Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала


В последние годы власти и пропагандисты как в Беларуси, так и в России очень часто используют два понятия — национализм и нацизм — как синонимы. Так, президент РФ Владимир Путин в своем ночном обращении перед началом вторжения в Украину назвал одной из целей «денацификацию» соседки, а зампред российского Совбеза Дмитрий Медведев характеризовал ее как «нацистское государство. При этом в сводках российского Минобороны украинские военнослужащие нередко фигурируют уже под названием «националисты». Александр Лукашенко тоже неоднократно рассказывал, как он спас Беларусь от национализма, и пугал белорусов некими «новоявленными нацистами». Объясняем, что означают эти два термина в реальности и в чем между ними разница (а она принципиальна).

В массовом сознании нередко можно услышать «народное» объяснение этих терминов — в частности, именно его на своем «открытом уроке» в 2022 году использовал Александр Лукашенко: «Если послушать меня, Путина, русских или белорусов — мы националисты. Вот [белорусский историк Игорь] Марзалюк раньше был [националистом] больше, сейчас — меньше. Сейчас уже я, наверное, в силу своего положения больше националист. Нормально, ребята. Националист — это тот, кто радеет за свое: суверенитет, независимость, за свой язык, культуру и прочее. Я — за. Нацист — это националист худшей закваски, который преувеличивает свою нацию: унижает, оскорбляет, вытирает ноги о других».

С этими описаниями двух идеологий в некоторой степени можно согласиться — если допустить, что имеется в виду их очень упрощенный вариант, уместный разве что для объяснения младшим школьникам. Отметим, что на том же «открытом уроке» Лукашенко вдруг начал утверждать, что фашизм — это крайняя форма проявления нацизма: «Это уже когда берут в руки оружие. Это уже фашисты». На самом же деле все наоборот — и именно нацизм (точнее, национал-социализм) обычно трактуется как радикальная форма фашизма.

Думаем, что вы уже окончательно запутались. Поэтому будем разбираться.

Что такое нацизм?

Термин «нацизм» — это сокращение: оригинальное немецкое слово Nationalsozialist («национал-социалист») уменьшили до nazi («наци»), а идеологию этих людей назвали «нацизмом». Кстати, аналогично в межвоенной Германии поступали и с социал-демократами, которых называли «соци». Нетрудно догадаться, что главным создателем нацизма был Адольф Гитлер и его соратники по партии НСДАП, которая появилась после Первой мировой войны на волне общественного шока от тяжелого поражения в этом конфликте. В 1933 году нацисты пришли к власти и вскоре превратили Германию в жесткую диктатуру, а нацизм стал официальной государственной идеологией.

В чем же заключалась суть национал-социализма? Это ксенофобская тоталитарная идеология, основанная на идеях расового и культурного превосходства одних народов («арийских» или «нордических» — заметим, что оба термина псевдонаучные) над другими («неарийскими»). Для нее характерно использование насилия, тотальной пропаганды, а также ставка не на интеллектуальную элиту, а на массы.

Фото: Berliner Archives
Адольф Гитлер. Фото: Berliner Archives

Важнейшая характеристика нацизма — радикальный антисемитизм (нетерпимость к евреям, их преследование и уничтожение). По словам Гитлера, «гениальность великого вождя состоит в том, чтобы заставить даже сильно разделенных своих противников выглядеть так, как если бы они принадлежали к одной категории. Если слабые и нерешительные характером люди признают, что врагов у них слишком много, это вызовет сомнения в собственной правоте».

Для немцев общего врага фюрер нашел именно в евреях, которых назначили виновниками поражения Германии в Первой мировой. Они стали отождествляться как с идеологическими врагами нацизма коммунистами, так и с неким космическим злом. Евреев при власти нацистов стали подвергать дискриминации — причем не по признаку религии, а по их «расе». Пиком этого процесса стала политика Холокоста, во время реализации которой немцы уничтожили 6 млн евреев, а также миллионы представителей других национальностей.

