Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала
Чытаць па-беларуску


В Минспорта назвали самые популярные выездные направления для отдыха у белорусов — это традиционные морские курорты Египта, Турции и Объединенных Арабских Эмиратов. Кроме того, привлекательными для белорусов остаются Грузия, Азербайджан и Армения. Стал популярен Узбекистан. Также наши туристы продолжают ездить в Россию. В связи с этим мы решили вспомнить, куда и как ездили предки белорусов в прошлом, кто вообще мог себе позволить такие путешествия, а также как менялась их доступность с течением времени.

В этом тексте мы не рассказываем о поездках с военными, торговыми, политическими и дипломатическими целями — иначе пришлось бы вспоминать всю историю Беларуси. Критерии для отбора: поездка не должна была напрямую приносить денег и быть связана с ними, она должна иметь не профессиональный, а развлекательный, познавательный или обучающий характер.

Паломничество и учеба за границей

Первые путешествия происходили в самой далекой древности, но связаны они были с вопросом выживания: нехватка места и ресурсов, изменение климата и другие причины заставляли человека расселяться по большей части Земли. В том числе и на территории современной Беларуси.

Затем на протяжении тысячелетий переезды наших предков чаще всего были связаны с войнами или торговлей (войска отправлялись на чужие территории с захватническими целями, купцы отправлялись в дорогу, чтобы привезти товары и заработать на этом денег). Ситуация стала меняться лишь в Средневековье, когда сформировалась европейская христианская цивилизация. Для нее был характерен такой феномен, как религиозное паломничество в места, связанные с жизнью и смертью Иисуса Христа.

«Церковь <…> регулировала паломничество, создавала особую „сервисную службу“ и дорожную инфраструктуру в помощь путешествующим пилигримам, формировала „местные“ паломнические центры, <…>. Можно с полным основанием утверждать о складывании основ религиозного туризма в период европейского Средневековья <…>. К тому же, кроме внутренней религиозной мотивации паломнического движения, определенной частью пилигримов владели мирские желания, совпадающие с теми мотивами, которые присущи современному зарубежному туристу», — писала белорусский историк Надежда Якуш, автор учебного пособия «История и география туризма в Беларуси» (в этом тексте мы еще не раз будем ссылаться на эту работу).

Среди уроженцев Беларуси первую известную нам паломническую поездку совершила Евфросиния Полоцкая — дочь местного князя, ушедшая в монастырь; в будущем — святая. В начале 1167 года она вместе с братом, двоюродной сестрой и другими странниками направилась на Святую землю (то есть на территорию современных Израиля и Палестины). По дороге посетила Киев и Константинополь (современный Стамбул). Просветительница достигла Иерусалима, где и умерла в мае того же года.

Ефросиния Полоцкая. Работа Нафонты Калашниковой. 1859 год. Изображение: Гродненский государственный музей истории религии, commons.wikimedia.org
Евфросиния Полоцкая. Работа Нафонты Калашниковой, 1859 год. Изображение: Гродненский государственный музей истории религии, commons.wikimedia.org

Традиция паломничества сохранилась и в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) — белорусско-литовском государстве, появившемся в середине XIII века. Например, его совершил Николай Радзивилл по прозвищу Сиротка — именно при нем в Несвиже были построены замок, ряд костелов, ратуша и другие знаковые здания. В 1583—1584 годах он посетил острова Крит и Кипр, а также Сирию, историческую Палестину и Египет.

Во время путешествий Сиротка вел записи, по итогам которых в 1601-м опубликовал на латинском языке книгу «Перегринация, или Паломничество на Святую землю» (слово «перегринация» возникло от латинского слова «peregre» — «вне отечества», «за границей»). Она несколько раз переиздавалась, переводилась на белорусский, польский и русский языки. Написанная в форме писем к другу, «Перегринация» знакомила читателей с посещенными землями (их ландшафтом, флорой и фауной, населением, с городами и отдельными достопримечательностями).

