Поддержать команду Zerkalo.io
  1. Повышать возраст недостаточно. Разбираем с экспертом, какое будущее у пенсионной системы Беларуси
  2. Минздрав пояснил, почему приостановил оказание плановой медпомощи
  3. Стало известно, где будет работать бывший министр юстиции Олег Слижевский
  4. Лавров: РФ ставит перед белорусскими коллегами вопрос о ситуации с журналистом «КП» Можейко
  5. Неурожай зерна и рост цен в России. В ЕАБР прогнозируют двузначную годовую инфляцию в Беларуси
  6. «Нагрузка очень большая для бюджета». Правительство просит дополнительные средства на борьбу с COVID-19
  7. Каким будет курс доллара в этом и 2022 годах. Прогноз чиновников и экспертов
  8. В Беларуси — новый глава Минюста. Им стал замглавы МВД
  9. Желтый уровень опасности, сильный ветер, дожди и первый снег (мокрый). Все о погоде в среду
  10. «Зачем же вы издеваетесь над людьми?» Помните про обязательный масочный режим и возможные штрафы? Их не будет
  11. Вернуть оказание плановой медпомощи и не склонять к масочному режиму: какие еще поручения дал Лукашенко по COVID
  12. Бизнесмен Александр Зайцев покинул исполком федерации футбола. Он считает, что его команду засудили
  13. «Цель сейчас — „закрутить гайки“ до предела». Как силовики занимают «гражданские» должности после выборов и чего от этого ждать?
  14. «Мы сейчас на пиках». Пиневич рассказал, когда ждать снижения заболеваемости COVID-19
  15. В МИД Франции прокомментировали отъезд своего посла из Беларуси и рассказали об ответных мерах


Уход «Комсомольской правды» из Беларуси, о котором стало известно 5 октября, — далеко не первый случай за последний год с небольшим, когда СМИ прекращали работу в стране. После президентских выборов журналисты в Беларуси столкнулись с беспрецедентными по масштабу репрессиями, что вылилось в закрытие ряда ресурсов или прекращение выхода на отдельных носителях — причем далеко не всегда по их собственной воле. Мы решили собрать в одном большом, но очень важном материале хронику давления, которое оказывали власти на медиа после августа-2020.

Масштабы репрессий так велики, что перечисляй мы их все, текст оказался бы несуразно велик: за это время сотни журналистов прошли через задержания, многие из них оказывались (и находятся до сих пор) в СИЗО и колониях, а новости об обысках в редакциях уже давно перестали восприниматься, как что-то необычное. Поэтому в этом материале мы сосредоточились на фактах, которые оказывали прямое воздействие на возможность продолжения работы медиа. В частности:

  • блокировках сайтов (либо запрете на печать и распространение печатных изданий)
  • лишении журналистов аккредитаций
  • признании медиа экстремистскими
  • лишении изданий статуса СМИ

Август 2020

Началом массовых репрессий против белорусских СМИ можно считать сам день выборов — 9 августа. На протяжении трех дней интернет в Беларуси был фактически отключен, читатели не могли получить доступ вообще ни к каким (в том числе государственным) ресурсам. Однако даже после восстановления доступа белорусы не смогли зайти на сайты десятков СМИ. При этом официальной информации об ограничении доступа не было почти две недели.

Лишь 21 августа стало известно о решении Миниформа заблокировать более 70 ресурсов, среди которых было множество сайтов медиа. В их числе оказались, например, «Радио Свобода», «Медиазона», «Белсат», «Еврорадио», udf.by, «Салідарнасць», «Tribuna.com Беларусь», The Village. Не обошли блокировки и ряд региональных изданий: «Виртуальный Брест», progomel.by, «Флагшток», masheka.by, «Витебский курьер», «Народныя навіны Віцебска».

В конце августа РУП «Белорусский дом печати» отказалось печатать в Минске четыре газеты — как утверждалось, из-за поломки оборудования. «БелГазета» и «Свободные новости плюс» стали выпускаться в электронном формате. «Народная воля» и «Комсомольская правда в Белоруссии» ушли в российские типографии (как позже окажется, не помогло и это).

А 29 августа власти лишили аккредитаций ряд иностранных журналистов. Среди них были сотрудники BBC, «Радио Свобода», «Настоящего времени», немецкого телеканала ARD, AFP, Reuters, Associated Press, Deutsche Welle, RFI.

