Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала
Чытаць па-беларуску


11 сентября в столичные школы пришло информационное письмо Минобразования. В нем содержатся рекомендации (фактически указания), какие акценты необходимо сделать в преподавании истории, белорусской литературы, географии и обществоведения. Нам удалось ознакомиться с этими документами — и отдельно мы бы хотели остановиться именно на истории. Этот раздел авторы делят на восемь пунктов и прямо заявляют, что «оценка исторических событий и исторических личностей должна соответствовать принципам исторической политики Республики Беларусь». Мы прочли их все и сделали неутешительный вывод: в подавляющем большинстве авторы манипулируют фактами или даже откровенно лгут. Рассказываем подробнее, какую искаженную версию действительности будут преподносить в школах.

Конституция 3 мая и Тадеуш Костюшко

Пункт первый. «Униатская церковь на белорусских землях сыграла большую роль в сохранении белорусского языка, но в XVIII в. начался процесс полонизации богослужения в униатской церкви, а в 1696 году польский язык утвердился в качестве единственного государственного в ВКЛ», — отмечают авторы документа.

Пожалуй, это единственный пункт, с которым полностью можно согласиться. Высокая оценка униатской церкви соответствует действительности. Что касается 1696-го, то с того времени государственные документы в ВКЛ стали писаться на польском и латинском языках. Но второй язык был мертвым, поэтому первый можно считать государственным. В истории Беларуси — это событие со знаком минус и проявление полонизации.

Второй пункт. «Конституция 3 мая 1791 г. окончательно ликвидировала суверенитет ВКЛ и закрепляла статус Речи Посполитой (федерации, состоящей из Польши и ВКЛ. — Прим. ред.) как унитарного польского государства», — пишут авторы. Но это не так.

Попытки унифицировать две части федерации действительно предпринимались. В конце 1780-х были созданы общегосударственные комиссии войск, полиции, иностранных дел, казны и других служб. Поляки четко вели процесс к всеобщей унификации. В моде было деление РП на «три провинции»: Великопольшу, Малопольшу и ВКЛ. В таком случае наша территория представляла собой лишь третью часть государства — соответственно, могла быть представлена в общих органах в той же пропорции. А значит, поляки при желании могли решать все вопросы самостоятельно.

В Конституции отношения Польши и ВКЛ никак не рассматривались. Но 22 октября того же 1791 года были приняты «Взаимные гарантии обоих народов». В них наши предки смогли добиться того, чтобы они и поляки все же были представлены в органах управления поровну. Гарантии «не проста захоўвалі ўнію [между двумя странами], але пераводзілі яе на якасна новы ўзровень: ад сістэмы дуалізму, г. зн. раздваення дзяржаўных інстытутаў, да сістэмы роўнага прадстаўніцтва ў агульных камісіях», — писал историк Тимофей Акудович.

Портрет Тадеуша Костюшко кисти Карла Готлиба Швайкарта. Изображение: wikipedia.org
Портрет Тадеуша Костюшко кисти Карла Готлиба Швайкарта. Изображение: wikipedia.org

Пункт третий. «Тадеуш Костюшко — патриот Польши, его цель — возродить Речь Посполитую в границах 1772 года. Белорусам поражение восстания Костюшко и разделы Речи Посполитой позволили сохраниться как народу», — утверждает Минобразования.

Целью восстания 1794 года под руководством Костюшко действительно было восстановление Речи Посполитой. А вот с остальным все куда более неоднозначно. Был ли Костюшко патриотом Польши? Отчасти да. Но Тадеуш, как многие другие его соотечественники (например, поэт Адам Мицкевич), являлся патриотом всего государства, Речи Посполитой. Но Польша — не равна Речи Посполитой. Костюшко и его единомышленники принадлежали одновременно нескольким культурам — белорусской, польской и литовской, на основе которых формировалось их сознание, но при этом называли себя литвинами и помнили о своем происхождении (название «Беларусь» тогда еще не закрепилось за территорией нашей страны). «Нарадзіўся я ліцьвінам… смуга будучыні яшчэ пакрывае лёс маёй роднай зямлі…» — писал Костюшко российскому императору Александру I.

Особенно спорной является гипотеза о том, что разделы РП позволили белорусам сохраниться как народу. Действительно, белорусы избежали полонизации, но столкнулись с еще более мощной русификацией (подробнее об этом ниже). Да, формирование белорусской нации произошло во время ее нахождения в Российской империи. Но с той же вероятностью это могло произойти в Речи Посполитой. Ведь, по решению 1791 года, элита ВКЛ должна была быть представлена в органах власти поровну с поляками.