Еще одним неотъемлемым элементом нацизма считается подчеркивание выдающейся роли харизматического вождя-диктатора (в лице самого Гитлера), а также подчинение личности государству и стремление к физическому уничтожению всех, кого нацисты считают своими врагами.

Нацистский плакат 1938 года, пропагандирующий «избавление» от людей, которых нацисты считали «социальными паразитами». На плакате написано: «Этот человек, страдающий наследственным заболеванием, пожизненно обходится народу в 60 тысяч рейхсмарок».
Нацистский плакат 1938 года, пропагандирующий «избавление» от людей, которых нацисты считали «социальными паразитами». На плакате написано: «Этот человек, страдающий наследственным заболеванием, пожизненно обходится народу в 60 тысяч рейхсмарок». Фото: Nazi party. German government and Deutsches Historisches Museum, commons.wikimedia.org

Нацизм подчеркивает мнимое неравенство людей, право сильных управлять слабыми и жестко подавляет конкурирующие политические и социальные институты. Также он отвергает и объявляет своими врагами демократию, либерализм, верховенство закона и прав человека, продвигает философию жестокости. Для нацизма характерно использование аппарата террора с тайной полицией (гестапо) и концентрационными лагерями.

Важно, что на территории стран, ранее входивших в состав Советского Союза, все описанные выше характеристики часто соотносятся с другим термином — «фашизм». Словосочетание «фашистская Германия» известно большинству жителей экс-СССР с детства. Но это не совсем корректно. Есть мнение, что в первой половине прошлого века советская пропаганда закрепила термин «фашизм» и «фашисты» за немецкими нацистами, чтобы не пугать жителей своей страны национал-социализмом. Поскольку Советский Союз позиционировал себя именно как социалистическое государство, такие параллели были лишними. Из-за этой путаницы жители постсоветского пространства видели и до сих пор часто видят в фашизме именно масштабное государственное насилие, радикальную ксенофобию, антисемитизм и расовые теории, более характерные для нацизма.

В реальности у фашизма два определения. Первое — это праворадикальное политическое движение тоталитарного типа, которое находилось у власти в Италии с 1922 по 1943 год. Его лидером был Бенито Муссолини — бывший социалист, который пришел к мысли о том, что слабость созданной Марксом и Энгельсом идеологии заключается в интернационализме. Он выдвинул на первый план итальянский народ, однако, в отличие от нацизма, фашизм в Италии изначально не строился на противопоставлении этой нации каким-то другим социальным группам. Лишь позднее, после союза с Гитлером, в политике Муссолини стали проявляться расистские черты.

Второе определение фашизма — общественно-политическое движение и идеология, которая была распространена (но не обязательно доминировала) как в Италии, так и в других странах (например, Испании, Румынии или Бразилии). Иногда нацизм в Германии также называют разновидностью фашизма, однако ряд исследователей это оспаривает. Различные характеристики фашизма, которые — в интерпретации различных специалистов зачастую противоречили друг другу — мы разбирали в отдельном тексте.

И нацистская, и фашистская идеологии и их символика запрещены во многих странах мира — как и организации, исповедующие эти идеи и использующие символы.

Сколько человек погибло от нацизма?

Жертвами Второй мировой войны, безусловным виновником которой является Гитлер и идеология национал-социализма, стали от 40 до 50 млн человек. Среди них были и миллионы белорусов. Как отмечается на государственном сайте «Архивы Беларуси», в настоящее время некоторые исследователи считают, что «с учетом косвенных потерь за годы Великой Отечественной войны погибло от 2,5 до 3 и более миллионов жителей Беларуси, то есть не менее, чем каждый третий».

Самое высокое число погибших белорусов среди зарубежных историков называл белорусско-польский исследователь Николай Иванов (данные приводятся по работе Сергея Новикова «Беларусь у кантэксце германскай гістарыяграфіі гісторыі Другой сусветнай вайны»). Он писал как минимум о 3,4 миллиона погибших жителей. Другие зарубежные историки называли меньшие числа: обычно от 1,6 миллиона до 2,2 миллиона белорусов.

