Свято-Елисаветинский монастырь из Минска открыто поддерживает российскую агрессию против Украины. Часть денег, собираемых монахинями за счет продажи своей продукции, идет российской армии: на них покупают лекарства, автомобили для Вооруженных сил РФ. Однако это средства не только беларусских или российских православных верующих, но и жителей европейских стран. В частности, поляков. Палатку из минского монастыря «Белсат» встретил на Фестивале трех культур во Влодаве, польском городе на границе с Беларусью и Украиной.
Мастера конспирации
Фестиваль трех культур во Влодаве проходит с 1995 года. Его цель — показать наследие иудаизма, православия и католичества, двух религий, двух конфессий, трех культур, издревле присутствующих в местечке на границе трех стран — Польши, Украины и Беларуси.
Мы приехали во Влодаву на второй день фестиваля. Главные события проходили в центре города, возле музейного комплекса трех синагог. На небольшой улочке посреди старой застройки под каштанами разместилась ярмарка. В палатках можно было приобрести ремесленные изделия, попробовать польские, литовские, украинские сладости. Звучала музыка на любой вкус. Возле музея — сцена, на которой позже должен был состояться концерт, а вокруг — реконструкция событий из истории Влодавы.
Палатку Свято-Елисаветинского монастыря среди других заметить непросто. Хотя она и в центре, как раз возле музея и сцены, на ней не было никаких надписей или пометок, из которых было бы ясно, откуда приехали собственники продукции, которая в ней предлагалась. Такая конспирация сильно вводила в заблуждение посетителей фестиваля.
Мы поняли, с чем имеем дело, когда присмотрелись к товарам, продававшимся женщиной в белой вуали с крестиком на голове — наверное, монахиней минского монастыря. На упаковках травяных сборов, ароматных масел, лекарств был указан производитель: Свято-Елисаветинский монастырь.
«Я не даю интервью»
— Откуда весь этот товар? — спрашиваем у монахини.
— Из Минска, Свято-Елисаветинский монастырь, — не скрывая, отвечает она. — Мы приезжаем сюда уже десять лет.
Женщина разговаривает с нами по-польски. Когда мы спросили у нее, можем ли пообщаться по-русски или по-беларусски, она сказала, что нет, только по-польски.
— Так вы же из Беларуси, из Минска?
— Нет, я из Польши.
Мы продолжили разговор с монахиней по-беларусски, и не похоже было, чтобы она не понимала. Как может быть, что она представляет беларусский монастырь, но сама якобы из Польши, женщина не объяснила.
«Я не интересуюсь политикой»
К разговору присоединилась покупательница, когда услышала об Украине:
— Слишком много украинцев в Польше. Они много плохого делают.
— А было бы лучше, если бы россияне сюда пришли? — спрашиваем.
— Да, было бы лучше, — отвечает женщина.
— А вы что думаете о том, что беларусский монастырь, поддерживающий войну в Украине, продает свои товары в Польше? — спрашиваем у семейной пары пожилого возраста.
— Правда? Мы не знали, здесь написано «Китай» на продукции. Ясно, что мы не поддерживаем, — отвечают они.
— Не интересуюсь политикой, не брал это во внимание, не задумывался, — сказал поляк пенсионного возраста.
Женщина, которая довольно много всего приобрела в палатке монастыря, похвалила продукцию:
— Знаю их изделия и всем советую. Я раньше себе и через интернет заказывала. Сейчас купила средства для суставов, для улучшения сна.
— А вы знаете, что они поддерживают Россию в войне против Украины?
— Мне не хочется об этом высказываться, — женщина быстро ушла.
«Получается, я поддержал сегодня Россию»
Почти все посетители фестиваля, подходившие к палатке, с которыми мы беседовали, отвечали примерно так же: не знали, не интересуются политикой, пропаганды хватает со всех сторон. Кто-то не верил нам.
«Что-то вы не то говорите. Монастырь собирает деньги для себя, на свои нужды. Это же религиозное учреждение», — сказал один мужчина.
Местный житель Циприан, пришедший на фестиваль в красивой рубашке черного цвета с красной вышивкой, также приобрел один флакончик у минской монахини. И тоже не обратил внимания, что покупает: думал, продукция из Румынии. Мужчина очень удивился информации о поддержке монастырем России в войне.
«Что же, получается, я поддержал сегодня Россию, — озабоченно сказал Циприан, глядя на свое приобретение. — Безусловно, это плохо, что они здесь. Я не знал. Это вопрос к местным властям, почему они здесь».
Циприан был в Беларуси 20 лет назад и последний раз — перед пандемией: говорит, очень нравится наша страна, сильно расстроен тем, что сейчас у нас происходит, ждет победы Украины и восстановления свободы и справедливости на наших землях.
А что организаторы фестиваля и местные власти?
Не знали, кто приехал торговать на фестиваль, и его организаторы. Директор городского музейного комплекса синагог Анита Левчук вель Леонюк была очень удивлена:
«Идея нашего фестиваля — представить сосуществование различных культур и создателей нашего прекрасного надбужанского городка Влодавы, где с самого начала сосуществовали иудаизм, православие и католичество… Мы хотим продвигать сосуществование этих культур, взаимоуважение, толерантность. И это цель фестиваля, который проводится с 1995 года. К нам приезжают гости из разных стран, в том числе из соседних — Украины, Беларуси. Одна из участниц — сестра из Беларуси… Мы не проверяем каждого человека, который к нам едет, чем он занимается и так далее, смотрим только на продукцию. Мы не знали, что этот монастырь поддерживает войну».
Подобная реакция на новость о поддержке Свято-Елисаветинским монастырем российской агрессии против Украины была и у старосты Влодавского уезда Мариюша Занька:
«Мы удивлены этой информацией, и хорошо, что она к нам попала. Проанализируем это с руководством музея, и в следующем году их здесь не будет. Фестиваль трех культур — событие неполитическое. Его цель — продвигать многокультурность Влодавы, пограничья, наследие трех религий — римско-католической, иудаизма и православия. Мы пользуемся языком согласия и толерантности. Если говорить о политике, то мы полностью за победу Украины, ведь спокойствие в Украине — это спокойствие и во Влодаве, городе на границе».
Чем на самом деле занимается Свято-Елисаветинский монастырь?
Минский Свято-Елисаветинский женский монастырь — визитка Беларусской православной церкви. В нем живут 130 монахинь. Монастырь позиционирует себя как приют для людей, проходящих реабилитацию, социализацию после заключения, тяжело болеющих или борющихся с зависимостью.
Одновременно религиозное ведомство на скрывает поддержки войны России против Украины, собирает пожертвования для российской армии, реабилитирует раненых. Монахини ездят на оккупированные Россией территории Украины.
Кроме того, Свято-Елисаветинский монастырь известен использованием дешевой рабочей силы. За 25 лет существования учреждение развило масштабный бизнес по производству и продаже свечей, икон, сувенирной продукции, чаев, бальзамов и так далее. «Мастерская работает семь дней в неделю, зачастую работает и ночами, не останавливается работа мастерской и 24 часа в сутки», — рассказывала «Хрысціянская візія».
Монастырь создал крупную торговую сеть в Беларуси. Регулярными партиями отправляет продукцию и за рубеж в сопровождении сестер в такие страны, как Франция, Великобритания, Италия, Ирландия, США, Австралия, Израиль и Сербия.