Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Путин назвал возможное поражение России в Украине «концом государственности» и намекнул на ядерный ответ — что стоит за угрозой
  2. На госТВ отчитались о задержании брестчанина и двух россиян — утверждается, что они готовили теракты на российской железной дороге
  3. «Пугали, если много нас уедет, классному будет плохо». Беларусские абитуриенты рассказали «Зеркалу», почему решили поступать за границу
  4. «Пережиток прошлого». Президент Азербайджана предложил упразднить «бесполезное» объединение, в которое входит Беларусь
  5. Минобороны объявило внезапную проверку готовности. В Украине успокоили: «У Беларуси нет сил для вторжения»
  6. Лукашенко загорелся новым спортивным мегапроектом. На этот раз поручил за пять лет построить в каждом регионе вот такой комплекс
  7. В Минске огласили приговор хирургу Елене Терешковой
  8. Сикорский: Польша рассматривает возможность закрытия оставшихся двух пунктов пропуска на границе с Беларусью
  9. Грозовые «качели» не останавливаются. Какая погода ждет беларусов в выходные
  10. А вы знали, что в начале войны СССР даже пытался наступать сам? Вот почему 22 июня 1941-го для Красной армии произошла катастрофа
  11. Пока ВСУ отбивают атаки почти на всех направлениях, Россия продолжает попытки построить антизападную коалицию
Чытаць па-беларуску


Давайте признаемся честно, дорогие читатели Zerkalo: большинство из ваших детей или внуков не очень-то любит уроки белорусской литературы. Для кого-то она «скучная», для кого-то «малоинтересная». Искренних фанатов беллита в школе меньшинство, а исключения — благодаря самоотверженной работе учителей — только подтверждают правило. Объясняем, почему этой любви появиться неоткуда.

Это редакционная колонка Zerkalo.io. Где-то в этом месте вы задаетесь резонным вопросом: «А почему она написана на русском?»

Будем честны — если бы мы написали ее только на белорусском, гораздо меньше людей в итоге услышало мысль, которую мы хотим донести. А цель сейчас именно в этом. Но, разумеется, прочесть эту колонку можно и на белорусском языке — просто нажмите сюда.

Фрагмент учебника "Літаратурнае чытанне". Фото: zerkalo.io
Фрагмент учебника «Літаратурнае чытанне», 4 класс. Фото: Zerkalo.io

Причин для нелюбви к беллиту — вагон и маленькая тележка. По телевидению и на радио этот белорусский язык не звучит, книги на нем дороже русскоязычных и выходят маленькими тиражами. Все образование — от начального до высшего — ведется на языке наших соседей, поэтому найти садик, где на белорусском к ребенку будут обращаться даже нянечки — еще тот квест и т.д. Да и в целом родной язык звучит не так часто, как хотелось бы (хотя мы знаем людей, принципиально перешедших на белорусский после августовских событий).

Уроки белорусской литературы проводятся в каждом классе школы. Вот он — мощнейший ресурс, позволяющий повернуть ребенка лицом к родному языку! Вот только после уроков беллита дети выходят на белый свет с еще большей уверенностью в ненужности этого предмета.

И дело не только и не столько в родителях (многие дети транслируют ценности, заложенные в семье) или преподавателях (отток из школы лучших педагогов не может не влиять на качество образования). А еще и в самих учебниках.

Фрагмент учебника "Літаратурнае чытанне". Фото: zerkalo.io
Фрагмент учебника «Літаратурнае чытанне», 4 класс. Фото: Zerkalo.io

Не будем голословными — возьмем «Літаратурнае чытанне» для 4 класса.


Пазбіраюць людзі дбайна

Лета шчодрыя дары.

Сціхлі на палях камбайны —

Загудзелі трактары

(Виктор Гордей, «Жнівень»)


А еще в этом же стихотворении рассказывается, как «пахне жытам і раллёю // перад новаю сяўбой».

В другом произведении Родину «праслаўляюць працай // на будоўлях, фабрыках, палях».

А теперь возьмем статистику. По данным «Белстата», на 1 января этого года в Беларуси жили 9,35 млн человек, из них в деревне — всего 2,06 млн. Большинство белорусских детей из городов, они живут в собственных квартирах, а не в деревенских хатах. Родители большинства из них занимаются бизнесом или являются ИП, сидят в офисах или конторах, работают в школах или в системе здравоохранения.

