В минском кинопрокате в последнюю неделю лидирует фильм «Мастер и Маргарита» — очередная экранизация знаменитого романа Михаила Булгакова. Но у российских пропагандистов эта картина, а также факт ее поддержки со стороны государства, вызвали возмущение: режиссер Михаил Локшин живет в США и выступает против российской агрессии в Украине. Рассказываем, что происходит вокруг этого фильма.
О чем «Мастер и Маргарита»?
Прежде чем появился фильм (кстати, далеко не единственный), была создана книга. В 1928 году писатель Михаил Булгаков взялся за написание романа, получившего позже название «Мастер и Маргарита». Работа над произведением продолжалась вплоть до смерти автора в 1940-м — роман так и не был завершен (первую версию рукописи писатель уничтожил в 1930-м).
По словам литературного критика Льва Оборина, это «роман о сверхъестественной силе, о Сатане в большевистской Москве, о Христе и Пилате, о гениальном писателе, затравленном соцреалистическими критиками. Роман, в котором классическое, первородное мировое зло, Сатана и его свита — „часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо“ — в карнавальной форме противостоит злу новой формации, чисто советскому. Перечитайте московские главы романа и обратите внимание на то, как часто там упоминаются органы госбезопасности, как Булгаков расставляет их агентов по углам и закоулкам, как заражены этим неврозом обитатели Москвы 1930-х».
Первая публикация «Мастера и Маргариты» — еще не отдельной книгой, а отрывками в журнале «Москва» — случилась лишь в 1966—1967 годах. Поскольку роман не был окончен, к печати его готовила вдова писателя Елена Булгакова. Первое книжное издание вышло уже в следующее десятилетие, в 1973-м.
Как считает все тот же Лев Оборин, «история создания романа — с сожженным первым вариантом, с последней правкой, которую автор вносил в рукопись прямо перед смертью, с борьбой его вдовы за публикацию, с предсказаниями друзей о том, что „Мастер и Маргарита“ будут напечатаны только лет через 50 или 100, — создает вокруг „Мастера и Маргариты“ именно ту отчасти трагическую, отчасти мистическую ауру, которая содержится и в книге».
Впоследствии роман Булгакова превратился в культовое произведение.
Кто и когда снимал фильм?
Взяться за «Мастера и Маргариту» решил режиссер Михаил Локшин. Повороты его биографии порой кажутся не менее фантасмагоричными, чем произведения Булгакова.
Локшин родился в 1981 году в США. Его отцом был американец, врач-онколог Арнольд Локшин. Тот имел российские корни — его дедушка и бабушка эмигрировали из страны из-за опасений еврейских погромов. Последний утверждал, что ФБР преследовало его семью за социалистические взгляды. Поэтому в 1986-м, когда мальчику было пять лет, Локшины эмигрировали в СССР, попросив политического убежища. Вместе с супругой Арнольд написал об этих событиях книгу «Безмолвный террор. История политического преследования семьи в Соединенных Штатах». На коммунистических позициях Локшин-старший остается до сих пор.
Его сын окончил факультет психологии МГУ, снимал рекламу и клипы. Во второй половине десятых годов занялся съемками фильмов. Сняв к тому времени одну короткометражную картину, в 2020-м дебютировал в большом метре — и очень удачно. Права на его фильм «Серебряные коньки» приобрела компания Netflix. Лента стала первым российским полнометражным художественным фильмом, который вышел по брендом Netflix Originals во всем мире.
Фильм, рассказывающий о романе графской дочки и бывшего курьера, вынужденного зарабатывать карманными кражами, на фоне нарядного Петербурга 1900 года, стал триумфатором премии «Золотой орел»: картина выдвигалась в 12 номинациях и победила в шести из них. Впрочем, ничего удивительного тут нет: фильм был снят на «Студии ТриТэ» Никиты Михалкова — основателя Академии кинематографических искусств и наук России, которая и вручает премию.
Тогда же, в 2020-м, окрыленный удачей Локшин начал работу над новым фильмом. Изначально «Мастера и Маргариту» должен был снимать Николай Лебедев (больше всего известен по фильму «Легенда № 17»), картина планировалась к выходу на экраны в 2021-м. Но режиссер не смог завершить работу, столкнувшись с недостатком финансирования и проблемами, вызванными пандемией. Поэтому он переключился на работу над «Нюрнбергским процессом», а картину отдали Локшину.