Колонна 9-й армии вермахта, разгромленная ударом с воздуха неподалеку от Бобруйска. 1944 год. Фото: Central Archives of the Russian Ministry of Defence, commons.wikimedia.org
Колонна 9-й армии вермахта, разгромленная ударом с воздуха неподалеку от Бобруйска. 1944 год. Фото: Central Archives of the Russian Ministry of Defence, commons.wikimedia.org

Что касается белорусских ученых, то доктор исторических наук Эммануил Иоффе писал, что итоговое число людских потерь БССР в годы войны составило 3 146 800 человек. Доктор исторических наук Алексей Литвин из Института истории Национальной академии наук Беларуси — один из наиболее авторитетных специалистов по этому периоду — не согласился с ним. Он считал, что «общая численность населения Беларуси, погибшего на ее территории, на фронтах, на принудительных работах в Германии, составляет примерно 1 млн 950 тысяч — 2 млн человек, что составляет примерно 25% довоенного населения». С ним солидарен и российский историк Вадим Эрлихман, называвший цифру в 2 млн 290 тысяч человек.

Что такое национализм?

Национализм — это идеология, согласно которой каждое государство должно объединять представителей какой-то группы людей (нации), и лояльность этому национальному государству должна занимать важное место в системе морально-этических координат человека. Благодаря распространению идей национализма появились очень многие современные страны — в том числе почти все восточноевропейские (и Беларусь тоже). Их обычно называют национальными.

До появления идеологии национализма люди подчинялись или могли проявлять свою лояльность городу-государству, конкретному феодалу, религиозной группе. Идеалом в те времена было не национальное, а универсальное мировое государство (примеры: Римская империя, Империя Карла Великого, Священная Римская империя).

Понятие «цивилизация» было четко связано с религией. Позднее, во времена эпохи Возрождения, образованные люди стали ориентироваться на древнегреческую и древнеримскую цивилизации как образцы для подражания в культуре и образовании. Начался рост интереса к истории различных народов и их культуре. Позже ориентиром для многих стала французская цивилизация, которая была признана во всей Европе (распространялись французская мода, архитектура, искусство, язык).

Образ Венеры как аллегория рождения нации. Работа Кристофера Уильямса "Пробуждение Уэльса". 1911 год. Изображение: artuk.org, commons.wikimedia.org
Образ Венеры как аллегория рождения нации. Работа Кристофера Уильямса «Пробуждение Уэльса», 1911 год. Изображение: artuk.org, commons.wikimedia.org

Лишь в конце XVIII века началось развитие национализма, ставившего во главу угла историю и культуру каждого отдельного народа. Первым мощным проявлением этой идеологии стала начавшаяся в 1789 году Великая французская революция, которая привела к свержению монархии и установлению в стране республики. Впервые было провозглашено, что все граждане государства равны между собой, а объединяет их не лояльность королю, а их нация.

Вскоре национализм проник в страны Латинской Америки, где, в частности, вызвал освободительные походы во главе с Симоном Боливаром. После этого он распространился в Центральную, а затем в Восточную и Юго-Восточную Европу, где проявился через возрождение национальных языков, а затем и борьбу различных народов за независимость. Недаром XIX век был назван «веком национализма» в Европе. В ХХ столетии эта идеология стала популярной в Азии и Африке, где также привела к борьбе народов за свои права.

С появлением национализма критерием определения цивилизации стала национальность. Именно отдельные нации (а не люди одной религии или подчиненные одного феодала) имели право на образование свих государств. Последние, в свою очередь, должны были включать в себя всех представителей «своей» национальности. Впервые был выдвинут принцип, что люди могут получать образование на своем родном языке — а не только на языках других «великих» цивилизаций современности или прошлого (это, в частности, вскоре привело к упадку латыни и уменьшению влияния французского языка).