Вот, например, как Радзивилл описывал реку Нил в Египте: «Каля дваццаць другой гадзіны ўвайшлі мы ў браму Нільскую (гэта быццам апошняе яго рукаво ад Усходу), маючы з левага боку ад мора і ракі да Даміяты (теперь город Думьят. — Прим. ред.) прыналежны і дзеля абароны яе змураваны квадратам замак добра абаронены, было перад тым у ім каля двухсот чалавек, цяпер жа ледзьве дваццаць ёсць дзеля вайны Персідскай. Уваходзячы ў Ніл, бачылі мы з правага боку на моры колькі судзін невялікіх, бо тут вялікія караблі не ходзяць, таму што порта няма, а толькі прычал да часу, пакуль тыя невялікія разгрузяць і дзеля бяспечнасці на Ніл выцягнуць».

Николай Радзивилл Сиротка. Изображение: Warsaw Royal Castle, commons.wikimedia.org
Николай Радзивилл Сиротка. Изображение: Warsaw Royal Castle, commons.wikimedia.org

Но все же уроженцы территории современной Беларуси куда чаще выезжали за границу ради учебы. В XIV—XVI веках в заграничных университетах обучались около 700 выходцев из ВКЛ (около половины из них получили степень бакалавра — то есть завершили обучение). География была очень широкой: Германия (Берлин, Лейпциг, Витенберг, Тюбинген, Нюрнберг, Ингольштадт), Италия (Падуя, Рим, Болонья), Швейцария (Базель), Пруссия (Кёнигсберг), Франция (Париж), Англия (Лондон, Эдинбург) и другие.

Одним из таких путешественников был наш первопечатник Франциск Скорина, учившийся в Кракове и получивший звание доктора медицины в Падуе. Символично, что первым изданием, напечатанным им на территории ВКЛ, стала «Малая падарожная кніжка». Название говорило само за себя: оно ориентировалось на читателей, много времени проводящих в дороге (именно поэтому книга издавалась в небольшом формате).

Но все же наиболее часто за границей учились представители аристократии. Например, другой Николай Радзивилл по прозвищу Черный — один из самых влиятельных магнатов страны — отправил на учебу за рубеж всех четверых своих сыновей. Альбрехт, Станислав и Ежи — соответственно, будущие великий маршалок ВКЛ, староста жемойтский и кардинал — были отправлены на учебу в Лейпциг, а еще один сын, упоминавшийся Сиротка, учился в Страсбургском, Тюбингенском, Цюрихском и Гейдельбергском университетах. Кроме них, за границей обучались и другие Радзивиллы. Впрочем, это не была классическая непрерывная учеба в современном смысле этого слова. Она могла затягиваться на долгие годы, а сами представители рода в это время могли параллельно путешествовать, выполнять дипломатические поручения.

Но в целом дорога в Европу была открыта и для других жителей княжества. Согласно, третьему Статуту (своду законов) ВКЛ, принятому в 1588 году, каждый вольный человек мог при желании выехать за границу, если это делалось не во вред своей стране.

Этим правом воспользовался уроженец ВКЛ Казимир Семенович. В 1650 году он выпустил в Амстердаме на латыни книгу «Великое искусство артиллерии». Это был не только учебник по соответствующему роду войск. «Ягоны геній выкарыстоўваем мы сёння, пасылаючы да Месяца, Сатурна, Марса ды іншых планет касмічныя апараты з дапамогай шматступеневых ракет. Прататып, будову і стабілізатары гэтых складаных ракет ён распрацаваў яшчэ ў сярэдзіне ХVІІ стагоддзя», — писали биографы Семеновича.

