Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала
Чытаць па-беларуску


Герб «Погоня», ставший государственным в первой половине 1990-х, в утвержденном тогда виде «быў новатворам, адмыслова створаным у той час і распрацаваным беларускімі мастакамі. Ён не з’яўляецца гісторыка-культурнай каштоўнасцю ані разу. <…> Сёння [яго] актыўна выкарыстоўваюць беларускія неанацысты і экстрэмісты», — заявил на СТВ пропагандист, доктор исторических наук и председатель комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк. Рассказываем об истории этого национального символа, а также объясняем суть манипуляций, прозвучавших с экранов телевизоров.

«Неизбежный» символ Беларуси

Первое изображение «Погони» датировано 1338 годом. Тогда был заключен договор между Полоцком и Ригой, на котором стояла печать полоцкого князя Наримонта-Глеба. На ней был изображен всадник с мечом, повернутый в левую сторону. Возможно, этот герб стали использовать еще раньше. Густынская летопись, созданная в XVII веке, утверждала, что роль государственного он стал играть еще при великом князе Витене, правившим Великим княжеством Литовским в 1295—1316 годах.

Как бы то ни было, всадник с мечом на фоне геральдического щита позже встречался на печатях великих князей Ягайло и Витовта. Именно с тех пор «Погоня» начала считаться официальным знаком Великого княжества Литовского. Окончательно же в качестве государственного символа ВКЛ она закрепилась в первой половине XVI века. Это же значение она сохранила в Речи Посполитой (РП — федерация, в состав которой вошло ВКЛ). Так, герб присутствовал на титульной странице Статута ВКЛ 1588 года — главного свода законов, который действовал несколько веков.

Цвета «Погони» имели важное значение. Как объясняли историки (разговор — архив TUT.BY), «Погоня» (на алом поле серебряный всадник, вооруженный мечом) имеет два цвета: алый (геральдический «красный») и серебряный (геральдический «белый»). Также белый и красный цвета постоянно использовались в народной культуре белорусов, присутствовали в быту и в одежде. Красными нитками ткали узоры на рушниках, красным поясом подпоясывали белую рубашку. Связь с этими цветами была неразрывной и в определенном смысле неизбежной. Поэтому создание в начале ХХ века бело-красно-белого флага как производного от герба было полностью логичным .

К тому времени белорусские земли более века находились в составе Российской империи после разделов РП. Под властью Петербурга практически никакого запрета на использование «Погони» не было (об одном исключении — ниже). Всадник со щитом и мечом был представлен на гербах ряда городов.

Герб Верхнедвинска. Фото: wikimedia.org
Герб Верхнедвинска. Фото: wikimedia.org

Например, в 1781 году российская императрица Екатерина II подписала указ о гербе Полоцка, центре одноименной губернии (затем наместничества): «Щит разрезан надвое: в верхней части онаго в золотом поле Российской империи половина Государственного герба, двуглавого орла, а в нижней части в серебряном поле старый Полоцкий герб: на коне воин, держащий в правой руке саблю, а на левой руке надетый красный щит с двойным на оном крестом. Герб Государственный, поставленный над гербом Полоцким, означает подданство в России сего города с принадлежащими к Полоцкому наместничеству городами» (цитата по «Полному собранию законов Российской империи»).

Поскольку другие города этого наместничества «употребляли только знамена этого конного воина, как и город Полоцк, и различались одним цветом знамен своих», то они получили одинаковые гербы. Эти символы различались лишь цветом щитов. Речь о 10 населенных пунктах. Три из них — Дрисса (Верхнедвинск), Витебск и Городок — остались в составе Беларуси.

