В Минске десятки тысяч верующих пришли поклониться мощам. Вот что за реликвию возят по Беларуси и откуда взялась эта традиция
21 февраля 2024 в 1708521000
«Зеркало»
Недавно в Минске на Немиге наблюдались большие очереди в Свято-Духов кафедральный собор. Люди подолгу ожидали на улице, чтобы поклониться ковчегу с частицей пояса пресвятой Богородицы и мощам святых праведных Иоакима и Анны. По утверждениям братства при храме, за неделю (с 10 по 16 февраля) увидеть святыни пришли 300 тысяч человек. Рассказываем, что это за пояс и мощи, откуда вообще в христианстве появилась традиция почитания подобных реликвий и какие из них сейчас находятся в Беларуси.
Ковчег, пояс и святые
Считается, что одежда Богородицы после ее кончины сохранялась верующими Иерусалима и почиталась как святыня. Среди этих предметов был и пояс из верблюжьей шерсти, который, по легенде, Дева Мария сама после смерти отдала одному из учеников Иисуса Христа - апостолу Фоме.
Во время правления первого императора Восточной Римской империи Флавия Аркадия (395−408 годы), все так же по преданию, этот пояс был перенесен в Константинополь. Однако письменных упоминаний о реликвии не было вплоть до конца ІХ века, когда Иосиф Песнописец написал церковное песнопение для праздника положения святыни.
Позже реликвия многое пережила, и сейчас она или ее части находятся в нескольких местах - например, во Франции, Греции, Бельгии, Нидерландах, Грузии, Италии, Сирии и на Кипре. В Беларусь приехала часть греческой святыни из монастыря Ватопед, который находится на горе Афон.
А вот посещающий Беларусь ковчег с мощами хранится в российском Санкт-Петербурге - с 2011 года он находится в местном Казанском кафедральном соборе.
В ковчеге хранятся частицы мощей Иоакима и Анны - родителей Девы Марии. Считается, что они были благочестивой четой царского рода, но до преклонного возраста не имели детей. После того, как священник иерусалимского храма отказался принять у Иоакима жертву, супруги стали усиленно молиться о даровании чада. Господь откликнулся на их молитвы, и вскоре у Анны родилась дочь Мария.
Почему святыни привезли в Беларусь? «Вот это прикосновение к святыне и паломничество к святыне, когда человек особенно где-то стоит, например, в очереди большой, ждет, стоит в течение нескольких часов, - для него это время какого-то размышления, время, когда он может переосмыслить свою жизнь, когда он может измениться», - говорил председатель синодального информационного отдела Белорусской православной церкви протоиерей Игорь Васько на пресс-конференции перед прибытием реликвий в нашу страну.
По словам Васько, во время пребывания части пояса Богородицы в России в 2011 году к ней прикоснулись около трех миллионов верующих и было «зафиксировано много очень чудес».
По народно-христианским представлениям, пояс Богородицы, а также святые Иоаким и Анна могут помочь парам, у которых не получается зачать детей. О похожем эффекте заявлял в 2011 году и глава Российских железных дорог Владимир Якунин, возглавлявший попечительский совет фонда, привезшего реликвию в РФ. По его словам, пояс Богородицы помогает повысить рождаемость.
Планировалось, что ковчег с поясом Богородицы пробудет в Беларуси с 10 февраля до 19 марта. Однако позже в БПЦ сообщили, что поклониться святыне можно будет до 3 апреля - все это время она будет путешествовать по городам Беларуси.
Как появился христианский обычай почитать реликвии
Почитание реликвий имеет огромное значение в христианстве. Поклоняясь святым мощам, христиане тем самым чествуют самого святого.
Первой христианской реликвией считается плащаница с тела апостола Павла, которую использовали для исцеления страждущих. Также в православии большое внимание уделяется иконам.
Культ таких реликвий восходит к истокам христианства: в результате гонений первых представителей этой религии предметы, связанные с теми, кто умер за веру, стали сохраняться и пользовались большим почитанием. Когда гонения закончились, не только распространился сам культ мощей святых, но и активизировались поиски предметов, предположительно связанных с главными действующими лицами Евангелия: Иисусом Христом, Девой Марией и апостолами.
Мощи, то есть останки святых, являются объектами почитания в православной, католической и других христианских церквях, имеющих апостольское преемство (то есть тех, в которых церковная иерархия через процедуру рукоположения прямо восходит к апостолам). Учение об обязательном почитании таких святынь было подтверждено в 787 году на Втором Никейском соборе - собрании главных церковных иерархов того времени.
Согласно учению, мощи являются носителями благодати, они должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями. Религиозные авторитеты Второго Никейского собора утвердили, что останки не сами по себе исцеляют и творят чудеса, а делают это силой вселившегося в них Христа. А через целование честных останков (то есть мощей) верующие получают освящение.