Титульный лист третьего издания «Великое искусство артиллерии» Казимира Семеновича, изданного на немецком языке в 1676 году во Франкфурте-на-Майне. Фото: Siarhiej Saciuk/BelaPAN, commons.wikimedia.org
Титульный лист третьего издания книги «Великое искусство артиллерии» Казимира Семеновича, опубликованного на немецком языке в 1676 году во Франкфурте-на-Майне. Фото: Siarhiej Saciuk/BelaPAN, commons.wikimedia.org

Еще одной известной путешественницей стала Саломея Русецкая (фамилии по мужьям— Гальпирова и Пильштынова), родившаяся на Новогрудчине. Она жила в Турции, Австрии и России, зарабатывая как врач, что само по себе удивительно, ведь получить эту профессию в то время могли лишь мужчины (Русецкая сама обучилась врачебному делу, помогая мужу, и считается первой женщиной-врачом в Речи Посполитой). При этом уроженка Беларуси много путешествовала и оставила частично автобиографический приключенческий роман, изданный под названием «Авантуры майго жыцця» (написан не позже 1760 года). В те годы ее биография выглядела просто фантастической. Общество было патриархальным, свобода женщины не приветствовалась, но авторка без всякого стеснения писала о том, как сама принимала ключевые решения в своей жизни, как решала разного рода проблемы и даже спасала своих мужей от смерти.

Старт организованного туризма

Сам термин «туризм» появился лишь в 1830 году. Это слово происходит от французского ot tour (прогулка, путешествие или поездка, заканчивающиеся возвращением к начальной точке). Столь позднее появление термина неудивительно. Ведь вплоть до XIX века путешествие обычно выступало не самоцелью, а необходимым условием для достижения конкретной цели. Быстрых и эффективных средств передвижения не было, поэтому путешественники составляли незначительное меньшинство среди всех людей.

Так, в Германии, по свидетельству местных историков, первым «пристанищем» организованного туризма стало в конце XVIII века мекленбургское побережье Балтийского моря. Тогда в местечке Хайлигендамм начали открываться первые купальни и пляжи. Отдыхающим предлагались азартные игры, конные прогулки, скачки, всевозможные празднества и даже услуги жриц любви.

В XIX веке Беларусь оказалась в составе Российской империи. Как раз в это время отношение к путешествиям стало меняться. Надежда Якуш обращает внимание на технологические предпосылки к этому: в 1807-м изобрели пароход, в 1814-м — паровоз, стала совершенствоваться почтовая связь.

Джордж Стефенсон, придумавший паровоз. Фото: commons.wikimedia.org
Джордж Стефенсон, придумавший паровоз. Фото: commons.wikimedia.org

Благодаря появлению регулярного транспорта поездки состоятельных людей на дальние расстояния стали не только технически возможными, но и гораздо более быстрыми, чем раньше. Появился спрос, за которым последовало и предложение. Стали строиться роскошные отели и гостиницы для обслуживания богатых путешественников, возникли первые туристские фирмы и бюро. С 1862 года в Европе появились и первые каталоги туристских поездок. В Беларуси аналогичные издания стали появляться позже — в 1890-е. Все это происходило на фоне промышленного переворота в производстве, урбанизации, утверждения научной картины мира.

В итоге стал развиваться элитарный зарубежный туризм. Кроме первых, немногочисленных поездок по местам античности (в Грецию или Италию) к его проявлениям можно включить и поездки «на воды» (то есть на минеральные источники). Бад-Эмс и Карловы Вары, Баден-Баден и Лазурный берег стали местами отдыха аристократов или просто обеспеченных людей со всей Европы.

Для путешествий за границу у наших соотечественников в этот период существовала еще одна причина — репрессии властей. Зоолог, географ и геолог Константин Ельский путешествовал по Южной Америке — по Гвиане и Перу. Иван Черский изучал озеро Байкал, Игнат Домейко — Чили, врач Николай Судзиловский — ряд азиатских стран, художник Наполеон Орда — европейских. Все эти люди покинули Беларусь из-за политики (Черского выслали в Сибирь за участие в восстании 1863 года, остальные эмигрировали сами).

Кроме элитарного зарубежного, постепенно стал развиваться и внутренний туризм. Уроженцы Беларуси, не желавшие выезжать из страны или не имевшие на то денег, могли в XIX веке пользоваться первыми частными санаториями-курортами: в Видзах (теперь городской поселок в Браславском районе) лечили ревматизм, на логойских железных и минеральных водах — все тот же ревматизм и нервные заболевания. Появился частный курорт в современном Ушачском районе. Уже в начале ХХ века был основан климатический курорт под Минском (современные Ждановичи) и множество других подобных учреждений.