Герб Витебска. 1781 год. Изображение: wikimedia.org
Герб Витебска, 1781 год. Изображение: wikimedia.org

В годы независимости «Погоня» сохранилась на гербе и флаге Верхнедвинска (соответственный указ в 2011-м подписал Александр Лукашенко), а также Витебской области. Символом этого региона (тогда — воеводства) «Погоня» была еще с 1500 года. Затем это подтвердила Екатерина II. А в 1856-м ее правнук, император Александр II, подписал указ об учреждении герба Витебской губернии: «В червленом поле серебряный всадник в вооружении, с поднятым мечом и круглым щитом; седло на серебряном коне червленое, покрытое трехконечным золотым, с лазуревой каймою, ковром. Щит увенчан Императорской короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентою». Современный флаг и герб Витебской области был утвержден указом Лукашенко в 2009-м.

Национальным гербом во времена Российской империи пользовались и жители Лепеля. Произошло это следующим образом. В середине XIX века в Российской империи стали разрабатывать местные гербы. Поэтому российские геральдисты направили на места запросы об уже существовавшей символике. В 1849-м городская дума доложила Витебскому генерал-губернатору, что «сведений никаких об усвоении герба городу Лепелю нет». А вот из других городов восточной Беларуси прислали рисунки с их гербами, существовавшими с XVI века, где был изображен всадник (то есть речь шла о «Погоне»). Этим городам оставили их исторические символы, а Лепелю в 1852-м придумали новый. Он был похож на полоцкий, поскольку Лепельский уезд был образован из части бывшего Полоцкого воеводства.

В 2009 году город получил свой герб, созданный на основе старого. Указ также подписал Лукашенко.

Современный герб Могилева, созданный на основе древнего герба. Изображение: wikipedia.org
Современный герб Могилева, созданный на основе древнего герба. Изображение: wikipedia.org

На гербе Могилева «Погоня» появилась еще в 1661 году. Тогда шла война между Москвой и Речью Посполитой. Город был оккупирован. Но могилевчане подняли восстание и вырезали вражеский гарнизон. За это король Ян Казимир даровал Могилеву герб: «в голубом поле 3 серебряные башни; в открытых воротах средней — рыцарь, вооруженный мечом; вверху, над воротами, на круглом красном щите (шильде) — всадник».

После присоединения белорусских земель к России изображение «Погони» ненадолго заменили двуглавым орлом. А в 1781-м Могилев получил новый герб: «ездец на коне в красном поле». То есть на символику города снова вернулась «Погоня». В 2005-м Могилев получил современный герб — указ подписал Лукашенко.

Герб Речицы. Изображение: gs.archives.gov.by
Герб Речицы. Изображение: gs.archives.gov.by

Также герб с «Погоней» получила Речица. Как точно выглядел символ города во времена ВКЛ, неизвестно. Но в XIX веке российские геральдисты отправили запрос и относительно герба Речицы (как это делали в Лепеле). Минское Депутатское дворянское собрание описало его так: «В горном поле — изображение двухголового российского орла, а в дольном — двухроговая хоругва с „Погоней“». Как результат — в 1845-м город получил свой герб. Именно его взяли за основу в 2002-м. В 2005-м указ об этом также подписал Лукашенко.

Выше мы обещали рассказать о запрете «Погони» в Российской империи. Так вот, на большинстве изображений времен Российской империи «Погоня» размещалась рядом с двуглавым орлом, что всячески приветствовалось властями. А вот когда рядом размещался польский орел, сочетание воспринималось как антиправительственное (сейчас бы сказали — «экстремистское»). Запомните эту мысль, позже она объяснит нам логику теперешних действий пропагандистов.

Возрождение в ХХ веке и использование при нацистах

Слева — герб ВКЛ, справа — герб БНР. Фото: wikipedia.org
Слева — герб ВКЛ, справа — герб БНР. Фото: wikipedia.org

В 1917-м в России произошла революция, свергнувшая царский режим. 25 марта 1918-го была провозглашена независимость Белорусской Народной Республики. Но лидеры БНР были социалистами, которые ориентировались на крестьян, а потому не видели необходимости обозначать преемственность нового государства с ВКЛ. Поэтому на первой печати Народного секретариата Беларуси (правительства) можно было увидеть герб со снопом, граблями и косой.

