Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Лукашенко готовится к войне? Рассуждает Артем Шрайбман
  2. Правозащитники: На территории бобруйской колонии произошел пожар, этот факт хотели замять
  3. Россия обстреляла гипермаркет и жилые дома Харькова. Много погибших, раненых и пропавших без вести — главное
  4. Убыточное предприятие набрало долгов на сотни миллионов. Но выплачивать не будет — вмешалось государство
  5. На Беларусь надвигаются грозы. Вот какой будет погода с 27 мая по 2 июня
  6. Новые условия по карточкам ввели многие банки
  7. В Беларуси проблемы с доступом к VPN. Павел Либер прокомментировал ситуацию
  8. Эксперты: Вероятное преждевременное начало российского наступления «подорвало успех» на севере Харьковской области
  9. Лукашенко требовал скромнее отмечать выпускные, чиновники взялись исполнять. Но вот как они организовали последний звонок в Минске
  10. Спорим, вы тоже подпевали эти беларусские хиты нулевых годов? Вспоминаем, как сложились судьбы исполнителей самых «прилипчивых» песен
  11. Павел Латушко объявил, что получил контроль над Госкаталогом музейного фонда — теперь им управляет Музей свободной Беларуси


Весной 2022 года Wargaming заявил об уходе из Беларуси и России. Игровой бизнес был передан в локальное управление российской Lesta Studio. Часть минской команды переехала, в частности, в Литву и Польшу. Devby.io cпросил у сотрудников Wargaming и Lesta, как дела в их компаниях сегодня.

Фото Pixabay.com
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Pixabay.com

У Wargaming — более 10 офисов в разных странах. Глобальный штат на сегодня насчитывает более 3500 сотрудников. До войны во всех локациях работало 5400 сотрудников. Крупнейший офис был в Беларуси — около 2 тысяч специалистов.

Сегодня, после разделения бизнесов, команда меньше на 35−40%. «Дно» с точки зрения размера штата Wargaming прошла в сентябре 2022-го (около 2800 человек).

Wargaming — Литва

Бизнес

Доход Wargaming Vilnius за этот год уже превысил 76 миллионов евро. Это в три раза больше, чем в прошлом году. Чистая прибыль компании также выросла в три раза до 6,2 миллиона евро (по данным rekvizitai.vz.lt).

Wargaming — второй крупнейший налогоплательщик в литовском ИТ (после EPAM). За девять месяцев компания заплатила почти 12 миллионов евро налогов — в 2,3 раза больше, чем за такой же период прошлого года.

Среди компаний с белорусскими корнями Wargaming на втором месте по количеству сотрудников (после EPAM). В литовском офисе зарегистрировано более 930 человек. В 2023 году численность штата доходила до 1000+ сотрудников.

О том, как работается в литовском Wargaming, Devby.io рассказала сотрудница.

— Я релоцировалась в Литву с коллегами из другой компании. Меня перевезли с зарплатой джуна, хотя незадолго до релокации стала мидлом, и обещали повысить зарплату через год. Но через полгода стукнул кризис, и мне сказали «либо я соглашаюсь работать за эту зарплату, либо могу увольняться, так как удерживать нечем».

На руки я получала больше 800 долларов. Мои коллеги на той же позиции на руки получали в три раза больше, так как стали мидлами за один-два месяца до переезда.

В итоге я решила уволиться. Собеседовалась и в белорусские, и литовские компании, в итоге пошла работать в Wargaming. Выбор был обусловлен несколькими причинами:

  • слышала много хороших отзывов об условиях работы в Wargaming, в том числе касательно зарплат и страховки;
  • на данном этапе миграции хотелось быть поближе к белорусской компании;
  • была детская мечта поработать с играми.

Первые месяцы было сложно. Я много работала, чтобы стать самостоятельным сотрудником. Мне выдали документацию для обучения, также было несколько менторов, которые помогали. Сама дополнительно изучала аспекты игровой сферы в свободное время. Чему-то пришлось учиться только на практике и в процессе работы.

