Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Эксперты проанализировали высказывания Путина о войне на прямой линии по итогам 2024 года — вот их выводы
  2. В российской Казани беспилотники попали в несколько домов. В городе закрыли аэропорт, эвакуируют школы и техникумы
  3. Эксперты: Украина впервые провела «атаку роботов», а Путин пытается «подкупить» бывших участников войны
  4. Что означает загадочный код R99 в причинах смерти Владимира Макея и Витольда Ашурка? Узнали у судмедэкспертки (спойлер: все прозаично)
  5. Стало известно, кто был за рулем автомобиля, въехавшего в толпу на рождественской ярмарке Магдебурга. Число погибших выросло
  6. «Киберпартизаны» получили доступ к базам с официальными причинами смерти беларусов. В ней есть данные о Макее, Зельцере и Ашурке
  7. Россия обстреляла центральные районы Киева баллистическими ракетами, есть погибший и раненые
  8. Настоящую зиму можно пока не ждать. Прогноз погоды на 23−29 декабря
  9. Интервью, в котором сооснователь ассоциации родных и бывших политзаключенных благодарит Лукашенко, разносит Тихановскую и критикует западных политиков
  10. По госТВ сообщили о задержании «курьеров BYSOL». Его глава сказал «Зеркалу», что не знает такие фамилии (и это не все странное в сюжете)
  11. Для водителей вводят новшество с 1 января
  12. Завод Zeekr обещал превращать все машины, ввезенные в Беларусь серым импортом, в «‎кирпичи». Это были не пустые слова
  13. Кто та женщина, что постоянно носит шпица Умку во время визитов Лукашенко? Рассказываем
Чытаць па-беларуску


Этой осенью беларусы смогут наблюдать «Паўночнае ззянне» — 4 ноября стартует кинофестиваль, который уже десять лет подряд помогает ориентироваться в мире кино и смотреть лучшие североевропейские и балтийские фильмы. Его основательница, продюсерка и режиссерка Воля Чайковская рассказала о том, как трансформировалась «Паўночнае ззянне» за десятилетие, как команде удалось вырулить после 2020-го и, безусловно, о том, какая программа ждет беларусов на нынешнем юбилейном кинофестивале.

Воля Чайкоўская, заснавальніца кінафестываля «Паўночнае ззянне». Фота: «Паўночнае ззянне»
Воля Чайковская, основательница кинофестиваля «Паўночнае ззянне». Фото: «Паўночнае ззянне»

Это рекламный материал. Реклама помогает нам работать и рассказывать беларусам настоящие новости. Текст написан нашим партнером. Если вы хотите поддержать независимую беларусскую журналистику и прорекламировать свой продукт — обязательно напишите нам.

«Было ощущение, что весь город наш»

— Путь «Паўночнага ззяння» очень непростой и извилистый, — вспоминает Воля. — Сравнивать фестивали разных лет между собой сложно, ведь мы никогда не находились в одной исходной точке: постоянно менялись вводные, ежегодно были новые контексты и челленджи.

С самого начала, с 2015-го по 2019 год, у нас был рост фестиваля и его аудитории по экспоненте, были классные коллаборации с беларусским бизнесом.

Наверное, один из моих самых любимых фестивалей — это «Паўночнае ззянне» 2019 года в Минске. Тогда мы отмечали пять лет, создали очень крутую визуальную концепцию, пригласили классных гостей. И под слоганом «Усё магчыма» развесили постеры и рекламу по всей столице. Было ощущение, что весь город наш, что в Минске все жители знают про «Ззянне».

— Все изменилось в 2020-м?

— Да, контекст полностью изменился, мы были вынуждены перейти в онлайн. Это была для команды шоком, ведь мы должны были заниматься тем, о чем ничего не знали: организовывать онлайн-ивенты, управлять командой разработчиков стриминговой платформы, непосредственно взаимодействовать со зрителями (раньше это все было на стороне кинотеатров), и даже ввести онлайн-саппорт — техническую поддержку. Мы практически превратились в стартап.

В 2020 году мы шли на громадный финансовый и концептуальный риск для того, чтобы проект не исчез. Было ощущение, что если мы пропустим один год, то потом вернуться на фестивальные рельсы будет невозможно. И теперь понимаю, что это было правильное решение: если бы мы тогда остановились, то «Паўночнае ззянне», возможно, на том бы и закончилось.