Но другие представители белорусского национального движения (среди них Антон Луцкевич, Роман Скирмунт, историк Митрофан Довнар-Запольский) настаивали на возвращении к традициям. Как итог, 15 мая 1918-го Рада БНР утвердила герб «Погоня» в качестве государственного символа республики — красный фон, белый конь, всадник, шестиконечный крест.

В советское время «Погоня» оказалась под запретом. Это был первый и — до недавнего времени — единственный такой период в белорусской истории. Коммунисты придумали свой вариант герба Беларуси. Он пережил семь незначительных модификаций, но каждой из них присутствовали такие элементы как серп, молот и лен.

Непродолжительный период, когда «Погоня» вновь стала использоваться — время нацистской оккупации. «Беларускія здраднікі, які прыехалі з немцамі ў акупаваную сталіцу Беларусі, адразу, явачным парадкам, пачалі выкарыстоўваць „Пагоню“. У аснове іх „Пагоні“ быў пакладзены адзін з варыянтаў герба БНР. Менавіта ён быў афіцыйна зацверджаны ў якасці эталона Вільгельмам Кубэ 27 ліпеня 1942 года», — рассказывает Марзалюк.

Фото: 90s.by
Демонтаж «Погони» со здания Дома правительства в Минске, 1995 год. Фото: 90s.by

В этом высказывании есть одна существенная подтасовка фактов. Историкам до сих пор неизвестны никакие документы, подтверждающие официальное использовании «Погони» (как и бело-красно-белого флага) при немцах. Вильгельм Кубе, возглавлявший оккупационную администрацию на части территории Беларуси, не утверждал национальную символику — он лишь разрешил ее использовать. А это две большие разницы. После этого символы в различных модификациях попали на петлицы, кокарды, нашивки и нарукавные щитки униформы различных пронемецких организаций.

Добавим, что аналогичные примеры имели место и среди других народов, оккупированных нацистами. «Для кокарды головного убора были взяты цвета русского национального флага — бело-сине-красный. За неимением подходящего материала они делались из материи и картона. Конечно, и флаг наш был бело-сине-красный. Этим флагом не по принуждению, а добровольно обзавелись все наши роты и команды», — писал в мемуарах Константин Кромиади, соратник генерала Власова. Но факт использования в годы войны современного российского флага людьми, воевавшими за нацистов, Марзалюка не смущает.

«Погоня» — первый государственный герб

Бело-красно-белый флаг и "Погоня"
Бело-красно-белый флаг и «Погоня». Эталон 1991 года

После окончания войны герб «Погоня» использовался лишь в эмиграции. Полноценное возвращение символа в повестку дня случилось в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда его стал использовать Белорусский народный фронт (БНФ). А уже в 1991-м герб стал государственным.

Еще за месяц с небольшим до этого события представить такое было невозможно. 20 августа Беларусь вместе с другими республиками должна была подписать новый Союзный договор, целью которого было реанимировать СССР. Но случился путч: высшее руководство Советского Союза попыталось сорвать подписание и повернуть время вспять. Затем последовал провал попытки переворота, запрет (в Беларуси приостановка) деятельности компартии, провозглашение независимости Украины, а затем и нашей страны: 25 августа декларация о суверенитете БССР получила статус конституционного закона.

Последнее решение было принято на сессии Верховного Совета. На 16 сентября была запланирована очередная встреча парламентариев. За 20 дней депутаты БНФ разработали к ней 31 законопроект: о гражданстве, создании собственной армии, пограничной службе, таможне, военной прокуратуре, о признании частной собственности на землю, о денонсации Союзного договора 1922 года и другие. Все эти пункты (кроме частной собственности на землю) были реализованы позже.

Первыми же пунктами в повестку дня оппозиция предлагала вынести вопросы о названии страны, флаге, гербе. Она предлагала утвердить в качестве государственных символов герб «Погоня» и производный от него бело-красно-белый флаг, придуманный в 1917 году. Также БНФ хотел вернуть столице ее прежнее название — Менск. Последний пункт не удалось реализовать, первые два — получилось.

