Раньше в Беларуси не существовало «Тиндера», в библиотеке нельзя было познакомиться с «Камасутрой», не было и интернета, позволяющего читать наши материалы о сексе. Но интимная жизнь наших предков бурлила и была, возможно, не менее яркой, чем сейчас. Мы уже вспоминали в подробностях, как белорусы относились к сексу и занимались им в догосударственный период и во времена Киевской Руси. Теперь же рассказываем об эпохе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Тогда сексуальная жизнь была не менее интересной, а в этом тексте вы найдете сразу несколько необычных сюжетов о людях из школьных учебников по истории Беларуси.
Как Миндовг нашел новую жену на похоронах старой — и вскоре погиб сам
В середине XIII веке на картах появилось Великое княжество Литовское (ВКЛ) — белорусско-литовское государство. Наши предки оказались в нем с сексуальным «наследием» времен Киевской Руси — средневекового государства, существовавшего на территории современных Беларуси, России и Украины (а также частично Польши и стран Балтии) до этого — в IX-XII/XIII веках.
Во время Киевской Руси шла борьба между двумя традициями: языческой и христианской. Для первой секс был естественной частью жизни, природы и космоса, поэтому к нему относились положительно. Для второй — наоборот. В соответствии с христианскими устоями той эпохи, целью секса могло быть исключительно деторождение, допускались только вагинальное проникновение и миссионерская позиция (последнее должно было подчеркивать господствующую роль мужчины по отношению к женщине). Все прочее считалось греховным.
Такие взгляды сохранялись у представителей церкви и в более позднее время. Об этом писала историк Наталья Слиж, автор исследования «Шлюбныя і пазашлюбныя стасункі шляхты Вялікага Княства Літоўскага ў XVI-XVII стст.», на которое мы будем часто ссылаться в этом тексте. Но это совсем не означало, что наши предки с этого времени занимались сексом только так, как предписывала церковь.
Начнем с того, что ВКЛ появилось как языческо-христианское государство. Одна часть его населения, проживавшая на территории современной Беларуси, уже приняла православие. А вот другая (вместе с самими князьями-балтами) продолжала исповедовать язычество. Принятие христианства для правителей ВКЛ было элементом политической игры. Например, Миндовг — создатель княжества и его первый великий князь — был язычником, затем на некоторое время принял католичество (благодаря чему стал единственным в истории королем ВКЛ), а после вновь стал поклоняться своим богам.
О языческом мировоззрении Миндовга свидетельствует история с его свадьбой. В 1262 году умерла Марта, первая жена короля. На похороны приехала ее родная сестра (имя летописи не сохранили). К тому времени она была замужем за князем по имени Довмонт. Любвеобильный Миндовг решил взять ее себе в жены и просто не отпустил домой с похорон. Согласно одной из летописей, он объяснил это так: дескать, умирающая Марта завещала сестре воспитывать своих детей и для этого вступить в брак с ее мужем. Все закончилось тем, что оскорбленный супруг, потерявший жену, объединился с другими людьми, обиженными королем ВКЛ, и убил Миндовга.
На протяжении следующих ста лет великие князья — кроме сына убитого короля, православного Войшелка — были язычниками, а потому языческие сексуальные традиции оставались широко распространены. Но правящие династии ВКЛ стремились породниться с соседями-христианами. Например, Ольгерд женился на дочери витебского князя Ярослава Васильевича Марии, их дети воспитывались уже в православной традиции, хотя отец и оставался язычником. Случаи, аналогичные тому, что случились с Миндовгом, теперь были немыслимы.
В конце XIV века ВКЛ и Польша подписали Кревскую унию, по которой великий князь Ягайло (сын Ольгерда) стал польским королем и принял католичество. Лишь после этого началось массовое крещение языческой части населения княжества. Но традиции (в том числе и в сексуальном плане) не изменить в одночасье, поэтому среди простых людей они сохранялись долго.
Борьба с гражданскими браками и внебрачными детьми
Да и христианская часть населения страны постоянно нарушала установленные церковью запреты. А потому абсолютизировать роль церкви в сексуальной жизни наших предков все же не стоит. По словам Натальи Слиж, среди белорусской шляхты невенчанный брак (то есть без обязательного обряда в церкви — сейчас бы его назвали «гражданским») был распространен почти до конца XVI века, а среди мещан и крестьян встречался еще в первой половине XVII века.
Откуда возникла такая вольница? Во-первых, сказывались все те же языческие традиции — церковное мировоззрение еще не успело пустить в обществе глубокие корни. Во-вторых, дело было во влиянии Европы и ее религиозной традиции — не такой жесткой, как на Востоке. Как писал исследователь Игорь Кон, «в Западной Европе аскетические нормы раннего христианства в эпоху Возрождения были сильно ослаблены и скорректированы под влиянием античности. На Руси этого влияния не было. Православный телесный канон, построенный по образцу византийского, значительно строже и аскетичнее католического».
