Десять лет назад на экранах появился первый фильм о Джоне Уике. Теперь он, похоже, — самый известный персонаж родом из Беларуси
15 ноября 2024 в 1731654900
«Зеркало» / Александр Абибоков
В этом году одна из самых кассовых кинофраншиз 2010-х - «Джон Уик» - отмечает десятилетие. Премьера первого фильма о профессиональном киллере состоялась 19 сентября 2014 года на техасском фестивале Fantastic Fest, а в следующие несколько месяцев картина дебютировала в других странах мира (у нас ее показывали с 4 декабря). Спустя пять лет, с выходом «Джона Уика 3», зрители узнали, что настоящее имя обаятельного наемника - Джордани Йованович, и он - воспитанный цыганами выходец из Беларуси. Три сиквела и подтвержденное производство пятой части, два спин-оффа, появления в качестве камео в играх и комиксах - все это сделало героя, пожалуй, самым узнаваемым в западной культуре персонажем с беларусскими корнями. В этом материале мы расскажем, как «Джон Уик» из малобюджетного боевика превратился в одну из самых успешных экшен-киновселенных последних десяти лет и как у главного героя появился беларусский бэкграунд, а также посоветуем фильмы, которые могут понравиться его фанатам.
Каскадеры из «Матрицы»
«Джона Уика» снял дуэт кинематографистов Чада Стахелски и Дэвида Литча. Для обоих фильм стал первым, где они выступили в качестве режиссеров, однако к тому моменту у авторов был колоссальный опыт в киноиндустрии в качестве каскадеров. Стахелски познакомился с Киану Ривзом, исполнителем роли Джона Уика, на съемках «Матрицы» (1999). Чад был дублером Киану во всех фильмах серии и совмещал эту работу с обязанностями координатора трюков, для чего в качестве напарника пригласил своего друга и коллегу Литча. Тот тоже успел поработать с большой звездой: Дэвид был дублером Брэда Питта в нескольких фильмах, включая культовый «Бойцовский клуб» (1999).
В 1997 году, еще до выхода первой «Матрицы», друзья-дублеры основали компанию 87eleven, которая специализировалась на постановке трюков для кино и тренировке актеров для боевиков. Первый большой успех компании случился после выхода фильма «300 спартанцев» (2006), над боевыми сценами и хореографией которого работала команда 87eleven. После этого компания получила огромную популярность в индустрии: они участвовали в создании «Голодных игр», «Росомахи», «Черепашек ниндзя» и множества других крупных студийных фильмов.
Режиссерский дебют
В феврале 2013 года голливудский продюсер с украинскими корнями Бэзил Иваник «за считаные пенни» купил у не слишком успешного писателя Дерека Колстада сценарий фильма с рабочим названием Scorn о семидесятилетнем наемном убийце, который вынужден вернуться к прошлой жизни. Изначально на его роль рассматривали двух известнейших актеров близкого возраста: Клинта Иствуда и Харрисона Форда. Позже, в процессе поиска команды для фильма, создатели решили не привязываться к возрасту героя и предложили роль сорокадевятилетнему Киану Ривзу, который спустя несколько лет после сверхуспешной «Матрицы» не мог найти хоть сколько-нибудь близкую по масштабу роль.
Актеру понравился сценарий, он согласился сниматься и вдобавок посоветовал своих старых друзей Стахелски и Литча в качестве постановщиков боевых сцен. Они тоже высоко оценили идею фильма, но после долгих лет работы только над трюками в рамках 87eleven Чад и Дэвид хотели попробовать себя в роли полноценных режиссеров. Это устроило продюсера, и фильм начали снимать уже в октябре. Стахелски стал главным режиссером фильма, указанным в титрах, а Литч был его сорежиссером.
Описывая стиль «Джона Уика 4», российский кинокритик Антон Долин написал: «Он [Стахелски] революционно переворачивает систему ценностей, ставя во главу угла не сценарий, режиссуру или актерскую игру, а виртуозность трюка».
Эта фраза одинаково хорошо объясняет художественную ценность каждого фильма о наемнике, а также метод режиссеров. Стахелски и Литч не стали делать из экшен-боевика нарочито сложную историю с претензией на излишний драматизм, а решили показать зрителям то, ради чего на фильм этого жанра идут в кино: идеальную хореографию, изобретательную операторскую работу со снятыми в один кадр долгими драками и захватывающую своей неонуарной эстетикой картинку.
Классическая история мести стала идеальным сюжетным сеттингом для фильма - она не отвлекает от его визуального совершенства, которое в «Джоне Уике» превосходит любую другую составляющую. К тому же простота сюжета позволила рассказать историю, понятную на эмоциональном уровне каждому зрителю: месть тем, кто лишает героя последнего подарка от самого дорогого человека. Это выделяет «Джона Уика» на фоне бесчисленных боевиков нулевых и десятых, которые рассказывают об агентах спецслужб, цели которых - спасение мира или хотя бы страны - далеки от переживаний обычного человека.
Подход режиссеров сработал: фильм собрал в прокате по всему миру 86 миллионов долларов при бюджете в 20 и был положительно воспринят критиками. Такой успех первой части через несколько месяцев после премьеры, в феврале 2015-го, позволил Стахелски уже без Литча начать работу над вторым фильмом, которого не было в изначальных планах.