Зарплата

Wargaming входит в топ-10 ИТ-компаний с белорусскими корнями в Литве по размеру зарплаты. В сентябре средняя зарплата по компании превысила 5,1 тысячи евро, медианная зарплата составила 4,6 тысячи евро.

 — После перехода в Wargaming моя зарплата гросс выросла на 30%. Зарплату пересматривают раз в год. Также раз в год (в марте) компания выплачивает премии.

Условия работы

 — Не так давно компания ввела обязательную работу в офисе (3 дня в неделю). Но всем сотрудникам дают время спокойно перенести оборудование и обустроиться. О каких-то карательных мерах за непосещение не слышала. Кажется все более-менее спокойно возвращаются. У меня есть возможность иногда поработать из дома, но после двух лет полной удаленки офис — это как глоток свежего воздуха.

На самом деле основная масса (где-то 70−80%) и так ходит в офис все будние дни. Это удобнее в контексте решения каких-то вопросов. На удаленке ответ на важное сообщение я могла ждать от получаса до трех часов, потому что человек на митах или увлечен работой и не видит сообщений. Сейчас ты всегда можешь подойти, что-то показать, обсудить и вернуться к работе.

В числе стимулов ходить в офис, наверное, оплачиваемые обеды, какие-то праздничные мини-мероприятия. Возможно, потом компания придумает еще что-то.

В Wargaming нет жесткой иерархии «лиды/не лиды». Есть более опытные сотрудники и менее опытные, но ты не чувствуешь себя «меньше» кого-то другого. Нет ощущения, что у тебя есть какое-то начальство. Все равны между собой независимо от срока работы в компании.

В команде много коллег-мужчин, но мне комфортно с ними работать. Я немного беспокоилась по этому поводу первое время (были неприятные моменты в прошлом, еще до ИТ). Но за время работы не было ни единой ситуации, когда бы я негативно подумала «о, мужской коллектив».

На прежней работе все было строже: отслеживали время выполнения задач, больше времени тратили на документацию, процессы были менее «гибкими» (говорю только за свой проект). В Wargaming больше свободы и возможности маневра, больше доверия компании к сотрудникам.

Никакого кризиса не чувствуешь. Все спокойно работают, никто не переживает из-за увольнения или зарплаты. Это влияет на результат и процесс работы.

В компании есть корпоративы, сотрудникам дарят небольшие подарки на разные праздники. Мелочь, но приятно. Здесь все любят собираться на просмотр фильмов в офисе, играть в настолки. Больше ощущается индивидуальный подход к сотрудникам. Например, Head-руководители могут организовать встречу с новичками и пообщаться о работе.

В компании периодически проводятся митинги с командой, на которых нам рассказывают о ситуации в компании, планах. Последний такой мит проводили после вступления в силу закона о паспортах. Но чаще нам просто присылают письма о ситуации в компании, что происходит и какие шаги предпринимаются для решения той или иной проблемы.

Наверное, самые больные вопросы на сегодня — это аннулирование ВНЖ (с этим столкнулись некоторые сотрудники литовского офиса Wargaming) и замена паспортов тем, кто не может вернуться в Беларусь.

По ВНЖ нет новой информации помимо той, что была в медиа. По замене паспортов я не слышала никаких прецедентов. Хотелось бы знать, как это может происходить, потому что, например, не все сотрудники, которые не могут поехать в Беларусь, могут получить в Литве статус беженца. Но компания сказала, что продумала варианты решения проблемы с заменой паспортов. И если такие случаи будут, этот вопрос будет решаться индивидуально с сотрудником.

Wargaming — Польша

В прошлом году компания открыла два новых подразделения — в Белграде и Варшаве. Планировалось, что в них будут работать до 400 сотрудников, как местных, так и иностранцев.

В Варшаве, как предполагалось, на начальном этапе будет лишь небольшая издательская команда, большинство сотрудников будут работать удаленно.

На сегодня в Польше работает около 90 сотрудников Wargaming.

