В 1917 году у беларусов появился свой национальный бело-красно-белый флаг, который придумал архитектор Клавдий Дуж-Душевский. Но мало кто знает, что до этого некоторые беларусы пытались использовать совсем другой символ. Откуда он появился, почему не стал да и не мог стать национальным, рассказывается в книге «Бел-чырвона-белы. Сцяг. Нацыянальнасць. Ідэнтычнасць», вышедшей в издательстве Андрея Янушкевича, — там же опубликованы и изображения главного «конкурента» БЧБ.
Идея этой книги появилась в 2020 году. Тогда участники массовых мирных протестов стали активно использовать БЧБ-флаги. Но выяснилось, что — кроме немногочисленных публицистических текстов — серьезного научного исследования о БЧБ так и не появилось, что позволило властям и пропагандистам начать кампанию по дискредитации этого национального символа. Исследование «Бел-чырвона-белы. Сцяг. Нацыянальнасць. Ідэнтычнасць» (авторы из соображений безопасности решили остаться анонимными) частично закрывает белые пятна и пробелы в этой теме.
Первый вариант флага — красно-бело-синий
Для нашего рассказа важны обстоятельства, при которых флаг стал национальным. Мы уже упоминали, что еще в 1968 году исследователь Адам Мальдис записал воспоминания Язэпа Дылы — последнего представителя большевистского Временного правительства БССР, оставшегося в живых. Тот утверждал, что на первом Всебеларусском съезде, который прошел в 1917 году, якобы использовался красно-бело-голубой флаг. «Но других свидетельств об этом символе нет. Поэтому мы до сих пор не знаем, что это — ошибка или фальсификация. Ведь относительно цветов сомнений у Дуж-Душевского почти не было — он сразу знал, что это будут белый и красный», — отмечалось в нашей статье.
Если бы книга издательства Андрея Янушкевича вышла чуть раньше, такой пассаж в тексте бы не появился, так как авторы издания основательно проанализировали архивные материалы на эту тему — и выяснили, что первую попытку создать проект национального флага предпринял известный беларусский архитектор Лявон Дубейковский еще в декабре 1916 года.
«В то время беларусские деятели, оказавшиеся в беженстве в России (шла Первая мировая война. — Прим. ред.), попытались создать общенациональный политический центр. На их полулегальных встречах неоднократно возникали дискуссии о дальнейших путях развития беларусского движения. Под влиянием этих разговоров Л. Дубейковский сделал свои первые наброски проекта беларусского флага, который символизировал собой это движение», — отмечается в исследовании.
Тогда Дубейковский находился в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) и некоторое время работал в Беларусском обществе помощи пострадавшим от войны.
«В наспех сделанном наброске Л. Дубейковский использовал традиционные „общеславянские“ цвета: красный, белый и синий, которые присутствовали на национальных флагах сербов, словенцев, хорватов, чехов и словаков. Схематично проект беларусского флага представлял собой прямоугольное белое полотнище, на котором в левом сегменте был расположен красный квадрат в пропорции 1:2 ко всему флагу; от красного квадрата по горизонтали параллельно отходили три синие полосы одинаковой ширины», — пишут авторы.
По словам авторов книги, Дубейковский, к сожалению, не оставил никаких объяснений относительно того, какую идейную нагрузку должны были иметь отдельные элементы этого изображения.
«В общем, складывается впечатление, что этот рисунок не был до конца завершен автором. О нем тогда, вероятно, никто так и не узнал, знал только узкий круг людей. Поэтому эта история не получила резонанса», — отмечают исследователи.
После на авансцену вышел Дуж-Душевский. В отличие от своего предшественника-«конкурента», его флаг сразу пошел в народ. Впервые (речь о документально подтвержденном факте) БЧБ-флаг появился в марте 1917 года на здании Беларусского общества помощи пострадавшим от войны в Петрограде, где и работал его создатель.
Вскоре флаг пришел в Беларусь. 12 марта в Минске состоялся массовый праздник — национальный День беларусского значка. В этот день бело-красно-белые значки, кокарды и флажки можно было увидеть повсюду на улицах. Флаги, сшитые по эскизу Дуж-Душевского, были разосланы в местные организации. Беларусский политический деятель Радослав Островский свидетельствовал, что он сам получил флаг в мае 1917-го в Слуцке, где в то время работал. На нем было вышито золотом: «Няхай жыве вольная Беларусь».
Как пишут авторы исследования «Бел-чырвона-белы. Сцяг. Нацыянальнасць. Ідэнтычнасць», «уже с июля 1917 г. беларусы-военнослужащие, объединенные в национальные кружки и комитеты, на своих мундирах и шинелях начали активно использовать бело-красно-белые ленты, что отличало их от представителей других национальностей бывшей царской армии. Обязанность носить соответствующую петлевую ленту или бант была закреплена решением и сессии Центрального совета беларусских организаций в Минске 5 августа 1917 года».
Борьба двух флагов
Затем наступил один из самых интересных моментов. Как утверждают исследователи, «бело-красно-белые цвета в сентябре-ноябре 1917 г. еще не были приняты лидерами беларусского движения в качестве элементов национального флага, который олицетворял бы стремление беларусов к автономии или федерации (тогда еще мало кто думал о полной независимости)».
Они приводят косвенное доказательство: фото членов «Вялікай беларускай рады» (ВБР) в Минске, датированное 15 (28 по новому стилю) октября 1917 года: «Присутствующие на фото сняты на фоне простого белого полотнища, на котором красными буквами написано: „Няхай жыве вольная Беларусь!“ При этом на одежде и военных мундирах беларусских активистов не видно ни одной бело-красно-белой ленты».
