Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. В США рассекретили документ о причастности Кремля к убийствам оппонентов за рубежом
  2. Всем, кто годен к армии, напрячься. Юристы рассказали «Зеркалу» о нововведениях в законодательство о призыве
  3. Эксперты: Под Купянском российское командование отправляет солдат на штурмы под угрозой расстрела
  4. Беларусь разделят на две части. В последнюю неделю ноября ожидается разная погода на западе и востоке страны
  5. Украинская разведка рассказала о ракетном комплексе, которым Россия, вероятно, и ударила по Днепру (и это совсем не то, что говорил Путин)
  6. Не только «тунеядцы». Лукашенко упомянул еще одну категорию людей, от которых хочет избавиться — похоже, опять через насилие
  7. Власти хотят нанести удар по «побегу» людей из регионов — их планы могут вызвать удивление. Экономист говорит, что идее грозит провал
  8. ISW: Россия обеспокоена расходами на продолжение войны в Украине, особенно в части компенсаций для солдат


В четверг, 6 октября, стало известно, что здание одного из самых узнаваемых храмов Беларуси, костела святых Симона и Елены в Минске, могут отобрать у прихожан. Ранее у верующих и унитарного предприятия тоже возникали трудности: в 2020 году приход задолжал 156 тысяч рублей налогов на землю и на недвижимость. Тогда белорусы запустили петицию с просьбой передать костел на баланс общины, которую направили в Администрацию президента. Судя по всему, ответ они тогда так и не получили.

Фото: TUT.BY
Сотрудники ОМОНа на ступеньках Красного костела. Августа 2020 года. Фото: TUT.BY

Днем 6 октября телеграм-канал «Хрысціянская візія» со ссылкой на свои источники заявил, что «Минская спадчина», которая принадлежит Мингорисполкому, разрывает договор безвозмездного пользования Красным костелом с общиной «Римско-католический приход святого Симона и святой Елены».

Прихожане костела также подтвердили «Зеркалу», что такое письмо приход получил, сейчас ведется переписка с властями. Ситуацию в ближайшее время должны обсудить католические бискупы.

Позже пресс-секретарь Белорусской католической церкви отец Юрий Санько рассказал«Радыё Свабода», что католическая церковь Беларуси готовит ответ на письмо о разрыве договора. При этом отметил, что надеется на продолжение сотрудничества с «Минской спадчиной».

В нунциатуре прихожанам сообщили, что представитель Ватикана в Беларуси, апостольский нунций Анте Йозич уже занимается ситуацией с костелом святых Симона и Елены: «Канечне, сітуацыя складаная, і, канечне, яго эксцэленцыя гэтым займаецца».

Дать какие-то более подробные комментарии там отказались. Нет никакой информации о происходящем с храмом и на официальном сайте Минско-Могилевской архидиацезии Римо-католического костела в Беларуси.

Вечером в четверг, 6 октября, в телеграм-канале Мингорисполкома появился комментарий директора «Минской спадчиной» Александра Кохана:

 — В настоящее время в Красном костеле проводятся мероприятия по обследованию конструкций здания, которые повреждены в результате возгорания, обследованию инженерных сетей. В здании отключено электро-, тепло- и водоснабжение. Все эти системы требуют ремонтно-восстановительных работ, перечень которых определят после проведения детального обследования. По результатам которого будет разработана проектная документация и выполнены соответствующие работы. До их завершения комплекс зданий выведен из эксплуатации. Таким образом, обеспечение исполнения обязательств КУП «Минская спадчина» и религиозной общиной по договору в таких помещениях не представляется возможным. В адрес религиозной общины направлено уведомление о необходимости освобождения помещений костела от движимого имущества для возможности проведения ремонтно-восстановительных работ.

«Нешта новае ў найноўшай гісторыі Беларусі»

Ситуация с разрывом договора между властями и общиной происходит после того, как 26 сентября в костеле при невыясненных обстоятельствах случился небольшой пожар — огонь повредил имущество на площади в 20 квадратных метров. Никто не пострадал.

Сразу после этого в администрации Московского района сообщили, что запрещают эксплуатацию здания, так как нужно расследовать пожар, восстановить проводку и так далее, обследовать конструкции. Власти обещали, что закрытие костела — временное.

Фото: t.me/christianvision
Двери Красного костела после пожара. Фото: t.me/christianvision

Как рассказал блогу «Люди» католический активист Артем Ткачук, ситуации, когда бы костел закрыли и для верующих, и для священников, за последние десятилетия в нашей стране не было ни разу:

 — Касцёлы гарэлі, гараць і будуць гарэць. Такое, на жаль, здараецца. Усялякае бывае, праводкі розныя. Але зачыніць нават ад святароў — гэта нешта новае ў найноўшай гісторыі Беларусі. І ў гэтай сітуацыі нешта не тое з логікай. Калі яго проста хацелі забраць, то можна было зрабіць гэта ў юрыдычным полі, слаць нейкія паперы, напрыклад. А тут мы бачым вельмі дзіўны паварот. Спачатку пажар, потым Следчы камітэт праводзіць следчыя дзеянні, потым забіраюць ключы і зачыняюць касцёл. Такога ж, напрыклад, не было калі ў мінулым годзе вецер пашкодзіў дах у магілеўскім касцёле ці яшчэ раней быў пажар у Фарным касцёле Гродна.

