Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Россия обстреляла центральные районы Киева баллистическими ракетами, есть погибший и раненые
  2. Эксперты: Украина впервые провела «атаку роботов», а Путин пытается «подкупить» бывших участников войны
  3. «Киберпартизаны» получили доступ к базам с официальными причинами смерти беларусов. В ней есть данные о Макее, Зельцере и Ашурке
  4. Эксперты проанализировали высказывания Путина о войне на прямой линии по итогам 2024 года — вот их выводы
  5. Стало известно, кто был за рулем автомобиля, въехавшего в толпу на рождественской ярмарке Магдебурга. Число погибших выросло
  6. Настоящую зиму можно пока не ждать. Прогноз погоды на 23−29 декабря
  7. По госТВ сообщили о задержании «курьеров BYSOL». Его глава сказал «Зеркалу», что не знает такие фамилии (и это не все странное в сюжете)
  8. Что означает загадочный код R99 в причинах смерти Владимира Макея и Витольда Ашурка? Узнали у судмедэкспертки (спойлер: все прозаично)
  9. Погибли сотни тысяч людей. Рассказываем о самом смертоносном урагане в истории, который привел к падению диктатуры и развалу государства
  10. Состоялся матч-реванш между Усиком и Фьюри. Кто победил
  11. Завод Zeekr обещал превращать все машины, ввезенные в Беларусь серым импортом, в «‎кирпичи». Это были не пустые слова
  12. В российской Казани беспилотники попали в несколько домов. В городе закрыли аэропорт, эвакуируют школы и техникумы
  13. Кто та женщина, что постоянно носит шпица Умку во время визитов Лукашенко? Рассказываем


В возрасте 93 лет в своем доме в английском графстве Сарри скончалась модельер Мэри Куант. О ее кончине сообщила семья, сказав, что она «мирно умерла сегодня утром», пишет Русская служба Би-би-си.

Мэри Куант. Фото: Reuters
Мэри Куант. Фото: Reuters

В заявлении также говорилось, что она была «одним из всемирно признанных модельеров XX века и выдающимся новатором».

Бывший редактор журнала о моде Vogue Александра Шульман первой выразила соболезнование, написав в Twitter: «Покойся с миром, дама Мэри Куант. Она была лидером в области моды и женского предпринимательства, пионером и провидцем. За ней стояло гораздо большее, нежели безупречная стрижка».

По словам представителя лондонского музея Виктории и Альберта, «невозможно переоценить вклад, который Куант внесла в моду». «Она олицетворяла радостную свободу моды 1960-х годов и стала образцом для подражания для молодых женщин. Сегодняшняя мода во многом обязана ее новаторскому видению», — сказано в заявлении.

Мэри Куант известна прежде всего тем, что изобрела мини-юбку. Однако она сделала гораздо больше, чем просто укоротила подол женского платья, — она подарила новому поколению женщин возможность одеваться молодежно, свежо, динамично и совершенно не так, как это делали их матери.

Дело было сразу после войны, в начале 1950-х, когда юная выпускница лондонского университета Goldsmiths по специальности «учитель рисования» поступила работать окантовщицей в престижную шляпную мастерскую Eriks.

«Весь Лондон был разбомблен, и единственное, что тут процветало, была сирень. Повсюду висел смог. Это было время чулок на поясе, железнодорожных станций и чая Typhoo», — так вспоминала сама Куант время, когда она начала свой путь в индустрии моды.

Фото: V&A
Фото: V&A

Но стало появляться и другое — новое, модное, европейское.

На Кингз-роуд открылась одна из первых в Лондоне кофеен Fantasie, и именно там, в окружении своих друзей-единомышленников из богемного «Кружка Челси» — куда входили и ее будущий супруг и партнер по бизнесу Александр Планкет Грин и его друг, дизайнер Теренс Конран, — у Мэри Куант родилась идея открыть модный магазин Bazaar и продавать в нем вещи собственного дизайна.

«Это должна была быть сборная солянка из одежды и аксессуаров… свитеров, шарфиков, платьев, шляпок, бижутерии и всякой всячины», — вспоминала Куант.

Фото: V&A
Фото: V&A

Bazaar, не имевший витрин и оформленный по суперсовременному дизайну Теренсом Конраном (впоследствии основавшим собственные сетевые магазины Conran Shop и Habitat), открылся в ноябре 1955 года шумной вечеринкой.

Все новомодные платья быстро раскупили, и Мэри, ежедневно закупая ткань в гламурном универмаге Harrod’s, регулярно саморучно дошивала ассортимент.

Спустя три года она открыла второй бутик — как раз напротив Harrod’s.

Фото: V&A
Фото: V&A

Но за этим, казалось бы, потребительским фасадом скрывалась чрезвычайная миссия, которую взвалила на свои плечи молодая дизайнер: она хотела дать новому поколению женщин легкость и свободу движений, сконструировав такую одежду, которая годилась бы и в пир, и в мир.

«У меня не было времени на движение за женское равноправие», — сказала как-то сама дизайнер. Зато она высоко ценила смелость завсегдатаев Кингз-роуд и первых клиенток своего магазина, назвав их «прообразом новой расы женщин»: «Их отличало именно то, что они всё ставили под сомнение».

Мини-юбка, платья-джерси и шорты для города

Можно, конечно, спорить о том, кто первый начал укорачивать подол женской юбки. Ясно, что тенденция в этом направлении уже наметилась, и Куант, как всякому дизайнеру, остро чувствующему дух эпохи, ничего не оставалось, как завершить начатое.