Тем временем на декабрь 1917 года было назначено проведение Всебеларусского съезда. В ноябре, накануне него, руководство ВБР заказало проект такого флага Лявону Дубейковскому. Тот предложил новый вариант. По цветам новый эскиз совпадал с предложенным в прошлом году. Но в остальном были существенные различия. Как пишут исследователи, на новом эскизе, хранящемся в архиве, видно прямоугольное полотнище белого цвета в соотношении ширины к длине 1:3. Левый сегмент флага возле древка занимает вертикальная красная полоса в пропорции 1:6 ко всей длине полотнища. Посередине флага (по горизонтали) через все полотно проходит голубая полоска в пропорции 1:6 ко всей ширине. На рисунке флаг держал почетный знаменосец, одетый в традиционные лапти и белую крестьянскую одежду, перевязанную васильково-белым поясом. Весь торжественный наряд завершался высокой белой шляпой на голове.
Скорее всего (и тут как раз стоит сослаться на воспоминания Язэпа Дылы, которого мы цитировали в начале текста), ВБР предварительно одобрила этот проект, и он был представлен делегатам Всебеларусского съезда на одном из его первых пленарных заседаний.
Но в последующие дни работы форума использовался уже БЧБ-флаг. Что произошло? Как отмечала историк Дорота Михалюк в книге «Беларуская Народная Рэспубліка 1918−1920 гг.: ля вытокаў беларускай дзяржаўнасці», на третий день работы съезда «бальшавіцкі камісар з Латвіі Рэзаўскі вусна зняважыў беларускі штандар, назваўшы яго „трохколернай анучай“, і дамагаўся, каб яго прыбралі. Рэакцыя прысутных сведчыла пра іх моцную эмацыйную сувязь з бел-чырвона-белымі колерамі, а таксама пра прызнанне іх нацыянальным сімвалам. Удзельнікі з’езда супакоіліся толькі дзякуючы паводзінам дэлегата беларускіх вайскоўцаў генерала Алексяеўскага, які выйшаў перад дэлегатамі разам з мараком і жаўнерам, а потым пацалаваў штандар. Плішэвіч, селянін з Мінскай губерні, заклікаў сабраных: „Трэба абараняць сцяг і шанаваць яго!“»
Как подчеркивают авторы исследования «Бел-чырвона-белы. Сцяг. Нацыянальнасць. Ідэнтычнасць», решающим стало влияние делегатов-военных. «Сегодня мы можем констатировать: бело-красно-белый флаг получил признание у сторонников независимости страны как раз во время Всебеларусского съезда. Как свидетельствовал позже беларусский политик и поэт Макар Кравцов, с начала января 1918 г. в Минске „абсолютно легально, при большевиках“, над подъездом дома № 2 по Полицейской улице (ныне улица Янки Купалы. — Прим. ред.), <…> днем и ночью висело большое бело-красно-белое знамя». Альтернативные проекты на данный момент отпали сами по себе и больше нигде не упоминались.
БЧБ — генетический цвет нации
Такие события можно посчитать стечением обстоятельств. Но в признании БЧБ национальным флагом имелась своя логика, так как белый и красный цвета постоянно использовались в народной культуре беларусов. Это почти генетический код нации. Белый и красный присутствовали в быту, в одежде. Красными нитками ткали узоры на полотенцах, красным поясом подпоясывали белую рубашку.
Но самое главное — флаги стран обычно являются производными от гербов. Проще говоря, они схематично передают цвета гербов. Национальный исторический герб Беларуси — «Погоня». Она стала государственным символом в Великом княжестве Литовском во второй половине XIV века, хотя ее первое изображение известно с более ранних времен. Еще в 1278 году в «Хронике Литовской и Жемойтской» она упоминается как символ князя Наримунта. Даже при российских императорах «Погоня» оставалась на гербах многих беларусских городов.
«В давние времена первичным символом был герб, а флаги были совершенно разные, — объясняли специалисты порталу TUT.BY. — Чаще всего в качестве „государственных“ использовались флаги (штандарты) монархов. Постепенно появляется традиция именно государственных флагов — в европейских странах их распространение (с определенными исключениями) происходило в XIX — начале XX века».
По словам исследователей, цвета БЧБ-флага появились не просто так — он ассоциируется именно с «Погоней»: «Флаг — производный от герба. <…> „Погоня“ (на алом поле серебряный всадник, вооруженный мечом) имеет два цвета — алый (геральдический „красный“) и серебряный (геральдический „белый“). Алый цвет относится к „эмалям“, серебряный — к „металлам“ (это группы цветов в геральдике). Эмали и металлы должны чередоваться».
Поэтому бело-красная цветовая гамма, придуманная Дуж-Душевским, соответствовала традициям беларусов, а также всем геральдическим правилам. В августе 1918 года БЧБ-флаг стал одним из государственных символов БНР. А в 1991-м — независимой Беларуси.
К сожалению, мы не рекомендуем привозить книгу «Бел-чырвона-белы. Сцяг. Нацыянальнасць. Ідэнтычнасць» в Беларусь. Это может быть опасно для вас. Те, кто постоянно находится за рубежом, могут приобрести книгу на сайте издательства или на маркетплейсе Allegro (доступна доставка в ряд стран), а также в книжном магазине, работающем в Варшаве (ul. Kłopotowskiego, 4). 19−21 апреля издательство со своим полным ассортиментом едет на книжную ярмарку в Белостоке (Stadion Miejski, ul. Słonieczna 1).