Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне


/

Недавний случай в Индии, где перед самой кремацией на погребальном костре начал подавать признаки жизни «умерший» человек, не так уж и редок — причем даже для Беларуси. Так, в 2017 году в Гродно в морге областной больницы пришел в себя пожилой мужчина, родственники которого уже занимались организацией похорон. Во Владивостоке в 2015 году в холодильнике морга очнулся упившийся вусмерть местный житель, который сумел привлечь внимание женщины-сторожа и после своего «воскресения» отправился отмечать его с приятелями. А в Эфиопии в 2018 году отец пятерых детей постучал изнутри гроба прямо во время собственных похорон, чем сильно напугал скорбящих. Почему иногда заживо хоронят живых людей, неужели мертвого человека так сложно отличить от живого и как можно избежать подобной ошибки? Рассказываем.

Как часто хоронят живых людей?

Возможность быть похороненным заживо пугает. Немало людей хотя бы раз задумывались о такой вероятности. А для некоторых подобные мысли даже превращаются в навязчивое состояние, известное как одна из самых страшных человеческих боязней — тафофобия.

Но страх отправиться по ошибке живым в могилу не был иррациональным до появления современной медицины, ведь такие случаи действительно происходили пугающе часто.

Человек, похороненный заживо. Картина Антуана Вирца, 1854 год. Изображение: Antoine Wiertz — bc.edu, commons.wikimedia.org
Человек, похороненный заживо. Картина Антуана Вирца, 1854 год. Изображение: Antoine Wiertz — bc.edu, commons.wikimedia.org

Есть предположение, что даже саму практику похорон наши пращуры придумали для еще живых людей. По одной из версий, первобытные охотники могли оставлять в пещерах с заваленными входами своих раненых товарищей, чтобы без такого «балласта» дальше преследовать добычу. У них оставалась надежда, что, как только раненый восстановит свои силы, он разберет завал и присоединится к группе. Однако часть таких заживо погребенных умирала — и оставалась в этих импровизированных склепах навсегда.

На протяжении веков случайные похороны живых людей были если не обыденным, то вполне обычным явлением. В VI веке на шотландском острове Айона на следующий день после похорон по какой-то причине выкопали монаха Орана, который был жив. Предание гласит, что он рассказал товарищам, что видел «после смерти» и рай, и ад — после чего его немедленно казнили по причине ереси и перезахоронили. В XVI веке тело некоего Мэтью Уолла несли к его могиле в Броинге (Англия). Один из носильщиков споткнулся, гроб уронили — и усопший «ожил». Он прожил еще несколько лет и каждый год праздновал свое «воскрешение».

В 1674 году в Шотландии похоронили Марджери Эрскин из Чирнсайда. Могила была неглубокой — могильщик заметил на женщине драгоценности и собирался вернуться, чтобы украсть их. Когда он пытался отрезать похороненной палец, чтобы снять кольцо, та «воскресла». Что случилось после этого с могильщиком, неизвестно. Но женщина после своих первых похорон успела родить и воспитать двоих детей.

В 1850-х годах юная девушка из Южной Каролины (США) «умерла» от дифтерии. Ее очень быстро похоронили в семейном мавзолее, поскольку опасались, что заразная болезнь может распространиться. Когда один из братьев девушки погиб во время Гражданской войны в США, гробницу открыли для нового захоронения — и обнаружили скелет девушки, скрючившийся на полу прямо у входа.

Но насколько частыми были такие случаи?

В 1896 году американский чиновник по фамилии Монтгомери, руководивший эксгумацией и перезахоронением останков на кладбище Форт-Рэндалл, сообщил, кто почти 2% эксгумированных, без сомнения, были живы на момент похорон — и очнулись после них.

Фото: Vladimir Gladkov, pexels.com
Надгробия на кладбище. Фото: Vladimir Gladkov, pexels.com

В 1905 году британский общественный деятель Уильям Тебб собрал информацию о преждевременных захоронениях из современных ему источников. И с ужасом обнаружил 219 задокументированных попыток похоронить живого человека, 149 состоявшихся погребений живых людей, десять «посмертных» вскрытий живых пациентов и два случая пробуждения людей в момент, когда их тела уже начинали бальзамировать. Впечатленный такой картиной, Тебб распорядился кремировать себя после смерти только тогда, когда на теле появятся «несомненные доказательства разложения».

Но с развитием медицинской науки в начале XX века случаи страшных ошибок, из-за которых живые люди оказывались похороненными заживо, стали все более и более редкими. Связанные с этим риском страхи ослабли, и в развитых странах Европы и в США тафофобия почти исчезла. В XXI веке ее фиксируют нечасто, но полностью искоренить боязнь быть погребенным заживо не удается. Так, в 2015 году была опубликована научная работа с описанием трех случаев тафофобии среди пожилых ирландцев, которые оцениваются как что-то довольно экстраординарное.