К тому же этот стиль очень шел ей самой с ее тонким станом, мальчишеским телосложением и длинными ногами. Можно сказать, что Куант популяризовала этот андрогинный образ за 10 лет до появления Твигги.

А модный в те годы парикмахер-стилист Видал Сассун довершил дело, оформив ее голову своей четкой геометрической стрижкой.

Фото: V&A
Фото: V&A

Как и Коко Шанель, своими «квадратными» пиджачками удачно скрывавшая отсутствие собственной талии, так и Куант преобразила свою неярко выраженную женственность в достоинство посредством прекрасно скроенных женственных платьев.

Фото: Катерина Архарова
Фото: Катерина Архарова

Она также обратила внимание на возможности трикотажного волокна из шерстяных нитей, термоскрепленного с ацетатной подкладкой, которое традиционно использовалось для производства спортивной формы для игры в регби и футбол, но как нельзя лучше подходило для ее мини-платьев по фигуре, беретов и даже шортов для города — в качестве ансамбля к коротенькому платью.

Причем все это в одном, порой очень ярком, цвете.

Фото: Катерина Архарова
Фото: Катерина Архарова

Цветные колготки

Итак, подол был обрезан радикальным образом, и у девушек «выросли» ноги, которые требовали чего-то другого, но явно не чулок с подвязками. Так родились цветные колготки.

Фото: Катерина Архарова
Фото: Катерина Архарова

В 1950-е на рынке уже появились утепленные женские колготки в противовес тонким чулкам, однако Куант убедила владельцев Nylon Hosiery Company воплотить в жизнь ее план: произвести в массовом порядке цветные колготки, чулки и гольфы. Это был моментальный успех!

Фото: Катерина Архарова
Фото: Катерина Архарова

Белье с лайкрой

Все еще бывшие в ходу корсеты на косточках и моделирующее белье не очень подходили под новый, облегающий силуэт мини-платьев Куант.

Чтобы восполнить зияющие дыры бельевого рынка, дизайнер в сотрудничестве с производителем белья, фирмой Weingarten Brothers разработала свою линию женского белья Q-form с использованием лайкры. Оно обладало легким утягивающим эффектом, но было незаметно под одеждой.

Фото: Катерина Архарова
Фото: Катерина Архарова

Пример для вдохновения: фартук мясника и Банк Англии

Куант, как и Коко Шанель до нее, постоянно переосмысливала сугубо мужской костюм и активно из него заимствовала для своих моделей, но делала это по-своему.

К примеру, полосатое платье с красным кантом навеяно ничем иным, как фартуком мясника, и пошито оно из хлопчатобумажной саржи — традиционного материала для подобных фартуков.

Фото: Катерина Архарова
Фото: Катерина Архарова

Полосатое платье с широким белым отложным воротником и манжетами, пошитое из костюмной саржи, — это явная издевка в адрес «мужских» профессий.

Оно взято из коллекции 1963 года под названием «Банк Англии», что само по себе иронично, поскольку большинство женщин в Британии в то время не могли сами открыть банковский счет без письменного разрешения родственника-мужчины.

Фото: Катерина Архарова
Фото: Катерина Архарова

Мэри Куант ввела моду на полихлорвиниловые укороченные плащи всех цветов радуги, особенно карамельно-коричневого цвета, столь популярного сегодня. Это тоже своего рода «заимствование», на этот раз из гардероба работника дорожной службы — что-то яркое, издали заметное, при этом непромокаемое и даже чуточку сексуальное.

Она также активно использовала в своих дизайнах массивную английскую булавку — задолго до того, как это стали делать панки.

Фото: Катерина Архарова
Фото: Катерина Архарова

Икона стиля: куколка Дейзи

Несмотря на то, что платья Мэри Куант были нацелены на рядовую покупательницу, дешевыми они не были. К примеру, коричнево-кремовое платье в цветочек стоило 9 гиней, то есть в пересчете на сегодняшний курс примерно 133 фунта (174 доллара), так что позволить его себе могла далеко не каждая.

Чтобы ответить на растущий спрос, Мэри стала выпускать выкройки своих моделей для самостоятельного пошива, а также схемы для вязания наиболее популярных фасонов.

В 1970-е Куант озаботилась воспитанием следующего поколения своих покупательниц и запустила в продажу куколку Дейзи (что означает «ромашка» — символ Куант, часто встречаемый на ее товарах) с набором специально созданной для нее одежды.

Фото: Катерина Архарова
Фото: Катерина Архарова

Дейзи имела и свой трафаретный вариант с набором бумажной одежды для вырезания, что было модным развлечением для девочек в те годы.

Раз в год выходил специальный журнал с рассказами о том, что носила Дейзи в течение года и по каким случаям. Самый первый выпуск назывался «Мой дневник моды» (My fashion diary) и был выпущен в 1973 году, задолго до появления инстаблогеров с их «лучками дня».

Фото: V&A
Фото: V&A

Мэри Куант стала дамой-командором Ордена Британской империи в 2015 году.

В одном из интервью ей задали вопрос, удивлял ли ее когда-нибудь ее успех?

«Чаще всего я говорила себе: Боже мой, какая же у тебя интересная жизнь, как же тебе повезло, — ответила она. — Я говорю себе, какая же ты счастливая женщина, и как же тебе удалось так повеселиться?»