Не забирали святыню у прихожан и после пожара в Будславском костеле. А там повреждения храма действительно серьезные.

 — Сітуацыя з Чырвоным касцёлам атрымліваецца вельмі сімвалічная. Ксёндз-пробашч Уладзіслаў Завальнюк у 1980-ыя годы быў адным з членаў камітэта, які намагаўся вярнуць касцёл веруючым, — продолжает Артем Ткачук. — Яны каля года кожны тыдзень збіраліся каля будынка, рабілі крыжовыя шляхі вакол Чырвонага касцёла. Ён быў першым пробашчам храма, а арцыбіскуп Тадэвуш Кандрусевіч, дарэчы, адпраўляў першую імшу ў Чырвоным касцёле пасля вяртання яго вернікам. І вось уся гэтая сітуацыя адбываецца с тымі ж самымі людзьмі, якія, калі так можна сказаць, адваёўвалі касцёл. Знарок такі сымбалізм не прыдумаеш.

Калі казаць пра сітуацыю, калі парафіі налічылі каля 160 тысяч беларускіх рублёў падаткаў, то гэта было ў 2020 годзе. Зразумела, што ў прыхаджан такіх грошаў няма і збіраць па 13 тысяч у месяц няма ніякай магчымасці. Гэта проста касмічныя сродкі. Але той канфлікт быў замарожаны і да яго не вярталіся. Такія сітуацыі ў стасунках касцёл-дзяржава ці царква-дзяржава не рэдкая. Калі нешта ўпіраецца ў юрыдычную сцяну, так бы мовіць, і веручыя не згодныя з нейкімі рашэннямі ўладаў, то імкнуцца неяк дамовіцца. І тут было тое ж самае, але вось дайшло да такой сітуацыі, што касцёл хочуць забраць.

«Гэта пытанне нейкага гонару ці людской справядлівасці»

Красный костел в Минске. Фото: TUT.BY
Красный костел в Минске. Фото: TUT.BY

Костел святых Симона и Елены построили в 1910 году за счет минского дворянина Эдварда Войниловича. В советское время его отобрали у верующих. В нем были театр, киностудия, а затем Дом и музей кино. В 1990 году католикам снова разрешили использовать его по назначению, но здание осталось в собственности государства.

В 2013 году здание костела и плебании (дом настоятеля) передали из республиканской собственности городу Минску и поставили на баланс «Минской спадчины». С религиозной общиной заключили договор на безвозмездное пользование костелом и плебанией общей площадью 3,3 тыс. кв. метров. После этого на общину возложили обязанность возмещать расходы по земельному налогу, налогу на недвижимость, а также по начисленной амортизации. Это обычная практика в случае передачи госимущества в безвозмездное пользование, и для верующих исключения не сделали.

Оплату стали начислять, когда в 2019 году ввели костел в эксплуатацию после двухлетней реконструкции. Она оплачивалась из госбюджета. Учитывая амортизацию (фактически костелу принудительно рассрочили стоимость ремонта на 75 лет) платежи для общины оказались огромными — 14,3 тысячи рублей ежемесячно. Платить такие деньги община не могла. В итоге долг составил 156 тысяч рублей.

Предприятие «Минская спадчина» в 2020 году рассказывало, что заплатило налоги самостоятельно, поэтому прихожане должны вернуть эти деньги. Там считали, что налог начислен законно. По их версии, для того, чтобы была налоговая льгота для религиозной организации, нужно вносить изменения в налоговое законодательство.

Верующие запустили петицию с требованием передать костел на баланс общины:

«Церковь построена, в том числе, на деньги верующих, и мы просим вернуть ее в собственность верующих — Римско-католическому приходу святых Симона и Елены в Минске».

Ее подписали более двух тысяч человек и отправили в Администрацию президента. Но, судя по сайту petitions.by ответ белорусы так и не получили.

 — Больш за сто гадоў таму каталікі пабудавалі гэты касцёл для сябе, яго ў іх адзін раз ужо забралі, потым вярнулі, але такім чынам, што ён не пераўшоў ва ўласнасць касцёльнай улады, — говорит Артем Ткачук. — І за карыстанне сваім жа касцёлам запатрабавалі грошы. Але гэта другасны пункт. Найперш гэта ўсё ж пытанне нейкага гонару ці людской справядлівасці. Колькі можна за тое, што мы пабудавалі за свае грошы, зноў і зноў плаціць? Гледзячы на ўсю грамадска-палітычную сітуацыю на Беларусі, аж, страшна падумаць, што праходзіць 32 гады ад моманта вяртання касцела і яго зноў у вернікаў забіраюць.

В минувшее воскресенье, 2 октября, настоятель Красного костела Владислав Завальнюк начал чистый пост (на воде) в связи с тем, что сооружение так и не открыли для верующих. Информация об этом появилась на сайте храма. Там отмечалось, что после пожара существенных изменений не произошло, храм по-прежнему закрыт для посещения, откачка воды так и не ведется.