Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Налоги в пользу Зеркала
  1. Что дает «паспорт иностранца», можно ли с ним на отдых в Турцию или без визы в США. Объясняем
  2. «Из-за этой семьи я лишилась дома, на который копила полжизни». «Зеркало» поговорило с женщиной, которая нашла донос на себя в базе КГБ
  3. Врачи сделали беларуску «алкозависимой» без причин и 9 лет «проводили беседы» — без ее ведома. Узнав, она была в шоке и пошла в суд
  4. Еще один претендент на место в Координационном совете засветился в слитой базе с доносом в КГБ
  5. Срочная служба длиной 13 лет, голод и нищета. Вот в какую цену может обойтись стране концепция «неприемлемого ущерба» Лукашенко
  6. Поддерживала друга-политзаключенного и не стала пропагандисткой. Вспоминаем историю Ядвиги Поплавской — артистке исполняется 75 лет
  7. Производители одной из европейских вакцин впервые признали, что она может вызвать тромбоз
  8. Лукашенко взялся за торговую сеть, которую десятилетиями пробуют вытащить из финансовой ямы, а она упорно сопротивляется
  9. В милиции напомнили, что пить на улице и появляться пьяным запрещено. Беларусы спросили, как же дойти до дома
  10. «Наши беглые мерзавцы озаботились». Лукашенко показали технику для сбора камней на полях, но он решил не исключать ручной труд
  11. «Ты побогаче — лимузин заказал, приехал твой отпрыск в школу». Лукашенко возмутился выпускными и потребовал «не допускать расслоения»
  12. Россияне перестали атаковать Авдеевку, но у Украины есть как минимум две причины не радоваться этому


Сейчас Максиму больше 45 лет, он работает электриком в Европе. А в начале 1990-х жил в Могилеве и «ходил на сборы за „Шмидта“». Он просит не называть их объединение «группировкой» или «бандой», так как «криминала не было». «Шмидта» объединяло парней-подростков с нескольких улиц, которые дрались друг за друга и за свой район. На волне популярности сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» мы поговорили с белорусами, когда-то входившими в похожие объединения на территории нашей страны. Узнали, зачем им это было нужно и как они сейчас оценивают те события.

Кадр из сериала "Слово пацана". Фото: продукция Wink.ru, скриншот видео
Кадр из сериала «Слово пацана». Фото: продукция Wink.ru, скриншот видео

В целях безопасности имена собеседников изменены.

«Ты знаешь, побежишь в обратную сторону — свои же п***ы дадут»

— Это же моя молодость! — восторженно говорит Максим, как только слышит название сериала «Слово пацана», он недавно начал его смотреть. — Только у нас все было немножко легче: мы трубами не бились, камнями тоже, но на кулаках ходили район на район. Я и шапки норковые снимал с людей. Понимаю, делал неправильно, но мне есть, что вспомнить (смеется). Была ситуация, заходит ко мне Мороз (один из руководителей объединения в их районе. — Прим. ред.), он уже покойник, три или четыре срока отсидел. «Ну что? — спрашивает и называет мое погоняло. — Сегодня наши не дерутся. Пошли за другой район подеремся». Я ему: «Пошли!» Это было для нас нормально. Мы шли на драку, как на веселье.

«Шмидта», куда входил Максим, объединяло парней-подростков, живших на одноименной улице, а также улице Симонова и в микрорайоне Гребенево. Драться район на район у них означало «ходить на сборы». «Сборы» случались раз-два в месяц.

— На «сборах» старшие учили нас драться, чтобы мы, малолетки, могли за себя постоять. Никакого бандитизма, — объясняет собеседник. — Я лично не видел, чтобы кого-то на «сборах» убивали или делали инвалидом.

К «Шмидта» Максим присоединился лет в 14−15 и пробыл там два года. Объединялись пацаны с помощью сарафанного радио. Мальчишки в школе объявляли, что «сборы» в такой-то день. Те, кто были в теме, знали: «Встречаемся во дворе на детдоме». Приходить могли все желающие. В основном это ребята-подростки из «обычных советских семей». Руководили ими «старики» — несколько авторитетных парней лет 18−20. Например, отсидевших по малолетке или отслуживших.

— Почему я туда пошел? Хотелось выделиться, чтобы не быть чмошником последним, а чтобы меня на районе боялись и уважали. В итоге мое погоняло знали, — вспоминает Максим и говорит, что парни, которые хорошо учились или занимались спортом, не были так популярны, как ходившие на «сборы». — Я занимался в спортивных секциях — дзюдо, бокс, даже в цирковой студии, но как пацан ты проявляешься только на районе. Да и зона тогда для меня казалась романтикой, я книжки соответствующие читал. Не знаю, как туда не попал, каким-то чудом, наверное.