— В Польше нет физического офиса разработки, и в ближайшей перспективе, из того, что мне известно, открытие офиса не планируется. Команда работает удаленно. За это доплачивают около 30−50 долларов (а-ля расходы на домашний интернет). Нет жесткой привязки к локации. Здесь находятся специалисты из разных подразделений, в том числе из World of Tanks, Global, — поделился один из сотрудников, живущих в Польше.

Найм, увольнения

 — В начале года компания осторожно подходила к трудоустройству новых людей, но с середины года по нашему департаменту начался довольно активный найм. Ищут сотрудников для разных локаций. Причем, не всегда удается быстро найти нужных специалистов.

Белорусов тоже нанимают, но специально из РБ никого не хантят, только если человек сам апплаится. В команде есть и местные специалисты, но их немного. Массовых увольнений не было, слышал только о паре человек, с которыми расстались, но там индивидуальные случаи.

Зарплата и соцпакет

— В компанию я устроился в этом году. При найме просто попросил определенную сумму брутто, с которой тут можно было бы жить, на нее и договорились. Моя зарплата чистыми выросла на 15−20% по сравнению с зарплатой в Беларуси. Сроками пересмотра зарплаты пока не интересовался.

В соцпакет входит медстраховка, карта мультиспорт, небольшие стартовые гифты и всякий мерч (довольно неплохой иногда) от случая к случаю.

Также компания помогает с подачей документов на ВНЖ/Blue Card. У компании есть договоренности с агентством, которое записывает на подачу и помогает подготовить документы. Правда, в Польше мы столкнулись с бюрократической волокитой, связанной с получением ВНЖ.

Lesta — Беларусь

С июля прошлого года после ухода Wargaming из Беларуси основным собственником «Гейм Стрим» стал российский бизнесмен и топ-менеджер Wargaming Малик Хатажаев (он же на тот момент был основным собственником Lesta). Уже в сентябре 100%-м собственником «Гейм Стрим» стала российская Lesta.

В минском офисе Wargaming до войны в Украине работало около 2000 тысяч сотрудников. После ухода компании из Беларуси команда, которая осталась в Lesta, сократилась в 4 раза. Осенью прошлого года в штате работало около 530 человек. Однако в этом году Lesta активно нанимала людей и команда увеличилась до 800 человек. Об этом и не только Devby.io рассказали сотрудники компании на условиях анонимности.

Штат

— Многих, в основном самых сильных специалистов, забрал Wargaming. У Lesta, по сути, не было другого выбора, кроме как компенсировать наймом, либо сокращать поддержку продуктов. Поэтому наняли много людей, но это всего-лишь восстановление штата сотрудников для существующего количества продуктов.

— Чтобы продолжать работу над таким проектом, нужен соответствующий штат. Поэтому в течение этого года компания активно набирала людей. Новичков хантили из мелкого/мобильного геймдева или мелкого софтверного дева.

В штате уже около 800 человек. Наверное, дальше будут набирать не так активно. Кажется, новые сотрудники в целом всем довольны. На сегодня Lesta самая крупная геймдев-компания в Беларуси с большим количеством бенефитов, которых нет у небольших компаний. Например, расширенная медицинская страховка, компенсация даже стоматологической помощи, бесплатное питание в офисе на выбор (завтраки/ужины).

Есть и увольнения, и часто это достаточно значимые специалисты, например, лиды направлений, разработки. Причем статус специалиста не имеет значения. Если ты пошел против системы, открыто высказываешь недовольство, тебя могут быстро уволить. Причины разные, в основном несогласие в развитии проекта, разногласия относительно принятых решений и дальнейшего будущего.

Зарплаты и бонусы

— Высокие зарплаты были еще в Wargaming, а Lesta не только их не снизила, но многим повысила. Мою зарплату в этом году не пересматривали, она и так уже запредельная. Но многим подняли примерно в 1,5 раза. Друг с другом мы уж сильно зарплаты не обсуждаем — некультурно как-то. Но недовольных точно нет.