Современной статистики с оценкой частоты случаев ошибочных захоронений живых людей нам найти не удалось. Но, судя по всему, случаи «воскрешения», подобные описанным в начале статьи, по отношению к общему количеству смертей сейчас происходят несравненно реже, чем в прошлом. Зато информация о них распространяется гораздо быстрее.

Отметим, что и в наше время далеко не все случаи непреднамеренного погребения живых людей заканчиваются хорошо. В 2014 году дети, игравшие возле кладбища в греческих Салониках, услышали крики из-под земли. Прибывшая на вызов полиция обнаружила в свежей могиле 45-летнюю женщину, которая к моменту вскрытия гроба уже задохнулась. Перед первыми похоронами медики объявили о ее смерти, но ошиблись. Несчастная проснулась в гробу под землей — и на этот раз умерла уже по-настоящему от нехватки воздуха.

Насколько сложно отличить живого человека от мертвого?

Это может показаться странным, но без соответствующей подготовки и оборудования это может быть очень непростой задачей.

Определение момента, когда именно человек умер, является серьезной научной проблемой. Биологически смерть может быть длительным событием, растянутым во времени. Сложные процессы перехода тела от состояния живого человека в состояние трупа (то есть просто совокупности человеческих клеток и тканей — возможно, пока даже живых по отдельности) нельзя наблюдать напрямую. Поэтому критерии, которые используются для определения смерти, предназначены даже не для точного определения ее времени, а, скорее, для определения момента, в котором с уверенностью можно сказать, что смерть уже наступила.

Патолого-анатомический мешок. Фото: ritualtrans.by использовано в качестве иллюстраци
Патолого-анатомический мешок. Фото: ritualtrans.by

Проблемы с фиксацией смерти человека наступают уже при попытке дать определение этому явлению. Потому что даже в усопшем зачастую еще полно жизни — в базовом биологическом смысле. Ведь отдельные клетки организма человека могут жить даже несколько суток после того, как он умер.

Ученые извлекали живые клетки из человеческой кожи, мозговой оболочки и сетчатки глаза в течение 48 часов после фактической смерти. А клетки роговицы могут оставаться жизнеспособными в течение недели. Ткани и органы человеческого тела часами после смерти выглядят нетронутыми, медленно дегенерируя лишь в процессе разложения. И если считать полную клеточную смерть критерием человеческой смерти, получится, что большинство когда-либо живших людей были похоронены или сожжены заживо (или «убиты» работниками сферы ритуальных услуг, которые остановили жизнь на клеточном уровне в процессе бальзамирования).

Поэтому сейчас в качестве критерия смерти человека чаще всего принимают смерть головного мозга, с которой прекращает существовать человеческая личность. Хотя после этого остальные органы тела могут продолжать работать — в том числе даже бьющееся сердце.

Но как именно понять, что человек как личность прекратил свое существование? С точки зрения религии все как будто просто: моментом смерти можно считать выход души из телесной оболочки. Проблема в том, что зафиксировать подобный процесс с помощью объективных средств невозможно. Очевидные признаки жизни вроде движения, пульса, дыхания и температуры тела тоже хороши — но примерно до того момента, как они более-менее хорошо ощущаются. Если вы хоть раз смотрели какой-нибудь медицинский телесериал, то, вероятно, помните, что остановка сердца не означает, что человек умер. По крайней мере, в первые пару минут после этого его иногда еще можно вернуть к жизни.

Чтобы понять, жив человек или мертв, люди на протяжении веков придумывали разные методы и технические приспособления. Очень долго для этого использовалось, например, поднесение к лицу зеркала: если оно запотевало, значит, человек дышал и был жив. К сожалению, точным этот метод не был: отсутствие запотевания не гарантировало, что человек умер. В начале XIX века французский врач Рене Лаэннек изобрел стетоскоп, с помощью которого можно было расслышать даже слабое дыхание и биение сердца. Использование этого прибора облегчило «диагностику» смерти, но не решило проблему полностью.

Старое католическое фарное кладбище в Гродно, 2014 год. Фото: Wikimedia, Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported.
Старое католическое фарное кладбище в Гродно, 2014 год. Фото: Wikimedia, Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Не все изобретатели были так гуманно настроены к возможно живым еще людям, как Лаэннек. Когда в 1867 году во Франции проводили конкурс на лучший метод для достоверного определения смерти, первое место получил профессор Вебер из Лейпцига, предложивший тереть кожу трупов наждачной бумагой. Второй утешительный приз получил автор идеи водить пламенем горящей свечи по пальцам.

