В рождественско-новогодний период принято пересматривать классическую коллекцию праздничных фильмов — вроде «Один дома», «Гарри Поттера» или «Иронии судьбы». Повторные просмотры имеют не только сентиментальный, но и эволюционный смысл. По словам профессора психологии из Университета Северной Дакоты Клэя Рутледжа, пересмотр уже знакомых картин помогает нам бороться с неопределенностью и вернуть в жизнь чувство комфорта через близкие и проверенно приятные образы. Тем не менее каждый фильм из традиционного декабрьского набора когда-то был новым и неизвестным. Без первого просмотра многие из нас лишились бы многих уютных часов в кровати в праздничные выходные и так никогда бы не задались вопросом: «Кем же работает отец Кевина из „Один дома“?» В преддверии Нового года мы подготовили подборку из четырех альтернативных вариантов для тех, кто ищет пополнение в свой ежегодный праздничный кинолист.
«Оставленные», режиссер Александр Пэйн (США, 2023)
Прошлогодний оскаровский номинант в пяти категориях, включая «Лучший фильм», будто слегка затерялся на фоне маркетингового шума «Барбенгеймера» и критических оваций победителям европейских кинофестивалей. При этом «Оставленные», пожалуй, самый добрый и уж точно самый праздничный фильм в списке номинантов главной кинонаграды мира за 2023-й.
В престижной частной школе для мальчиков в США 1970-х на Рождество собирается неочевидная компания: нелюбимый учениками и коллегами преподаватель истории Пол (Пол Джаматти), проблемный и брошенный матерью в праздники студент Ангус (Доминик Сесса) и переживающая потерю сына на войне во Вьетнаме повариха Мэри (Давайн Джон Рэндольф). Пока все студенты — даже сперва оставшиеся в школе на Рождество — уезжают встречать праздник с семьями, героям ехать некуда. Как требуют законы драмы, брошенные в школе изгои на время становятся символической семьей.
Вынужденно породнившиеся на пару недель люди разных возрастов, бэкграундов и социальных слоев помогают друг другу встретить свои страхи не в одиночку. Полу приходится сразиться со своим синдромом самозванца, Ангусу — со страхом повторить судьбу отца, Мэри — с травмой потери сына. Для каждого героя Рождество принимает буквальный смысл в масштабах их жизней и помогает двинуться дальше, оставив в прошлом вещи, которые мешают полноценно жить.
Пройдет время, хайп оскаровских победителей прошлого года улетучится, и у «Оставленных» появятся все шансы стать фильмом, про который обычный зритель будет думать: «Он точно должен был получить приз». Особенно если пересматривать его в праздники. И тогда приз за лучшую женскую роль второго плана для Давайн Джон Рэндольф станет утешением для поклонников, открывших страницу наград фильма.
«Эта замечательная жизнь», режиссер Фрэнк Капра (США, 1946)
Сразу после выхода в 1946 году «Эта замечательная жизнь» не получила большого признания в США, а некоторые критики даже назвали фильм провалом, несмотря на хорошую кассу и номинации на награды. Начиная же с 1970-х благодаря канцелярской ошибке при передаче авторских прав во время покупки одной кинокомпании другой фильм стал транслироваться на всех крупных американских телеканалах в сочельник, став неотъемлемым и любимым атрибутом праздника для нескольких поколений.
Джордж Бейли (Джеймс Стюарт) живет в маленьком американском городишке Брэдфорд Фолс и мечтает уехать оттуда как можно скорее. Вскоре после окончания школы он собирается отправиться в университет, но семейное горе заставляет его, как старшего, остаться дома и взять в свои руки наследственный бизнес по предоставлению займов на жилье. Джордж очень ответственно подходит к возложенной на него ноше и продолжает дело отца: он помогает каждому жителю города приобрести свой дом. Даже если это означает краткосрочные убытки для фирмы и постоянные споры с главным инвестором в лице крайне неприятного банкира мистера Поттера (Лайонел Барримор).