Фильм снимали еще до войны (тогда он назывался «Воланд», но затем создатели вернулись к каноническому названию). А осенью 2021 года, после завершения съемочного периода, режиссер уехал в США. Утверждается, что дальше фильм готовили к выходу продюсеры.
Бюджет картины составил 1,2 млрд российских рублей (примерно 13,4 млн долларов по нынешнему курсу), из них 500 млн рублей (немного менее половины) дал государственный российский Фонд кино. Несмотря на эти обстоятельства, Локшин в своих соцсетях однозначно осудил агрессию РФ в Украине. Например, 27 февраля, спустя три дня после начала войны, он написал в соцсетях, что «поколениям россиян придется платить репарации за трагедию, которую они принесли Украине».
При этом начало войны ударило по самому Локшину. Дистрибьюторская компания Universal полностью ушла из России, из-за чего фильм мог вообще не выйти. Также до режиссера дошли слухи, что чиновники увидели скриншоты из его социальных сетей, которые содержали репосты западных публикаций о войне. Но в конце концов картина все же была доделана и вышла в российский прокат 25 января 2024 года.
О чем новый фильм?
Режиссер и сценарист Роман Кантор не пошли по пути прямой экранизации текста «Мастера и Маргариты». Наоборот, они отнеслись к нему достаточно вольно, но при этом сохранили дух булгаковского романа.
Дальше — спойлеры. Не открывайте эту часть текста, если не хотите узнать подробности сюжета
Как пишет кинокритик Антон Долин, «в фильме Кантора и Локшина на авансцену вынесена именно история любви Маргариты Николаевны, несчастливой в браке жены крупного советского функционера, и писателя, которого она прозвала Мастером. Почему у него нет имени? Потому что это не вымышленный персонаж, а сам Булгаков. Там его играет Евгений Цыганов, отныне — лучший и единственный Мастер, в чертах которого моментально опознается усталый, затравленный, но не сломленный автор романа. Согласно сценарию, и „Пилат“ (здесь это пьеса, снятая с постановки в день премьеры, что вполне точно, ведь Булгаков зарабатывал прежде всего как театральный драматург), и все похождения Воланда со свитой в сталинской Москве — плод воображения Мастера, по ходу травли медленно теряющего рассудок. О чем же эта история? Вполне успешный автор пишет пьесу, но ее запрещают, а его исключают из Союза писателей и лишают заработка. Мастера судят точно за то же, за что приговорили к казни его персонажа Иешуа Га-Ноцри: за фразу „всякая власть есть насилие над людьми“».
Впрочем, как пишет Долин, «в конечном счете картина Локшина не о Сатане, не о Москве, не о Пилате, не о тоталитаризме, цензуре, творчестве, а о любви. Она одна делает человека невидимым и свободным».
Как оценили «Мастера и Маргариту»?
Фильм оказался чрезвычайно популярным. Как мы уже отмечали, картина лидирует в минском кинопрокате в последнюю неделю. В России сборы уже превысили 500 млн российских рублей — условно говоря, сумму, выделенную Фондом кино, фильм уже отбил. На «Кинопоиске» «Мастер и Маргарита» имеет среднюю оценку 7,9 из 10 (на основании более 42 тысяч оценок), на IMDb — 7,7 из 10 (правда, оценок пока всего 210).
Критика, как показывает цитата выше, также в основном хвалебная. Оценка Долина — не единичная. «Перед нами редчайший случай, когда современные авторы вступают в соавторство с классиком, в соразмышление с ним — и в этой отважной наглости побеждают», — пишет критик Валерий Кичин в правительственной «Российской газете».
А в чем претензии пропагандистов?
Но на фоне этого гражданская позиция режиссера, его поддержка Украины и ВСУ, параллели между сталинской и путинской эпохами вызвали раздражение и озлобление российских «патриотических» телеграм-каналов. Подборку таких высказываний сделал телеграм-канал «На Zzzzzападном фронте без перемен».
«Если инфа о том, что Михаил Локшин, режиссер фильма „Мастер и Маргарита“, вышедшего в прокат и снятого на бюджетные деньги, донатил на ВСУ и выступает с антироссийских позиций, правда — надо серьезно садиться и что-то решать со всей этой ситуацией — начиная с продюсеров и заканчивая правоохранительными органами», — написал пропагандист Тигран Кеосаян.