До того как идеология национализма стала популярной, центром каждого государства считался монарх, с которым он отождествлялся. Теперь на этом месте оказалось национальное государство, которое должно было восприниматься как Отечество.

В Беларуси, в сравнении с большинством соседей, национальное движение начало развиваться позже. На это повлиял ряд причин (например, жестокое подавление восстаний и репрессии со стороны России). Поэтому развитие белорусского национализма ускорилось лишь в начале ХХ века, когда большинство соседей уже ушло далеко вперед. Но именно благодаря белорусским националистам (то есть сторонникам создания национального белорусского государства) в 1918 году была провозглашена независимость Белорусской Народной Республики (во многом из-за тех событий коммунисты вынуждены были пойти и на провозглашение БССР).

"Свобода, ведущая народ", работа Эжен Делакруа. 1830 год. Изображение: 1st-art-gallery.com, commons.wikimedia.org
«Свобода, ведущая народ», работа Эжена Делакруа, 1830 год. Изображение: 1st-art-gallery.com, commons.wikimedia.org

По приведенным выше характеристикам видно, что определение нацизма как некоей крайней степени национализма, о чем говорил Лукашенко, выглядит не только упрощением, но и ошибкой. Национализм сам по себе не означает стремления к диктатуре, завоевательным войнам или идеям расового превосходства — а без этих составляющих немыслим нацизм. Созданные благодаря всплеску популярности идей национализма государства вполне могут оставаться демократическими и не склонными к территориальной экспансии, мирно сосуществуя с соседями.

Важно отметить, что различные исследователи выделяют множество видов национализма. Для нашего текста важны три из них:

  • гражданский;
  • этнический;
  • крайний.

Гражданский (или либеральный, политический) национализм строится вокруг ценности гражданской нации (то есть решающую роль играет не этническая принадлежность человека, а его гражданство) и придерживается традиционных либеральных ценностей политической свободы, либеральной демократии, политического плюрализма, толерантности, терпимости, равенства и прав человека — на этих же принципах построено большинство современных демократических государств. Именно такой национализм был характерен для этапа его зарождения — например, для Франции эпохи революции, которую мы вспоминали выше. Во многом именно таким был и белорусский национализм начала XX века.

Народный Секретариат (правительство) БНР. 1918 год. Фото: wikipedia.org
Народный Секретариат (правительство) БНР. 1918 год. Фото: wikipedia.org

В свою очередь в этническом национализме на первый план выходят характеристики отдельного этноса: язык, общее вероисповедание и общее происхождение. Этот вид национализма в первую очередь опирается на эмоции людей, обращается к историческим традициям. Когда все эти тенденции усиливаются настолько, что представители других наций начинают восприниматься людьми второго сорта или врагами, а цели национального государства ставятся превыше целей отдельных граждан, можно говорить о крайнем национализме или ультранационализме. Это явление действительно опасно — именно оно лежит в основе фашистской, а также нацистской идеологии.

Упрощенно объясним на примере Беларуси. Если мы соглашаемся с тем, что все ее граждане имеют равные права вне зависимости от этнического происхождения (то есть и живущие в нашей стране русские, поляки, украинцы, евреи, армяне, татары и другие народы — а также новые приезжие, которые захотят стать гражданами Беларуси) и в равной степени должны принимать участие в строительстве государства, то поддерживаем идеологию гражданского национализма. Если считаем, что ключевую роль в Беларуси должны играть исключительно представители белорусского народа, а остальные жители страны должны перенимать его культуру и традиции, чтобы полноценно участвовать в управлении государством, то поддерживаем этнический национализм. Если же мы считаем, что небелорусы в Беларуси должны быть ограничены в правах или и вовсе должны исчезнуть с ее территории, то поддерживаем ультранационализм.

