Власти утверждают, что чайлдфри являются угрозой национальной безопасности. Похоже, что они снова что-то перепутали — и вот почему
5 июля 2023 в 1688554500
«Зеркало»
Похоже, что сокращение численности населения Беларуси стало очень серьезной проблемой. Настолько, что ее решением пришлось заниматься ведомству с совсем другими задачами. Еще в марте Александр Лукашенко назвал популяризацию идей бездетной семейной пары «попыткой обезлюдить и ослабить государство», которая «должна быть вне закона». В мае Генпрокуратура направила в суд заявление о признании «экстремистскими» чайлдфри-пабликов и телеграм-каналов, а в июне и вовсе предложила штрафовать за пропаганду сознательного нежелания иметь детей. В интервью каналу «НТВ-Беларусь» представительница ведомства назвала явление «угрозой национальной безопасности». Разбираемся, откуда появились чайлдфри, в каких странах много приверженцев этой идеологии и почему Генпрокуратура ищет угрозы национальной безопасности не в том месте, в котором стоило бы.
Откуда взялись чайлдфри
Английским словом childfree (буквально - «свободный от детей») принято называть осознанное нежелание иметь детей, а также людей, которые разделяют подобные убеждения. И само слово, и обозначаемое им явление достаточно новы. Авторитетный американский словарь Мерриама-Уэбстера фиксирует первое употребление слова в форме child-free в 1901 году. В современном значении его стали использовать феминистки 1970-х годов, которым понадобился термин для обозначения группы женщин, добровольно решивших остаться бездетными.
В некотором смысле термин «чайлдфри» противопоставляется «бездетным» (англ. childless) - то есть совокупности людей, которые могут не иметь детей и по другим причинам (например, из-за состояния здоровья). Эти множества пересекаются, но ни одно из них не входит друг в друга полностью. Поскольку чайлдфри - это люди, осознанно отказавшиеся от заведения детей, к их числу обычно не относят бездетных мужчин и женщин, решивших усыновить ребенка других биологических родителей.
На протяжении большей части своей истории человечество сталкивалось с осознанным нежеланием иметь детей в различных религиозных культах. Например, в христианстве распространен целибат - обязательная для некоторых групп верующих людей (монахов и монахинь, а также различных в разных конфессиях категорий священников) жизнь без брака с полным воздержанием от секса.
В целом христианство очень благосклонно к размножению, которое прямо предписано людям в Ветхом Завете. Но, с другой стороны, полный отказ от половой жизни и, соответственно, деторождения, воспринимается как особая добродетель, не доступная широким народным массам - но от того очень почетная. В частности, апостол Павел в Первом послании к коринфянам прямо пропагандирует отказ от брака и сексуальной жизни, без чего, очевидно, рождение новых детей в принципе невозможно.
Вот что сказано об этом в Новом Завете
«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины <…>
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку остаться так <…>
Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и, если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорбь плоти; а мне вас жаль <…>
А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разница между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом. А замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает как хочет: не согрешит, пусть таковые выходят замуж.
Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать деву, тот хорошо поступает.
Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше».
Почему пропаганда церковью девственного образа жизни, не допускающего зачатия детей, будет считаться законной, в то время как открытое заявление о нежелании заводить детей другой частью общества будет незаконным? Наверное, Генпрокуратура найдет ответ на этот вопрос. Но в любом случае такая правовая коллизия выглядит очень интересной для страны, в которой церковь отделена от государства. Не совсем понятно и то, как в таком случае согласуются слова Лукашенко о том, что чайлдфри должны быть вне закона, с его же заявлениями о важности христианских ценностей для белорусов.
Но для светского большинства общества, не вовлеченного так глубоко в религиозные практики, решение не иметь детей тысячелетиями считалось странным, если не сказать нежелательным. Да и осуществить его было совсем не просто. Еще сто лет назад вопрос к женщине «хочешь ли ты детей?» мог выглядеть настолько же странным, как и вопрос «хочешь ли ты дышать?».
Два достижения человеческой цивилизации сделали осознанную бездетность довольно распространенным явлением: доступные противозачаточные средства, которые позволили планировать беременность, и поддержка, оказываемая пожилым людям в старости (от пенсий по возрасту до домов престарелых) - раньше эта функция обычно возлагалась на детей.