«Показы в кинотеатрах дают эмоциональную подпитку»

— Но потом офлайн-формат вернулся?

— В 2022 году решили, что снова хотим идти в кинотеатры. В Минске сделать это было невозможно, и мы обратились к таллиннскому кинофестивалю «Черные ночи». Сделали с ними коллаборацию: вместе с онлайн-программой некоторые из фильмов можно было посмотреть и офлайн в Таллинне.

Безусловно, офлайн-формат более драйвовый, ведь полные залы дают большую эмоциональную подпитку всей команде фестиваля. А онлайн мы видим не живых людей, а только цифры просмотров: 500 человек в онлайне не так заряжают, как те же самые полтысячи зрителей в полном зале кинотеатра.

Но онлайн-показы останутся у нас и дальше, ведь мы так работаем с аудиторией в Беларуси. Я очень хочу, чтобы беларусы имели возможность смотреть уникальные фильмы, да еще и с беларусскими субтитрами.

Сейчас мы находимся в ситуации транзита, пересборки идентичности фестиваля. Потому что мы начинали как фестиваль североевропейского и скандинавского кино, продолжали как фестиваль североевропейского и балтийского кино. Но с 2020 года у нас появились беларусские фильмы, в 2022 году ввели программу украинских лент Ukraine Mon Amour, потихоньку стали показывать все больше фильмов других европейских стран.

То есть мы превратились в европейский кинофестиваль, но основой нашей ДНК остаются нордические фильмы, что закреплено в нашем наименовании — Nordic-Baltic Film Festival.

— Что еще осталось неизменным за десять лет?

— Когда мы проводим собеседования с волонтерами, я всегда спрашиваю, что они знают про «Паўночнае ззянне». Мне отвечают, что это классный, стильный и самобытный фестиваль, который с теплотой, добротой и любовью рассказывает о скандинавском и балтийском кино. Я думаю, это и является нашей неизменной чертой. Да, мы трансформируемся, должны постоянно вносить какие-то коррективы, но мы всегда искренне делаем то, что мы любим.

Также мы не увеличиваем количества фильмов в программе, не делаем роста просто ради роста. Мы с теплотой рассказываем о каждом фильме, чтобы зритель мог в спокойном темпе выбрать себе киноленту для просмотра. И даже если человек захочет посмотреть всю программу фестиваля, он сможет это абсолютно спокойно сделать.

«Пора возвращаться к корням»

— Каким будет нынешнее десятое «Паўночнае ззянне»?

— Разным. Очень модным, разнообразным, с обновленным классным дизайном. Но одновременно и знающим — более сознательным, размеренным и взрослым.

В этом году у нас слоган «Вярнуцца да каранёў». Десять лет — такая веха, которая заставляет посмотреть назад, задуматься, осмыслить пережитое и вернуться к корням. Это время понять, откуда ты и кто ты, и начать делать что-то новое.

Афіша кінафестывалю «Паўночнае ззянне — 2024». Фота: «Паўночнае ззянне»
Афиша кинофестиваля «Паўночнае ззянне — 2024». Фото: «Паўночнае ззянне»

Маніфест «Паўночнага ззяння — 2024»: Вярнуцца да каранёў

ты разважаеш пра карані мінімум двойчы на год

на дзень незалежнасці і на дзень волі

карані гэта тое, што ты не выбіраеш

і тое, ад чаго ніколі не можаш адмовіцца ці забыць

нават пры пераездзе, уцёках ці рэлакацыі

з ідэнтычнасцю ўсё яшчэ складаней

ідэнтычнасць яна вадкая, эфемерная

ідэнтычнасць ззяе і пераліваецца, як скура на хвасце яшчаркі,

які яна скінула аднойчы, моцна спалохаўшыся

ты можаш змяніць ідэнтычнасць

можаш камунікаваць пра яе рознымі займеннікамі

але самае галоўнае — што ты гаворыш пра ідэнтычнасць сабе

ці не гаворыш — пазбягаеш, замоўчваеш

уцякаеш ад яе, перавызначаеш і перавынаходзіш

перастварыць ідэнтычнасць можна, толькі вярнуўшыся да каранёў

узгадаць, хто ты ёсць, можна, толькі вярнуўшыся да каранёў

быццам прачнуўшыся пасля нейкага моцнага сну

вярнуцца да каранёў, калі цябе няма

калі няма страху перад пустэчай, прорвай, роспаччу, безданню, болем

вярнуцца да каранёў у твой уласны дзень волі

у твой дзень сілы, намаганняў і высілкаў

уявіць свае карані ў сваёй уласнай свядомасці, усвядоміць іх

вярнуцца да каранёў

адчуваць сябе як дома

Воля Чайковская, основательница кинофестиваля «Паўночнае ззянне»

— Какие фильмы будут на «Паўночным ззянні — 2024»?

