В августе этого года кинофестиваль «Листопад» попал в центр скандала: решением чиновников организацию форума отдали «Беларусьфильму». Прежняя команда, годами готовившая проект, осталась не у дел — к тому же прямо сейчас «Арт Корпорейшн» находится в стадии ликвидации по решению властей. Кинокритик Тарас Тарналицкий рассказал блогу «Отражение», каким будет новый форум, почему до сих пор не опубликована его программа и есть ли шанс наконец-то увидеть на экране фильм «Купала». Перепечатываем этот текст.
— Последние десять лет организацией «Листопада» занималась команда Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн». В этом году фестиваль передали «Беларусьфильму». Реально ли оперативно подготовить форум без старой команды, их связей и контактов? «АРТ Корпорейшн» обычно работали над программой целый год.
— Сразу уточню: в новой команде работают не только сотрудники киностудии. По моей информации, в нее по крупицам собирали людей, связанных со студией либо организацией фестиваля, работавших на Белтелерадиокомпании либо организовывавших какие-то государственные мероприятия. Происходила мобилизация максимально лояльных менеджеров.
Получится ли у них сделать форум, аналогичный тому, что существовал последние десять лет? Сомневаюсь.
Например, возьмем историю с отбором фильмов. На условиях анонимности мне рассказывали, что представители дирекции связывались с людьми, у которых, условно говоря, было незавершенное видео. Им говорили: «Если вы его доснимете или снимете фильм, мы возьмем вас в программу». Неизвестно, речь шла об основном конкурсе или о внеконкурсных показах. Но разговор происходил после объявленного дедлайна или перед его завершением, когда завершить работу было нереально. При старой дирекции таких историй никогда не было. Это говорит о том, что желающих поучаствовать на фестивале особо нет и их искали по сусекам.
— «Листопад» вернется в состояние, в котором находился в девяностые и нулевые годы?
— Вектор движения и развития направлен именно туда. Например, в команде сейчас работает Валентина Степанова, являвшаяся директором фестиваля до «АРТ Корпорейшн». В тот период «Листопад» делал четкий акцент на показ российского кино. Такой подход по-своему транслировал колониальный взгляд: мол, Беларусь является приложение к большой территории и не может сама звать кинематографистов из других стран. Культурный вектор был связан с политическим. Уже постфактум я смотрел программы тех лет и не видел серьезных откровений среди фильмов-участников.
В последнее время организаторы «Листопад» ездили в Армению и Узбекистан. Вполне возможно, что фильмы из этих стран будут представлены в программе этого года. Возможно, именно этот вектор будет в эстетическом плане определяющим для «Листопада» на ближайшее время.
Кроме того, значительную часть программы составят белорусские фильмы. Очень показательная колонка недавно вышла в государственной газете «Звязда». Редактор киностудии Татьяна Комонова доказывала, что показывать фильмы собственного производства не стыдно. Мол, это характерно для Пекинского фестиваля. Но Беларусь — не Китай. У нас нет такого рынка по количеству зрителей, производительности и конкуренции, чтобы мы могли себя ассоциировать с этой страной. В Китае могут себе позволить снимать исключительно для себя. Но мы — нет. Поэтому выглядит смешной ситуация, когда фестиваль, организуемый государственной киностудией за государственные деньги, будет показывать собственную продукцию. Учитывая критерии отбора фильмов, о которых я говорил, думаю, что форум будет менее интересен зрителям, чем еще год назад. Напомню, тогда «Листопад» в последний момент отменили из-за коронавируса.
— А вообще каково значение «Листопада» для белорусской культуры?
— Он точно занимал в ней центральное место. Это один из старейших отечественных фестивалей и фактически единственный государственный, на котором показывают и документальное, и игровое кино (в том числе, и анимационное). Есть еще «Анимаевка», но этот форум не так сильно на слуху.
«Листопад» проходит с 1994 года, он уже устоялся, имеет имя. О нем все прекрасно знают, начинающие и маститые авторы мечтают попасть в его программу. Другие фестивали молоды либо еще не имеют такого веса у кинематографистов и публики.
На «Листопаде» можно было посмотреть фильмы, которые за прошедший сезон показывались на статусных фестивалях (Венеция, Канны, «Берлинале», Торонто), а также картины бывших социалистических стран. Фильмы отбирали качественно, поэтому фестиваль был интересен и простым зрителям, и создателям картин.