При этом до сих пор даже во вполне цивилизованных странах люди, открыто заявляющие о своем нежелании иметь детей, сталкиваются с дискриминацией. Так, в Великобритании некоторые люди сравнивают ощущения от публичного признания себя чайлдфри с тем, что испытывали совершавшие каминг-аут геи лет 40 назад. Женщины, которые не заводят детей, могут считаться окружающими «неполноценными» и получать советы вроде «вы женщина, вы родились с маткой, Бог дал вам матку, чтобы вы могли производить потомство».
Понимая уязвимость своей позиции, нежелающие заводить детей люди начали объединяться. В частности, с 1972 года в США существует Национальный альянс необязательного родительства (National Alliance for Optional Parenthood), который даже учредил Международный день чайлдфри (отмечается 1 августа).
К 2014 году ученые заговорили о том, что осознанный отказ от заведения детей в мире стал устойчивой тенденцией.
Почему некоторые люди отказываются заводить детей
Мотивы людей, не желающих заводить ребенка, могут быть очень разными. Все множество причин можно объединить в четыре связанные между собой большие группы.
1. Личные и социальные причины, такие как:
- банальное нежелание иметь детей. Сторонники такого подхода считают, что им вообще не стоит оправдываться и говорить о каких-то причинах: они так хотят, и этого достаточно;
- знакомство с опытом родителей, которые жалеют о том, что у них есть дети;
- положительный опыт бездетных людей;
- мнение, что качество жизни после появления детей может снизиться;
- отсутствие подходящего партнера для вступления в брак и заведения детей (эта причина особенно распространена среди китайской молодежи);
- беспокойство за будущее детей в политически и климатически неустойчивом мире;
- нежелание жертвовать свободой и независимостью (в том числе финансовой) ради воспитания детей, отказываться от сложившегося образа жизни;
- возможность реализации потребности в воспитании кого-то через заведение домашних питомцев;
- предпочтение личного развития воспитанию детей;
- гипотеза, согласно которой незамужние и бездетные женщины, как правило, более счастливы, чем замужние и с детьми. По данным некоторых исследований, никогда не рожавшие и не выходившие замуж женщины - самая здоровая и счастливая группа населения.
2. Психологические и медицинские причины:
- опасения по поводу влияния беременности и родов на организм женщины;
- возможность послеродовой депрессии;
- наличие проблем со здоровьем, в том числе генетических нарушений, которые могут передаваться детям;
- токофобия (патологическая боязнь родов);
- другие фобии - например, страх неспособности любить своего ребенка или боязнь родить ребенка-инвалида, за которым потом будет сложно ухаживать; страх, что ребенок может вырасти аморальным человеком.
3. Экономические и культурные причины:
- большие расходы на содержание детей, налоговое и кредитное бремя, отсутствие адекватной поддержки родителей со стороны государства;
- отсутствие роста доходов или их падение на фоне роста стоимости жизни;
- рост стоимости воспитания детей в индустриальных и урбанизированных обществах. При аграрном укладе экономики дети для семьи были рабочей силой, источником дохода - тогда как в современных городах они оказываются чистыми «поглотителями» родительских ресурсов. Этот процесс лежит в основе концепции так называемого Первого демографического перехода.
- перегруженность работой;
- возможность потери дохода и сбережений;
- отсутствие необходимости для женщин выходить замуж и рожать детей, чтобы быть экономически обеспеченными (как это было раньше);
- отказ от обязательного «исполнения» традиционных гендерных ролей и от точки зрения, согласно которой только при наличии детей люди могут быть полноценными или успешными (это краеугольный камень Второго демографического перехода);
- большая доступность содержания домашних животных по сравнению с детьми.
