Самолет, в котором находился минчанин Сергей, приземлился в Нью-Йорке первого апреля. Однако все события, происходящие с ним дальше, не шутка. В один из июньских дней 29-летний белорус пошел в американскую инженерную компанию, чтобы устроиться офис-менеджером. Руководитель не мог принять его сразу, пришлось подождать. Пока сидел в коридоре, к нему подошел человек из соседнего кабинета-офиса и спросил: «Ты ищешь работу?» Оказалось, это представитель кастинг-агентства, ему срочно нужно собрать много людей для массовки фильма. Съемки начинались через два дня. Сергей согласился — и так попал в Голливуд. О работе актера массовки на «фабрике грез» он рассказал «Зеркалу».
Мы созваниваемся в понедельник. У Сергея около 13.00 и он находится рядом со съемочной площадкой. Через несколько дней белорус будет играть в сериале. Сегодня ездил на примерку и пробный грим.
— Я попытался все это стереть, но, судя по всему, до конца не получилось, — шутит он, продолжая вытирать небольшие пятна на лице. — Обычно после того как человек соглашается на проект, ему нужно пройти тест на COVID-19 и, если это, предположим, фильм-фантастика, то еще грим и примерку. Перед съемочным днем — еще одно тестирование. Все-таки кино — дорогой процесс, поэтому тут очень следят, чтобы на площадке никто не заболел и производство не остановилось. За два месяца, сколько я уже снимаюсь, меня протестировали на ковид раз 50.
За проверку, примерку и пробный грим актерам платят. Иначе, предполагает Сергей, люди бы отказывались куда-то ехать и тратить на это свое время.
— Сегодня «покраска» и примерка у меня заняла два часа. Мне за нее пришлют чек на 60 долларов, — приводит пример собеседник. — Что же касается тестов на ковид, то за одну проверку платят от 30 до 100 долларов. Сумма в данном случае зависит от бюджета продакшна.
Съемки в сериале, для которого Сергею сегодня делали пробный мейкап, через четыре дня. Минчанин абсолютно не волнуется, хотя еще пару месяцев назад даже представить не мог, что попадет в Голливуд.
По образованию он юрист, закончил БГУ и до отъезда из Беларуси успел поработать помощником судьи, юристом на «Горизонте» и в IT-компании. После 2020-го, когда «надежда угасла и произошло разочарование», Сергей решил эмигрировать. Куда именно, не знал. Пока думал, выпала возможность полететь в Америку. Купил билет — и вот уже четыре месяца он в Нью-Йорке. За океаном ему пришлось начинать все с чистого листа:
— Подтвердить свой диплом юриста в Америке я не могу. Здесь совсем другая система права, поэтому нужно переучиваться либо искать что-то новое. Сейчас присматриваюсь, чем заняться. А пока решаю, параллельно подрабатываю в массовке. График тут не сильно строгий, поэтому, даже если поступлю в университет, смогу ходить на занятия и два-три раза в неделю ездить на съемки.
«Практически восемь часов просидели в креслах, иногда изображали восторженную реакцию»
Пока ни одна картина, где снимался Сергей, на экраны не вышла. А значит, озвучивать их названия он не может. Это делает рассказ белоруса немного загадочным. Так, первый проект, в который он попал, «был сериал в антураже 1960-х». Работали в павильоне. Актеры массовки играли зрителей шоу.
— Практически восемь часов мы просидели в креслах, иногда изображали восторженную реакцию и аплодировали. Большую часть времени камера даже не смотрела в нашу сторону, снимала основных героев, — возвращается к происходящему собеседник. — Через неделю после этого меня подписали еще на пять дней того же шоу. Затем — на другое. В общем, я понял, работы в массовке в Голливуде много.
Понял — и стал действовать. Еще в первый день девушки-россиянки, с которыми он познакомился на площадке, подсказали, что есть три важных сайта, где можно найти работу актеру массовки. На двух из них человек создает личный кабинет, и ему «прилетают» приглашения. Третий — это «крупный билборд». Здесь размещают приглашения, и человек откликается на них сам. Доступ к последнему ресурсу, кстати, для актеров стоит 25 долларов в месяц.
