Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала
  1. Зять бывшего вице-премьера и министра здравоохранения Жарко владеет криптобиржей в Беларуси. Вот что об этом узнало «Зеркало»
  2. Лукашенко отреагировал на заявление о том, что Украина имеет право атаковать НПЗ в Беларуси
  3. «Били всем кабинетом». Политзаключенная передала письмо с Володарки на обрывке туалетной бумаги
  4. В Минске закрылись магазины известной мировой сети, на которую были большие планы
  5. Лукашенко, похоже, согласился, что все подписанные им документы могут быть объявлены юридически ничтожными. Вот почему
  6. Лукашенко пожаловался Путину на соседей и рассказал, что ему подсказывает его чутье
  7. Лукашенко жалуется на дефицит кадров на заводах. Спросили у предприятий, возьмут ли на работу с «административкой» из-за политики
  8. Украине нужны системы ПВО, чтобы защитить свою оборонную промышленность — эксперты ISW
  9. «Он прекрасно знает, что Украина не имеет к этому никакого отношения». В Киеве прокомментировали слова Лукашенко про «Крокус»
  10. Почему Путин в указе назвал Василевскую «гражданкой Республики Белоруссия»? Позвонили в посольства, Кремль и спросили у экс-дипломата
  11. Лукашенко попросили оценить вероятность вступления Беларуси в войну против Украины
  12. Третий за последний месяц. Уволен руководитель еще одного беларусского театра
  13. Российская армия захватила новый населенный пункт в Донецкой области и продвигается к Часову Яру
  14. Эксперты рассказали о трудном выборе, который приходится делать Украине из-за массированных обстрелов ее энергосистемы
  15. «Вся эта ситуация — большое горе». Поговорили с сестрой пророссийской активистки Мирсалимовой, уехавшей из-за «уголовки» за политику


В воскресенье ведущие на белорусском гостелеканале СТВ попробовали «потроллить» президента России Владимира Путина бункером и ботоксом (впрочем, затем стали утверждать, что речь идет о Байдене). При этом на российском НТВ успели раскритиковать и Александра Лукашенко. И это не первый случай в отношении госСМИ двух стран, когда с их помощью выдвигались претензии кому-то из белорусских или российских политиков. Рассказываем, по каким причинам «медиавойны» происходили раньше.

Фото носит иллюстративный характер

Выборы 2010 года и серия фильмов про «крестного батьку»

С 2010 по 2011 год на российском телеканале НТВ был показан пятисерийный документальный фильм-расследование с критикой Александра Лукашенко. Создатели в том числе заявили, что все экономические успехи Беларуси основаны на российских дотациях размером в $ 52 млрд и упрекнули Лукашенко в невыполнении взятых обязательств по отношению к восточной соседке. Кроме того, в один день с выходом первой части фильма на телеканале Russia Today, который вещает на английском языке, показали сюжет под заголовком «Жестокий Лука» (англ. Hard Luka). В нем Лукашенко называли «последним диктатором Европы».

Вскоре в ответ на это отреагировали и белорусские власти. Возникла угроза прекращения трансляции НТВ в Беларуси, а сам Лукашенко обвинил российские СМИ в разжигании вражды:

— Такая несколько атака на Беларусь в СМИ. Пусть на ощупь пока, но типа того: «Батька-1», «Батька-2», «Батька-3»… Но если тогда они у меня хотели найти какие-то деньги и забрать. Пусть найдут и заберут. Я абсолютно чист и честен перед вами. Настораживает то, что они пытаются нас уже столкнуть с русскими, — сказал он.

По мнению ряда обозревателей, фильм был показан на телевидении по указанию руководства России во время ухудшения отношений между российским руководством и Лукашенко и представлял собой попытку сделать Лукашенко более сговорчивым.

На белорусском гостелевидении с ответом на фильм тоже решили долго не ждать. Телеканал ОНТ в вечернем выпуске новостей посвятил отдельный сюжет поездке Владимира Путина по трассе «Амур» на автомобиле «Лада-Калина». Российские власти в сюжете обвинили в том, что на автотурне был потрачен годовой бюджет небольшого российского города.

Напомним, в 2008—2010 годах у Беларуси был период активного сближения с Западом. Напряжение между властями нашей страны и России нарастало из-за цен на энергоресурсы, а российская сторона требовала уплаты долга и даже частично перекрывала газ. Еще одной болевой точкой стала Абхазия и Южная Осетия. Перед самими белорусскими президентскими выборами тогдашний президент России Дмитрий Медведев даже назвал бесчестным поведение белорусских властей в ситуации с признанием их независимости (тогда официальный Минск отказался это делать).

Коронавирус и «фейки» от «Первого канала»

В мае 2020 года белорусские власти лишили аккредитации съемочную группу «Первого канала», а также выслали двух сотрудников корпункта. Причиной для этого стал сюжет о ситуации с коронавирусом. В репортаже россиян говорилось, что белорусы не доверяют официальной статистике по заболеваемости, а в качестве иллюстрации журналисты сняли панораму местного кладбища.