Интерес к культуре и истории своей страны толкал на путешествия и представителей интеллигенции. Например, писатель Павел Шпилевский опубликовал в 1853—1855 годах серию очерков «Путешествие по Полесью и белорусскому краю». Поэт Владислав Сырокомля — «Странствия по моим бывшим околицам» (1853). Исследователь Адам Киркор — «Прогулки по Вильне и ее окрестностям» (1856). Вряд ли почти одновременное появление сразу нескольких таких произведений могло быть случайным. Интерес к локальному туризму и к своему краю постепенно становился трендом.

Владислав Сырокомля. Фото: Adam Szemesz, epaveldas.lt, commons.wikimedia.org
Владислав Сырокомля. Фото: Adam Szemesz, epaveldas.lt, commons.wikimedia.org

В целом же росту числа путешествий (как внутренних, так и зарубежных) способствовал технологический прогресс: Европа покрывалась сетью железных дорог. Не стала исключением и Беларусь. В 1868-м железнодорожная ветка потянулась из Москвы на запад в сторону Варшавы. Через три года она достигла Минска. А в 1873-м через будущую белорусскую столицу прошла и Либаво-Роменская железная дорога, которая соединяла современные страны Балтии с Украиной (Либава — сейчас латвийский город Лиепая, Ромны — город в Украине) и т.д.

Совпадение или нет, но именно в те годы началось активное изучение белорусской культуры. Пытаясь доказать правоту своих теорий, апологеты западнорусизма (теории, не признававшей белорусскую нацию и ее языка) в 1860—1870-е годы исследовали культуру и традиции наших предков и зачастую приходили прямо к противоположным выводам, чем предполагалось изначально. В последующие десятилетия — 1880−1890-е годы — путешествия по Беларуси продолжали их последователи: Алексей Сапунов, Евдоким Романов, Николай Никифоровский и другие.

Еще один важный этап развития внутреннего туризма связан с велосипедом. Как писала Надежда Якуш, первый такой транспорт на территории нашей страны появился в Витебске в 1870-х годах, а уже в 1890-х в городе было 70 велосипедистов, бывших членами Российского общества велосипедистов-туристов. А в начале ХХ века отделения общества открылись в шести крупнейших белорусских городах. Они организовали соревнования по велосипедному спорту и дальние туристические поездки. Например, состоялось несколько заездов по городам Брестчины. В конце XIX века шесть жителей Витебска совершили поездку на велосипедах в Нижний Новгород (расстояние — около 1 тысячи километров). В Минске двухколесный транспорт появился позже, в 1890-х. Но в 1906-м в городе уже было 297 велосипедистов, а еще спустя семь лет — 495. Среди них явно были и те, кто совершал аналогичные поездки.

Развитию туризма помог и интерес к новым формам обучения детей. Например, в 1860-х годах учителя витебских гимназий стали практиковать для старшеклассников экскурсионно-туристские поездки по Западной Двине во время летних каникул. Это также развивало интерес к путешествиям.

Туризм через почти закрытую границу

Надежда Якуш называет первую половину ХХ века периодом зарождения массового туризма в мире. По ее словам, предпосылки этого «складывались вместе с транспортной революцией, повысившей качество и надежность транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, появлением „среднего класса“, повышением общего уровня и качества жизни в ведущих индустриальных странах мира. Вместе с включением в рабочие законодательства законов о 8-часовом рабочем дне появилась реальная возможность для организации массового туристского отдыха через туры „выходного дня“, которые быстро стали крайне популярными».

Но этот этап для большей части белорусов прошел незаметно. Вина лежит как на российских властях, так и в целом на особенностях нашего региона. Прежде всего Восточная Европа несколько отставала от Западной. И более современный транспорт, и туристические издания приходили к нам с опозданием на несколько десятилетий, о чем мы говорили выше. Так что период массового туризма и без властей мог прийти в Беларусь не сразу. Но те еще и сильно потрудились ради обратного.

