«Все это сделано с нуля». Что не так с открывшимся после реконструкции Старым замком в Гродно
9 ноября 2021 в 1636451820
«Зеркало»
Старый замок в Гродно открылся для посетителей. Туристы могут увидеть новую музейную экспозицию, размещенную в семи обновленных помещениях. Объясняем, что не так с замком и почему реставрация вызывает вопросы у специалистов.
Чем известен Гродненский замок?
Старый замок в Гродно был построен как оборонительное сооружение в ХI веке. В конце XIV века он стал главной резиденцией великого князя литовского Витовта, который в 1391 году перестроил деревянное здание в каменный готический замок с пятью башнями.
В 1580-е годы здание стали переделывать для короля Речи Посполитой Стефана Батория. Главным в композиции стал ренессансный двухэтажный дворец. Зал и королевские комнаты были отделаны изразцами и резьбой. В башне размещалась баня, а над ней - зал с лепниной. Во время войны 1654−1667 годов между Россией и Речью Посполитой замок был разрушен, но довольно быстро отстроен заново. Однако после Северной войны (1700-1721), когда в нем стояли русские войска, пришел в запустение. После этого он неоднократно перестраивался.
В XIX веке на территории дворца царские власти открыли казарму, гостиницу, офицерское казино и военную библиотеку. Музею здание было передано в 1924 году.
Когда началась реконструкция и в чем ее общая концепция?
Реконструкция Старого замка в Гродно началась четыре года назад, в 2017-м. За основу был взят проект столичного архитектора Владимира Бачкова. В среде реставраторов он имел противоречивую репутацию. В начале нулевых Бачков занимался реконструкцией Несвижского замка, и его работа вызвала бурную критику. Архитектор выбрал вариант реконструкции одной из башен, не соответствующий стилистике замка: на ней появился купол в форме луковицы с кокошниками. В результате башню пришлось перестраивать.
Старым замком в Гродно Бачков стал заниматься еще в советское время, участвуя в археологических раскопках. В начале 1990-х он разработал проект реконструкции, который из-за нехватки финансирования положили под сукно и актуализировали в десятые годы. Но к тому времени наука шагнула вперед, а Бачков использовал старые разработки.
Архитектор предложил воссоздать королевскую резиденцию в том виде, в котором она существовала во времена Стефана Батория. Но здание неоднократно перестраивалось после его жизни уже при других королях. Бачков же предложил убрать постройки и надстройки XVII-XIX веков как ненужные и восстановить те, которые строились при Батории в конце XVI века, но не сохранились.
О чем идут споры?
Существует два аспекта: научный и материальный.
Что касается первого, то в реализации концепции Бачкова столкнулись два подхода.
Как писал в начале 2021 года историк Андрей Чернякевич, замок - это «спалучэнне розных эпох, архітэктурных стыляў, рознай унутранай планіроўкі, якія разам ствараюць жывы арганізм». По его мнению, строительство именно «замка Батория» «пагражае знішчэнню гэтага каштоўнага помніка». Также он считает, что «нам прапануюць пабудаваць узамен старажытнай камяніцы, дзе кожнае скляпенне захоўвае памяць пра мінулыя стагоддзі, дарагі муляж, пазбаўлены ўсялякага духа гісторыі; замяніць аўтэнтычны, сапраўдны скарб прыкрай падробкай».
А вот директор Гродненского историко-археологического музея Юрий Китурко говорил в интервью TUT.BY, что замок изначально был построен при Стефане Батории архитектором Санти Гуччи в ренессансном стиле. К этому периоду надо и возвращаться. Все более поздние изменения - «текущие ремонты для приспособления дворца под хозяйственные нужды».
Кроме того, существует и материальный фактор. Государство слабо финансирует реставрацию архитектурных памятников. Местные власти, местные музейные работники и реставраторы-прагматики хотят продолжать реставрацию, пока государство дает деньги, ведь финансирование может закончиться в любой момент.
Другие ученые настаивают, что работы надо проводить профессионально. Историк Николай Волков отмечал в комментарии TUT.BY, что проект Бачкова разрушает аутентику здания и является «открытой фальсификацией памятника». А значит, если существуют неточности или спорные моменты, необходимо переделывать проект.
Чего не было в замке, а теперь появилось?
По словам заведующего отделом новейшей истории Гродненского историко-археологического музея Андрея Вашкевича (это заведение работает в стенах Старого замка), для посетителей доступны башня въездных ворот, галерея, «каменица» и ещё одна башня. «Все это сделано с нуля, потому что не сохранилось», - комментирует Вашкевич.
Одним из самых спорных моментов стало возведение «каменицы», которая примыкает к Наднеманской башне. Единственный аргумент в пользу ее существования - изображение замка на гравюре Томаша Маковского 1600 года. Но о «каменице» нет упоминаний ни в одном описании замка, ни в одном плане замка. Никаких следов «каменицы» не выявлено в ходе археологических исследований. В ответ на последний аргумент Бачков заявил, что «каменица» была деревянной, поэтому ее следов не сохранилось. Но возводить ее нужно из кирпича, поскольку так первоначально задумал королевский архитектор Санти Гуччи. При этом Бачков никак не доказал, что этот зодчий возводил замок и что существовал такой план. То есть «каменица» является строением, которого никогда не существовало.