Евгений Кулик. Портрет работы Леонида Щемелева. Изображение: wikimedia.org
Евгений Кулик, один из авторов эталона «Погони» 1991 года, портрет работы Леонида Щемелева. Изображение: wikimedia.org

Как вспоминал политик Зенон Позняк, «калі 19 верасьня 1991 году былі прынятыя і зацьверджаныя Вярхоўным Саветам дзяржаўныя Бел-Чырвона-Белы Сьцяг і герб „Пагоня“, то пытаньне стварэньня эталёну герба было вырашана імгненна. <…> практычна, працу [па стварэнню герба] рабіў адзін Яўген Кулік (і дамова была заключана зь ім). Гэтаму я быў сьведкам, бо курыраваў працу ад дэпутатаў Апазыцыі БНФ і пастаянна бываў у майстэрні мастака. Дапамагалі кансультацыямі і прапановамі тут М. Купава, А. Марачкін, Ул. Крукоўскі, Хв. Ладуцька, П. Драчоў і іншыя нашыя мастакі. Яўген Кулік зрабіў дзясяткі эскізаў, сотні перамалёвак. Праца йшла нялёгка, бо мастак, які добра разьбіраўся ў геральдычных правілах, гістарычнай зброі і адзеньні, паставіў сабе задачу ўвасобіць у гербе, акрамя рыцара збройнага, яшчэ і вобраз ягонага каня-дрыганта. Гэты вобраз павінен быў быць таксама гістарычным (згодна з гістарычным ўяўленьнем). Тут мусіў быць якраз беларускі магутны рыцарскі дрыгант. Гэта ўдалося» (цитируем оригинальное написание. — Прим. ред.).

Но уже четыре года спустя прошел печально известный референдум, по которому страна вернулась к слегка измененным советским символам. По официальным данным, за них проголосовали 75,1% избирателей. Но перед этим случился ввод силовиков в парламент и избиение оппозиционных депутатов. Многочисленные нарушения при проведении референдума позволяют говорить о фальсификациях и ставят под сомнение законность его результатов. Поэтому юридической силы замена символики не имела.

Что не так с идеями Марзалюка?

В 2012-м «Погоню» официально внесли в Государственный список историко-культурных ценностей — это означает, что герб находится под охраной государства. Но для пропагандиста это не преграда.

«Запомнім: усе гістарычныя выявы герба „Пагоня“ XIV — XVI стагоддзяў, <…>, з’яўляюцца нематэрыяльнымі гісторыка-культурнымі каштоўнасцямі і ўнесены ў Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцяў Рэспублікі Беларусь. Яны пад аховай і абаронай беларускай дзяржавы. <…> Пасля распаду СССР з палітычнай карты свету і абвяшчэння незалежнасці Рэспублікі Беларусь герб „Пагоня“ нават атрымаў на пэўны час статус яе Дзяржаўнага герба (1991−1995 гады). Падкрэслім, гэты герб быў новатворам, адмыслова створаным у той час і распрацаваным беларускімі мастакамі. Ён не з’яўляецца гісторыка-культурнай каштоўнасцю ані разу. Як не з’яўляўся экстрэмісцкім і нацысцкім сімвалам. Раней. Да апошняга часу. Бо сёння менавіта гэты герб, як і герб БЦР (Белорусская центральная Рада — организация, существовавшая во время нацистской оккупации. — Прим. ред.), актыўна выкарыстоўваюць беларускія неанацысты і экстрэмісты. Тыя, хто браў самы актыўны ўдзел у спробе дзяржаўнага перавароту ў 2020 годзе», — утверждал в эфире СТВ Марзалюк.

А в мае 2021 года этот же пропагандист заявлял, что «нацистский вариант герба „Погони“, который был утвержден Вильгельмом Кубе 27 июля 1942-го, стоит включить в список экстремистских символов. Им сегодня пользуются современные белорусские нацисты».