Джон Уик = Джордани Йованович, беларус
Вторая часть оказалась не хуже первой в художественном плане, а в коммерческом даже превзошла ее: удвоенный до 40 миллионов долларов бюджет принес и в два раза больший доход - 171 миллион. «Джон Уик 3» продолжил эту динамику. И, что важнее в контексте нашего материала, преподнес сюрприз жителям Беларуси. Оказалось, Джон Уик - «дитя Беларуси», о чем он сам говорит, когда просит помощи у босса русской мафии.
На постсоветское происхождение киллера намекали и его связь с русской мафией, и прозвище Баба Яга, однако до выхода третьей части не было точной информации, где именно родился Джон. Третий фильм ответил на этот вопрос, даже указав, что его малая родина - деревня Подгорье. Правда, неясно, какая именно, ведь таких в Беларуси несколько.
Хотя создатели публично не комментировали, почему придумали герою такое происхождение, самого факта уже хватило для появления многочисленных мемов, новостей и даже фильмов о вымышленном беларусе. В 2020 году, еще до начала введения в значительной части мира коронавирусных ограничений, а также до массовых протестов, организаторы международного фестиваля мобильного кино VOKA Smartfilm сняли короткометражку о детстве Джордани в беларусской деревне. В фильме двое ее жителей, бабушка и дедушка, приглашают Киану Ривза под всеми его самыми известными именами в кино приехать домой, а организаторы VOKA Smartfilm - посетить фестиваль.
Учитывая множество историй о доброте и отзывчивости Киану Ривза, кто знает - может, актер и приехал бы в Минск, если бы не начавшаяся вскоре пандемия.
Киновселенная Джона Уика
Каждый следующий фильм о наемнике с беларусскими корнями собирал больше денег, чем предыдущий. Создатели персонажа не стали упускать такую возможность и стали активно развивать мифологию мира Джона Уика, прорабатывать его лор и расширять киновселенную. Помимо уже упомянутых трех фильмов о киллере, в 2023 году вышла последняя на данный момент четвертая часть. Она собрала самую большую кассу (440 миллионов по всему миру) и получила лучший во всей франшизе рейтинг одобрения на известном американском агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes - 94%. В том же 2023 году создатели подтвердили начало работы над «Джоном Уиком 5».
Чуть позже, в октябре 2023-го, вышел первый спин-офф вселенной: мини-сериал «Континенталь». В нем рассказывается история Уинстона, второстепенного героя серии фильмов о Джоне Уике, управляющего нью-йоркского отеля сети «Континенталь», в которых останавливаются наемные убийцы со всего мира и где происходит значительная часть событий предыдущих фильмов. В трех полуторачасовых эпизодах молодой Уинстон за 40 лет до событий первого «Джона Уика» пытается найти своего сбежавшего брата Фрэнки и противостоит жестокому отчиму Кормаку. Сериал хвалят за отличные боевые сцены, как и в фильмах, однако критикуют за актерскую игру, сценарий и, скорее, личные, нежели профессиональные качества Мэла Гибсона в роли Кормака.
Помимо сериала, студия Lionsgate, которой принадлежат права на франшизу, начала съемки фильма «Балерина» с Аной де Армас в главной роли. Фильм расскажет историю балетной танцовщицы и наемной убийцы из той же мафиозной семьи русска рома, что и сам Джон Уик. Выход спин-оффа изначально был запланирован на 2024 год, однако позже его перенесли на 2025-й.
Что еще посмотреть
После работы над первой частью Чад Стахелски в качестве главного режиссера снял только все последующие фильмы о Джоне Уике. Как режиссер второй операторской группы и постановщик трюков он поработал над супергеройскими «Первый мститель: Противостояние» (2016) от Marvel и «Хищными птицами» (2019) от DC. Оба фильма изобилуют боевыми сценами, которые должны понравиться поклонникам вселенной Джона Уика.
Дэвид Литч, сорежиссер первой части и напарник Стахелски, после работы над первым фильмом о наемнике снял еще несколько успешных фильмов. «Взрывная блондинка» (2017), «Дэдпул 2» (2018), «Форсаж: Хоббс и Шоу» (2019), «Быстрее пули» (2022), «Каскадер» (2024) - режиссером всех этих работ выступил создатель первого «Джона Уика», привнеся в каждую ленту потрясающую хореографию и эстетику движений. Также Литч выступил продюсером фильма «Никто» (2021) российского режиссера Ильи Найшуллера, визуальный стиль которого вместе с боевыми сценами вполне мог бы сделать его еще одним спин-оффом вселенной беларусского наемника.
Последним из вышедших фильмов, в которых отчетливо чувствуется влияние «Джона Уика», можно назвать «Манкимэна» (2024) британского режиссера и актера индийского происхождения Дева Пателя. Некоторые кинокритики даже называют очередную историю о мстителе «Джоном Уиком по-индийски», другие отмечают его отставание по части боевых сцен, но знакомый стиль имеет шанс понравиться поклонникам фильма вселенной Уика.