— Мы еще в процессе формирования программы. Но расскажу о тех лентах, которые мы точно покажем.

Например, будет классный датский документальный фильм «Луч» режиссера Александра Линда о художнице Элле-Мие Эйдруп Хансен и ее работе Peace Sculpture об освобождении Дании от нацистских оккупантов. Проект, который лазерным лучом длиной в 532 километра соединил бункеры вдоль западного побережья Ютландии, весьма противоречив, много критиковался, но он показывает проблемы и сложности национальной и коллективной памяти, двусмысленность событий. И я очень рада, что мы покажем фильм об этом.

Еще у нас в программе интересный эстонский фильм «Невидимая битва» режиссера Райнера Сарнета. Лента получила премию за лучшую режиссуру на национальной эстонской кинопремии EFTA. Это кино из категории, когда ты смотришь и задаешь себе вопрос: «Б**ха, что здесь происходит?» Потому что по сюжету охранник с советско-китайской границы вдруг решает стать просветленным и сталкивается с обществом православных монахов, практикующих кунг-фу. Мне кажется, в контексте современного мира фильм — хорошая аллюзия на происходящее вокруг нас.

Также будем показывать финно-болгарский фильм «Желание Геры». Это документальная лента режиссера Тонислава Христова о девочке из приюта, которая выпускается из школы и стоит перед жизненными выборами, пытается понять что-то о своей семье и о том, почему мать ее бросила. Очень интересная и трогательная история, это один из моих любимых фильмов этого года.

— Сколько заявок подано на беларусский конкурс?

— В этом году мы получили 43 заявки, это в два раза меньше, чем было в прошлом. Из полученных заявок только пять — полный метр, а большинство — это фильмы продолжительностью до 40 минут. Потому что беларусская киноиндустрия, к сожалению, не имеет мощностей, чтобы производить ежегодно много классных фильмов.

Хочется надеяться, что наша работа и упорство в продвижении беларусского кино не будут напрасными. Я верю в беларусское кино, в то, что оно будет жить и мы будем им гордиться. Потому что в нынешние времена кино — это очень сильный инструмент сторителинга, творческого выражения. Беларусы — талантливые люди, и мне кажется, что у нас есть все, чтобы взять этот инструмент и применять его.

Но в любом случае мы довольны нынешней беларусской программой на «Паўночным ззянні», так как нам удалось собрать хорошие работы, благодаря которым зрители смогут открыть для себя новых беларусских авторок и авторов.

«Дискуссий в онлайне не будет»

— Какие встречи и мастер-классы пройдут во время фестиваля?

— В этом году мы идем на эксперимент и полностью отказываемся от онлайн-ивентов. Мы туда вкладывали много ресурсов, но за всю историю фестиваля только дискуссия о пиратском и легальном контенте была действительно популярной в онлайне. Остальное, как мы видим по просмотрам, не очень заходит: людям не хочется смотреть на говорящие головы в Zoom.

Поэтому у нас будут только офлайн-события: делаем большую беседу с героиней документальной ленты «Луч», упомянутой датской художницей Элле-Мие Эйдруп Хансен в Варшаве, а также соберем беларусских создателей фильмов на панельных дискуссиях в Таллинне, Варшаве и Вильнюсе.

— Как можно будет смотреть фильмы на «Паўночным ззянні»?

— Нужно просто зайти на сайт и зарегистрироваться там, если вы этого еще не сделали. И все — смотреть кино можно будет в даты фестиваля абсолютно бесплатно. На офлайн-показы, которые пройдут в Варшаве, Таллинне и Вильнюсе, нужно будет покупать билеты.

Также советую подписаться на нашу рассылку, чтобы оставаться в курсе всех новостей фестиваля, а также на Instagram «Паўночнага ззяння», так как там всегда самая оперативная информация: изменения в расписании, интересные факты и розыгрыши.

Если захотите нас поддержать, то на сайте есть возможность задонатить на то, чтобы команда фестиваля могла работать и дальше.