В 1917 году в России произошла революция. К власти пришли коммунисты. В 1921-м они заключили с Польшей Рижский мир, по которому отдали соседке западную часть Беларуси, себе оставив восточную. В первые годы местные жители неоднократно пересекали границу в обоих направлениях. Но постепенно это стало сделать очень сложно, а затем и вовсе невозможно.

Граница между СССР и Польшей по Рижскому миру 1921 года. Изображение: wikipedia.org
Граница между СССР и Польшей по Рижскому миру 1921 года. Изображение: wikipedia.org

В итоге на протяжении двух десятилетий две части страны развивались по-разному. Жизнь под контролем Польши была несладкой, но свобода передвижения (в том числе и свобода поездок за границу) там сохранялась. В итоге с 1921 по 1939 год Западную Беларусь покинули около 130 тысяч человек. Что с оставшимися? Как писал историк Владимир Ганский в книге «Туризм в Западной Беларуси (1921−1939 гг.)», большинство населения отошедших Польше земель не могло позволить себе туризм (даже выезд за пределы своего региона, и уже тем более за границу государства). Редким исключением, к примеру, были Радзвиллы, продолжавшие владеть Несвижем.

С другой стороны, власти содействовали прибытию в Западную Беларусь значительного числа отдыхающих из других регионов межвоенной Польши. Целью было сформировать положительное общественное мнение о польской государственности и постепенно «привязать» западнобелорусские земли к Польше.

По словам Ганского, центрами туризма в Западной Беларуси были крупные города (Вильно, Гродно, Новогрудок, Пинск, Брест), а также курортные местности (Друскеники — современный Друскининкай, Браслав, озеро Нарочь). Именно в них была сосредоточена большая часть бюро путешествий, гостиниц и ресторанов. Даже в небольших Столбцах действовало отделение британской туристической компании Томаса Кука. Возможно, причина в том, что город находился недалеко от границы — контору открыли, чтобы в нее обращались все люди, попадающие в страну. В целом же, по мнению ученого, общий уровень сервиса, комфорта и санитарного состояния туристических объектов Западной Беларуси был невысокий.

Новогрудский замок до Второй мировой войны. Фото: Narodowe archiwum cifrowe
Новогрудский замок до Второй мировой войны. Фото: Narodowe archiwum cyfrowe

И тем не менее туризм в Западной Беларуси пользовался спросом. По подсчетам Ганского, в 1930-е годы регион ежегодно посещало около 100 тысяч путешественников из других регионов Польши. Постепенно в туристическое движение стало включаться и местное население (в первую очередь ученики школ и жители крупных городов). «Самый пик пришелся на 1939 год, и даже Максим Танк писал летом в своем дневнике, что никогда не было столько туристов в Западной Беларуси, как в 1939 году», — рассказывал краевед Кастусь Шиталь. Но тогда началась Вторая мировая война, регион был захвачен Красной армией, присоединен к Восточной Беларуси и стал частью СССР.

А вот там с туризмом было достаточно печально. На завершающем этапе существования Российской империи ограничений на выезд граждан за рубеж не было. Но пришедшие к власти соратники Владимира Ленина уже в декабре 1917 года приняли инструкцию: для выезда за рубеж требовался не только паспорт, но и разрешение, которое выдавали спецслужбы или комиссариат (министерство) иностранных дел. В 1925 году утвердился порядок, в целом действовавший почти до конца советской эпохи, — по нему от граждан для пересечения границы требовалось наличие выездной визы.

Об этом мы подробно рассказывали в отдельном тексте. Тут же отметим кратко: чтобы получить такую визу, требовалось собрать множество документов, заполнить анкеты, получить рекомендации, пройти проверку в спецслужбах. Процедура могла занимать месяцы. В итоге к середине 1950-х количество советских людей, получавших разрешение на выезд за границу, не превышало нескольких тысяч человек в год. 