Сентябрь 2020

Одним из главных событий сентября стало решение властей отобрать статус сетевого издания у крупнейшего портала страны, чьи журналисты широко освещали протесты августа: 30 сентября стало известно о лишении TUT.BY статуса СМИ на три месяца, начиная с 1 октября. Это приводило к тому, что сотрудники портала переставали считаться журналистами и, как следствие, их работа на акциях протеста могла быть расценена как участие в них — с соответствующей ответственностью.

На практике это почти ничего не меняло: журналистов TUT.BY, как и сотрудников многих других официально зарегистрированных медиа, к тому времени и так задерживали на массовых мероприятиях, многие отбыли административные аресты или были наказаны штрафами. «Мы видим, что и статус журналиста не защищает журналистов на массовых мероприятиях, а иногда даже делает мишенью для преследования. Но, тем не менее, можно было к этому апеллировать — к правам журналиста», — отмечала в комментарии Deutsche Welle правовой эксперт Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Ольга Сехович.

Позднее, в декабре, экономический суд Минска удовлетворил иск Миниформа к порталу и лишил TUT.BY статуса СМИ уже бессрочно. Обжалование приговора результата не дало.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

Октябрь 2020

В октябре фактически были аннулированы аккредитации журналистов всех иностранных СМИ — МИД внезапно решил провести переаккредитацию. Среди них оказались, например, работники немецкого телеканала ARD, «Радио Свобода», корреспонденты Reuters, AFP, RFI.

«Это абсурдное предложение, что аккредитация у каждого журналиста, работающего в иностранной медиаорганизации, сначала должна быть отозвана, а затем переиздана в соответствии с новым положением», — говорила редактор медиакомпании Deutsche Welle Мануэла Каспер-Клэридж. «Любой, кто уважает свободу прессы, сделал бы возможным продление действующей аккредитации», — добавляла она.

Это решение властей также ограничивало возможность журналистов иностранных СМИ для работы в Беларуси — без аккредитаций они считались обычными гражданами и не могли полноценно освещать происходившие в стране события.

Ноябрь 2020

В ноябре власти начали давление против печатных СМИ, одной их жертв стала газета «Народная Воля», одно из старейших независимых изданий Беларуси. 13 числа в редакцию пришли неизвестные люди без документов, позже к ним присоединился ОМОН. Они изъяли свежий тираж издания — 25 тысяч экземпляров. Напомним, что еще с августа газета вынуждена была печататься в России, так как отечественные типографии отказывались работать с изданием.

А 14 ноября от редактора газеты Иосифа Середича стало известно, что и московская типография, печатавшая последние номера газеты, расторгла договор c «Народной волей». Более того, к типографии возникли вопросы у Роспотребнадзора — он приостановил деятельность предприятия на 20 дней. Еще три московские типографии отказались сотрудничать с белорусским изданием — «боятся потерять бизнес», говорила менеджер по рекламе медиа Анастасия Шаркевич.

Через несколько дней «Народная Воля» объявила, что прекращает выпуск издания на бумаге. С тех пор газета выпускается в электронном варианте — пользователи могут оформить подписку на pdf-версию.

Фото: Bank Phrom / unsplash.com
Фото: Bank Phrom / unsplash.com

В том же месяце выход (изначально на полгода) прекратила и «Газета Слонімская»: у сотрудников редакции забрали всю технику, угрожали уголовным делом. Издатель и часть штата были вынуждены выехать за рубеж. Сообщалось, что причиной для разгрома редакции «ГС» послужило возбуждение уголовного дела за клевету в отношении одного из сотрудников местного РУВД в неназванном телеграм-канале. Какое отношение к этому имела редакция газеты, неизвестно — издателю сообщали, что по делу она проходит в качестве свидетеля.

В конце месяца проблемы с выходом испытало и региональное издание «Брестская газета» — местная типография отказалась ее печатать с 1 января 2021-го. Редакция обратилась к своим читателям с просьбой отменить подписку, которая уже была оформлена на первую половину 2021 года. Позднее газете отказали в печати и другие типографии — с тех пор издание существует в виде сайта и каналов в соцсетях и мессенджерах (забегая вперед, это не спасло от дальнейших репрессий).

