Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Маргарита Левчук сообщила, что они с мужем не могут назвать сына. Нужно разрешение от миграции, а его нет
  2. Россия ночью выпустила по Украине рекордное количество дронов. Часть улетела в Беларусь
  3. Жители Гомельщины попросили у властей защиты от беспилотников — им пришел второй ответ от облисполкома
  4. Что будет с курсом доллара после победы Дональда Трампа: прогноз по валютам
  5. Российская армия собирает силы и готовится к интенсивным штурмам — эксперты рассказали, на каком направлении
  6. Тиль Швайгер выступил с оправданиями из-за вояжа в Беларусь
  7. В Беларуси ввели налоговое новшество. Что и для кого изменилось
  8. Беларуска попала в больницу и спустя три дня впала в спячку из-за ошибки медсестры


Брюс Уиллис — несомненно, один из главных голливудских актеров последних 30 лет. Если верить ресурсу IMDb, за свою карьеру он снялся в более, чем 120 фильмах (некоторые еще выйдут на экран), многие из которых стали культовыми. Однако в возрасте 67 лет сын немки и американского военного завершает карьеру. Родные актера, включая его бывшую жену Деми Мур, опубликовали обращение, в котором рассказали о том, что у Уиллиса диагностировали афазию — расстройство речи, которое чаще всего развивается после перенесенных травм мозга. Мы решили рассказать о лучших фильмах с участием американца, опираясь на рейтинги ресурсов IMDb и «Кинопоиск».

Брюс Уиллис. Фото: Википедия
Брюс Уиллис. Фото: Википедия

На сервисе IMDb как минимум 25 фильмов с участием Уиллиса имеют средний рейтинг 7,0 или выше. Мы выбрали топ-5, находящихся вверху списка, сопоставив оценки с более релевантным для русскоязычной аудитории сервисом «Кинопоиск».

«Крепкий орешек» (Die Hard), 1988 год

Рейтинг IMDb: 8,3 (3-е место в списке фильмов с Уиллисом)

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,0 (5-е место в списке фильмов с Уиллисом)

В конце 80-х годов жанр боевика в американском кино переживал некоторый кризис: на экраны выходило множество однообразных картин с бесконечными перестрелками и приглашенными звездами первой величины. Режиссер Джон Мактирнан, снявший за год до этого фильм «Хищник» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, взялся за нестандартный для жанра сценарий (вернее, переделал тот, который студии «20 век» казался малоперспективным). Ключевое отличие от тогдашнего стандарта заключалось в том, что главным героем будущего фильма должен был стать не привычный зрителю «супермен», бесстрашно крошащий врагов в труху, а простой американский парень с его проблемами, страхами и неудачами.

Так родился сценарий фильма «Крепкий орешек», основой для которого стал роман Родерика Торпа «Ничто не вечно». По сюжету офицер полиции Джон Маклейн в канун рождества приезжает в Лос-Анджелес, чтобы помириться со своей женой Холли, работающей в офисе крупной корпорации в небоскребе. В здании должна пройти праздничная вечерника, но пока полицейский переодевается, в небоскреб врывается банда террористов из ФРГ, берущая в заложники работников корпорации, в том числе жену Маклейна. Сам полицейский ускользает от захвата, будучи босым, и решает вступить с бандой в неравную схватку.

Главные звезды Голливуда (Дон Джонсон, Харрисон Форд, Сильвестр Сталлоне) отказались от главной роли. Тогда сыграть Маклейна предложили 32-летнему актеру второго эшелона, известному по сериалу «Детективное агентство „Лунный свет“» и романтической комедии «Свидание вслепую» Брюсу Уиллису. Тот считался комедийным актером, что шло только на пользу переработанному сценарию (позднее создатели фильма утверждали, что многие шутки родились уже на съемочной площадке).

Получившийся в итоге персонаж стал открытием для жанра боевиков того времени. Вместо образа «мачо» Уиллис гениально сыграл «простого парня», оказавшегося в экстремальных условиях. Вопреки всем жанровым штампам зрители увидели на экране человека, который боится и вполне может погибнуть. Даже большинство шуток Маклейна в «Крепком орешке» — это не бравада уверенного в себе истребителя злодеев, а защитная реакция на опасность, в которой он оказался. Чего стоит только диалог, когда главный герой связывается по рации с полицией, пытаясь сообщить им информацию о теракте:

— Повторяю: неизвестное число террористов с автоматическим оружием захватило заложников в «Накатоми Плаза», — говорит Маклейн.