Но если почитать учебники по белорусской литературе (пособие для 4 класса взято всего лишь для примера), то кажется, что мы до сих пор находимся в СССР. Там есть рабочие, крестьяне с их предметами труда — и все остальные. Но это реалии жизни — в лучшем случае — бабушек и дедушек учеников. То есть что-то далекое и совершенно непонятное.

Фрагмент учебника "Літаратурнае чытанне". Фото: zerkalo.io
Фрагмент учебника «Літаратурнае чытанне», 4 класс. Фото: Zerkalo.io

При этом в современных учебниках по английскому языку есть тексты про Гарри Поттера и инстаграм, диалоги стилизованы под сообщения в мессенджерах. Неудивительно, что английский выглядит живым и современным.

Отдельный раздел в учебнике белорусской литературы посвящен Великой Отечественной (он так и называется — «Лёс чалавека на вайне»). В нем представлен рассказ о партизанской школе, стихотворение о Марате Казее, рассказ о том, как ребенок ожидает встречи с отцом, не вернувшимся с войны. Кстати, в последнем произведении герой ждет папу из кузницы. Но много ли представителей этой профессии есть в наше время?

Впрочем, вернемся к войне. Почему этот раздел появился в учебнике, понятно: государство делает четкую ставку на патриотизм. Но по опыту общения с детьми сделаем неутешительный вывод: говорить о Великой Отечественной — живым языком, а не штампами — имеет смысл лишь в старших классах. До этого времени у учеников еще не складывается понятие о времени. Поэтому все события прошлого — от викингов до партизан — объединяются в общую характеристику «давно» и смешиваются в общую «кашу».

Фрагмент учебника "Літаратурнае чытанне". Фото: zerkalo.io
Фрагмент учебника «Літаратурнае чытанне». Фото: Zerkalo.io

А еще учебник по белорусской литературе для 4 класса едва ли не захлебывается от концентрации любви к родной земле.


Свет помніць і сёння, як ты ваявала,

Што кожны чацвёрты ў зямлі беларус.

З сынамі Радзімы Маскву адстаяла,

Жыццё адстаяла, о Белая Русь.

Тут трэба ля гэтых азёр нарадзіцца,

І слухаць гаворку, і бачыць зару,

Каб сэрцам і доляй навек прычасціцца

К табе, мая чыстая Белая Русь

(Владимир Коризно, «Люблю цябе, Белая Русь»)


Или процитируем еще одно стихотворение, написанное Анатолем Гречанниковым («Народ і песні»):


Ты любіш народ свой і край?

Песні яго спявай!

Вякамі раны лячыла

Айчына мая, Айчына.

Змагалася, ваявала,

А песні ўсё ж спявала.


Вам тоже захотелось поскорее пропеть белорусскую песню после такого призыва? То-то же!

Если уже говорить о любви к родине и родному языку, так почему не делать это так, как Эдуард Волосевич, автор байки «Шпачыны канфуз»? В нем скворец, побывав за границей, начинает подражать другим птицам и уже не может петь как скворец. Образно, ярко — и убедительно.

Читая учебник взрослыми глазами, постоянно кажется, что его составители опоздали на добрые -дцать лет. Почему авторы дают слово космонавту Петру Климуку, утверждающему, что «сённяшнія хлапчукі заўзята гуляюць у касманаўтаў. Мараць лятаць у космас, быць камандзірамі караблёў»? Дети играли в эту профессию в советское время, а никак не в наши дни.

Современные школьники — живые, естественные и открытые новому — хотят видеть в книгах отражение своей жизни. Но образы, транслируемые из учебников белорусской литературы, никак не соотносятся с реальностью, с их интересами и хобби.

Фрагмент учебника "Літаратурнае чытанне". Фото: zerkalo.io
Фрагмент учебника «Літаратурнае чытанне», 4 класс. Фото: Zerkalo.io

Ради интереса мы заодно посмотрели и «Литературное чтение» для 4 класса (то есть учебник по русской литературе). Там нет ни слова о войне. Ни о пафосной любви к родине. Ни о фабриках и заводах. Там лишь вскользь упоминаются деревни. Зато там есть интересные истории о дружбе, о смелости и отваге, о трусости и предательстве. О нормальной полноценной жизни.

Не трудно догадаться, что выберут дети. Как в 4 классе, так и в следующие годы. Увы, но общая подача белорусской литературы с годами не меняется. Хотя в ней хватает современных интересных авторов: от Валерия Гапеева до дуэта соавторов Андрей Жвалевский — Евгения Пастернак. Но ведь они не писали о современной деревне, а значит зачем их изучать в школе?