Некоторые новые способы установления смерти проваливались. Зрелищный тест изобрел доктор Северин Икар из французского Марселя. Он писал на полоске бумаги слова «Я умер» невидимыми чернилами из ацетата свинца и помещал ее в рот пациента. Когда ацетат свинца реагировал с двуокисью серы, содержащейся в трупных газах, надпись проявлялась. Однако вскоре выяснилось, что двуокись серы выделяется и у живых людей — например, из пораженных кариесом зубов, а еще при тонзиллите.

В XX веке на определение момента смерти очень сильно повлияли два открытия.

Во-первых, оказалось, что живой мозг демонстрирует хорошо фиксируемую электрическую активность, чего не делает мозг мертвый. В 1968 году Специальный комитет Гарвардской медицинской школы пришел к выводу, что смерть больше не следует считать наступающей при остановке сердца. Безусловным ее критерием признали прекращение электрической активности в мозге, вместе с которой исчезает и человеческая личность. Впрочем, критерии смерти мозга (и смерти человека) до сих пор заметно отличаются в разных странах.

Во-вторых, медики научились делать пересадку органов от одного человека к другому. Этот медицинский прорыв, ежегодно сохраняющий тысячи жизней, очень сильно усложнил задачу специалистам, которые должны фиксировать смерть человека. Ведь раньше, если были какие-то сомнения, можно было просто перестраховаться и выждать время. В некоторых странах это выжидание даже приобрело силу закона — как в Германии, где в 1871 году император Вильгельм I подписал указ об обязательном пятидневном карантине для каждого мертвого тела.

Но после появления трансплантологии запоздалая фиксация смерти может означать потерю дефицитных органов, пересадка которых может вернуть кому-то здоровье или сохранить жизнь. Такое противоречие между необходимостью достоверно установить смерть человека и сохранить жизнеспособными части его организма иногда приводит к жутким ситуациям. В 2021 году в США мужчина, «умерший» из-за передозировки наркотиков, ожил прямо в операционной, куда его доставили для изъятия донорских органов.

Парадоксальным образом в наше время мертвым может считаться человек с абсолютно работающим здоровым сердцем, но отсутствующей мозговой активностью, которого в прошлые века безусловно считали бы живым. Да и многих ныне живущих людей шокирует осознание того, что юридически мертвыми являются тела доноров с бьющимися сердцами. И, напротив, многие люди, которых отправляли в могилы вплоть до XX века, с точки зрения нынешней медицины выглядели бы вполне живыми и подходящими для реанимации.

Как не стать похороненным заживо?

Сложно найти более эффективный стимул для изобретателя, чем возможность быть по ошибке погребенным заживо. Неудивительно, что человеческий разум неустанно работал над решением этой проблемы.

С одной из самых древних методик, позволяющей «подстраховаться» на этот случай, вы, возможно, знакомы. Распространенная религиозная практика круглосуточного бдения у тела усопшего появилась как раз из-за опасений похоронить живого человека. В давно минувшие дни впадение человека в кому вполне могло быть принято за смерть. Шанс такого события заметно отличался от нуля. И посидеть с умершим ночь напролет на тот случай, если он вдруг хотя бы ненадолго проснется или пошевелится, — вполне здравая мысль.

Иллюстрация к рассказу «Преждевременное погребение» Эдгара Аллана По, написанному в 1844 году. Изображение: Harry Clarke — Printed in Edgar Allan Poe’sTales of Mystery and Imagination, 1916, commons.wikimedia.org
Иллюстрация к рассказу «Преждевременное погребение» Эдгара Аллана По, написанному в 1844 году. Изображение: Harry Clarke — Printed in Edgar Allan Poe’sTales of Mystery and Imagination, 1916, commons.wikimedia.org

Некоторые люди указывали в своих завещаниях требования, чтобы их тела подвергались перед захоронением специальным тестам. Хирургические разрезы, поливание кипятком, прикосновение раскаленным железом, удары ножом в сердце и даже обезглавливание — все это использовалось в прошлом, чтобы быть уверенным в том, что ты однажды не проснешься на глубине двух метров под землей. Другой способ решения этой же проблемы заключался в том, что покойника хоронили вместе с инвентарем, пригодным для совершения «посмертного» самоубийства — ядом, пистолетом или ножом. Вероятно, выбравшие такой вариант люди считали суицид более приемлемым, чем мучительная смерть от удушья.