Война не Отечественная, а, скорее, Гражданская

Пункт четвертый. «Война 1812 года была Отечественной для Беларуси; в составе наполеоновской армии воевали представители шляхты с территории Беларуси, мечтавшие о восстановлении Речи Посполитой», — отмечают авторы информационного листа. И опять утверждают неправду.

Об «Отечественной войне 1812 года» писали в советских учебниках по истории. Эта же характеристика сохранилась в российских изданиях. Но для Беларуси она и вовсе имела характер Гражданской: общество оказалось расколотым.

Как писала историк Юлия Литвиновская (автор кандидатской диссертации «Беларусь и война 1812 года: социально-экономический аспект»), уроженцев Беларуси на службе у Наполеона насчитывалось не менее 50 тысяч (среди них были как военные, так и гражданские). Это абсолютно логично: всего за 17 лет до этой войны, в 1795 году, Россия приняла участие в третьем разделе Речи Посполитой, по итогам которого белорусские земли попали в ее состав. Российская империя воспринималась нашими предками как захватчик. Значительная часть местной элиты мечтала о восстановлении независимости. Отчасти эти планы оправдались. Наполеон создал Комиссию временного правительства Великого княжества Литовского — казалось, мечты сбываются.

Портрет Наполеона I кисти Поля Делароша. Изображение: osenat.auction.fr, commons.wikimedia.org
Портрет Наполеона I кисти Поля Делароша. Изображение: osenat.auction.fr, commons.wikimedia.org

В то же время во 2-й и 3-й российских армиях, по подсчетам Литвиновской, служили до 32 тысяч уроженцев белорусских земель.

В обоих случаях в рядах воевавших были те, кто пошел на службу идейно, потому что считали, что защищают родину. Но также и те, кто стал жертвой мобилизации либо боялся потерять свое имущество. Белорусы, попавшие в ряды двух армий, сражались друг против друга на белорусской же земле. Например, в битвах за Полоцк летом и осенью 1812-го (российские войска тогда прикрывали дорогу на Санкт-Петербург), а также при Бородино.

Кстати, фраза «в составе наполеоновской армии воевали представители шляхты с территории Беларуси, мечтавшие о восстановлении Речи Посполитой», соответствует действительности, но является выдранной из контекста.

К примеру, российского императора Александра I поддержал государственный деятель и композитор Михаил Клеофас Огинский (тот самый автор полонеза «Развітанне з Радзімай») — за год до войны он выдвинул «план Огинского», который предусматривал возрождение ВКЛ (правда, не как части Речи Посполитой, а как Российской империи). То есть он предлагал отчасти то, на что рассчитывали жители Беларуси под властью Наполеона. Вот только этот проект не был реализован. Впрочем, и Временная комиссия не получила реальной власти: ее контролировала французская администрация, а потому ведомство больше занималось сбором фуража для войск Наполеона, чем делами по обустройству страны.

Получается, мечтать о возрождении ВКЛ в составе РП — плохо. А вот в составе Российской империи — другое дело. Так что во время войны белорусы попали между молотом и наковальней. Ни о какой Отечественной войне говорить не приходится.

Калиновский: борьба за Беларусь, а не за Польшу, и никакого призыва к террору

Перейдем к следующим тезисам. Пункт пятый: «Восстания 1830−1831 и 1863−1864 годов были направлены на возрождение Речи Посполитой в границах 1772 года». И пункт шестой: «Кастусь Калиновский боролся за возрождение Речи Посполитой. „Мужыцкая праўда“ содержала призывы к террору против российских властей и их сторонников. Целью издания было втягивание белорусских крестьян в борьбу за польские интересы».

Восстания были действительно направлены на восстановления Речи Посполитой. Формально тезис правильный. Но часть восставших (в том числе и Кастусь) выступали за будущую федерацию и признавали права белорусов, литовцев и украинцев на самоопределение. Так что тезис не учитывает это обстоятельство. Об этом ничего не говорится.

Калиновский настаивал, чтобы отношения нашего народа с Варшавой строились на равноправии и суверенности. Кроме того, он был готов перераспределить между крестьянами земли шляхты. Неясно, о каких польских интересах в данном случае пишут составители документа.

Символичен пароль повстанцев: «Каго любіш? — Люблю Беларусь! — То ўзаемна!». Пропагандистские сайты называли его мифом. Тем не менее в 2013 году в «Беларускім гістарычным часопісе» были опубликованы оригиналы показаний Витольда Парфияновича, предавшего Калиновского. В них упоминался этот пароль, свидетельствовавший, что повстанцы боролись именно за Беларусь, а не за Польшу.