— Мне в этом году повысили зарплату примерно на 20%. Я сменил должность, выросла нагрузка, поэтому сам инициировал пересмотр. Но у каждого департамента свои принципы и процедуры пересмотра зарплат.

Раньше в Wargaming ревью было каждые полгода, сейчас это происходит больше рандомно. Например, у кого-то последнее ревью было в начале этого года. И следующее ревью будет в начале 2024 года. Но в другом департаменте в этом году уже было два ревью и кому-то повысили зарплату после первого, кому-то после второго.

Lesta сохранила годовые бонусы, но они стали ниже, чем в были в Wargaming. И это не только у меня, но и у других коллег. Как я понял, сумма бонуса равнялась нескольким месячным зарплатам. Но Wargaming рассчитывал бонусы иначе, и они были у всех разные. Мой бонус в Wargaming был в два раза выше, чем первый бонус в Lesta за 2022 год.

Условия работы

C сентября этого года в компании введен обязательный 9-часовой рабочий день в офисе. По словам сотрудников, рабочее время учитывается с 9.00 утра до 19.00 вечера (компания утверждала, что график работы с 09.30 до 18.30). Работники обязаны пробыть офисе 9 часов в этих пределах. То есть чтобы уложиться в обязательный 9-часовой норматив, нужно прийти в офис не позже 10 утра. В качестве бонуса компания организовала для сотрудников бесплатные завтраки и ужины.

— Чтобы прийти на работу, дается целый час интервала. То есть прийти можно с 09.00 до 10.00 в любое время, но ни секундой позже. Это лучше, чем по часам приходить на завод, но мне, как разбалованному айтишнику, крайне сложно это принять.

Рабочий график приходится безукоризненно соблюдать. Опоздание учитывается вплоть до секунды. Если нужно отойти или задержаться хотя бы на час, пишешь заявление на «частичное отсутствие». Впоследствии из зарплаты вычитают то время, которые сотрудник отсутствовал. Есть коллеги, которые с таким столкнулись на практике.

Некоторым сотрудникам удалось найти временный компромисc как работа на неполную ставку. Некоторым (вероятно, пока не заменят) дали возможность работать из дома.

В целом хорошо чувствуется российский стиль управления. Компания не приемлет инакомыслие, если кто-то выскажет в чате недовольство, его просят оперативно убрать запись. В новостных чатах даже дизлайки скрываются. Есть совсем незначительные мелочи, например, недавно сотрудников попросили воздержаться от ношения в офисе одежды с мерчем Wargaming. Потому что Lesta и Wargaming — это разные компании.

Но все эти неудобства компания компенсирует высокими зарплатами. Очень высок соблазн продать свою свободу за те деньги, что предлагает компания. Поэтому люди терпят и даже начинают получать удовольствие.

 — Я не пользуюсь бесплатными завтраками и ужинами. Мне этот бенефит не интересен, хотя иногда прихожу на работу около 8 утра и ухожу после 20.00.

Большинство из принципа проводит в офисе ровно по 9 часов, за временем следят по трекеру, который есть на корпоративном портале. Если опоздал — объяснительная в бумажном виде. В Wargaming ничего похожего не было. Такие вопросы согласовывались через лида без каких-либо последствий. Можно было даже уйти на весь день с сохранением зарплаты.

Вообще если сравнивать две компании, то в Wargaming, как мне кажется, было больше бюрократии и людей-прокладок, которые мешали согласовывать какие-либо инициативы по проектам. В Lesta есть прямой контакт с руководителями подразделений, нет нужды по каким-то причинам идти через лида к руководству. С другой стороны, в Lesta не хватает согласованности, плюс строгие правила с жестким расписанием и трекингом времени. Минский офис пока выстраивает многие процессы и пытается жить по правилам офиса в Санкт-Петербурге.

Читайте также на Devby.io:

EPAM и Wargaming принесли бюджету Литвы в 2,5 раза больше налогов, чем в 2022

Издатель «танков» в Беларуси и России открещивается от инициативы Wargaming в помощь Украине

ВНЖ в Литве могут лишить не только за службу по контракту. Новые детали