Декабрь 2020

В декабре заблокированным оказался сайт KYKY.org, один из проектов задержанного ранее бизнесмена Александра Василевича (другой — The Village — был заблокирован еще в августе). Редакция несколько раз запускала зеркала ресурса, которые поочередно также блокировались. В это же время стало известно о блокировке белорусской версии «Медиазоны» — ресурса, широко освещавшего протесты, насилие силовиков и процессы над задержанными в белорусских судах.

22 декабря власти атаковали «Пресс-клуб» — организацию, занимавшуюся профессиональным развитием журналистов в Беларуси. В аэропорту задержали основателя организации Юлию Слуцкую, в ее квартире провели обыск, после которого задержали и ее сына Петра Слуцкого. С обысками пришли и к другим сотрудникам организации, в итоге все они на долгий срок оказались в СИЗО, где находились до августа 2021 года, когда вышли после помилования. В заключении из числа задержанных тогда остается экс-журналистка БТ Ксения Луцкина, отказавшаяся писать прошение о помиловании.

Январь 2021

В начале года «Белсоюзпечать» отказалась распространять газету «Новы Час», расторгнув с изданием договор без объяснения причин. Из-за этого газета больше не могла попасть в киоски, однако все еще распространялась по подписке.

26 января силовики пришли к директору и издателю брестского журнала «Бинокль». Оказавшиеся сотрудниками КГК люди изъяли документы и технику, а также увезли издателя «Бинокля» Дарью Гаращенко в ДФР на опрос. Осмотры провели в связи с «проверкой о неуплате налогов в особо крупном размере». С момента визита силовиков сайт и телеграм-канал издания не обновлялись, но в мае последний внезапно ожил, сменив название на «Брест Live». Правда, вместо привычной городской повестки там начали публиковать дискредитирующую протестное движение информацию. Редакция «Бинокля» сообщила, что не имеет к изменениям никакого отношения, доступ к телеграм-каналу был потерян.

Февраль 2021

Февраль оказался единственным относительно спокойным послевыборным месяцем в плане давления на СМИ. Возможно, на это повлияло проведение Всебелорусского народного собрания.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

Март 2021

Однако в марте репрессии возобновились. Так, солигорское издание «Лидер-Пресс», издававшееся в регионе 27 лет, перестало выходить в печатном варианте. Официально выпуск был приостановлен на шесть месяцев, но учредитель издания Игорь Уфимцев сообщал, что, скорее всего, больше номеров не будет. Руководство газеты тогда отмечало, что не стоит связывать закрытие с давлением властей: «Давления ни на меня, ни на редакцию не было. Еще раз подчеркиваю: мы всегда относились к изданию газеты как к бизнесу, а бизнес должен приносить прибыль». Также сообщалось, что медиа продолжит активно работать в интернете. А уже с 1 октября «Лидер-Пресс» окончательно закрылся — и в этом случае сотрудники не отрицали, что причиной стала политическая ситуация.

«Так складывается, что любой материал, который правдиво освещает события в регионе или стране, может быть объявлен экстремистским со всеми вытекающими последствиями, — писали журналисты. — В такой ситуации мы не можем рисковать нашими сотрудниками и вынуждены прекратить деятельность редакции».

В этом же месяце газета «Новы Час» получила письменное предупреждение от Мининформа за четыре опубликованных материала. Это позволяло ведомству уже после следующего предупреждения отозвать у газеты регистрацию и прекратить ее выход.

«Чем же независимые СМИ мешают тем, кто считает себя властью? Почему уже несколько месяцев идет настоящая охота на независимых журналистов? Кого-то лишили возможности печататься, некоторых лишили статуса СМИ, а некоторых бросили в тюрьму. За что? За правду. Правда сегодня и есть самое страшное преступление. Особенно, когда ее хотят знать миллионы», — комментировала Оксана Колб, главный редактор «Новага Часу».

Апрель 2021

В апреле из cписка иностранных СМИ, которым разрешено вещать на территории Беларуси, исключили телеканал Euronews. Вместо него началось вещание канала «Победа» — о Великой Отечественной войне.

12 апреля власти заблокировали доступ к новостному сайту Naviny.online — «зеркалу» основного сайта интернет-газеты Naviny.by, заблокированному решением Мининформа в конце августа 2020 года. Причиной блокировки стали статьи, которые, по мнению властей, «негативно характеризуют ситуацию в Беларуси после окончания электоральной кампании и дискредитируют деятельность государственных органов».