В русском языке термин «национализм» чаще всего отождествляют с двумя последними видами: этническим и — особенно — ультранационализмом. В этом случае он нередко становится синонимом таких слов как «шовинизм», «ксенофобия», «расизм». Однако, как мы обозначили выше, это неверно. К примеру, гражданский и — в некоторых случаях — этнический национализм не предполагают дискриминации других социальных групп в государстве.

Если возвращаться к высказываниям российской пропаганды об Украине, то слово «национализм» чаще всего употребляется политиками и сотрудниками провластных СМИ именно в таком искаженном значении. Кремль наверняка испугало пробуждение украинского самосознания, приведшее к политическому удалению этой страны от РФ. Но это никак не связано с нацизмом или крайним национализмом, обе эти идеологии не имеют широкой поддержки в украинском обществе — мы рассказывали об этом в отдельном тексте.

Аналогичная ситуация с Беларусью — власти употребляют его в негативном ключе, намекая на проявления ксенофобии и шовинизма, якобы существовавшие в нашей стране ранее. А еще, вероятно, пытаясь с помощью языковых манипуляций связать нынешние проявления гражданского национализма (в том числе протесты против властей) с идеологией нацизма, уничтожившей миллионы белорусов.

Всплеск национализма, в том числе этнического, — естественный процесс для общества, начинающего государственное строительство. Через него прошли почти все новообразованные страны. Другое дело, что в Беларуси этот всплеск в начале 1990-х годов носил достаточно ограниченный характер и проявился лишь в сфере культуры. Уже в 1994-м, когда к власти пришел Александр Лукашенко, начался откат назад. Национализм (в основном в его гражданской и отчасти этнической формах) пользовался относительной государственной поддержкой лишь несколько лет. В том числе поэтому национальное и гражданское самосознание у многих жителей страны до сих пор находится на низком уровне. Никакой речи о проявлениях крайнего национализма в белорусском обществе в начале 1990-х не шло.

Кстати, отметим, что в речах Лукашенко нередко фигурирует еще один термин, который он использует как синоним националистов — «нацмены». Но это, видимо, лишь проявление уровня образования политика: этой аббревиатурой в СССР называли национальные меньшинства.

Сколько человек стали жертвами национализма?

Это сложный вопрос. С одной стороны — нисколько. Сама по себе идеология национализма, если речь не идет о крайних его формах, не предполагает насилия над людьми (в отличие от того же нацизма). Напомним, главной ценностью считается построение национального государства.

Но в таком случае возникает вопрос: как быть с многочисленными конфликтами XIX и XX веков. Например, с войнами, сопровождавшими распад Югославии и другими конфликтами на национальной почве. Многие такие события обернулись геноцидом — то есть целенаправленным уничтожением представителей какой-то социальной группы. В основе этого действительно лежал национализм, который приобретал радикальные формы. Однако подчеркнем, что конкретные преступления во время упомянутых событий совершали люди — идеология национализма никак им этого не диктовала. Они осознанно принимали решения, идя на убийства и насилие, и далеко не всегда причиной была только идеология (к примеру, целью убийств могло быть запугивание населения или солдат противника во время военных действий).

Также заметим, что вряд ли кому-то придет в голову называть немцев, погибших в боях за условную Францию, жертвами националистической идеологии. А ведь это атакованное Германией государство было построено на принципах гражданского национализма — защищая родину, французы бились за идею о ее независимости.

В то же время сама принадлежность человека к нацистской или фашистской идеологии априори преступна — так как в данном случае он не делает выбор, а по умолчанию соглашается с возможностью применения насилия по идейным причинам. Именно поэтому обе идеологии повсеместно осуждены и запрещены.

Национализм сам по себе не является чем-то преступным ни в международном, ни в белорусском законодательстве. Правда, «распространение белорусского национализма» в последнее время упоминается с очевидно негативной коннотацией следователями нашей страны. Но привлекать за это к ответственности суды не могут: соответствующей статьи в Уголовном кодексе попросту нет.

Читайте также