В этих цитатах много разнородной информации, потому давайте разбираться.

Как выглядел вариант «Погони», разрешенный Кубе? Его можно увидеть на нескольких изображениях. Например, на рисунке ниже: первые три варианта использовались органами БНР, а крайняя печать справа принадлежит как раз БЦР.

Гербы "Погоня". Источник: книга Анатолия Титова "Наш сімвал - Пагоня" (Минск, 1993)
Гербы «Погоня». Источник: книга Анатолия Титова «Наш сімвал — Пагоня» (Минск, 1993)

Ниже документы еще одной организации, действовавшей во время немецкой оккупации — Белорусской народной самопомощи.

Документы членов Белорусской народной самопомощи. Фото: Gruszecki, wikimedia.org
Документы членов Белорусской народной самопомощи. Фото: Gruszecki, wikimedia.org

«Погоня» времен войны действительно похожа на герб БНР, хоть и отличается от герба Министерства обороны Белорусской народной республики. А еще между всеми старыми гербами и современным (созданным в 1991-м) есть разница. Соответственно, фраза Марзалюка, сказанная в 2021-м, не соответствует действительности: старым вариантом «Погони» никто уже не пользуется.

Что касается датировки историко-культурных ценностей, то пропагандист сознательно манипулирует фактами. Действительно, в таком списке напротив «Погони» стоит датировка «14−16 век». Но дата в этом случае — время появления или первой фиксации определенного предмета, явления или архитектурного памятника. Например, Брестская крепость датирована в этом же списке 1836−1842, а также 1911−1914 годами — это время, когда строились ее укрепления. Но ведь во время Великой Отечественной войны она была серьезно разрушена. По логике Марзалюка получается, что после 1915-го крепость историко-культурной ценностью крепость больше не является.

«Мастацкім і геральдычным новатворам з’яўляецца і дзяржаўны герб Рэспублікі Беларусь 1991−1995 гадоў. Называць гэтыя гербы гісторыка-культурнымі каштоўнасцямі, прыпісваць ім старажытныя вытокі азначае толькі адно — хлусіць бязбожна», — утверждает Марзалюк.

Но какого-либо единого, каноничного изображения «Погони» не существует. За века его использования существовали различные варианты, отличающиеся в деталях (расположение меча, вид щита, форма хвоста лошади и так далее). Какой же именно вариант «Погони» доктор исторических наук считает «правильным», достойным защиты государства, а какой — нет?

Впрочем, давайте попробуем применить аргументацию Марзалюка к официальным символам Беларуси.

Красно-зеленый флаг «создан в 1951 году, под ним выросло несколько поколений белорусов», — утверждает пропагандист. Но ведь в 1995-м этот символ тоже изменили — серп и молот с флага убрали, а цвета орнамента инвертировали. Еще циничнее поступили с гербом БССР, который в измененном виде стал официальным символом Республики Беларусь. На протяжении советской истории его меняли семь раз. В одном случае ржаные колоски стали толще, серп и молот сделали серебряными, в другом — лен стал цветущим, в третьем — серп и молот поменяли цвет на золотой. В 1995-м с герба убрали надпись «БССР». При таком подходе ничего общего с советской символикой эти гербы и флаги не имеют, им чуть больше четверти века (а если уж совсем придираться, то последние правки в герб и вовсе вносили в 2021-м).

Логика Марзалюка напоминает ситуацию XIX века, когда «Погоня» устраивала власти только в определенном сочетании (с Россией и никак иначе). Так и сейчас: национальный герб нужен исключительно как исторический памятник в музее — и не более того. На деле же «Погоня», которая должна быть под защитой государства, уже и так под фактическим запретом, независимо от словесной эквилибристики пропагандиста. Однако события 2020-го показали, что герб стал национальным для множества белорусов и останется им, независимо от желания властей.