Пока друзья и младший брат Джорджа делают карьеры и зарабатывают большие деньги вдали от дома, он не может бросить город вместе с его жителями, хотя немного завидует сверстникам, которые смогли увидеть мир. Да и свое счастье Джордж тоже находит. Мэри (Донна Рид), его любовь с самого детства, в итоге становится его женой. Рядом с ней все невзгоды кажутся Джорджу временными трудностями и быстро отходят на второй план. Разве что он мечтает дать Мэри и детям гораздо больше, чем может, работая на благо других в родном городе.
В один момент судьба в лице хитрого мистера Поттера наносит Джорджу сокрушительный удар, который заставляет его задуматься о страшном поступке. Тогда только высшие силы могут прийти на помощь человеку, который сам всегда был опорой для близких и столпом своего общества.
Спустя 76 лет «Эта замечательная жизнь» остается универсальной историей о рождественском чуде, понятной любому человеку в любое время и в любой части мира. Кроме голливудских критиков в 1946-м году.
«Снежный пирог», режиссер Марк Эванс (Великобритания, Канада, 2006)
«Снежный пирог» наименее известный и успешный фильм из подборки, что не делает его нисколько хуже предыдущих. У него даже есть явное преимущество в лице Алана Рикмана в главной роли. Это дает возможность увидеть в праздники этого выдающегося актера в еще одной непростой роли человека со сложной судьбой — помимо профессора Снейпа в «Гарри Поттере».
По сюжету главный герой Алекс, мужчина средних лет, в канун Рождества оказывается в небольшом канадском городке по пути в Виннипег. Неожиданная встреча с молодой попутчицей и последующая трагедия приводят его к знакомству с Линдой (Сигурни Уивер), матерью девушки. Выясняется, что у Линды аутизм и без дочери ей тяжело справляться с некоторыми повседневными задачами. Знакомство с Линдой становится для Алекса одновременно испытанием и началом пути к принятию своего прошлого и осознанию важности проявления человечности в самых неожиданных обстоятельствах.
В «Снежном пироге» нет привычного для зимних праздничных фильмов блеска или ярко выраженной комедийной составляющей. Визуально он гораздо ближе к реальности, чем к рождественской сказке, но его точно нельзя назвать тусклым. Яркость фильма сосредоточена в потрясающей актерской игре и глубине показанных чувств. «Снежный пирог» — это напоминание о том, что ощущение праздника создается не столько пестрыми огнями и подарками, сколько теплом и светом человеческих отношений.
«Клаус», режиссер Серджо Паблос (США, 2019)
«Клаус», единственный анимационный фильм в подборке, рассказывает историю одного из главных символов Рождества и Нового года — Санта-Клауса. Хотя она здесь и не на первом плане.
В центре сюжета — избалованный молодой парень Джеспер, сын главы крупной почтовой компании. Молодой человек уже достаточно взрослый, чтобы начать жить самостоятельно и брать на себя ответственность, но делать этого не спешит. Зато его отец убежден, что для Джеспера пришла пора совершить что-нибудь значимое, и отправляет его работать в самое удаленное северное место их мультяшного мира — мрачный и неприветливый остров Смиренсбург.
Единственный способ выбраться с острова для Джеспера — обработать до конца года не меньше 6000 писем. Правда, два враждующих клана, населяющих остров, мало общаются даже между собой, не говоря уже об остальном мире. Задача кажется невозможной, и Джеспер уже морально готовится остаться в Смиренсбурге надолго. Все меняется, когда герой встречает Клауса, загадочного столяра-великана с полным доброты сердцем. Вместе они возвращают в город давно забытое чувство радости и изменяют к лучшему жизни его обитателей.
«Клаус» — это теплая история о дружбе, примирении, принятии и силе маленьких добрых дел, которые могут превратиться в большое чудо. Хотя эти вещи кажутся обычными для любого хорошего новогоднего мультфильма, здесь они показаны свежо и искренне, дополняются хорошим юмором и изобретательной техникой рисованной анимации вперемешку с современными технологиями. На разработку мультфильма ушел целый десяток лет — это чувствуется в глубине проработанных деталей и даже на техническом уровне вызывает чувство заботы о зрителе. Которое дает «Клаусу» все шансы стать персональным comfort movie на несколько праздничных сезонов вперед.