Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала
  1. «Могла взорваться половина города». Почти двое суток с атаки на «Гродно Азот» — что говорят «Киберпартизаны» и администрация завода
  2. «Довольно скоординированные и масштабные»: эксперты оценили удары, нанесенные ВСУ по целям в оккупированном Крыму и Мордовии
  3. В литовском пункте пропуска «Медининкай» сгорело здание таможни. Движение было временно приостановлено
  4. Российские войска используют новую тактику для проведения штурмов на востоке Украины — вот в чем ее суть
  5. Комитет Сейма Литвы одобрил предложение по ограничению поездок беларусов с ВНЖ на родину
  6. «В гробу видали это Союзное государство». Большое интервью с соратником Навального Леонидом Волковым, месяц назад его избили молотком
  7. Списки песен для школьных выпускных будут «под тотальным контролем». Узнали почему (причина вас удивит)
  8. «Пытаются всеми силами придать некую наукообразность полету». Мнение ученого о визите беларуски на МКС
  9. Появились слухи о закрытии еще одного пункта пропуска на литовско-беларусской границе. Вот что «Зеркалу» ответили в правительстве Литвы
  10. 18 погибших и 78 пострадавших, в том числе и дети: в Чернигове завершились поисково-спасательные работы
  11. В ВСУ взяли на себя ответственность за падение российского ракетоносца Ту-22М3: «Он наносил удары по Украине»
  12. «Киберпартизаны» сообщили о масштабной кибератаке на «Гродно Азот» и выдвинули условие для восстановления данных
  13. В центре Днепра российская ракета попала в пятиэтажку. Есть жертвы, под завалами могут оставаться люди
  14. Будет ли Украина наносить удары по беларусским НПЗ и что думают в Киеве насчет предложений Лукашенко о мире? Спросили Михаила Подоляка
  15. Окно возможностей для Кремля закрывается? Разбираемся, почему россияне так торопятся захватить Часов Яр и зачем разрушают Харьков


Популярная группа «Белорусские песняры» выступила в новогоднюю ночь по российскому телевидению — на эту ситуацию обратила внимание «Наша Ніва». Это событие — не последнее в яркой жизни коллектива за последние годы. «Белорусские песняры» успели осудить насилие и поддержать протесты в 2020-м, а их лидер стал невъездным в Украину еще до войны. Объясняем логику этих, казалось бы, взаимоисключающих событий, а также рассказываем, сколько всего сейчас существует «Песняров».

"Белорусские песняры" на "Голубом огоньке". 31 декабря 2022 года. Фото: скриншот nashaniva.com
«Белорусские песняры» на «Голубом огоньке». 31 декабря 2022 года. Скриншот nashaniva.com

От осуждения насилия — до передач на российском ТВ

На концерте, показанном по российскому телевидению, «Белорусские песняры» исполнили песню «Беловежская пуща», не сделав никаких заявлений. Но важен контекст — как отметила «Наша Ніва», в зале сидели российские военные и военкоры. Зрителей поздравляли пропагандисты Дмитрий Киселев и Владимир Соловьев. А Евгений Петросян рассказывал анекдоты об украинцах и об отношении к россиянам за рубежом. Закончил же свое выступление юморист стихотворением: «Если ты поел, помылся, дома у тебя тепло, значит, русским ты родился — со страною повезло». Во время трансляции «Голубого огонька», который должен был создать «праздничную атмосферу», Россия в очередной раз атаковала иранскими дронами украинские города. У «Белорусских песняров» это не вызвало никакого протеста.

Новость звучит удивительно, ведь в октябре 2020-го лидеры «Белорусских песняров» Валерий Дайнеко, Олег Аверин и Игорь Пеня подписали открытое письмо деятелей белорусской культуры, в котором требовалось:

  • провести повторные выборы президента в соответствии с международными стандартами, а также снять с должности действующий состав ЦИК с привлечением к ответственности, предусмотренной законом;
  • прекратить запугивание и репрессии работников культуры со стороны силовых структур и других должностных лиц. Исключить институт «черных списков»;
  • восстановить на рабочих местах всех работников культуры, уволенных за гражданскую позицию;
  • освободить и реабилитировать всех политзаключенных, а также всех граждан, задержанных во время мирных митингов;
  • пресечь незаконную деятельность сотрудников правоохранительных органов и проверить законность их действий. Привлечь к ответственности руководителей силовых структур, ответственных за насилие, насилие и угрозы, за вмешательство в частную жизнь граждан;
  • незамедлительно начать открытый общественный диалог власти с представителями народа на тему проведения честных, прозрачных и справедливых выборов с последующей передачей президентских и властных полномочий законно избранному главе государства.

Позиция относительно событий 2020 года стала причиной раскола в коллективе. В мае 2021-го из «Белорусских песняров» ушел один из основателей Владислав Мисевич. Об этом он открыто говорил в интервью «Комсомольской правде»: «Музыканты зависят от всей этой политической кутерьмы. Я просил не лезть под пули. Жить надо сейчас — и мне, и коллективу. Но за моей спиной они [Аверин, Пеня и Дайнеко] подписали письмо и вошли в историю протестов».

