При раскопках городища на реке Менке археологи нашли в одной из деревянных клетей вала статую животного, которой тысяча лет. Об этом рассказал заведующий отделом археологии Средних веков и Нового времени Института истории НАН Андрей Войтехович, пишет российское информационное агентство Sputnik.
Сейчас идет консервация найденных при раскопках на Менке деревянных клетей. Эти конструкции находились в основании вала городища, их доставили на производственную базу гомельского предприятия «Транс-Центр» для дальнейших работ.
По словам ученого, перед транспортировкой клети не мыли, чтобы не повредить. Сейчас специалисты начали очистку и нашли зооморфную фигуру.
— Это может быть дракон или другое животное, у которого есть клюв, — рассказал Войтехович.
Он добавил, что вал городища строили тысячу лет назад, тогда эта фигура была засыпана землей вместе с клетями, поэтому люди ее не видели. Войтехович отметил, что эта статуя — специальная часть конструкции, которая, как крюк, подпирала внешнюю стену клетей. Археологи нашли несколько таких деревянных частей.
По поводу того, зачем нужно было украшать статую, которую никто не увидит, археолог выдвинул версию, что это можно объяснить языческим представлением наших предков о мире. Также он предположил, что в то время такой декор просто был традиционным.
Войтехович назвал находку настоящей сенсацией, поскольку раньше в Беларуси не находили подобных статуй такого возраста, сохранившихся в хорошем состоянии.
Однако историк, кандидат искусствоведения Евгений Маликов опроверг версию Войтеховича и представил в Facebook-группе «Мова Гомель» свою интерпретацию находки.
— Даже при поверхностном взгляде вызывает закономерные сомнения интерпретация археолога относительно обнаруженной фигуры: «дракон или другое животное с клювом». Не требуется каких-либо специальных навыков патологоанатома, чтобы идентифицировать обнаруженную скульптуру как голову барана с характерной удлиненной мордой и завитыми рогами. В версии о драконе (цмоке) археолог, вероятно, выдал желаемое за действительное. Судя по всему, при первоначальном осмотре скульптуры вблизи ее закрученные рога, которые видны на фотографиях, были приняты за круглые глаза и, соответственно, очень заостренная форма головы барана — за клюв, — считает Евгений Маликов.
Историк добавил, что «было бы интересно узнать, где именно и как было размещено это бревно с крюком — головой барана». Он надеется, что «археологи успели это точно зафиксировать до разбора клетей по бревнам».
Также Маликов задался вопросом: зачем нужно было делать это скульптурное изображение на исключительно технической части внутреннего строения земляного вала и закапывать его в землю?
— Очевидного логичного ответа нет, но мы уже имеем один подобный пример, хорошо известный в истории и архитектуре Беларуси, который находится всего в 80 километрах на юго-запад от городища в Менке, хотя и более поздний по времени своего основания примерно на 500 лет, — это всем нам известный Мирский замок. Во время любой экскурсии по Мирскому замку каждый экскурсовод обязательно покажет на внешней поверхности южной стены замка сильно выступающий из ее плоскости камень, форма которого напоминает голову барана, хоть и сильно побитую с течением времени. О том, что это не случайная строительная ошибка, а особый замысел создателей замка, свидетельствует не только форма камня, но и значительный объем, на который он выступает из плоской стены. По сути, это трехмерная скульптура, которая размещена на абсолютно ровной поверхности кирпичной стены. Другой подобной технической «неопрятности» на стенах Мирского замка нет, — считает Маликов.
Он напомнил, что Мирский замок был построен в начале XVI века (вероятнее всего, в 1506−1508 годах) из кирпича и природных валунов в готико-ренессансном стиле как частная резиденция крупного магната Великого княжества Литовского Юрия Ильинича. Специфика крепления камня-головы показывает, что он был установлен именно во время строительства замка.
— В результате мы имеем то, что на почти одной и той же территории (80 километров здесь совершенно не имеют значения) во внешнюю оборонительную деревянно-земляную стену-вал городища в Менке X — первой половины XI века и в каменную стену Мирского замка начала XVI века наши предки встраивали скульптурные изображения головы барана. Совпадение? Может быть, но мне кажется, что это свидетельство каких-то очень древних представлений наших предков о дополнительных магических и ритуальных способах укрепить свои защитные сооружения. Тот факт, что между ними 500-летняя разница в возрасте, свидетельствует о существовании неизвестных нам сегодня и не сохранившихся до нашего времени других способов передачи этих идей, некой культурной и архитектурной традиции, — считает историк.
Он также отметил, что существовала известная древняя традиция украшать рабочую часть стенобитных таранов бронзовым наконечником в виде бараньей головы.
— Не думаю, что древние жители центральной Беларуси были хорошо знакомы с описаниями стенобитных механизмов древних авторов, скорее, они использовали общепринятые в то время идеи, образно переосмысленные под свои конкретные нужды, — поделился Маликов.
Историк заключил, что сравнение перечисленных «скульптурных баранов» работает в обе стороны: находка деревянной скульптуры в оборонительной стене городища на Менке теперь не оставляет сомнений в том, что на стене Мирского замка размещена каменная скульптура головы барана, и это не визуальная иллюзия, а узнаваемый, хотя и сильно поврежденный временем, реальный образ.