Телеведущий заявил, что Лукашенко «выбрал Бог». Вот что об этом думают представители церкви
9 сентября 2021 в 1631163960
«Зеркало»
Ведущий передачи «Политика без галстуков и купюр» на СТВ Евгений Пустовой заявил, что Александр Лукашенко избран Богом, и сравнил его с Моисеем. Спросили, что о подобных высказываниях думают представители церкви.
«Лукашенко выбрали не только избиратели, Лукашенко выбрал Бог»
Это «нормальный, традиционный библейский политик, а не жрец какой-то там новой религии, нового инфернального мира».
- Даже не буду рассуждать, кому или чему служит мировое начальство. Явно не людям. Я скажу, что точно знаю: Лукашенко тянет на себе белорусский народ, как Моисей. Почему я сравнил с Моисеем? Потому что я не знаю другого такого национального лидера, который терпел весь ропот неблагодарного народа, но не оставлял его и вел в Землю обетованную. <…> А если сравнить, в какой небогатой атмосфере родился и рос глава государства, как добился всего и не боится говорить правду с самых высоких трибун мировой политики, то можно параллели провести с лучшими историческими личностями. Я не обожествляю. Это не культ личности, это исторические параллели. Лукашенко выбрали не только избиратели, Лукашенко выбрал Бог, - заявил Евгений Пустовой в телеэфире.
«Церковь не участвует в политических спорах»
Zerkalo.io спросило представителей православной и католической церкви, как они трактуют и как относятся к такого рода высказываниям.
- Библейские параллели и сравнения в той или иной степени используются в политическом дискурсе достаточно давно. К религии зачастую это не имеет никакого отношения. Евгений Пустовой является светским журналистом, и его мнения не выражают позицию церкви. Это личные взгляды, высказанные в политической программе и в рамках политической дискуссии. Церковь в политических спорах не участвует и содержание их не комментирует, - ответил на наш вопрос пресс-секретарь Белорусской православной церкви Игорь Васько.
Католическая церковь не запрещает людям высказывать их мнения, пусть и не всегда корректные, главное, чтобы прозвучавшая позиция не навязывалась людям как обязательно верная, считает пресс-секретаря Конференции католических епископов Беларуси Юрий Санько.
- Апошнім часам з'яўляецца шмат выказванняў, у якіх цытуецца Біблія, дзе вырываецца з кантэксту і па-свойму інтэрпрэтуецца Святое Пісанне. Я бы проста параіў людзям, якія бяруцца гэта рабіць, каб яны не проста ўзялі Святое Пісанне як самую папулярную кнігу. А зрабілі гэта з разуменнем, што гэта не проста кніга, якая распавядае храналогію жыцця паасобных людзей. Гэта кніга, якая паказвае нам, як Бог дзейнічае ў свеце. Таму яе трэба даследаваць і вывучаць, - говорит Юрий Санько. - Напрыклад, Маісей - гэта чалавек высокай духоўнасці, калі казаць сучаснай мовай, гэта прарок найвышэйшага ўзроўню. Пасля яго такога ўзроўню прарокаў не было. І місія, дзеля якой ён быў пакліканы - сфармаваць народ і перадаць яму Божае слова. Таму, канешне, як духоўнай асобе, святару, які таксама вывучае Святое Пісанне, такія параўнанні бачацца заўсёды смешнымі. Але ж калі чалавек так думае - калі ласка. Гэта яго меркаванне, ён можа думаць што заўгодна. Галоўнае, каб гэта не стала публічным у тым сэнсе, што ўсе павінны былі б так думаць.
«Не стоит выдавать свою картину мира за волю Творца»
Своим мнением о подобных высказываниях на условиях анонимности с журналистом поделились два православных священника.
- По этому поводу вспоминается исторический анекдот. В 2015 году американский политик Тони Перкинс назвал ураган "Хоакин" Божьим знаком и наказанием за легализацию абортов и однополых браков. Через год Тони из-за наводнения остался без дома. Мораль: у Бога тоже есть чувство юмора. Не стоит выдавать свою картину мира за волю Творца. В политической борьбе полезно сохранять трезвый взгляд на вещи, а не жонглировать громкими заявлениями, - комментирует священнослужитель. - А если серьезно, то все знают цитату апостола Павла о том, что всякая власть от Бога. О ней обычно вспоминают, когда очень хочется оправдать беззаконие власть имущих. Например, приходит какой-нибудь Волан-де-Морт и говорит, что все должны платить ему дань, потому что так написано в Библии. А кто ослушается, тому Авада Кедавра в плечи. Но институт демократии гораздо древнее текста Нового Завета, и апостол Павел, как образованный человек, его тоже включил в понятие власти. Осталось только открыть Конституцию и прочитать, кому принадлежит власть в нашей стране.
«Мы не вправе рассуждать, кого Бог избирает, а кого нет»
У христиан есть своя конституция - это Библия, главная ее часть - Евангелие, говорит второй священник. Он цитирует Евангелие от Иоанна: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую Вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». Апостолы - это избранники Божии, те которые идут и проповедуют учение своего учителя - Иисуса Христа, в первую очередь любовь, поясняет он.
- Никогда не слышал, чтобы Александр Григорьевич Лукашенко сказал, что его учителем является Иисус Христос (честно, не помню, чтобы он хоть раз вообще это имя произносил целиком). В последнее время мы слышим только слова о том, что надо поставить памятник Сталину и как хорошо было во время СССР, - комментирует собеседник.
В Ветхом Завете, вспоминает он, есть момент, где говорится, что «Господь ожесточил сердце фараона», чтобы народ израильский - избранный - изменился, освободился, получил спасение и стал ближе к Богу. «Может быть, у нас похожий путь?» - задается вопросом священник.
- Мы не вправе рассуждать, кого Бог избирает, а кого нет. Мы знаем, что Иисус Христос ясно говорит, что братья и сестры - это те, кто творит волю его и пославшего его Отца, - продолжает священник. - Если мы говорим в контексте того, что Александр Григорьевич творит волю Божию, то он, конечно, брат Господу Иисусу Христу, как и каждый из нас. А вот что есть воля Божия, это мы должны узнавать из Евангелия и смотреть по нашим делам, потому что Господь, опять же, говорит: «По плодам их узнаете их». Если ведущий считает, что дела Александра Григорьевича соответствуют тем, о которых говорит Христос (любовь, долготерпение, милосердие, воздержание, друг ко другу любовь), то в этом плане, может быть, он имеет право так говорить, но это его точка зрения.