Певец Валерий Дайнеко на V межрегиональном фестивале славянского искусства «Русское поле-2016». Фото: Alexander Gureshov, commons.wikimedia.org
Певец Валерий Дайнеко на V межрегиональном фестивале славянского искусства «Русское поле-2016». Фото: Alexander Gureshov, commons.wikimedia.org

Правда, параллелей между действиями белорусских и российских властей протестовавшие солисты «Белорусских песняров» тогда не проводили. В 2021-м Валерию Дайнеко запретили въезд в Украину на три года. Причиной стала работа членом жюри на фестивале «Дорога на Ялту», проходившем в оккупированном Россией Крыму в августе 2020 года. Добирался туда певец через территорию РФ, что является нарушением украинского законодательства.

Так «Белорусские песняры» попали в своеобразную ловушку. В Беларуси они не могут выступать из-за политической позиции. В Украине — сперва из-за нарушения законодательства, а теперь и из-за войны — после начала российской агрессии никакая концертная деятельность в Украине невозможна. Единственной площадкой для них остается Россия, где известный в прошлом коллектив не гнушается участвовать в пропагандистских акциях.

Сколько всего сейчас «Песняров»?

Начало работы «Белорусских песняров» — 1998 год. К тому времени легендарный советский ансамбль «Песняры», работавший под руководством Владимира Мулявина, переживал не лучшие времена. Пик популярности этого коллектива пришелся на семидесятые годы. Первую половину восьмидесятых они еще находились в элите советской эстрады. Но затем наступил спад, в девяностые сменившийся крутым пике.

Его основной причиной была очевидная невостребованность — в тот момент — труда коллектива: популярных современных произведений не появлялось, а запрос на ретро и ностальгию, благодаря которому можно было бы и дальше исполнять старые хиты, еще не наступил. Ситуацию усугубляли конфликты в коллективе, вызванные в том числе периодическими личными проблемами Мулявина, а также вмешательством в дела группы Светланы Пенкиной, третьей жены главного «песняра».

Пытаясь спасти коллектив, белорусские власти в 1998-м назначили его директором упомянутого Владислава Мисевича — солиста «Песняров» с момента создания группы (в 1992-м он ушел после конфликта с Мулявиным, но незадолго до своего назначения директором вернулся). Художественным руководителем ансамбля остался сам Владимир Георгиевич. Спустя некоторое время он решил вернуть власть в свои руки. Тогда и произошел раскол.

Вместе с Мисевичем из «Песняров» ушли практически все артисты ВИА: Валерий Дайнеко (солист в 1977—1992 годах, вернувшийся в ансамбль вместе с Мисевичем), Игорь Пеня (солист с 1980 года), Александр Катиков (с 1992-го), Олег Аверин (с 1993-го), Владимир Марусич (с 1993-го), звукорежиссер Александр Попроцкий (с 1990-го), а также только что пришедший гитарист Александр Соловьев. Выступать в Минске им не давали, поэтому они уехали в Москву, где создали группу «Белорусские песняры». Там они зарегистрировали новое название.

Мулявину пришлось набирать коллектив — белорусский государственный ансамбль «Песняры» — практически с нуля. Из «стариков» с лидером остались — да и то только на время — лишь Леонид Борткевич (солист золотого состава, вернувшийся из США), да композитор Олег Молчан, работавший с 1989-го.

Мулявин умер в 2003-м, после чего БГА «Песняры» продолжил работу. Никто из его современных солистов никогда не работал с основателем коллектива. Творческих связей с легендарной советской группой они не имеют — только юридические.

В данный момент наследниками советских «Песняров» могут считаться эти два коллектива — в последние десятилетия они существовали параллельно и не имели между собой юридических споров. Это выглядит справедливо: в «Белорусских песнярах» продолжают трудиться артисты, работавшие еще с Мулявиным, а государственный ансамбль просто продолжил работу после смерти лидера.

Также в разные годы существовало еще как минимум четыре группы, связанных с «Песнярами». Это:

  • «Песняры» под управлением Леонида Борткевича. В 2019-м этот коллектив попал в скандал: в Одессе группа в один день выступила на концертах за двух разных кандидатов в народные депутаты. Тогдашний концертный директор государственных «Песняров» Святослав Чернухо заявил, что тот состав «играл и в Крыму в 2015-м, и на Донбассе». Борткевич умер в апреле 2021 года. После этого обновлений на сайте этого коллектива нет.
  • «Песняры» под управлением Игоря Свечкина. Откололись от «Песняров» Борткевича в начале нулевых. Последнее упоминание о нем — 2019 год. Тогда на группу возбудили уголовное дело в России за незаконное использование бренда.
  • «Лявоны-песняры» — его руководителем был ударник Александр Демешко, солист золотого состава группы. Коллектив просуществовал два года (2005−2006) и распался после смерти лидера.
  • «Лявоны» — откололись от «Песняров» Борткевича в 2008-м. Никто из солистов в «Песнярах» не работал, но при этом коллектив исполнял их музыку. В 2017-м прекратили существование.

Вероятно, из их числа сейчас существуют только «Песняры» Свечкина. Но с юридической точки зрения их деятельность незаконна, так что свои концерты они явно не афишируют.

Существует и точка зрения, по которой ансамбля уже давно не существует. Как отмечал в одном из интервью уже упоминавшийся бывший музыкант коллектива Александр Катиков, «для меня „Песняры“ закончились в 1979-м — 1980-м. Тот рост, что начался после того, как в конце 1960-х было посажено зерно „Песняров“, через десятилетие закончился. Так, трансформации с музыкой происходили, все было отлично, на очень высоком, профессиональном уровне, но та идея, авторами которой были Мулявин, Мисевич, другие музыканты первого состава, уже воплотилась в жизнь, она свое сыграла».