С этим позже согласились и власти. «Спорность каменицы мы (…) признаем. Но ее строительство было обоснованным решением. Здесь разместятся музейные экспозиции. И для ее строительства ничего разрушено не было», - заявила TUT.BY в 2019 году начальник управления культуры Гродненского облисполкома Елена Климович
Вторая проблема связана с башней въездных ворот. Изначально Бачков предлагал установить на ней купол, имеющий округлую форму. Но этот проект не утвердили ни в Министерстве культуры, ни в «Гродногражданпроекте» (организация, которая отвечает за разработку строительного плана). Поэтому были приглашены польские эксперты, которые и дали свое заключение. Они предложили несколько иную форму, и к ним прислушались. Хотя в итоге купол несколько отличается углом наклона и у него меньшая высота, чем предлагали поляки. Также власти отказались от варианта покрытия, которое предлагали западные эксперты.
По источникам, въездная башня имела два этажа, а по проекту реставрации к ней добавили третий. Чтобы сделать вход на него, архитектор придумал еще один дополнительный этаж для соседней галереи.
Именно с ней - с аутентичной одноэтажной галерей - связана третья проблема. Эта галерея соединяла королевские апартаменты во дворце c въездной башней, где находились часовня, и башней над Неманом, где находилась баня. Бачков предложил надстроить на галерее еще один дополнительный ярус.
Как обращал внимание историк Николай Волков, второго этажа не было даже на гравюре Томаша Маковского. «Это фантазия архитектора, жертвой которой станет первый, аутентичный, этаж галереи. Стены старого коридора, по которому ходили короли, не смогут выдержать нагрузки новой надстройки, и его придется разобрать и выстроить заново. В межвоенное время поляки аккуратно этот коридор реставрировали, а теперь он станет жертвой мнимой красоты», - говорил он в 2017-м. В итоге так и произошло: строителям пришлось разобрать, а затем собрать своды якобы аварийной галереи. То есть галерея, как и въездная башня, является новоделом.
Кстати, наверху новой галереи Бачков устроил открытую площадку с балюстрадой - террасу, которой также не существовало (о ней не упоминают исторические источники, ее нет на изображении Маковского). «Да, спорный элемент. Что здесь был этот уровень, сомнений нет, а вот как его воплощать - другой вопрос. Автор проекта решил, что здесь будет терраса», - комментировала эту ситуацию Елена Климович. Получается, что новоделом является и терраса.
Четвертая проблема - башня над Неманом. По источникам, она имела три этажа, по проекту реставрации у нее появился четвертый.
Следующая, пятая, проблема связана с изображениями в стиле сграффито (техника выполнения монументальной настенной живописи, при которой рисунок создается прорезанием слоев цветной штукатурки. - Прим. Zerkalo.io). Они появились на въездной башне. Речь о портретах римских императоров и Стефана Батория.
Некоторые изображения в данной технике сохранились с тыльной стороны замка. Но вот что было нарисовано на башне - неизвестно. Каких-либо картин, гравюр или описаний до нашего времени не сохранилось.
Николай Волков говорил, что въездная башня не была достроена при жизни самого Стефана Батория. Ее начали возводить в 1586 году, в конце которого король умер. Сграффито, соответственно, тоже не успели сделать. Елена Климович ответила TUT.BY в 2019-м, что портрет Батория - «дань памяти королю». «Мы не знаем, что могло быть изображено на башне. И это некоторое допущение, которое имеет место быть», - отметила она.
Что находится внутри замка?
Туристы смогут увидеть интерьеры семи залов. Музейная экспозиция посвящена истории замка, возникновению гродненского княжества, развитию Великого Княжества Литовского, личности короля Стефана Батория, а также развитию Гродно в XVI-XVII веках. В витринах можно увидеть предметы, найденные в разные годы в ходе археологических раскопок.
Как пишет «Вечерний Гродно», в каждом помещении разместили покрытые кафелем печи. В одной комнате стоит средневековый печатный станок и, как много столетий назад, печатают гравюры. Весь процесс покажут гостям и проведут мастер-класс. Кроме того, в комнатах можно увидеть гербы Речи Посполитой, в залах встречают фигуры воинов времен Батория, размещены хоругви, портреты, предметы мебели.
Что будет дальше?
Сейчас завершилась первая очередь реставрации. В будущем должна начаться вторая.
Ее главным итогом станет реставрация дворца Стефана Батория. Правда, она пройдет уже без Владимира Бачкова, умершего в этом году.
Стоит ли посещать замок?
Да, разумеется. В конце концов, открытие любого замка после реконструкции - это событие для Беларуси.
Проблема не в том, что он является новоделом. Ведь центр Варшавы, разрушенный во время Второй мировой войны немцами, также возводился с нуля. Но в той же Польше происходило полноценное и скрупулезное восстановление памятников. В Беларуси об этом говорить не приходится. Старый замок в Гродно представляет собой, скорее, новодел, созданный для туристов.
Добавим, что работы на уникальном для истории Европы объекте - речь не об интерьерах, а о зданиях, о которых написано выше, - проводились обычными строителями из обычной строительной организации, которая специализируется на возведении панельных домов.