В конце месяца «Белпочта» исключила из своего подписного каталога барановичское издание Intex-press. Также газету отказались продавать в почтовых отделениях. Главный редактор Владимир Янукевич планировал вернуться к собственной сети распространения — такой опыт у издания был после 2005 года, когда многие негосударственные медиа были исключены из каталогов «Белпочты» и «Белсоюзпечати». Не получилось.

Май 2021

Начало мая ознаменовалось продолжением давления на барановичский Intex-press. 5 числа редакция получила письменное предупреждение от Мининформа, в котором было сказано, что решением суда Барановичского района интервью со Светланой Тихановской, опубликованное в газете 14 апреля, признано экстремистским — в связи с этим Мининформ выносит газете предупреждение. А в выходной день 9 мая на электронную почту редакции пришло письмо от РУП «Белорусский дом печати», в котором ее уведомили об одностороннем расторжении договора на оказание услуг по печати выпусков издания. Новое место для печати найти не удалось и бумажная версия издания прекратила существование.

18 мая 2021 года стал последним днем работы крупнейшего портала страны TUT.BY — сайт был полностью заблокирован на уровне доменного имени, сервера были изъяты. Оперативно развернутое зеркало сайта также заблокировали. Сообщалось, что доступ к ресурсу ограничен, так как «генеральная прокуратура установила многочисленные факты нарушений закона о СМИ в части размещения запрещенной информации».

В этот же день ко многим сотрудникам портала домой и в офис пришли с обысками по делу об уклонении от уплаты налогов — всего было задержано 15 человек, среди них есть бывшие сотрудники портала. Большинство задержанных не имеют отношения к хозяйственной деятельности компании. Также был ограничен доступ и к другим интернет-ресурсам TUT.BY: почте mail.tut.bу, сайтам TAM.BY и REBENOK.BY, а также мобильным приложениям. Отключен также проект help.blog.tutby.news, который занимался сбором денег на лечение детям и взрослым. Подробнее о ситуации с порталом можно прочитать по ссылке.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

22 мая в Беларуси ограничили доступ к российскому сайту Sports.ru, проект которого в Беларуси Tribuna.com был заблокирован еще с августа 2020. Основатель сайта, белорус Дмитрий Навоша, ранее поддержал движение за демократические перемены и присоединился к созданию Фонда солидарности BYSOL.

Также в этом месяце были приняты поправки в законы о СМИ и массовых мероприятиях, по сути запретившие журналистам освещать несогласованные массовые акции.

Июнь 2021

В июне продолжилось давление на TUT.BY: 3 июня в суд Центрального района Минска МВД Беларуси направило заявление о признании материалов TUT.BY и соцсетей портала экстремистскими, а в августе, после безрезультатных апелляций, это решение суда вступило в силу.

Июль 2021

После разгрома TUT.BY началась новая волна давления на СМИ. Первой жертвой стало «Еврорадио» — 2 июля власти постановлением Совмина закрыли белорусский корпункт зарегистрированного в Польше СМИ.

Далее пришла очередь «Нашай Нівы» — 8 числа сайт издания был заблокирован по требованию прокуратуры, главного редактора Егора Мартиновича и нескольких сотрудников задержали (часть из них до сих пор за решеткой), прошли обыски. Фактически, работа издания была остановлена, однако оставшиеся на свободе журналисты продолжили работу в соцсетях, а затем возобновили и работу сайта на зарубежном домене.

Силовики пришли также в редакцию «Брестской газеты», еженедельника Intex-press в Барановичах, издания «Медиа-Полесье». У них изъяли технику, что для многих стало серьезной проблемой. Так, Intex-press не смогло больше принимать оплату за электронную версию своего издания и прекратило выпуски pdf-версий (ранее, напомним, ее отказались печатать и распространять).

Кроме того, в июле пинская типография отказалась печатать газету «Информ-прогулка» (Лунинец). Причинами значились «значительный физический износ печатного оборудования», «значительное снижение скорости печати», «наличие одной бригады печатников». Чуть ранее в редакцию издания приходили силовики. В итоге газета прекратила выпуск печатной версии, но продолжает работу на сайте и в соцсетях.

16 июля силовики пришли в офисы «Радио Свобода» и «Белсата», был задержан ряд их сотрудников. Давление на «Белсат» продолжилось и потом — уже 27 июля суд Железнодорожного района Гомеля решил признать экстремистскими все информационные ресурсы базирующегося в Польше телеканала.