— Я зарегистрировался на трех платформах. Тут нужно было загрузить две свои фотографии — портрет и в полный рост, указать размеры одежды и описать скиллы, которыми владеешь. У меня это знание русского, игра на трубе и гитаре, а еще спорт, — перечисляет Сергей. — Фото я сделал сам, но мне рекомендовали, если хочешь, чтобы тебя воспринимали серьезно, стоит заказать портфолио. Оно называется headshot. Это те же два снимка, но выполненные профессионалом. Для них он специально арендует студию, вам делают мейкап. Стоит такое удовольствие примерно 200−600 долларов. Я пока в раздумьях, нужно ли мне на это тратиться.
После регистрации предложений с проектов ждать не пришлось. Каждый день приходит одно-два, а иногда и три. Уровень английского, кстати, у актеров не уточняют: слов в кадре у массовки нет. Но иметь вменяемый иностранный желательно.
— Ведь нужно понимать, что тебе говорят делать на площадке, и общаться с коллегами, — рассуждает Сергей.
Прежде чем откликнуться на какое-то из предложений, Сергей смотрит на два момента. Первый — насколько близко к дому проходят съемки. Второй — интересен ли ему проект. В идеале компонует график так, чтобы в неделю получалось четыре рабочих дня.
— Предложения по работе обычно поступают за несколько дней до старта. А вот детали о том, где будут проходить съемки, во сколько начало, ты узнаешь накануне вечером. Тогда же, если нужно, указывают, какие вещи стоит захватить из дома. Например, если это современность, просят взять запасной комплект повседневной одежды. А если, предположим, 1960-х, то белую футболку и черные носки, — рассказывает Сергей. — О том, что именно нужно делать в кадре, человек обычно узнает лишь на съемках, а до этого вы получаете только название роли. Например, член семьи, пешеход, русский солдат. Хотя, в случае с пешеходом, можно обо всем догадаться заранее.
Однажды белоруса позвали играть в сцене, которая происходила в гей-баре. В письме прописали, что от актеров требуется взаимодействие с мужчинами, прикосновения. Сергей отказался.
— Было приглашение сниматься без майки, и, если бы не накладка с другим проектом, я бы дал добро, — рассказывает он. — Такие сцены, кстати, оплачиваются иначе. За топлес накидывали 50 долларов сверху, за съемки в гей-баре предлагали в два раза больше обычной суммы.
А еще, вспоминает Сергей, был случай, когда актера массовки в кадре специально безобразно подстригли. После этого ему пришлось побриться налысо, за что парню заплатили 1500 долларов.
«Иногда человека снимают по пояс, а снизу у него в руках бумажка со сценарием»
Обычно съемочный день длится 12−14 часов, часто из дома на площадку Сергею приходится выезжать где-то в 4 утра.
Сергей снимает блог о работе на съемках и жизни в США. Осторожно, встречается ненормативная лексика.
— До съемок актеров массовки при необходимости нужно одеть, загримировать и обязательно сфотографировать. Затем снимки смотрят дизайнер и художник по костюмам, которые думают, кого в кадре куда поставить. Пока они это решают, мы завтракаем.
Сергей говорит, что на большинстве съемок для актеров массовки предусмотрен завтрак и обед. Завтрак классический. На выбор: яйца, бекон, овсянка, салаты, кофе, соки. На обед четыре-пять гарниров, к ним мясо, рыба, птица. Обязательно есть что-то для вегетарианцев.
— А еще куча десертов. Я обычно беру что-нибудь из них домой, — шутит белорус. — Кормят нас бесплатно. При этом, если по каким-то причинам обеда нет, мы получаем доплаты.
После завтрака, если не случается никаких задержек, актеры массовки выдвигаются на съемочную площадку. Когда их много и задачи разные, тогда людей делят на группы и за каждой закрепляют помощника режиссера. Он дает группе задание. Например, изобразить светскую беседу. Перед тем как прозвучит мотор, все это репетируют.
— Обычно одну сцену снимают не меньше пяти раз. Сначала с одного ракурса, затем переставляют камеры — и с другого. Бывает, дубли «запарывают». Нередко это делают актеры. Например, потому что забыли слова. А случается, и вообще их не выучили. Иногда человека снимают по пояс, а снизу у него в руках бумажка со сценарием, — делится наблюдениями Сергей. — Я пока сталкивался максимум с двадцатью дублями. Хорошо, что в той сцене был полицейским, который всего лишь показывал людям куда им идти.