Наиболее раннее свидетельство благоговейного отношения христиан к мощам относится к 156 году - речь о повествовании о костях епископа Поликарпа Смирнского. Первые свидетельства об обычае целования костей умершего человека приходятся на начало IV века. Освящение воды или иной жидкости мощами для ее последующего употребления упоминается в византийской религиозной литературе с VII века. «Чин омыти мощи святых» появился из обычая омывать эксгумированные останки - впоследствии в Древней Руси это преобразовалось в практику погружения креста или мощей в воду, которую потом пили для исцеления от болезней.
В ранние времена - как минимум к V веку - появилась и практика разделения мощей - это было вызвано необходимостью их положения в новые храмы для совершения на них литургии. Блаженный Феодорит Кирский в своей речи о мучениках писал, что при отделении частиц от мощей мучеников благодать Божия не уменьшается, и частица мощей имеет ту же силу, что и мощи целиком.
В то же время поклонение мощам и другим реликвиям нередко критикуется - в том числе и многими христианами. Так, почитание мощей среди христиан отрицается протестантами. Еще французский теолог, полемист и пастор времен протестантской Реформации ХVI века Жан Кальвин все без исключения реликвии называл хламом и мусором, а поклонение им - суеверием и идолопоклонством.
Знаменитый философ и теолог XVI века Эразм Роттердамский с сарказмом писал о том, что можно было бы построить множество зданий из деревянных фрагментов, якобы бывших частью креста, на котором распяли Христа. Точно так же по крайней мере 30 святых гвоздей почитались как реликвии по всей Европе еще в начале ХХ века. При этом издавна обсуждался вопрос, был ли Христос распят с использованием трех или четырех гвоздей.
Какие похожие реликвии есть в Беларуси
Самой главной белорусской христианской реликвией считается Крест Евфросинии Полоцкой. Это изделие она заказала для Спасо-Преображенской церкви у местного мастера Лазаря Богши в 1161 году. Работа была выполнена в форме шестиконечного креста высотой 51,8 сантиметра, в специальных гнездах в нем находились фрагменты Креста Христова с каплями его крови, камень из гробницы Богоматери, частицы мощей и кровь святых. В XIII веке его перевезли в Смоленск, затем в Москву. Захватив Полоцк, русский царь Иван Грозный вернул крест на место.
Оригинала в стране сейчас нет - он исчез во время Второй мировой войны. Предположительно, реликвия может находиться в России. Есть копия креста, созданная в 1997 году, - она хранится в полоцкой Спасо-Преображенской церкви.
А вот довольно недавно появившийся объект поклонения белорусских православных - это могила святой блаженной Валентины Минской у деревни Крысово Дзержинского района Минской области. Считается, что там находятся ее святые мощи.
Валентина Минская (урожденная Чернявская, в замужестве Сулковская) - первая в истории Белорусской православной церкви, причисленная к лику святых в чине блаженной. Она родилась в 1888 году, росла в семье настоятеля церкви, училась в Минском духовном училище. Валентина 33 года, до самой смерти в 1966-м, провела в постели.
По церковным данным, первые свидетельства о чудесах, совершенных блаженной, относятся еще к довоенному периоду. Когда матушка оказалась прикованной болезнью к кровати, к ней стали приходить люди за советом и помощью. Она могла видеть прошлое и будущее, утешала людей и помогала им молитвой, считают верующие.
Еще одна реликвия, связанная со столицей, по преданию, была обретена в Минске в 1500 году. Это считающаяся чудотворной Минская икона Пресвятой Богородицы, которая после утери креста Евфросинии Полоцкой остается главной святыней страны. Предание сообщает, что икона была написана одним из учеников Христа - святым апостолом и евангелистом Лукой. В течение многих столетий она находилась в Византии. А после пятьсот лет хранилась в Десятинной церкви Киева, возведенной в конце Х столетия. Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 года, пока во время монгольского нашествия Киев не был разрушен.
В 1482 году Киев подвергся очередному опустошительному набегу. Предание сообщает, что образ «то ли по воде, то ли против воды, чудесным способом, или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замком встал, а светом необычным из себя исходившим выданный, от обывателей места из воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровожденный». Сейчас икона находится в Свято-Духовом кафедральном соборе.
На юге страны тоже есть реликвии, которые, как утверждается, попали в Беларусь по рекам. Это туровские каменные кресты. По преданию, они после крещения Руси приплыли против течения из Киева по Днепру и Припяти. Их установили на берегу реки, и стояли они так почти тысячу лет, а во времена советской власти были закопаны или затоплены. Но позже снова нашлись.