О том, где и когда будет драка, «старики», руководившие разными районами, договаривались между собой заранее. Свой первый поход Максим помнит до сих пор. Драка проходила в частном секторе. «Малых» от «Шмидта» было человек тридцать, со стороны противника — около восьмидесяти.

— Пришли, старики нас толкают в спину: «Малые, погнали». И ты знаешь, побежишь в обратную сторону, свои же п***ы дадут. Мы начинаем кричать и бежать на это море. Сбросили стресс, потом «старики» между собой договорились: «Давайте десять на десять», и стали драться две десятки, я в нашу не попал, — описывает ту ситуацию мужчина. — Сейчас понимаю, это дичь, любые вопросы нужно решать мирно, но тогда это было развлечение. Победителей в таком сражении не было. Дрались на руках и знали, если человек упал, ногами бить нельзя. Кастеты, ножи, цепи запрещались. Хотя я как-то взял кастет, но только пальцы себе им поломал, больше такого не делал.

Битвы, в которых участвовал могилевчанин, длились минут 10−15. Дальше кто-то из прохожих вызывал милицию, и все, кто могли, разбегались. Некоторые бойцы предварительно договаривались, чтобы недалеко от поля сражения их ждали девушки. Во время облавы они догоняли подруг, брали за руку и шли, будто парочка на свидании. Милиция, говорит собеседник, таких не трогала.

— Меня милиция тоже ни разу не поймала, — замечает он и переходит к теме травм. — Ну вот пальцы переломал, когда кастет взял, а так… Ну, морда разбитая. Но я даже не считаю это за травму.

«До сих пор не понимаю, как меня не посадили…»

Хватало в этой дворовой романтике и менее веселых моментов. Например, если пацанов с одного района поймают на территории другого, «надают по морде», но не так, «чтобы ужас, и палками кто-то кого-то избивал». Максим однажды так неудачно съездил в магазин спорттоваров. Со своими «стариками» тоже возникали неоднозначные ситуации. Хотя пацанам-подросткам они тогда такими не казались.

Кадр из сериала "Слово пацана". Фото: продукция Wink.ru, скриншот видео
Кадр из сериала «Слово пацана». Фото: продукция Wink.ru, скриншот видео

— У меня так, например, свои забрали джинсовку, которую дядька привез из Германии. Для того времени это была крутая вещь. «Старик» подошел: «Малый, дай-ка поносить на пару дней». А я не могу сказать, что не дам. Это как-то не по-пацански. Да и п****лей могу от него получить. Понимал, отдаю насовсем. Маме сказал, потерял, но не жаловался, — описывает ситуацию собеседник. — Бывало, старшие говорят: «Надо скинуться на зону на „подогрев“ (на передачи. — Прим. ред.). Малые, у кого что есть». Тебе родители дали рубль на обед, и ты его отдашь, хоть «старики» и не требовали. Это я сейчас понимаю, что они просто хотели бухнуть.

По словам мужчины, случаев, чтобы у него выбивали деньги, или он их так у кого-то забирал, в его дворовой биографии нет. Хотя ситуации, за которые ему стыдно, случались, но было это не в составе «Шмидта».

— Я, например, мог с прохожего шапку снять. Хотя она мне и не нужна, выгоды из этого я никакой не получал. Мог потом ее просто выкинуть, но хотелось адреналина, — как есть рассказывает он, чувствуется, что эта часть истории ему неприятна. — Однажды мы с пацанами сорвали с женщины сережки. Я этого не делал, но участвовал. Мне очень стыдно, даже не хочу вспоминать. Уже тогда понимал, как это неправильно, но из-за драйва все не так остро воспринималось.

«Сборы» научили Максима «быть мужиком». «Уроки» эти порой были очень жестоки.