Фото: belsat.eu
Кастусь Калиновский. Фото: belsat.eu

Теперь о терроре. Под этим термином понимается «устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения». Причем речь идет именно о массовом явлении (например, «красный» и «белый террор» во время Гражданской войны в России). Есть ли призывы к нему у Калиновского? Все номера его легендарной «Мужыцкай праўды» доступны в интернете. Проанализировав их, мы нашли несколько призывов к активным действиям.

В номере 2: «Трэба ўсім ісці на вайну проціў маскаля. А то для таго, каб хутчэй прагнаць маскаля з яго сабачым рондам (правительством. — Прим. ред.), і каб ніколі, ніякай нікому мужыкі паншчыны не служылі і ніякага ў казну аброку не плацілі, і каб на век вякоў народ наш быў вольны і шчаслівы» (тут и далее цитируем с сохранением оригинала).

В номере 4: «Дзяры з нас, цар, дзярэце з нас, чыноўнікі яго, хаця да астатняй шкуры, но памятайце, што і на нас прыйдзе пара, памятайце, што калі мужык разгуляецца, то, як свет шырокі, кроў ваша пальецца!!!»

В номере 5: «За мужыцкую крыўду стойце смела, усе разам, і калі хто захоча крыўдзіць вас, выцягаці рэкрута, то хто бы ён ні быў, чы то старшына, чы акружны, чы хоць сам губэрнатар, то вы яго таўчэце мужыцкаю рукою, а будзе вольнасць і рэкрута не будзе, і Бог нам дапаможа! Так, дзецюкі, па дабросці да ладу не дойдзем!»

И в номере 7: «А пакуль яшчэ пара, трэба нашым хлопцам спяшыць з віламі да з косамі там, гдзе дабіваюцца волі да праўды — а мы, іх бацькі да жонкі нашы, сцерагці будзем да ўведамляць, адкуль на ніх цягне нячыста маскоўска сіла, да ад душы памагаць усялякімі спосабамі дзецюкам нашым, што за нас пойдуць біцца».

Цитаты из второго и седьмого номеров — призывы к национально-освободительной борьбе. Из четвертого — угроза тем, что люди могут отомстить. Но и слово «таўчэце» никак не тянет на призыв к террору. Это, скорее, призыв к ответным действиям.

Российская империя — «тюрьма народов»

«Период нахождения Беларуси в составе Российской империи сыграл большую роль в оформлении национальной белорусской государственности. Включение белорусских земель в состав Российской империи явилось решающим фактором, который позволил остановить полонизацию белорусов, содействовал возрождению и развитию национально-духовных традиций», — говорится в документе (пункт седьмой). Это теперь общепризнанное официальное мнение. Например, историк-пропагандист Вячеслав Данилович договорился до того, что «Российская империя, в отличие от колониальных империй Запада, при всех своих недостатках стремилась не выкачивать средства из подвластных территорий, а развивать их социально-экономический и духовно-культурный потенциал».

В реальности для белорусов время в Российской империи стало периодом репрессий и давления. Да, была остановлена полонизация. Но при этом Петербург насильно ликвидировал униатство (религиозное направление, в котором православные, сохранив свои обряды, признали власть папы римского). В конце XVІІІ века к нему принадлежало большинство населения современной Беларуси.

Газета "Наша", издаваемая латинкой и кириллицей. Фото: архив TUT.BY
Газета «Наша ніва», издаваемая латинкой и кириллицей. Фото: архив TUT.BY

Был закрыт Виленский университет (1832), а затем Горы-Горецкий земледельческий институт (1864), после чего в Беларуси не было ни одного высшего учебного заведения. До начала XX века не было ни одной школы с преподаванием на белорусском. До того же времени запрещалось печатание книг на родном языке на латинице. А подавляющее большинство книг на кириллице не пропускала цензура. В официальных документах Беларусь называлась «Северо-Западным краем», отрицалось существование белорусов как отдельного народа.

Нет никаких оснований говорить о «возрождении и развитии национально-духовных традиций». Наоборот, Россия выкачивала ресурсы из нашей территории, не давая ей развиваться. Так что определение Владимира Ленина, назвавшего Россию «тюрьмой народов», более чем справедливо.

Репрессии и Голодомор — «перспектива» и «смысл жизни»

Фразу из информационного письма о жизни в межвоенной Беларуси следует процитировать полностью (пункт восьмой): «Общественно-политическая жизнь в БССР в 1930-е годы была чрезвычайно сложной и разнообразной. Строительство социалистической системы открыло перспективу и смысл жизни для широких народных масс. В общественном сознании поддерживались и укреплялись „чувство единой семьи“, глубокие патриотические убеждения, желание построить современное общество. Вместе с тем имели место искажение принципов справедливости и законности в условиях осуществления политических репрессий».