За это время Сергей сыграл уже много разных ролей. Одна из самых сложных — роль русского солдата:
— На улице было жарковато, а я в форме, бронежилете, с «оружием» и рюкзаком. В кадре мы изображали наступление. Пришлось побегать десять дублей. Лучше всего, конечно, тут было тем, кто изображал мертвых. Они просто лежали и «умирали».
— Со звездами на съемках уже сталкивались?
— Да, но мне нельзя об этом рассказывать. До выхода фильма мы не можем постить в соцсетях фото с площадки и раскрывать детали сценария. В одних случаях мы прописываем это в соглашении о неразглашении, в других нас об этом предупреждают на словах. Например, недавно у меня были пятидневные съемки, и каждый день директор по секьюрити проговаривал группе, чтобы все держали в секрете.
— Что будет с теми, кто проболтается?
— Думаю, их занесут в блэклист и больше никуда не позовут.
— Когда вас слушаешь, кажется, актер массовки — это очень простая работа.
— Первые разы мне тоже так казалось. А потом несколько дней подряд пришлось выезжать из дома в 4 утра, при том, что возвращаться я только к 9−11 вечера. Это сильно выматывает и совсем не легко. А еще, случается, на улице лето, а вы играете осень или, наоборот, в холод изображаете лето. Тоже не очень приятно.
«Массовка обычно получает стандартную таксу — это 165 долларов за 10 часов»
По словам Сергея, обычно в неделю у него получается взять три-четыре смены. Это приносит около 700−1000 долларов. Сюда входит оплата за тесты, примерки и прочие бонусы.
— Массовка обычно получает стандартную таксу — это 165 долларов за 10 часов. Максимум, который у меня вышел за смену, — 500 долларов. Это за роль русского солдата, — рассказывает Сергей и поясняет. — Там был овертайм — переработка, плюс доплаты за то, что я знаю русский, а еще в кадре стоял дым и нас не покормили. Плюс у меня на этих съемках был ваучер от профсоюза. Около 30 процентов актеров, которые участвуют в съемке, должны быть членами профсоюза. Если это количество не набирается, профсоюзные ваучеры дают тем, кто не состоит в организации. Работа по таким ваучерам оплачивается выше, чем у остальных.
Есть для членов профсоюза и другие бонусы: они приходят без очереди на примерку, а еще получают особые надбавки. Так, если у обычных актеров массовки первые два часа овертайма стоят в полтора раза дороже стандартного, то у сотрудников из профсоюза — в два. В случаях, когда рабочий день длился более 16 часов, за каждые дополнительные 60 минут представителям профсоюза начисляют дневную ставку. Это у них называется «золотой час». Сергей пока в профсоюзе не состоит.
— Чтобы попасть в профсоюз, нужно выполнить два условия. Первое — собрать три ваучера. Их, например, можно получить за роль со словами или особые навыки. Когда я играл солдата, мне его дали за знание русского, хотя в кадре я не говорил, — рассказывает Сергей. — Второй пункт — это взнос. Он составляет 3000 долларов. Многих эта сумма останавливает, но я для себя решил, если продолжу сниматься, буду обязательно вступать в профсоюз. Посчитал, что все это быстро окупится. К тому же, у меня уже есть два ваучера.
— Денег, которые вы сейчас зарабатываете на съемках, вам хватает на жизнь?
— Думаю, если вступить в профсоюз — это может быть основной работой. А пока же я еще подрабатываю в доставке. Там, если знаешь район, за 3−4 часа можно получить 100−150 долларов.
— Но вы, как я поняла, строить карьеру в кино пока не планируете.
— Получить специальность актера интересно, но, мне кажется, Голливуд — это фабрика разбитых надежд. Стать звездой здесь непросто. Очень большая конкуренция. К тому же, у меня сильный акцент, и для ролей со словами мне придется много поработать, чтобы от него избавится.
— Какая тогда ваша американская мечта?
— Ее еще нет. Сейчас у меня период акклиматизации. Вокруг столько всего непонятного. На данный момент решаю, куда пойти учиться, и думаю, как бы получше обустроиться. Когда с этим разберусь, подумаю и о мечте.