— Как-то старшие отправили нас с другом за самогоном в соседние дома. Всего метров триста. Пошли, а там рядом у кого-то свадьба. И кто-то с этой свадьбы доколупался до друга, мол: «Ты мне что-то должен, то, сё». А я был резкий пацан, недолго думая отвел этого человека в сторону — и по репе. Начинаю бить, тут подскакивают двое и бьют уже меня. Такое месиво ногами началось. Если бы не подбежала женщина, которая начала кричать, может, и убили бы, — говорит Максим. — Эти же пацаны года через два-три забили парня и скинули в люк. Сейчас думаю, что мог оказаться на его месте. А тогда вернулся к своим. Старики увидели: «Ни х** себе». Наши знали, где те живут, пошли к их дому, но никого не нашли. Выбили стекла на балконе. Брали ящики из магазина и бросали. До сих пор не понимаю, как меня не посадили…

Позже избившие Максима парни пришли к нему со спиртом откупиться и извиниться. Он как раз сидел дома, глаза после побоев не открывались, губы во время разговора не шевелились. Он их простил. На вопрос, как реагировали на случившееся с сыном родители, Максим отвечает коротко:

— Мамка в слезы, но я не позволил вызвать милицию. У меня было понятие, что я должен разобраться сам, потому что меня отп*****и на моем же районе.

Году в 1993-м Максим закончил первый курс училища, и «сборы» в его жизни сошли на нет. Как и почему это произошло, он не знает. О тех, кто ходил с ними драться, информации у него практически нет. Только о друге, который был рядом, когда его побили люди со свадьбы. Он живет в Беларуси «как обычный человек». Про себя собеседник говорит так же.

— Я мог стать старшим, но оно мне надо? Я отучился, женился, плыл по течению жизни. А эти два года «сборов» были для меня чем-то, когда можно выплеснуть энергию. Помню, как уже в училище встречаешь корешей, но они с другого района, и начинаешь драться. С моей стороны в этом не было злобы, только развлечение, — рассуждает собеседник. — Мы не совершали преступлений, просто малолетки бились с малолетками. Это, может, и хорошо. Может, поэтому и преступности меньше было. Тогда, кстати, я даже не задумывался, что меня могут убить или еще что-то. Сейчас, возможно, чувствовал бы себя по-другому. А еще хочу сказать, что мне это дало по жизни: как пацан я не могу никого обмануть, если должен, по-любому отдам. У меня есть какая-то честь, хотя, может, я сам по себе такой.

«Как в Советском Союзе, если в армии не служил, значит, лох, чмо, если парень отказывался от „сборов“, оказывался среди такого же круга»

Юность Николая, которому сейчас около 40, проходила в Витебской области. В конце 1990-х — начале 2000-х он с родителями жил в Полоцке. В отличии от Максима в «сборах» для него не было никакой романтики, но не ходить на них он не мог: такой опции не существовало. О происходящем он рассказывает без воодушевления. Вспоминает, что в городе была выработана система, по которой лет с 13 и до 17 местные мальчишки «бегали на сборы». «Бегать» значило драться за свой район. Тем, кто отказывался, «пробивали фанеру».

Кадр из сериала "Слово пацана". Фото: продукция Wink.ru, скриншот видео
Кадр из сериала «Слово пацана». Фото: продукция Wink.ru, скриншот видео.

— Или в школе выловят, надают, или на «сборы» придешь, отгребешь, — уточняет собеседник. — Человек пару раз получал, и от него отставали. Но тут, знаете, как в Советском Союзе, если в армии не служил, значит, лох, чмо, если парень отказывался от «сборов», оказывался среди такого же круга.

Все подростки Полоцка, участвовавшие в «сборах», делились на три группы: «Шесты» — пацаны из центра, районов Новка и Мариненко, «Немцы» — из близлежащих военных городков, районов Громы и Аэродром, а также «Кресты». К последним относились парни из деревень и ПТУ, они «серьезной силы не представляли», «когда некого было бить, били их».

Николай входил в состав «Немцев». В этом объединении, как и в остальных, была четкая структура. Все парни-участники делились по годам рождения и по районам. Для каждого года и района выбирали своего «водилу». Это парень 17−18 лет, самый лучший боец. Часто спортсмен. Интеллект значения не имел, в приоритете были физические качества. Затем кто-то из этих «водил» параллельно назначался главным среди всех «Немцев».

— «Сборы» — это не обязательно ходить биться. Мы могли увидеться в лесу, на стадионе, посидеть, порешать какие-то свои вопросы. Или, например, пойти подраться за то, что кто-то кого-то на другом районе побил. Все по-честному: до первой крови или кто сдастся, — описывает Николай правила дворовой жизни. — Пропустить «сборы» разрешалось только по уважительной причине. Например, уехал на лето к бабушке. Иначе во время следующей встречи все, кто участвовал в битве, где тебя не было, подходили и ударяли тебя в грудь.