— Кто бы вы ни были, этот канал зарезервирован только для экстренных вызовов, — отвечает ему девушка из полиции.

— Е***е д****о, дамочка, разве похоже, что я пиццу заказываю?! — истерично кричит Маклейн.

В итоге снятый за 28 миллионов долларов фильм собрал в прокате около 140 миллионов и вновь пробудил интерес к жанру боевиков. «Крепкий орешек» стал билетом в жизнь и для самого Уиллиса — тот получил мировую известность и множество предложений по продолжению карьеры. Позднее было снято еще четыре фильма о Маклейне и его приключениях, но ни один из них не смог повторить успех первого. Картина приобрела особенную популярность у русскоязычной аудитории (роль одного из главных антагонистов исполнил сбежавший из СССР артист балета Александр Годунов), а на Западе стала еще и классическим фильмом, который пересматривают на Рождество.

«Пятый элемент» (The Fifth Element), 1997

Рейтинг IMDb: 7,7 (8-е место в списке фильмов с Уиллисом)

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,1 (4-е место в списке фильмов с Уиллисом)

Во многом структуру «Крепкого орешка» повторяет и культовый фильм Люка Бессона «Пятый элемент», снятый почти десятью годами позже. Это тоже боевик с элементами комедии, однако в другом сеттинге — Лос-Анджелес 80-х здесь заменен на один из мегаполисов Земли в 2263 году. То, насколько выросла ценность Уиллиса как актера к этому времени отлично иллюстрируют имена его партеров по съемкам: Милла Йовович, Гари Олдмен, Иэн Холм и Крис Такер. В целом же картина на тот момент стала самой дорогой в истории среди сняты за пределами Голливуда (бюджет — 90 миллионов долларов), а также фильмом с самыми дорогими спецэффектами.

По сюжету картины в Земном секторе Галактики каждые 5 тысяч лет появляется Абсолютное Зло. Для борьбы с ним существует пять святынь — элементов. С очередным появлением Абсолютного Зла древняя раса пытаются отправить артефакты на Землю, но космический корабль по пути к планете перехватывают наемники. На месте крушения земляне находят лишь руку неизвестного существа. Выделив ДНК, они воссоздают носителя — им оказывается красивая рыжеволосая девушка по имени Лилу, обладающая огромной силой. Та сбегает из лаборатории и, спрыгнув с высокого здания, падает на летающее такси. За рулем — герой Уиллиса Корбен Даллас, который, как и Маклейн в «Крепком орешке», погряз в жизненных проблемах и неудачах. С этого момента начинается их совместное путешествие с целью найти все пять элементов.

Получившаяся картина также стала культовой современной классикой, собрав в прокате больше 250 миллионов долларов. Фильм множество раз переиздавался, а вот серьезных премий в Голливуде не получил — у картины была лишь одна номинация на «Оскар» в категории «Лучшие звуковые эффекты». Стоит заметить, что санудтрек из «Пятого элемента» действительно действительно задал тон для кино этого жанра, а фрагмент из оперы «Il dolce suono», исполненный певицей инопланетной расы продемонстрировал пример использования классической музыки в боевых сценах. Ну и главное — придуманный Бессоном «Божественный язык», на котором говорит Лилу, до сих пор порождает множество языковых мемов, таких как «мультипаспорт» и «бадабум».

«Город грехов» (Sin City), 2005

Рейтинг IMDb: 8,0 (5-е место в списке фильмов с Уиллисом)

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,9 (6-е место в списке фильмов с Уиллисом)

Экранизации комиксов сегодня никого не удивляют, фильмы на основе сюжетов Marvel или DC составляют огромный пласт развлекательного кино. Однако кроме привычных детских рисованных историй о супергероях, существует и более «взрослый» жанр графического романа. Один из его классиков — американец Фрэнк Миллер, работающий в стилистике нуар. В начале нулевых режиссер Роберт Родригес решил в качестве эксперимента экранизировать один их самых известных циклов новелл Миллера «Город грехов». При этом фильм по задумке должен был полностью выдерживать визуальную стилистику исходника — для этого в качестве сорежиссера пригласили самого Миллера. На одну из главных ролей пригласили Уиллиса.