Оставалось развивать внутренний туризм. Но было ли ему место в стране, занятой коллективизацией и индустриализацией? В 1920-е годы вся туристская работа в Беларуси была тесно связана с развитием краеведения. Но в 1930-е годы среди руководства специально созданного Центрального бюро краеведения прошли репрессии, организация была распущена. В БССР пытались развивать советский пролетарский туризм (вроде поездок на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве), но без особого успеха. В конце 1930-х в Беларуси не было ни одной туристской базы, по ее территории не проходил ни один нормативный туристский маршрут. Это неудивительно: республика была пограничной, и советские власти с их шпионофобией не хотели допускать сюда «лишних» людей.

В целом же в СССР утвердилась тоталитарная система, исключавшая любые вольности, в число которых входил и туризм. В 1937 году чекисты сфабриковали дело «Контрреволюционной фашистско-террористической организации альпинистов и туристов». Ее участники под пытками признались, что паролем их группы было слово «Горы» и что участники планировали убить двух членов правительства, собиравшихся «немножечко заняться альпинизмом». Одного из альпинистов обвинили в умышленном провоцировании несчастных случаев в горах (в тот год погибли и получили тяжелые травмы 17 человек), а также нарочитое «их неразбирательство». Другой его коллега под пытками признался, что альпинисты планировали застрелить Сталина во время первомайского парада, а для этого пронести оружие под одеждой. Большинство из фигурантов дела были расстреляны, некоторые прошли через лагеря. Разумеется, все они были позднее реабилитированы как ни в чем не виновные.

Советские альпинисты. Фото: bessmertnybarak.ru
Советские альпинисты. Фото: bessmertnybarak.ru

Открытие мира

Иосиф Сталин умер в 1953-м. К власти вскоре пришел Никита Хрущев, запустивший политику «оттепели». Железный занавес стал немного приподниматься — люди все еще ограниченно, но все же могли выбираться в поездки за рубеж. В первое десятилетие организованного туризма (1956−1966) за границу выехали более 7 млн человек. Позже число стало увеличиваться — к началу 1980-х за границу ежегодно выезжали до 3 млн граждан. Всего же с середины 1950-х до момента распада страны за границей побывало 44 млн жителей Союза.

Много это или мало? Цифра звучит масштабно лишь относительно сталинских времен. Например, возьмем 2013 год — последний перед началом российского вторжения в Украину. Тогда число зарубежных поездок, совершенных гражданами РФ (которых почти в два раза меньше, чем было граждан СССР), составило более 54 миллионов. И речь идет только о туризме, без рабочих поездок, — за всего один год, а не за 35.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968). Фото: Мосфильм
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968). Главный герой картины отправляется в зарубежную туристическую поездку. Фото: «Мосфильм»

А вот внутреннему туризму наконец-то дали зеленый свет. Это также произошло во времена Хрущева. До 1958-го вся туристическая деятельность в Беларуси сводилась к организации экскурсий. И лишь в том году на берегу озера Нарочь заработала первая в БССР туристская база на 80 мест. С 1960-го там стали возводиться стандартные каркасно-щитовые домики, увеличилось количество лодок, появились первые автобусы, значительно пополнилось количество спортивного инвентаря.

В 1961-м заработала турбаза «Беларусь» на Заславском водохранилище. Как писала Надежда Якуш, в мире после Второй мировой войны начался период развития и расцвета массового туризма, формирования туристской индустрии. По ее словам, тогда туризм стал «действительно массовым социальным явлением. Сформировалась индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления». Это время пришло в СССР в семидесятые годы, уже при Леониде Брежневе. Крым превратился во «всесоюзную здравницу», компанию этому полуострову составили Черноморское побережье Кавказа, Балтика, Азовское море. Поездки во все части СССР стали реальностью. Несмотря на весьма среднее качество услуг (для большинство граждан, а не для элиты) и «советский сервис», туризм окончательно стал массовым явлением.

Окончательное приобщение белорусов к мировым тенденциям произошло к моменту распада Советского Союза. 20 мая 1991 года, появился закон о порядке выезда из страны. По нему пересекать границу могли все желающие. После этого доступность практически любой точки мира за достаточно короткий отрезок времени — правда, при наличии необходимой суммы денег — стала реальностью.

Читайте также