В Полоцке дрались не просто так, а в основном, чтобы ответить за своих. «Мстить» могли в формате все «Немцы» против всех «Шестов» или «Немцы» с одного района против «Шестов» с другого. О битвах и договаривались «водилы». Иногда, вспоминает собеседник, в драках участвовало по двести, триста человек с каждой стороны.

— Много было слухов, что «Шесты» сдавали нас милиции, — улыбается Николай. — Но про «Немцев» я такого не знаю. Была ситуация, когда договорились прийти двести человек на двести. На месте определились, что будут биться определенные года. Допустим, двадцать на двадцать, коробка на коробку. Они выстроились, и тут 180 «Шестов» начинают уходить, и их связка тоже. А «Немцев» в это время отрезает милиция — УАЗики, «Камазы», забирал нас ОМОН. Били жестоко, берцами, дубинками, каталогами, чтобы следов не оставалось. Я тогда тоже попал, но протокол не составляли, даже в школу не позвонили. Думаю, все это работало с хорошего попустительства милиции: иногда бились в центре города — и ни одного сотрудника, а бывало, в лесу — и там нас подрезали.

По словам собеседника, случалось, что милиция пыталась остановить драку. Тогда могли побить и силовиков, «перевернуть их УАЗик». Поэтому порой милиционеры проводили облавы после сражения.

«Ремни, пряжки, цепи называли говном, и это не приветствовалось»

В конце 1990-х у «Немцев» существовала своя фишка — они носили короткие куртки-пилоты. С внешней стороны одежда была черная, с внутренней — оранжевая. Когда до битвы было время, парни выворачивали куртки, чтобы быть более заметными для своих и чужих.

Кадр из сериала "Слово пацана". Фото: продукция Wink.ru, скриншот видео
Кадр из сериала «Слово пацана». Фото: продукция Wink.ru, скриншот видео

— Иногда на дискотеке, когда не было времени, «водила» мог крикнуть: «Закатать рукава», — вспоминает Николай. — «Немцы» закатывали, а «Шесты» оставались со спущенными, и так все понимали, кто есть кто.

Существовало в городе и понятие «пойти в отлов». Это когда несколько парней прогуливались вечером по району и, если встречали чужаков, которые были в меньшем количестве, то неминуемо старались им вломить.

— Танцевальные места, например, Дворцы культуры обычно считались нейтральной территорией, куда могли приезжать все, — рассказывает Николай, отмечая, что не обходилось и без нюансов. — Предположим, есть два района «Немцев», и у них общий клуб, куда все ходят на танцы. И тут во время дискотеки парни с одного района выгнали ребят из соседнего. И все. Назначают драку между самими «Немцами». Какой в этом смысл? Никакого… Но в их представлении отстоять свой район, значило показать, что мы тут самые крутые и все решаем.

Самый жесткий бой, где участвовал мужчина, это двести на двести. Все происходило на стадионе «Спартак». По его словам, «там было мясо».

— Ремни, пряжки, цепи называли говном, и это не приветствовалось. За такое потом можно было получить по фанере на своих же «сборах», — отмечает собеседник. — Били в основном руками. Если человек упал, добивать его нельзя было, но, когда входили в раж, добивали. Руки, ноги, носы, челюсти, ребра ломали. Были случаи, когда людей убивали или кто-то становился инвалидом, но нигде никто об этом не говорил.

О том, что сыновья «бегают», многие родители не догадывались. Хотя некоторые знали и воспринимали это как что-то обыденное.

— Когда-то в музее с экскурсоводом поднимал эту тему. Она сказала, что вообще район на район в Полоцке бились еще с начала XX века, — передает ту беседу Николай. — Город разделен пополам Двиной. Задвинье и Двинье зимой дрались между собой на льду. Лет двадцать назад обсуждал эту тему с людьми, которым сейчас 60−70 лет. Они говорили, что тоже «бегали».

«Бегал» Николай меньше года. После того как он оказался среди тех, кого задержал ОМОН, получил освобождение от «сборов».

— Второй привод, и я мог «поехать отдыхать», поэтому с меня «слезли», — по понятиям объясняет ситуацию собеседник, уточняя, что сам он не горел желанием больше в таком участвовать. — Были и те, кто после задержания продолжал. Помню человека, которому на «сборах» две руки сломали, на следующие ему не нужно было идти, но он с двумя гипсами прибежал. И бился. Как думаете, стал он после этого «водилой» (смеется)? Но я не сторонник такой чепухи. При возможности сказал: «Хорош».