Сама картина представляет собой набор четырех новелл с пересекающимися персонажами (подобное будет в еще одном фильме из этого списка) и общим местом действия — вымышленным городом Бэйсин-Сити, который был основан в XIX веке как перевалочный пункт на пути золотоискателей, где они могли продать свой товар и развлечься. Город представляет собой пример тотальной коррупции, разросшейся преступности и неконтролируемого насилия.

Уиллис исполняет главную роль в последней перед эпилогом новелле под названием «Тот желтый ублюдок». Его персонаж — один из редких честных полицейских в городе по имени Хартиган. Преследуя маньяка, насилующего и убивающего маленьких девочек, он выходит на сына местного сенатора. Спасая последнюю жертву маньяка — 11-летнюю Нэнси — Хартиган серьезно его калечит, однако сам оказывается ранен пулей напарника. Чтобы не подвергать девочку опасности, полицейский не рассказывает о ней на суде и попадает в тюрьму. На протяжении восьми лет он постоянно получает от Нэнси письма, но однажды вместо долгожданной весточки он получает конверт с окровавленным пальцем. Опасаясь за ее судьбу, Хартиган оговаривает себя ради выхода на свободу, чтобы еще раз помочь девочке.

Эксперимент Родригеса по экранизации нуарного комикса бесспорно удался — снятый за 40 миллионов долларов фильм принес в прокате больше 150 миллионов, а его стилистика запомнилась зрителям, дав новое дыхание жанру нуара. Правда, серьезными премиями картина оказалась обделена: на Каннском кинофестивале получила технический гран-при за «визуальную заостренность», а также номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь» — но проиграла фильму «Дитя» братьев Дарденн. Среди лучших фильмов с Уиллисом «Город грехов» выделяется в первую очередь тем, что его персонаж абсолютно лишен комизма, характерную для многих его ролей.

«Шестое чувство» (The Sixth Sense), 1999

Рейтинг IMDb: 8,2 (4-е место в списке фильмов с Уиллисом)

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,2 (2-е место в списке фильмов с Уиллисом)

В 1997-м году индиец Манодж Неллиятту Шьямалан (в США известен как «М. Найт Шьямалан»), безуспешно пытавшийся снимать на родине кино в голливудском стиле, рискнул всем: за огромные для семьи деньги он купил новый костюм и билет до Лос-Анджелеса. Он начал встречаться со студийными агентами, изображая из себя успешного сценариста, хотя к тому моменту продал лишь два скрипта, да снял пару не самых успешных фильмов. С собой на встречи он брал сценарий будущего фильма «Шестое чувство» — но условием для продажи за миллион долларов было сохранение за автором еще и режиссерского кресла. Невероятно, но на предложение Шьямалана согласилась студия Disney, которая заплатила даже больше. Так появился один из лучших хорроров 90-х.

Интересно, что Брюс Уиллис оказался в фильме, по сути, за долги: он сорвал съемки фильма «Бродвейский скандалист», после чего остался должен студии Disney круглую сумму. Актеру пришлось согласиться на съемки в трех картинах студии с сильно урезанным гонораром.

В картине Уиллис исполняет роль Малкольма Кроу — специалиста по детской психологии. Однажды бывший пациент, с которым в детстве работал доктор, пробирается к нему в квартиру и стреляет в него из пистолета, а затем совершает самоубийство. Оказалось, что работа Кроу не помогла — пациент превратился в психопата. Психолог выживает, а вскоре берется за нового пациента, чьи проблемы очень похожи на состояние совершившего покушение клиента. 9-летний мальчик утверждает, что видит призраков, которые ходят по миру живых. Поначалу посчитавший утверждения парня галлюцинациями, Кроу вскоре находит его словам неожиданные подтверждения.

«Шестое чувство» стало оглушительным успехом Шьямалана: фильм с бюджетом около 40 миллионов заработал в прокате более 670. Дополнительным бонусом стали шесть номинаций на «Оскар», в том числе в категории «лучший фильм», «лучший режиссер и «лучший сценарий» (правда, ни в одной картина не одержала победу). После переиздания фильма на DVD тот стал самым продаваемым за весь 2000 год, а по версии IMDb «Шестое чувство» вошло в первую сотню списка лучших 500 фильмов ужасов.

Для Уиллиса картину также можно считать особенной — это редкая его успешная роль, не связанная с жанром боевика и криминалом. Удивительно, что в таком образе «Крепкого орешка» помог раскрыть ребенок — Хейли Осмент, который на пробах удивил съемочную группу знанием сценария практически наизусть.