Александр Лукашенко заявил, что «„Первый канал“ распространяет фейки и преднамеренно начинает влазить в наши проблемы». Затем о лишении аккредитации российских коллег сообщил и белорусский канал «Беларусь-1». В эфире было сказано, что сюжет «Первого канала» содержал «фейковую информацию», а в МИД Беларуси «готовы и на более жесткие меры».

Но на самом «Первом канале» тоже отреагировали на решение властей, сказав, что считают эти действия «абсолютно безосновательными».

Фото носит иллюстративный характер

Скандал с Бабичем и сюжет о захвате земель Российской империей

В 2019 году тогда еще посол России в Беларуси Михаил Бабич дал интервью РИА Новости об отношениях двух стран. Дипломат посоветовал Минску определиться с форматом интеграции. Судя по всему, Бабич имел в виду предложение Кремля о более тесном сотрудничестве в рамках Союзного государства. Кроме того, он отреагировал и на вопрос журналиста о белорусском суверенитете. Тогда он заявил, что Россия готова «вместе отстаивать ее [Беларуси] суверенитет всеми доступными средствами», если это угроза с Запада — «по аналогии с известными „цветными“ революциями и государственными переворотами».

— В этой связи по вопросу о защите суверенитета всем, мне кажется, давно хотелось бы понять, кто посягает на белорусский суверенитет и от кого его хотят защитить? — спросил Бабич.

При этом он сказал, что «если это намек на Россию — то это неразумно и совсем не по-партнерски».

— Даже если это всего-навсего избирательная технология под названием «мобилизация электората путем формирования образа врага, — сказал Бабич.

Кроме того, в интервью посол напомнил Минску и о финансовых субсидиях от России. По его оценке, в последнее время сумма ежегодной помощи Беларуси выросла до 5−6 млрд долларов. Кроме того, Бабич также сказал, что 80% белорусского экспорта сельхозпродукции приходится на Россию.

Тогда на эти слова резко отреагировали в белорусском МИДе. Его пресс-секретарь Анатолий Глаз прокомментировал высказывания Бабича. Он порекомендовал коллеге больше времени посвятить пониманию страны, знакомству с ее историей и «проявить немного уважения».

— На мой взгляд, за короткое время работы в Беларуси он просто не понял разницы между федеральным округом и независимым государством, — сказал Глаз. При этом он добавил, что право Бабича — «определять для себя планку, которая превращает его в счетовода либо подающего надежды бухгалтера».

Михаил Бабич

А затем государственный телеканал «ОНТ» в воскресном эфире рассказал о захвате белорусских земель Российской империей. Материал на государственном канале совпал по времени с дипломатическим скандалом в Беларуси.

— Когда белорусские земли были захвачены Российской империей, Статут продолжал действовать здесь ещё полвека, пока не был отменён. А в 1918 году белорусы снова провозгласили свой главный документ — временную Конституцию Белорусской Народной Республики, но она не продержалась и года. Вскоре пришли большевики с новым уставом, — говорил ведущий.

«Мягкая белорусизация» и страшилки белорусским «Майданом» от российской прессы

Во времена «мягкой белорусизации», которая началась после 2014 года, в российских госСМИ стали заявлять о «потере Беларуси». Например, журналисты Life.ru рассказывали о киевском сценарии в отношении нашей страны и отмечали, что в то время Минск был куда меньше склонен идти рядом с Москвой.

«В значимых для РФ вопросах на международной арене Лукашенко последовательно торпедирует российскую позицию. В 2008 году Беларусь не поддерживала Россию в вопросе о признании Абхазии и Южной Осетии, а уже в последние годы Лукашенко двойственно повёл себя в гораздо более значимом для нашей страны вопросе — о Крыме и Донбассе», — говорилось в материале.

При этом в тексте отмечалось, что белорусский Интернет стал антироссийским: пророссийских СМИ практически не существовало, и этот процесс, по мнению авторов, напоминал Украину времен 2010-х годов.

В то же время один из выпусков ток-шоу «Время покажет» на «Первом канале» был посвящен Беларуси и призывал «вмешаться», чтобы не допустить возникновения «Майдана» в Минске. Одновременно в ток-шоу «Процесс» на телеканале «Звезда» больше часа обсуждали «рост националистических настроений» в Беларуси.

Фото носит иллюстративный характер

А что заявили в белорусской прессе?

В ответ на подобную риторику последовала реакция сотрудников госпрессы. Тогдашний глава Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько в «Клубе редакторов» поднял вопрос о введении уголовной ответственности за белорусофобию.

— Когда пишут, что Беларусь — эдакое недогосударство, белорусы — недонация, разве это не целенаправленная дезинформация с целью дестабилизации государства? — спрашивал Давыдько.

При этом «СБ. Беларусь Сегодня» опубликовала материал с критикой директора влиятельного Российского института стратегических исследований Леонида Решетникова. Тогда он заявлял, что белорусский язык был создан указом Компартии 90 лет назад, а Беларусь не может существовать как независимое государство в отрыве от России.

К коллегам присоединился и телеканал «Беларусь 1» — в эфире Решетникова назвали «якобы историком, расшатывающим проверенный временем союз братских народов — русского и белорусского».