Также в этом месяце Минюст подал иск о ликвидации Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ). При этом среди требований ведомства было предоставление документов, доступа к которым у ассоциации не было после предыдущих обысков. 27 августа Верховный суд удовлетворил этот иск и ликвидировал организацию.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

Август 2021

Репрессии против СМИ продолжились в августе — уже 3 числа по решению Миниформа был заблокирован доступ к гомельскому региональному изданию «Сильные новости».

6 августа экстремистской была признана продукция уже год как заблокированного в Беларуси сайта «Tribuna.com Беларусь», его каналы в соцсетях и мессенджерах, а также мобильное приложение. Как сообщили в официальном телеграм-канале МВД Беларуси, решение вынес суд Железнодорожного района Витебска по материалам областного управления ГУБОПиК.

16 августа стало известно, что одно из последних независимых печатных изданий — газета «Новы Час» — больше не будет выходить в привычном виде: все типографии отказались ее печатать. Ресурс продолжил работу на сайте и в соцсетях.

18 августа начался разгром информационного агентства БелаПАН — прошли обыски дома у сотрудников и в офисе редакции, была изъята техника. Главный редактор Ирина Левшина и еще несколько сотрудников (в том числе бывших) оказались за решеткой. СК сообщил, что все они задержаны по «подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 342 УК (Организация и активное участие в действиях, грубо нарушающих общественный порядок)». Это были уже не первые обыски в агентстве — первый раз к журналистам приходили еще в январе.

25 августа Мининформ заблокировал еще один ресурс — сайт Reform.by, вместо титульной страницы пользователи увидели уже традиционную «заглушку». Официального уведомления о блокировке в редакцию не приходило. Было сообщено, что сайт продолжит работу на альтернативной хостинговой площадке.

26 августа окончательно был разгромлен и гродненский сайт Hrodna.life, в который до этого много раз приходили с обысками, а главреду выписывали штрафы. Суд удовлетворил иск о ликвидации юрлица, которому принадлежало издание. При этом сайт также продолжил свою работу — но уже в следующем месяце доступ к нему из Беларуси был заблокирован по решению Мининформа.

Сентябрь 2021

В сентябре заблокировали ресурс «Медиа-Полесье» (еще в июле у главреда и сотрудников редакции прошли обыски). По сообщениям прокуратуры, причиной стали «многочисленные нарушения» закона о СМИ. Ресурс продолжает работу в соцсетях и мессенджерах.

24 сентября Суд Центрального района Минска признал экстремистскими телеграм-канал сайта KYKY.org «Кулуары КУКУ». «На указанном ресурсе публиковали материалы, направленные на дискредитацию органов государственной власти и управления, разжигание социальной и политической вражды, а также призывы к массовым беспорядкам», — сообщало ведомство. К тому моменту сайт ресурса уже более года был заблокирован в Беларуси, а владелец издания Александр Василевич находился в СИЗО.

29 сентября после истории с материалом об участнике перестрелки на Якубовского Андрее Зельцере по решению Мининформа был заблокирован сайт белорусской «Комсомольской правды».

Главный редактор газеты Владимир Сунгоркин, комментируя блокировку, сообщил РБК, что у российских СМИ давно возникают сложности в Беларуси. «В Беларуси уже больше года запрещают распространять, печатать „Комсомольскую правду“. Считают, что мы неправильно освещаем события в Беларуси, уверены, что нельзя так писать о Беларуси, как это делаем мы», — рассказал он. Сам редактор считает, что издание «вполне добросовестно» освещает положение дел в стране. По его словам, газета обращалась к белорусским властям, в том числе к Александру Лукашенко, однако безрезультатно.

Также был задержан автор резонансного материала Геннадий Можейко. После небольшой паузы «КП» объявила о закрытии своего белорусского представительства. Последний год газета печаталась в России и распространялась через торговые сети.

Октябрь 2021

7 октября стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников TUT.BY за разжигание розни (ч. 3 ст. 130 УК РБ), об этом сообщила пресс-служба СК. Санкции по этой статье предусматривают наказание до 12 лет лишения свободы. Пока неясно, о каких именно сотрудниках идет речь.


Вместо эпилога. Несмотря на все то невероятное давление, с которым сталкиваются белорусские независимые медиа каждый день, мы продолжаем работать. Пока вы нас читаете, нам всем есть, для кого писать. И мы уверены, что это не изменится.