Все это наряду с другими факторами обусловило более свободное отношение к сексу и к семье в ВКЛ, чем, например, в соседнем Московском государстве. Тот же невенчанный брак было куда проще расторгнуть, чем венчанный, — это было реально сделать через суд. А потому многие люди специально не «регистрировали» свои отношения в церкви.
А в XVI веке в Европе началось движение Реформации, направленное на изменение католической церкви. В результате как альтернатива консервативному католичеству оформился протестантизм. Между двумя течениями в христианстве возникли расхождения, которые проявились и в сексуальной сфере.
Как отмечала Слиж, католики продолжали считать, что он необходим лишь для рождения детей. А вот протестанты — и в том числе Мартин Лютер, стоявший у истоков Реформации, — допускали, что секс и семья могут просто удовлетворять желания и потребности мужа и жены. Представители нового течения спокойно относились и к разводам. Недаром в протестантизме, в отличие от католичества, стали возможны браки священников любого уровня. Между тем протестантизм на некоторое время распространился и в ВКЛ. Его поддерживали даже магнаты (например, Николай Радзивилл по прозвищу Черный).
Но все же церковь в ВКЛ сумела победить «гражданский брак». Каким образом? Благодаря общим действиям с государством.
С одной стороны, власти начали вносить изменения в законодательство. В первый Cтатут (свод законов) ВКЛ 1529 года ввели термин «бенкарт» (синоним — бастард; внебрачный ребенок, от которого отказался отец, или же ребенок, рожденный от невенчанной жены). Такой человек не мог получить наследство. Второй Статут ВКЛ 1566 года расширил это понятие — к бенкартам стали относить и детей от любовниц. Третий Статут 1588 года зафиксировал, что внебрачные дети теперь еще и лишались шляхтетского звания. Также к числу бенкартов теперь относили детей от брака между родственниками, если при женитьбе они знали о своем родстве.
Неудивительно, что постепенно невенчанный брак, несмотря на отсутствие прямого запрета на него, сошел на нет: никому не хотелось рисковать, что их дети останутся без наследства. Но это произошло только среди шляхты — в остальных сословиях полный контроль осуществить не удалось.
Как все это соотносилось с проходившей Реформацией? Дело в том, что в середине ХVІ века ВКЛ объединилось с Польшей в государство под названием Речь Посполитая. Как раз в это время католики опомнились и перешли в наступление на реформаторов. Началась эпоха Контрреформации (середина XVI—XVII века). По словам Натальи Слиж, именно с началом этого времени в Беларуси начал укрепляться институт брака. А еще стала особенно цениться девственность невесты. Такие взгляды пропагандировала именно церковь.
Никакого секса до брака и жесткое наказание за измену
В целом период ВКЛ и Речи Посполитой характеризовался постоянной борьбой церкви за свои правила, которым сопротивлялась и которые нарушала часть общества. Один из примеров — вопрос о сексе до брака. Каноническое (то есть церковное) право однозначно считало секс до брака греховным.
Но, разумеется, этот запрет нарушали всегда. Один из самых известных примеров —Жигимонт Август, последний наследник трона ВКЛ и Польши, известный своей любвеобильностью. Наибольший резонанс получили его отношения с представительницей магнатского рода Барбарой Радзивилл, которые для того времени считались неприемлемыми. Он был наследником престола, она — вдовой (пусть и очень богатой), но главное — еще до свадьбы у них был секс.
Разумеется, Жигимонту Августу церковь была не указ. Но будь он даже не наследником престола, а простым шляхтичем, это мало что изменило бы: в законодательстве не было статьи, однозначно запрещавшей добрачный секс.
В свою очередь наказание в виде смертной казни предусматривалось для родителей, убивавших своих детей, которые родились от внебрачной связи. Важно понимать, что зачастую у людей просто не было выхода. Общество осуждало незаконнорожденных детей, шансов на достойную жизнь у них практически не было. А отказаться от секса с представителем более высокого сословия (например, когда шляхтич домогался своей крестьянки) не всегда было возможно. Уровень контрацепции в то время тоже легко себе представить. В этом качестве использовали растительные средства, прерванный половой акт, анальный и оральный секс.
Впрочем, в запрете отношений до брака была определенная логика даже исходя из физиологии — ведь он мог быть попросту опасен из-за риска слишком ранней беременности. Как пишет Наталья Слиж, девушкам в ВКЛ разрешали выходить замуж с 15, а затем даже с 13 лет. В реальности это чаще всего происходило в 15−16 лет. Юноши могли жениться с 18 лет. Но были и исключения. Например, исследовательница нашла в архивах случай, зафиксированный в 1581 году. В крестьянской семье 13-летнего парня женили на девушке, которая была старше его. Поэтому «супружеский долг» за парня исполнял отец. Причем этот случай характеризовался как пример «традиции». То есть он был не единичным.