4. Мировоззренческие или философские причины:
- убежденность в том, что отказ от заведения детей - благо, поскольку мир, в котором они могут появиться, плох и станет за время их жизни еще хуже; вера в то, что страшные события вроде войн, голода или катастрофических климатических изменений произойдут при жизни детей;
- нежелание рожать «раба системы» для государства, которому человек не доверяет;
- отказ быть «рабом» своих генов, которые подталкивают людей к размножению;
- антинатализм - спорное философское учение, которое утверждает, что рожать детей аморально. Согласно этой концепции, отказ от рождения потенциального ребенка означает его избавление от жизненных страданий. Известным представителем этой школы был Артур Шопенгауэр, который считал правильным избавить будущие поколения от бремени существования;
- убежденность в том, что Земля перенаселена или что люди оказывают губительное воздействие на окружающую среду. Частный случай этой причины - вера в то, что отказ от заведения ребенка - едва ли не лучшее, что может сделать человек для уменьшения своего «углеродного следа» и вредного воздействия на экологию планеты. Сторонники этой точки зрения считают, что рождения ребенка в современном мире является моральным эквивалентом продажи билета на заведомо тонущий корабль. В своей крайней форме эта точка зрения гласит, что добровольное вымирание человечества является однозначным благом для нашей планеты.
Это довольно большой и одновременно далеко не полный список причин, по которым кто-то из людей может отказаться от идеи завести детей. Но общая основа у них одна: деторождение в современном мире все больше и больше рассматривается как осознанный выбор, а не как обязанность человека.
Где распространены чайлдфри
Практически повсеместно в индустриальных и постиндустриальных странах, прошедших через оба демографических перехода (к их числу относится и Беларусь).
Начальник управления Генпрокуратуры Анжелика Курчак, которая рассказывала зрителям «НТВ-Беларусь» об угрозе национальной безопасности со стороны людей, сознательно не желающих заводить детей, убеждена, что «все эти течения чайлдфри - это больше проявления, так сказать, новой демократии». Не совсем ясно, что именно сотрудница Генпрокуратуры называет «новой демократией», но можно предположить, что речь идет о либеральной, или, как ее еще называют, западной демократии. «Западной» моду на чайлдфри называют и сотрудники государственных СМИ, комментирующие речь Лукашенко о недопустимости «популяризации идей бездетной пары» в белорусском информационном пространстве.
Безусловно, идея о том, что принимать решение о заведении ребенка должен сам человек, а не общество или государство, замечательно вписывается в либеральную концепцию прав человека. Но многие весомые причины из приведенного выше списка прекрасно влияют и на «незападные» страны, прошедшие через оба демографических перехода. Более того, как раз настойчивое желание государства вмешиваться в личную жизнь людей в итоге привело к широкому распространению практики осознанного отказа от заведения детей в Китае.
В 1979 году в КНР был поставлен крупнейший демографический эксперимент в истории. Речь идет о политике одного ребенка, с помощью которой коммунистические власти уменьшили рождаемость в самой населенной стране мира. Тогда правительство признало, что огромное население Китая перегружает ресурсы страны, и на протяжении 37 следующих лет указывало китайским семьям иметь не более одного ребенка. При нарушении этого правила семьи лишались социальных пособий и штрафовались. А в некоторые периоды дело доходило до принудительных абортов.
Эксперимент удался - и даже чересчур хорошо. Рост населения Китая замедлился, а в 2022 году его численность впервые за 60 лет сократилась. Несмотря на то что в 2016 году страна отказалась от политики одного ребенка, уровень рождаемости в стране продолжил падать, достигнув к 2022 году рекордно низкого уровня в 7 рождений на 1000 жителей в год. В среднем по миру этот показатель равен 17, в Беларуси 9, а среди западных демократий составляет: 11 - в США и Франции, 10 - в Великобритании и Германии. Коэффициент рождаемости в Китае к 2020 году упал до 1,3 ребенка на женщину (и до 0,7−0,9 в крупных мегаполисах) - при том, что уровень, необходимый для поддержания населения на одном уровне, оценивается в 2,1.
Вопреки желанию государства, молодые китайские семьи после отмены запрета на второго и последующих детей не бросились наверстывать упущенное за десятилетия. Даже брак, не говоря уже о деторождении, перестает быть приоритетом для китайских горожанок поколения Z (то есть родившихся примерно в 1995-2010 годах - тех, кто входит сейчас в детородный возраст).
Главной причиной такого положения вещей является не какое-то тлетворное влияние пропаганды «западной моды на чайлдфри» в Китае, а рост уровня образованности и экономической независимости женщин. Кроме того, тому же поколению Z катастрофических не хватает женщин: мужчин в этой возрастной когорте на 18,27 миллиона больше. Это, кстати, является еще одним побочным последствием политики одного ребенка: традиционно в китайских семьях отдавалось предпочтение сыновьям, что вынуждало женщин, вынашивавших эмбрионы «не того пола», делать аборты.