«Криминальное чтиво» (Pulp Fiction), 1994

Рейтинг IMDb: 8,9 (1-е место в списке фильмов с Уиллисом)

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,6 (1-е место в списке фильмов с Уиллисом)

В 1994-м году на экраны вышел третий (а, по сути, второй — картина «День рождения моего лучшего друга» так и не увидела свет) фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Предыдущая лента «Бешеные псы» оказалась не особо успешной — при бюджете в 1,2 миллиона собрала в прокате всего 2,8 миллиона, хоть и получила в целом положительные отзывы критиков. Но именно «Криминальное чтиво» стало настоящим прорывом в карьере уже легендарного режиссера. При этом тематику Тарантино оставил прежней — жизнь гангстеров и криминальная жизнь в США.

Как и в случае с «Городом грехов», фильм представляет собой пять новелл взаимосвязаны. Уиллису досталась роль Бутча Куллиджа — профессионального боксера, которого заставляют провести «договорняк». Тот не идет на поводу, ставит на себя все деньги, полученные от гангстеров, во время матча нокаутирует соперника и сбегает, прихватив свою подругу. После удачного побега вдруг выясняется, что девушка забыла в квартиру Бутча фамильные золотые часы, которые его отец, находясь во вьетнамском плену, пять лет прятал «у себя в заднице». Боксер решает вернуться домой, чтобы забрать реликвию.

Картина Тарантино не только произвела настоящий фурор, собрав в прокате больше 200 миллионов долларов при бюджете в 8 миллионов, но и стала настоящей мировой классикой, а также примером постмодернистского кино — огромное количество сцен в фильме отсылает к массовой культуре и кинематографу предыдущих эпох. Даже само название фильма стилистически связывает его с популярными в середине XX века в США бульварными журналами, публиковавшими сенсационные и криминальные истории.

«Криминальное чтиво» уже много лет не покидает десятку лучших фильмов всех времен по версии IMDb (сейчас — на 8-м месте), является обладателем «Оскара» в номинации «лучший оригинальный сценарий» (еще в шести номинациях лента уступила конкурентам), «Золотой пальмовой ветви» на фестивале в Каннах, «Золотого глобуса» и двух премий BAFTA. В 2013 году «Криминальное чтиво» внесено в Национальный реестр фильмов Соединённых Штатов Америки как имеющий культурное, историческое и эстетическое значение.

Любопытно, что изначально роль Бутча писалась под актера Мэтта Дилона, однако тот после получения распечатки со сценарием и ее прочтения заявил, что «захотел на ней поспать». Разозлившись, Тарантино немного изменил персонажа, а затем предложил роль Уиллису. Тот тоже был не в восторге — ему больше нравился персонаж Винсента Веги, доставшийся в итоге Джону Траволте. Однако оказалось, что Тарантино был прав — оба актера выступили в своих ролях превосходно. Как Уиллис, так и Траволта, не только реанимировали свои карьеры после серии не самых успешных фильмов, но и вошли в историю мирового кинематографа.

Бонус: сериал «Друзья» (Friends), 1994−2004

Рейтинг IMDb: 9,0 (1-е место в списке сериалов с Уиллисом)

Рейтинг «Кинопоиска»: 9,2 (1-е место в списке сериалов с Уиллисом)

Мы уже упоминали, что толчком для карьеры Уиллиса в кино стали съемки в сериале «Детективное агентство «Лунный свет»». Однако в его карьере были съемки и в еще одном знаковом ситкоме — «Друзьях». Без преувеличения легендарный сериал рассказывает о десяти годах из жизни шестерых друзей, которые живут, отдыхают, влюбляются, и даже женятся между собой (причем несколько раз).

После успеха первых сезонов в «Друзьях» все чаще стали появляться приглашенные звезды: Алек Болдуин, Жан-Клод Ван Дамм, Джулия Робертс, Брэд Питт, Робин Уильямс и многие другие. Нашлось в этой компании место и для Уиллиса. В трех сериях 6-го сезона он сыграл роль Пола Стивенса — строгого отца студентки, с которой некоторое время встречался один из главных героев сериала Росс.

Роль в «Друзьях» вряд ли можно назвать для Уиллиса эпохальной, однако приглашение в знаменитый ситком только подчеркивает масштаб его персоны в кинематографе рубежа веков.