«У меня к вам вопрос. Имеет ли право мразь, русофоб и тварь, желающая поражения своим солдатам и своей стране, транслировать свои мысли через свои произведения искусства? <…> Оттепель породила целую плеяду русофобов. Многим из них мы поклоняемся по сей день: Солженицын, Сахаров, Довлатов, Боннер, Шаламов и многие другие. <…> И вот теперь Локшин. Он, наверняка, хоть я и не смотрел, но могу предвидеть, изобразил мразями и людоедами НКВДшников, спасавших страну от таких мразей, как он. И ведь кто-то дал этой мрази деньги на его кино. Кто-то подписал прокатное удостоверение. Кто-то нахваливает его русофобскую стряпню. Кто все эти люди?» — написал прокремлевский медиаблогер и ведущий радио Sputnik Трофим Татаренков.
«Мы имеем дело с человеком, который идейный противник российского государства и народа. Он считает, что это Россия устроила бойню в Буче (на самом деле так и есть. — Прим. ред.). Но государство в лице структур, ответственных за кино, дает ему деньги. Почему так? Почему один из лучших военных документалистов страны, Макс Фадеев, который прошел всю войну с 2014 года, вынужден все время проводить сборы и просить средства у людей, чтобы доделать очередной фильм, а какой-то русофоб получает бюджетные деньги?» — вопрошает сотрудник Всероссийской телерадиокомпании Андрей Медведев.
«Зачем вы сейчас на бюджетные деньги выпускаете фильм — грязную переделку великого Булгакова от открытого антироссийского режиссера „Мастер и Маргарита“, где в конце фильма взрывается и горит сталинская Москва? Сталинская Москва, победившая в 41−45 все беды и фашистов. Сталинская Москва, в которой жили работали, любили друг друга наши бабушки-дедушки? Почему вы не защищаете своих? Какое вы тогда имеете право получать зарплату из бюджета, собранного на наши налоги?» — возмущается предпринимательница Ольга Ускова.
Телеведущий и пропагандист Владимир Соловьев в своей программе «Воскресный вечер» предложил разобраться, как фильм «Мастер и Маргарита» получил государственное финансирование и вышел на экраны. При этом он не упомянул напрямую фамилию Локшина и саму картину, а отметил, что все обсуждают «одного режиссеришку, который снял частично на американские, частично на государственные деньги великое произведение русского классика». По словам Соловьева, лента снята в «остропамфлетной, антисоветской, антисовременнороссийской теме», а режиссер «притом еще донатит ВСУ».
В конце концов общественное движение «Зов Народа» (создатели называют его «движением сохранения культурно-исторической памяти и духовно-нравственных ценностей») «не стало терпеть вольготное положение русофоба Локшина» и призвало главу Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина и главу ФСБ Александра Бортникова возбудить уголовное дело против режиссера за «фейки» о российской армии, внести его в список экстремистов и террористов и ограничить заработок в России.
Впрочем, как будет развиваться ситуация, пока непонятно. Фильм стремительно собирает кассу, а отказываться от денег никто не хочет. По слухам, фильм понравился Владимиру Мединскому, помощнику Путина. Учитывая, что режиссер живет в США, а значит, находится вне зоны досягаемости властей, возможно, на его публичную позицию просто закроют глаза. Или же «стрелочниками» сделают руководство российского Фонда кино.
Этот роман уже экранизировали?
Да, как, впрочем, и подавляющее большинство других произведений писателя. Если говорить конкретно о «Мастере и Маргарите», то до недавнего времени было известно пять экранизаций.
Первая — «Пилат и другие» (1972) знаменитого поляка Анджея Вайды. В этом фильме режиссер экранизировал ершалаимские главы романа (отсылающие к сюжету Библии) и перенес действие в современность. В том же году появился итало-югославский фильм «Мастер и Маргарита», режиссер — Александр Петрович. В 1988-м была создана еще одна зарубежная экранизация — четырехсерийный фильм «Мастер и Маргарита» польского режиссера Мацея Войтышко.
На постсоветском пространстве предсказуемо известны две российские экранизации. В 1993-м свою версию снял Юрий Кара (но лента не увидела свет еще почти два десятилетия сперва из-за разногласий режиссера и продюсеров, затем из-за претензий родственников Елены Булгаковой к создателям фильма по авторским правам). В 2005-м свой 10-серийный сериал по «Мастеру и Маргарите» снял Юрий Бортко.