Вован, Лексус и Захарова. Продюсерский центр «Спамаш» использует детей на идеологических мероприятиях — рассказываем, что известно
6 февраля 2024 в 1707239400
«Зеркало»
Продюсерский центр «Спамаш», принадлежащий близкому к Лукашенко бизнесмену Александру Шакутину, стал активно использовать детей в пропагандистских целях. Юные воспитанники центра в эфире российского госканала поют песни на стихи пресс-секретаря МИД России Марии Захаровой, а также выступают на пророссийских и идеологических мероприятиях в Минске. Рассказываем подробности.
«Проект двух МИДов» и «промысел господний»
В январе 2024 года 12-летняя белорусская певица Амалия Сухан, одна из ведущих артисток детской студии центра «Спамаш», выступила на российском государственном «Первом канале» в эфире «Шоу Вована и Лексуса» (прокремлевские пранкеры, которые по заказу белорусского ОНТ пытались устроить розыгрыш над Светланой Тихановской). Амалия Сухан исполнила песню «Рождество. В добрый час!», текст к которой написала пресс-секретарь российского МИДа Мария Захарова.
Напомним, спикер российской дипломатии Захарова известна своими одиозными высказываниями. В прошлом году она заявляла, например, о намерении Польши аннексировать западную часть Украины или о поставках из воюющей страны на Запад вагонов с человеческими органами. Сочинительством стихов Мария Захарова известна еще с 2016 года. Пишет их она не только на русском, но иногда и на английском языке.
Кстати, музыку к песне на стихи Захаровой написал белорусский композитор Леонид Ширин - художественный руководитель продюсерского центра «Спамаш». Почти 30 лет назад Леонида звали Лявоном, он играл на гитаре в рок-группе «Новае Неба». Эта группа записала в 1995 году (после референдума об изменении государственной символики) песню «Прэзідэнт, ідзі дамоў».
Песню Марии Захаровой и Леонида Ширина «Рождество. В добрый час!» в минском «Доме Москвы» накануне православного Рождества исполнила еще одна юная воспитанница продюсерского центра «Спамаш» Ксения Галецкая. В сюжете телеканала Союзного государства «БелРос» эту композицию назвали «музыкальным российско-белорусским проектом двух министерств иностранных дел». Также сообщалось, что текст к ней Захарова написала два года назад, но долго не могла найти соавтора, который бы сочинил музыку. Помог ей в этом госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев. Он посоветовал обратиться к белорусам, а саму песню назвал «промыслом господним».
Интересно, что воспитанники детской студии «Спамаш» появляются и на чисто внутрибелорусских идеологических мероприятиях. Так, они часто выступают в эфире белорусского государственного телевидения. А около месяца назад дети посещали Дворец независимости.
Журналист «Зеркала» на протяжении нескольких дней пытался получить комментарий у продюсерского центра «Спамаш» по поводу участия детей в идеологическх мероприятиях. Однако все это время в центре не брали трубку.
Известный продюсер и должность в Союзном государстве
Детская студия при продюсерском центре «Спамаш» была основана в 2018 году. Руководит ей Яна Станкевич - «известный белорусский продюсер». Так сказано на сайте «Спамаш».
Станкевич работала специалистом Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса и официальных делегаций «Дипсервис», пиар-менеджером спецпроектов «Первого музыкального» канала. А в 2008 году создала музыкальную группу Las Vegas, работавшую в жанре популярных в то время герлз-бендов. Также она была наставницей проекта «Академия талантов» на госканале ОНТ.
Официальную работу Станкевич совмещает с общественной жизнью. Например, она является членом общественной палаты Союзного государства.
Что за «Спамаш»?
«Спамаш» - давний игрок на рынке белорусского шоу-бизнеса. Он появился в 2004 году в составе одноименного унитарного предприятия, которым владел бизнесмен Александр Шакутин. Название продюсерского центра - составное из сокращенных слов «Светлой памяти Марии Александровны Шакутиной». Дочь Шакутина трагически погибла в середине «нулевых».
В интервью «Зеркалу» известный белорусский продюсер Владимир Кубышкин так вспоминал о причинах, которые побудили владельца холдинга «Амкодор» заняться шоу-бизнесом:
- Где-то в 2003-2004 году Шакутин вызвался перед Лукашенко стать главным по белорусскому шоу-бизнесу. Чем он руководствовался - до сих пор загадка для меня, это на банкете было - видимо, выпил лишнего. В итоге пожилой, насквозь советский «крепкий хозяйственник» решил навести порядок в шоу-бизнесе. Такой эталонный товарищ Огурцов из «Карнавальной ночи». На этом можно было сразу ставить жирный крест, но все решили еще 10 лет помучиться. И вот, он организовал продюсерский центр «Спамаш». По его задумке, как альтернативу «Молодежному театру эстрады».
С первых дней работы продюсерского центра Александр Шакутин стремился привлечь в команду лучших, по мнению бизнесмена, деятелей белорусского шоу-бизнеса. Руководителем назначил поэта-песенника Леонида Прончака (один из авторов текстов «Песняров» и других исполнителей), а худруком - композитора Владимира Кондрусевича (бывший концертмейстер Большого театра оперы и балета). Получил предложение поработать в «Спамаше» и Владимир Кубышкин, который в 2004 году как раз вернулся в Беларусь из России, где продюсировал поп-группу «Лето». Вот как он рассказывал об этом в интервью «Зеркалу»:
- Я согласился посмотреть, как у него (у Шакутина. - Прим. ред.) в «Спамаше» все устроено. Оказалось, что он нанял тех же старых авторов текстов и композиторов и думал, что я сделаю аранжировку песен, после чего случится магия, и его артисты станут популярными. Потом он показал мне артистов. Я запомнил только Алену Ланскую, но был и еще кто-то. Они начали мерзко орать в микрофон. Шакутину было важно, что поют они громко, для него это было показателем того, что выступление живое, а не под фонограмму. Крик в микрофон стал трендом, который на нашей сцене продолжается до сих пор. Белорусский шоу-бизнес убил Шакутин. Он убил его не со зла, хотел как лучше, но ему важно было выслужиться перед Лукашенко. Это было настолько ужасно, что я ему сказал, что не буду с ним работать.
Былые успехи и административный ресурс
Но наличие денег и связей на самом высоком уровне стало решающим фактором, позволившим «Спамашу» эффективно продвигать своих подопечных на рынке белорусского шоу-бизнеса. В 2005 году на работу в центр была принята 20-летняя исполнительница Алена Ланская, которая уже через шесть лет станет самой молодой в истории Беларуси заслуженной артисткой страны, предварительно победив на «Славянском базаре».
В своем недавнем расследовании о бизнесе Александра Шакутина объединение бывших силовиков Беларуси BELPOL рассказывало о романтической связи владельца «Спамаша» и Алены Ланской. По словам Владимира Кубышкина, для продвижения артистки Шакутин активно использовал административный ресурс. В интервью «Зеркалу» продюсер рассказывал, что для победы на «Славянском базаре» и последующего присуждения Ланской высокого звания был подключен тогдашний министр культуры Павел Латушко.