.
Казак против Змея
«У нас были разные поверхности с разным покрытием, все три тубуса очень по-разному себя вели и надо было бы, наверное, их прогрунтовать, но мы этого не сделали, - рассказывает Васса. - Пришлось много слоев краски наносить: она просто впитывалась… Военные технологии различаются: один тубус, казалось, был покрыт масляной краской, вернее, чем-то похожим на алкидную эмаль: она, по идее, хороший грунт, можно на ней писать. Но вот в этом случае выяснилось, что нет. Без грунтовки получилось больше слоев краски - это тоже интересно!
Мы, художники, всегда себе что-то представляем перед работой, а тут все было тяжело: тубусы эти были вражеские - один от «Корнета» (российский противотанковый ракетный комплекс) и два зенитных… Все они стреляли по нашим. Если честно, я их сначала даже попшикала антисептиком - они были мне противны! А чтобы работать с ними, их надо было полюбить…
Профессиональная деформация есть у всех, я училась на художника кино, и там всегда важна концепция, задумка - не просто случайная картинка. У меня на тубусе казак, побивающий копьем Змея. Змей у меня не закрашен краской, он цвета этого тубуса - он враг! Кроме того, в истории Украины чем больше было войн, тем больше писалось икон с этими сюжетами, с Юрием Змееборцем. И мне это как-то само пришло, это логично, это постоянная история - войны идут в моей стране много веков, враг у нас тоже постоянный. Я хотела сделать стилизацию под казацкую парсунную икону, и когда ты придумываешь, что нарисуешь, этот тубус становится холстом, а не вражеским объектом…
Даша придумала «агента-акулу», которая как бы съедает этот тубус вместе с «москалем». А Иван рисовал все, что нас радует во время войны, - пожары в Москве, тонущий военный корабль, Кобзон, очень много деталей… Сложно придумать сюжет, когда это вражеский тубус, но потом все идет хорошо, как надо. А еще важно, что все оно круглое и художнику нужно понимать, как оно с каждой стороны будет смотреться.
Среди тубусов в Финляндию ехали и два черно-белых - работы самой Натальи Якименко. На одном из них изображен Кракен - морское чудовище из скандинавской мифологии. В Украине эта легенда имеет продолжение: в Харькове в первые дни вторжения из ветеранов полка «Азов» возник батальон «Кракен», который успешно воюет в подчинении ГУР МО Украины. Подразделение с именем «Кракен» было сразу же замечено в Финляндии, и волонтеры из этой страны имеют уже устоявшиеся связи с харьковским батальоном. И не только волонтеры - финны, воюющие в разных украинских батальонах, едут за технической помощью в «Кракен» как в родной дом. Корреспондент «Спектра», к примеру, забирал вместе с Даниэлем Грекиным в Харькове его машину, которую бесплатно бронировали стальными листами именно в автобате «Кракена».
Вторая работа Натальи Якименко тоже по мотивам скандинавской мифологии - разумеется, с богом-козой. Все эти работы в скором времени опять поедут в Финляндию.
А группа киевских художников уже делает новые произведения искусства: они мало разбираются в военной технике, но новые тубусы-контейнеры уже вряд ли обрабатывают антисептиком. На видео, снятом Вассой Багалика, четко видны контейнеры от 155-мм снарядов стандарта НАТО - главном сегодняшнем артиллерийском оружии ВСУ.
This browser does not support the video element.