Урочище Куропаты. Фото: Reuters
Урочище Куропаты. Фото: Reuters

Репрессии упомянуты, но посмотрите на соотношение тезисов в тексте: в позитивном смысле представлена информация в трех предложениях, в негативном — в одном. Большую степень цинизма представить невозможно. В 1930-е годы, названные «разнообразным периодом», случились:

  • коллективизация 1929−1933 годов — преобразование мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные общественные. В итоге этого процесса были созданы колхозы, куда насильно сгоняли крестьян, забирая у них имущество, а несогласных высылали. Всего по Беларуси раскулачено 350 тысяч человек, из них 50 тысяч крестьян погибли;
  • массовый голод начала 1930-х, известный как Голодомор. Он стал одним из последствий коллективизации. В 2013-м было презентовано исследование украинского Института демографии и социальных исследований, которое опиралось на статистические данные и современные методы демографического статистического анализа. В соответствии с ним, в Беларуси от голода умерли 67,6 тысячи человек;
  • массовые репрессии. Выделять жертвы исключительно 1930-х сложно, поскольку коммунистический террор начался сразу после окончательного установления власти большевиков и не останавливался все время. Его пик приходится на 1937-й, репрессии же шли в 1923−1953 годах. Белорусский историк Владимир Адамушко в своей книге «Палітычныя рэпрэсіі 20−50-х гадоў на Беларусі» утверждал, что в этот период были репрессированы не менее 600 тысяч белорусов. Оценки российского исследователя Вадима Эрлихмана еще выше: 910 тысяч человек (230 тысяч погибли).

Как эти факты соотносятся с «открытием перспективы и смысла жизни для широких народных масс», авторы не объясняют.

Цель: помнить о Всебелорусском собрании

В 11-м классе белорусские школьники на уроках отечественной истории теперь должны изучать три дополнительных вопроса: президентские выборы 2020 года, референдум 27 февраля 2022-го, а также Всебелорусское народное собрание.

В перечень дат, которые обязательны для запоминания, включены 27 февраля и 15 марта 2022 года. Первую мы объяснили выше. Со второй пришлось покопаться. Оказалось, что именно в этот день изменения и дополнения, утвержденные на референдуме, вступили в силу.

Ученики должны знать определение понятия «Всебелорусское народное собрание». Учителя должны обращать их внимание на «обновление отдельных элементов государственной символики, произошедшее в 2014 году». Возможно, создатели рекомендаций промахнулись на два года. В 2012-м в дизайн государственного герба внесли изменения: колоски стали длиннее, изменился цвет земного шара и шрифт. Также поменялся и орнамент государственного флага: узоров на гранях ромбов стало меньше, а слева появилась красная полоса. Насколько это важная информация, риторический вопрос.

Участие Беларуси в агрессии в отношении Украины предлагается оправдывать в четвертом классе, в курсе «Мая Радзіма — Беларусь». Как отмечают авторы информационного письма, «вопросы внешней политики <…> необходимо трактовать с учетом новой Конституции <…>: “Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств”».

И в заключение хотим обратить ваше внимание на несколько рекомендаций, связанных с обществоведением.

«По мнению белорусских исследователей, восточнославянские народы благодаря сохранению стремления к духовно-ценностному отношению к реальности и натурфилософского органицизма как соразмерности природе могут стать инициатором нового цивилизационного поворота», — пишут авторы.

Органицизм — это методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями живой природы. Получается, что именно восточнославянские народы сохранили «натурфилосфский органицизм»? Но как у них это получилось, непонятно. Как и то, каким образом они собираются совершить цивилизационный поворот. Тем более что к этим народам относятся белорусы, украинцы и русские — последние ведут агрессивную войну в отношении вторых. Этот конфликт можно считать поворотом лишь в качестве возврата к XIX — первой половине XX века. Тогда понятие нерушимости границ отсутствовало.

«Находясь в составе восточнославянской цивилизации, белорусская культура имеет свою специфику, — продолжают авторы рекомендаций. — Особенности белорусской культуры заключаются в уважительном отношении и признании инаковости (отличия, неодинаковости, непохожести. — Прим. ред.), веротерпимости, коллективном труде на основе взаимопомощи и взаимовыручки (специфической формой выступает толока как совместный труд или коллективная помощь в хозяйственной работе), важности личных отношений между людьми».

Но никакого уважения к инаковости в современной Беларуси нет. Например, по инициативе Генеральной прокуратуры как раз принимаются меры по разработке законопроекта об административной ответственности за пропаганду нетрадиционных отношений. Веротерпимость и коллективный труд — далеко не уникальные белорусские черты. Коллективный труд можно найти и у других славянских народов. Так что, занимаясь поиском уникальных белорусских черт, разработчики рекомендаций, скорее, выдают желаемое за действительное.