Позже семья Николая переехала в другой «немецкий» район. Там «водилы» были более лояльны, а в какой-то момент и вовсе «забили на сборы и не участвовали в них». И все же, когда местные старшие ребята узнавали, что он «бегал», начинали относиться к нему лучше, чем к тем, кто пусть и давно живет рядом, но не участвовал в «сборах».

— Со временем, как мне кажется, эту субкультуру выдавила музыка, — делится наблюдениями Николай. — Остались гопники, рокеры, реперы, скинхеды начали появляться, а эти «сборы» как-то сошли на нет.

По мнению собеседника, сериалы вроде «Слово пацана. Кровь на асфальте» способны стать триггером к тому, что районное противостояние может возродиться. Хотя есть важная причина, почему этого, вероятно, не произойдет.

— Сейчас смотрю на ребят 14 лет, они прямо совсем дети. Им не до этого. Хотя парни вроде уважаемого человека, который с двумя гипсами бежал на «сборы», тоже никуда не делись. С них все и может начаться, — резюмирует собеседник.

«Как-то я сломал их систему»

Журналист Северин Квятковский 20 лет назад изучал тему подростковых групп в Беларуси. Говорит, в нашей стране парни не доходили до такого уровня жестокости, как это было в России.

Кадр из фильма "Слово пацана. Кровь на асфальте". Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Слово пацана. Кровь на асфальте». Фото: kino-teatr.ru

— В Минске классический пример района на район — драки между Чижовкой и Серебрянкой. В битвах у них был чисто спортивный интерес, а не желание избивать друг друга кастетами и вся эта дичь. Дрались они, не создавая больших проблем людям вокруг. У нас это, скорее, была субкультурность. Когда пришли 1990-е, гопота начала исчезать, а гопники пошли в скинхеды, — делится наблюдениями собеседник. — Битвы между районами — это было своего рода самоутверждение. Желание показать, что ты крут. А встречи между городскими и деревенскими, «крестами», — это сражения за место на социальной лестнице.

Сейчас Северину 50 лет. В детстве он с родителями жил недалеко от Червенского рынка — это Ленинский район Минска, и ни в какие группы подростков не входил. В 1980-м он пошел в первый класс СШ № 74 с французским языком обучения. Учебное заведение находилось в Октябрьском районе, на другой стороне железной дороги.

— У нас на районе гопников встречалось немного, а на другой стороне железной дороги был просто ад — и гопники, и мелкие бандиты, — описывает обстановку собеседник. — По дороге в школу мне нужно было пройти через переход, где каждый день стояли «пограничники» из пятых-шестых классов и трясли младшеклассников. Чтобы пройти их «пост», требовалось назвать 20 «металлических» групп, полный состав минского «Динамо» или заплатить 20 копеек. А 20 копеек — это коржик и березовый сок да сдача в две копейки. Если денег нет, могли дать леща, но не сильно. Понимали, за более серьезное наказание может последовать ответственность.

Позже, вспоминает, эти ребята пересидели и поспивались. Для самого Северина этот «пограничный» квест длился три года. Чтобы не платить, ученик выучил «все „Динамо“» и нашел другую дорогу. Потом началась перестройка, и «гопота притихла».

— Хоть я был ботаником и очкариком, на районе меня уважали. Возможно, за то, что я рассказывал ребятам что-то из географии или проводил политинформацию, но правильную, — улыбается собеседник. — Как-то гопники остановили друга, который шел ко мне. Спросили, к кому, он ответил: «К Северину», и его отпустили.
По словам журналиста, суть гопничества в том, что человек постоянно должен доказывать свое превосходство и авторитет с помощью силы.

— Но как-то я сломал их систему, — интригует журналист. — На УПК (учебно-производственный комбинат. — Прим. ред.) мы занимались вместе с ребятами из Курасовщины (микрорайон Минска. — Прим. ред.). На перемене ко мне подошел один из крутых парней с этого района, сказал что-то не очень приветливое. А я думал о чем-то своем, может, про Борхеса (Хорхе Луис Борхес — аргентинский поэт и публицист. — Прим. ред.), и ответил при всех: «Иди на х*й». Он дал мне легкого «бычка» (удар лоб в лоб. — Прим. ред.), и начался урок. Сижу на занятиях и понимаю, мне капец, но правильное решение меня спасло. На следующей перемене подошел к этому парню, протянул руку и извинился. И тут произошла целая драма. Он офигел, но мои извинения принял. Таким образом я показал, что остался вне их системы.