Впрочем, постепенно человечество пришло и к более гуманным способам уберечься от фальстарта с похоронами. В 1790 году в немецком Веймаре открылся первый морг для тел с подозрением на «мнимую смерть». К началу XIX века такие морги работали уже в нескольких регионах страны. Их сотрудники пытались достать клиентов «с того света» с помощью жестких процедур вроде горячих пластырей, едких порошков и иголок под ногтями. В таком морге постоянно находились дежурные, а возле каждого тела был колокольчик, чтобы оживший мог быстро позвать на помощь.

Еще одну альтернативную защиту от преждевременного отправления человека в мир иной предложили конструкторы разнообразных хитроумных гробов и гробниц. В 1792 году герцог Брауншвейгский заказал для себя гроб, который можно было открыть ключом изнутри. Последний оставили в семейном склепе, который открывался по той же схеме. Примерно в это же время появились гробы со звонками, в которые вставлялась трубка с канатом. Один конец каната привязывали к руке похороненного, а второй — к колокольчику на надгробии. Эта технология, впрочем, часто сбоила. Владелец похоронного бюро Джордж Бейтсон, который поставил производство гробов с сигнализацией на поток, даже получил за это орден Британской империи от королевы Виктории. Но со временем гробы Бейтсона из-за огромного количества ложных срабатываний возненавидели могильщики.

Тем не менее технический прогресс было не остановить. К концу XIX века на рынке присутствовали гробы с сиренами, гробы-катапульты, гробы с сигнальными ракетами и даже гробы с шанцевым инструментом и защитной маской, с помощью которых погребенный по ошибке человек мог бы сам себя выкопать.

Склеп, построенный около 1890 года с аварийными люками, открывающимися изнутри. Такое устройство позволяло жертве ошибочного захоронения при пробуждении спастись, выбравшись наружу. Фото: Popular Mechanics Magazine,  July 1921, commons.wikimedia.org
Склеп, построенный около 1890 года с аварийными люками, открывающимися изнутри. Такое устройство позволяло жертве ошибочного захоронения при пробуждении спастись, выбравшись наружу. Фото: Popular Mechanics Magazine,  July 1921, commons.wikimedia.org

Польский граф Михал Карнице-Карницкий однажды стал свидетелем преждевременных похорон, когда обрушившаяся на гроб земля вывела из транса якобы умершую девушку. Это так его впечатлило, что он изобрел и запатентовал в 1897 году сложную погребальную систему, позволявшую выжить и позвать на помощь. Это был герметичный гроб, соединявшийся с поверхностью трубой около 9 см в диаметре. Она имела клапан с подпружиненным шаром, который размещался на груди у похороненного. Любое движение груди приводило к тому, что клапан открывался, пропуская в гроб свет и воздух. Одновременно над могилой поднимался флаг, в течение получаса звонил колокол, а в ночное время загоралась лампа.

Широкое распространение гробов с сигнализацией прекратилось по мере развития медицины — а также в связи с Первой мировой войной. Она была настолько ужасна и смертоносна, что «помогла» людям справиться с другими опасениями в массовом сознании — в том числе с тафофобией. К 1915 году деятельность обществ борьбы с преждевременным погребением оказалась фактически свернутой.

Совершенствование медицинской техники в XX веке позволило очертить более четкие критерии смерти. К 1920-м годам появляются первые аппараты для снятия электрокардиограммы, а в годы Второй мировой войны — для снятий электроэнцефалограммы (то есть данных о биоэлектрической активности мозга). В 1960-х годах ровные линии на аппаратах ЭКГ и ЭЭГ признаются врачебным сообществом достаточным условием для постановки диагноза «необратимая кома» и констатации факта смерти.

К началу 1990-х врачи также пришли к идее двухминутного «окна» при фибриляции (неустойчивой работе) сердца. Оказалось, что мозг человека способен продержаться около двух минут без снабжения кислородом и циркуляции крови, после чего в нем начинаются необратимые процессы омертвения. За это время врачи могут попытаться перезапустить сбоящее сердце.

Кладбище. Фото: pixabay.com
Кладбище. Фото: pixabay.com

В наши дни случаи ошибочных похорон встречаются редко. Сейчас это не массовое явление, как было до начала XX века, а, скорее, страшный курьез. Люди довольно редко всерьез опасаются быть похороненными заживо, тафофобия обычно встречается среди людей старших поколений. Вероятно, на таких покупателей был рассчитан поступивший в продажу в 1995 году итальянский гроб стоимостью 5000 долларов, оснащенный устройством для вызова помощи, датчиком для определения сердцебиения и набором для временного выживания (фонариком, кислородным баллоном и кардиостимулятором).

Впрочем, тафофобию в некоторой степени заменил страх роковой врачебной ошибки, из-за которой живой еще человек может оказаться на операционном столе для изъятия донорских органов.