— Какое место занимал «Листопад» в системе европейских фестивалей?
— За последние десять лет он преодолел большой путь: оброс дополнительными программами, принимал гостей не только из стран СНГ, но и из Европы, Японии, Латинской Америки, получил аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров. Это факт международного признания, доказательство, что речь идет не о локальном фестивале, а о форуме, известном в других странах.
«Листопад» являлся одним из важных региональных фестивалей вместе с Фестивалем Восточно-Европейского кино в немецком Котбусе, Одесским кинофестивалем. Их программа была сопоставимой по уровню. Возможно, Варшавский и Московский кинофестивали были немного сильнее. Но в целом в своей нише «Листопад» был очень заметен и престижен. На минском форуме работало независимое жюри из представителей разных стран. С их решением можно было спорить или не соглашаться, но оно являлось не ангажированным, поэтому ему можно было доверять. В отличие, к примеру, от результатов первой Национальной кинопремии 2018 года: тогда среди победителей оказались фильмы, чьи создатели работали в жюри. Для меня это нарушение этики. На «Листопаде» все было цивилизовано и по правилам. Поэтому в последние годы фестиваль имел высокий статус.
— Программы нового форума до сих пор нет.
— Фестиваль будет проходить 20−26 ноября. Думаю, что программа в лучшем случае появится в первой декаде этого месяца. Так поступала и «старая» команда, публиковавшая афишу буквально за пару недель до открытия. Но существует один нюанс: при раннем появлении афиши есть вероятность, что активисты начнут писать авторам и просить их снять фильмы. Такая история имела место в 2018-м: чиновники не пропустили в национальную программу «Листопада» некоторые фильмы, в результате часть авторов в знак протеста сами сняли свои работы. В этом году ситуация может быть более драматичной: могут писать не только белорусским, но и международным режиссерам. Доказывать последним, что они пытаются участвовать в фестивале, отобранном у предыдущей команды. Престижа это не добавит, наоборот, может ухудшить репутацию режиссера или продюсера фильма. Поэтому предположу, что программу скорее опубликуют в последний момент, чтобы максимально не навредить нынешней дирекции и организаторам фестиваля, избежать отмен и публичных скандалов.
— В публичном пространстве звучали призывы лишить «Листопад» международной аккредитации в Федерации ассоциаций кинопродюсеров. Какие это может иметь последствия?
— Это будет демонстрация того, что в культурном плане Беларусь в целом разрывает отношения со странами западной цивилизации. Такой статус создавал дополнительный узкий коридор, по которому, в том числе, можно было общаться с западными чиновниками (пусть и из сферы культуры). Что будет дальше — непонятно, но шанс на лишение аккредитации достаточно велик.
— Ходили слухи, что на фестивале покажут фильм «Купала»…
— На студии уже не работают люди, которые могли бы поделиться этой информацией. Все закупорено, поэтому сведения остается получать только через официальные источники и госпрессу. Гендиректор «Беларусьфильма» Владимир Карачевский несколько раз говорил, что они не положили «Купалу» на полку, а хотят его показать. Как и картину «Авантюры Прантиша Вырвича», снятую по роману Людмилы Рублевской. На показ последнего фильма можно рассчитывать, а вот уверенности, что мы увидим «Купалу» на «Листопаде», нет.
С одной стороны, киностудии было бы неплохо показать эту картину. Ведь это усилило бы внимание к фестивалю: многие люди захотели бы ее посмотреть. С другой стороны, какие-то публицисты могут найти в фильме антироссийскую пропаганду, ведь в «Купале» говорится о самостоятельности белорусской нации. А это ведет за собой определенные медийные риски для власти. Поэтому показать хочется, но есть риск, что возникнет не положительный, а отрицательный эффект.
Карачевский говорил, что решает вопрос с показом «Купалы». Для меня это сигнал, что студия сама ничего не решает, а ждет отмашки сверху, слов какого-то другого человек, который возьмет на себя ответственность и решит этот вопрос. Хотя в прошлом году фильм уже показывали на фестивале «Московская премьера» — это форум кино стран СНГ. Показ прошел нормально, никакого негатива не было. Фильм даже наградили призом «Событие кинематографического года». Но «Листопад» — это совсем другая история. Поэтому, повторюсь, покажут ли «Купалу» — пока не понятно.