А в 1997 году один крест показался из земли на территории Борисово-Глебского кладбища и, как считается, начал постепенно «расти». К нему приходят паломники - вокруг повязывают ленты, а у креста оставляют деньги и конфеты. Такие подношения, правда, скорее относятся к язычеству, нежели к христианству.
А в 200 километрах от Турова находится известный православный Жировичский монастырь. Появился он там после того, как, согласно преданию, в 1470 году на этом месте была явлена Жировичская икона Божией Матери.
По легенде, юные пастухи, пасшие стада землевладельца, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они сняли образ с дерева и отнесли его хозяину. Тот икону спрятал, но она пропала и снова появилась на груше. Тогда мужчина дал обет построить в Жировичах на месте явления образа храм в честь Пресвятой Богородицы. Сейчас икона находится в иконостасе Царских врат главного храма местного монастыря.
В Свято-Духовом кафедральном соборе, помимо чудотворной иконы Минской Божией матери, находятся еще и мощи святой Софии Слуцкой (1585−1612). Останки хранятся в раке из красного дерева с позолотой.
София была единственной дочерью слуцкого князя Юрия Олельковича. Рано осиротев, она была сосватана в жены за сына виленского воеводы Януша Радзивилла. Будучи истинной защитницей православия, она сумела убедить своего супруга-католика испросить у польского короля грамоту, воспрещающую к принуждению православных христиан о принятии унии - так говорится на сайте православного турагентства.
Правда, есть и мнение, что София и вовсе была католичкой. Как довод в пользу католического вероисповедания приводится то, что супругой ее отца Юрия была католичка Барбара Кишка - и по существовавшей тогда практике сыновей в смешанном браке крестили бы в вере отца, а дочерей в вере матери.
В Спасо-Евфросиниевском монастыре Полоцка находятся мощи уже упоминавшейся святой Евфросинии Полоцкой, привезенные туда в 1910 году из Киево-Печерской лавры.
«У нее до сих пор сохранились не только косточки, но и мягкие ткани и кожа. Высохшие ткани во многих местах сохранили гибкость и эластичность, толщину и объем. У святой сохранились глаза, как будто она просто спит», - рассказывала в 2021 году насельница полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря монахиня Рахиль.
«Грудная клетка изломана, кое-где на остатках ребер сохранились заплесневевшие и мумифицировавшиеся части мышечной ткани и кожи. Часть ребер провалилась внутрь и подперта каким-то материалом, при развертывании оказавшимся частями парчовых облачений», - а так говорилось в документах после вскрытия мощей в 1920-х годах.
В январе 2023 года на американской платформе eBay появился лот, который был заявлен как мощи Евфросинии Полоцкой. Однако никто - ни представители церкви, ни ученые - никогда и нигде не заявляли и не писали об утере части мощей.
А в гомельском Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе находятся мощи преподобной Манефы Гомельской. Манефа (в миру Мария Скупичева) родилась в 1918 году в деревне Севруки под Гомелем. Постриглась в монахини в 24 года, то есть во время оккупации Беларуси нацистами.
Женщина имела врожденное заболевание - церебральный паралич. Согласно житию, во время Второй мировой войны «матушка прозорливо открывала женщинам долю их близких, хотя иногда, щадя вдовицу, бывало, умалчивала о смерти воина-мужа».
Скончалась Манефа в 1984 году. Канонизировали ее, уже когда Беларусь стала независимой, мощи были обретены в 2006‑м - останки извлекли на кладбище в деревне Севруки.
Тоже на Гомельщине есть еще одна белорусская реликвия. В Свято-Иоанно-Кормянском женском монастыре в агрогородке Корма Добрушского района хранятся мощи Иоанна Кормянского. По паспорту он был Иваном Гашкевичем - родился на Рогачевщине в 1837 году и умер в 1917-м под Гомелем.
«При жизни он был простым сельским священником, но честно и без остатка отдающим себя помощи людям. Потому и памяти о нем не давали пропасть несколько поколений местных жителей. Его нетленные мощи были обретены чудесным образом только в начале 1990‑х», - писало госиздание в 2022 году.
«Я открыл гроб: лежит священник в зеленом облачении, иконочка на груди, Евангелие. И выяснили мы, что первым от храма был погребен священник Иоанн Гашкевич, рядом нашли сына его Михаила. И что примечательно: Михаил был похоронен намного позже, но от его тела практически ничего не осталось. Вот тут-то людям стало ясно, что Господь показывает святость прижизненную отца Иоанна. Примечательно, что в день обретения мощей Гомель первый раз посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II», - рассказывал архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан.
К лику святых Иоанна Кормянского Белорусская православная церковь причислила в 1988 году, годом ранее мощи были выставлены в местном храме.