История Барбары Радзивилл — да и других женщин ее времени — привели к тому, что в XVI веке женщины Великого княжества Литовского прослыли самыми распущенными в Европе. Слухи об этом активно распространяли в Польше. Слиж объясняет это тем, что жительницы ВКЛ были более свободными в экономическом плане (например, имели право распоряжаться имуществом после смерти мужа), а поэтому могли быть независимыми от мужчин. А польское общество, представители которого в первую очередь и распускали эти слухи, было более консервативным, чем в Великом княжестве.
О будущих свадьбах родители могли договариваться, когда дети были совсем юными. А разорвать такую помолвку означало спровоцировать скандал и навсегда испортить отношения. Пострадавшей стороне в этом случае выплачивался штраф. А все потому что к браку относились с прагматической точки зрения — любовь там не играла первую роль. Хотя общение между будущими женихом и невестой было важной составляющей. Наталья Слиж цитирует в своем исследовании воспоминания шляхтича Самуэля Маскевича, который в начале ХVІІ века участвовал в походах на Москву во время так называемого Смутного времени. «Маскалі па-жыдоўску жэняцца, амаль не бачацца перад вяселлем», — писал он. То есть в ВКЛ такое явление не было распространено.
В то же время измены были очень частым явлением. Само собой, такие действия осуждались. По Статуту ВКЛ 1588 года, если муж убивал любовника на месте преступления, то его освобождали от ответственности, а вот если любовник убивал мужа, его наказывали смертью. В отдельных случаях за сам факт измены могли покарать смертью — если на этом настаивали родные потерпевшей стороны.
Но в богатых семьях чаще всего старались не выносить сор из избы. Поэтому далеко не все измены заканчивались разводами. Например, в свое время прогремела история Софии Олелькович-Слуцкой, изменившей своему мужу, князю Янушу Радзивиллу, с татарином Яном Осмольским, которой служил в их семье. Последний бежал во Львов, но Радзивилл нашел его и там. В конце концов Осмольского судили — но не за измену, а якобы за кражу украшений княгини. Но брак магнатов сохранился. Любопытно, что Русской православной церковью София причислена к лику святых.
Сексуальная революция на закате Речи Посполитой
Во второй половине ХVІІІ века на территорию Беларуси пришла эпоха Просвещения. Исследователь Адам Мальдис называл это время «массовым психозом эротизма»: в искусстве и жизни начал распространяться культ обнаженного тела. Как отмечала Наталья Слиж, нормальной ситуацией для шляхты (правда, не провинциальной, а побогаче) стала ситуация, когда женщина рожала детей не только от мужа, но и от любовника.
Женщины одевались соответственно эпохе. Ян Охотский, автор мемуаров «Рассказы о польской старине», так описывал бал в Гродно: «Франя была одета не только по моде, но и даже слишком. Ноги у нее были босыми, все пальцы на ногах покрыты драгоценными кольцами. <…> Под подошвой ноги были капуцинские тряпки, лентами прикрепленные к ногам (сандалии. — Прим. ред.) <…>. На ней не было сорочки, а надето было только платье из какой-то очень легкой материи, с долгим шлейфом, поднятым <…> с правой стороны до колена. Грудь была полностью открыта и ничем не прикрыта». Охотский признавался, что так выглядели почти все присутствовавшие женщины. По его словам, случались истории, когда кто-то по неосторожности наступал на длинный шлейф платья, и женщина оставалась практически полностью голой.
Ярким примером был последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский, никогда не имевший законной супруги, зато считавшийся любовником множества известных женщин той эпохи.
Как писали биографы, в спальне короля оказывались «постоянные и по совместительству любовницы, сиюминутные женщины и повелительницы на долгие месяцы, настоящие принцессы и магнаты самых видных родов, дворянки из брестских лесов и звездочки из литовских усадеб, варшавские горожанки и иностранные авантюристки, модели из ателье <…> и посудомойки из кухни <…>. Есть англичанки, гречанки, итальянки, француженки, немки и еврейки. Короче говоря, милейший паноптикум красоты. Восстановить имена королевских любовниц практически невозможно, поскольку многие из них проскользнули через королевскую опочивальню безымянными».
Именно при Понятовском Речь Посполитая в конце XVIII века прекратила существование в результате трех разделов. Территорию Беларуси аннексировала Россия, после чего наша история развивалась под властью этой страны.
Читайте также