Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала


Когда в резервации коренного народа шингу умирает крупный вождь, его жители собираются для уникального похоронного ритуала, называемого Куаруп. В раскраске на теле и в птичьих перьях они участвуют в церемониальных танцах, боях и пирах, чтобы прославить жизнь, смерть и возрождение. Потеря вождя народа Явалапити — Аритана, из-за COVID-19 в августе потрясла шингу. Племя осталось без сильного лидера и переговорщика, который мог объединить людей против уничтожения природы Бразилии. Бразильское сельскохозяйственное лобби добилось продвижения через саванну Серрадо в тропический лес Амазонки и именно вождь племени сопротивлялся распространению фермеров.

Фотограф Reuters был единственным журналистом, приглашенным на похороны в прошлом месяце, которые длились несколько дней и собрали более тысячи представителей соседних племен.

Тапи Явалапити и его брат Валако Явалапити наблюдают за борьбой между коренными народами во время похоронного ритуала Куаруп.

По словам сына, и вероятного преемника Аританы, Тапи, осажденные общины шингу сталкиваются с растущей деградацией их естественной среды обитания и проблемой сохранения биоразнообразия для будущих поколений. Лесорубы, скотоводы, фермеры сои и золотодобытчики с каждым годом увеличивают территорию своей деятельности за счет уничтожения лесов Амазонии.

«Сегодня мы не едины. У шингу больше нет кого-то, кто мог бы организовать всех вождей», — сказал Тапи в интервью Reuters, сидя на ветке дерева на берегу притока реки Шингу, которая, как он опасается, высыхает из-за забора воды фермерами. 

«Наша главная задача — снова объединиться, чтобы спасти наши земли», — сказал он.

Мужчина Явалапити ловит рыбу в реке Туатуари.
Члены племени Явалапити ловят рыбу в национальном парке Шингу, перед началом закрытого похоронного ритуала Куаруп.
Женщины Явалапити несут хлеб из тапиоки и рыбу во время закрытого похоронного ритуала Куаруп.
Мужчина Явалапити готовит рыбу во время закрытого похоронного ритуала Куаруп.

Следующее поколение лидеров шингу стремится к единству в критический момент, поскольку крайне правый президент Жаир Болсонару подрывает права коренных народов, поощряя коммерческое сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых на охраняемых землях при поддержке влиятельного политического лобби.

Некоторые жители шингу испытывали искушение заниматься вырубкой леса или сдавать в аренду сельхозугодья посторонним, но они по-прежнему составляют меньшинство в резервации, которая занимающей больше земли, чем Израиль.

«Изменение климата также высушивает лес и увеличивает риск пожаров», — говорит Тапи. - Нам необходимо сохранить окружающую среду, чтобы сохранить наш образ жизни и нашу культуру для всего человечества».

Сверху виден разительный контраст между зелеными лесами Шингу и коричневыми возделываемыми полями, которые сегодня примыкают к границам резервации в западной Бразилии.

По словам антрополога Клаудии Франко, пестициды загрязняют истоки Шингу и близлежащих рек, уровень которых падает с каждым годом, поскольку фермеры, выращивающие сою, забирают все больше воды для полива.

Рыба, главный источник белка для племен, настолько важна для существования людей Шингу, что шаманы выпускают дым от трав в религиозном обряде, чтобы защитить рыбаков от аллигаторов, прежде чем они закидывают сети.

Матаре, человек из племени Явалапити, воскуривает травы во время рыбного ритуала.

Жители деревни лакомятся рыбой, приготовленной на большом открытом огне и поданной на блинчиках, называемых бейджу, которые женщины готовят из маниоки.

Мужчины жалуются, что рыбы с каждым годом становится все меньше, так как река мелеет по мере приближения сельскохозяйственных границ.

Резервация была создана в верховьях реки Шингу в 1961 году после кампании Орландо и Клаудио Виллаш-Боаш. Братья защитили племена от наступающих поселенцев, добившись юридической защиты первого крупного района проживания коренных народов в Южной Америке.

С тех пор ряды Явалапити выросли с 40 человек, переживших эпидемию кори в 1950-х годах, до примерно 300 человек, которые сегодня живут в больших общинных домах с соломенными крышами.

Современность смешалась с традициями. Краска на лице одного мальчика напоминала заклятого врага Бэтмена, Джокера, и на его груди было написано политическое послание: «Долой Болсонару». Кульминацией ритуала Куаруп является соревнование по боевым искусствам между воинами из девяти племен, которые сначала топчутся по центральной части деревни в воинственном танце, прежде чем начинается борьба.

По словам его сына Тапи, Аритана был выбран главным вождем племен шингу из-за его мудрости, лидерских качеств и дипломатических навыков.

Умерший вождь был одним из 12 человек в сообществе, погибших от COVID-19, большинство из которых были старейшинами, которые забрали с собой знания о прошлом Явалапити, включая истории и песни.

Все взрослые в сообществе теперь вакцинированы от коронавируса.

Женщины плакали в течение нескольких дней, оплакивая смерть Аританы и трех других старейшин племени. Мужчины маршировали по земляной площади деревни, трубя в длинные бамбуковые трубы.

Мужчины Явалапити исполняют «танец в конце траура» во время Куарупа.
Люди Явалапити играют на бамбуковой флейте уруа, танцуя во время похоронного ритуала Куаруп.
Мужчины Явалапити украшают стволы деревьев, которые символизируют выдающихся людей, недавно умерших во время похоронного ритуала Куаруп.

Для духов умерших в центре деревни установили четыре деревянных столба, которые расписали красками согласно обычаям племени. 

Мужчины раскрасили свои тела черной краской из плодов дерева дженипапо и ярко-красной краской, приготовленной из семян урукума.

Мужчина Явалапити рисует символы на теле своего сына во время похоронного ритуала Куаруп.
Мужчины Явалапити украшают стволы деревьев, которые символизируют недавно умерших великих людей.
Кава, женщину Явалапити, удаляют с церемонии после того, как она стала рыдать во время похоронного ритуала Куаруп.
Канаван, мужчина явалапити, красит свое тело.
Люди Явалапити, Калапало и Мехинако играют на бамбуковой флейте уруа, танцуя во время похоронного ритуала Куаруп.
Мабитчури, ребенок Явалапити, принимает участие в «танце конца траура» во время похоронного ритуала Куаруп.
Женщины Явалапити исполняют «танец конца траура».

«После нескольких часов плача и стенаний, до рассвета души умерших покидают стволы деревьев, чтобы присоединиться к своим предкам в подземном мире», — сказал Франко.

Мужчины Явалапити принимают участие в огненном ритуале.
Люди Явалапити скорбят возле стволов деревьев, олицетворяющих недавно умерших старейшин.
Мужчины Явалапити собираются вокруг костров на восходе солнца во время похоронного ритуала Куаруп.
Солнце встает за деревом в деревне племени Явалапити во время похоронного ритуала Куаруп, в память о вожде Аритане в парке коренных народов Шингу в Бразилии.