При этом патриархальный уклад китайского общества не поспевает за изменениями в жизни женщин. Многие мужчины и представители старших поколений обоих полов по-прежнему ожидают, что женщины в браке будут выполнять большую часть работы по дому и возьмут на себя уход за детьми - даже если одновременно работают полный рабочий день. В таких условиях успешные женщины вообще не видят смысла в насыщенной стрессом семейной жизни, качество жизни в которой для них почти неизбежно снизится.
В 2021 году эксперты оценивали интерес китайских женщин к замужеству и рождению детей как самый низкий за всю историю страны. По данным опросов, 44% молодых китаянок вообще не планировали выходить замуж (как и 25% молодых китайских мужчин). Для европейских стран или США, в которых внебрачные дети давно не являются какой-то аномалией, такая ситуация не выглядела бы чем-то очень страшным. Но в Китае появление ребенка вне брака по-прежнему считается весьма предосудительным явлением - во многом благодаря все той же политике одного ребенка. Ведь вплоть до середины 2010-х годов женщина имела право родить ребенка при соблюдении двух обязательных условий: нахождении в зарегистрированном браке и наличии разрешения на рождение от местного органа власти. Если эта ситуация не изменится, без малого половина девушек Поднебесной, планирующих не выходить замуж, почти наверняка пополнит ряды китайских чайлдфри.
Число людей, сознательно отказывающихся от заведения детей, растет и в других азиатских странах, прошедших через оба демографических перехода. В 2018 году лидер правящей Либерально-демократической партии Японии Тосихиро Никаи обратился к японским женщинам с призывом рожать детей на благо страны и осудил тех, «кто считает, будто станет счастливее без потомства». С мнением партийного лидера не согласился премьер-министр Синдзо Абэ (политик был убит в 2022 году), который отметил, что выбор, продолжать свой род или нет, дан каждому. В пику Никаю Абэ предложил не возлагать решение демографических проблем государства на женщин, а создать такое общество, в котором любой, кто захотел бы ребенка, смог бы позволить себе это сделать. Не поддержали Никая и другие лидеры ЛДПЯ, по мнению которых политики вообще не должен давать гражданам советы об устройстве их семей.
На Тайване, стране с одним из самых низких в Азии уровнем рождаемости, наличие детей вне брака, как и в Китае, считается социально неприемлемым - а вступать в брак молодые жители острова не торопятся. При этом сокращение числа детей там совпало по времени с ростом числа домашних питомцев. В Тайбэе, столице острова, собак нарядно одевают, балуют и возят в настоящих детских колясках. Изначально это было связано с позицией местного метрополитена, который разрешил перевозить домашних питомцев таким образом. Но затем тенденция возить собак в колясках перешла за рамки практического смысла - и сейчас ее прямо связывают с растущей популярностью собак как «заменителей детей». Приобретение детских колясок, солнцезащитных очков, плащей и даже носков для собак для жителей Тайваня стало обычным делом.
Япония и Тайвань являются вполне демократическими странами, но осознанное нежелание не заводить детей все чаще встречается и в еще одном коммунистическом азиатском государстве - Вьетнаме. Здесь, по данным опроса 2020 года, 30% молодых людей отдают предпочтение строительству карьеры, а не браку и семейным обязанностям. При этом 61% участников опроса согласились с тем, что рождение детей не является обязательным даже после заключения брака. Такие настроения молодежи резко контрастируют с традиционными воззрениями на брак более старших жителей страны. Издание VnExpress приводит пример 35-летней вьетнамки, которая рассказала своей матери о том, что они с мужем решили не иметь детей. После того как пожилой женщине не удалось переубедить дочь, она объявила, что лишит ту наследства.
Интересно, что во Вьетнаме реже отказываются от заведения детей жители менее богатых северных регионов страны, тогда как более развитый и урбанизированный юг отличается почти в два раза более низким уровнем рождаемости. Руководство Вьетнама пытается выправить ситуацию с помощью директивных методов и пропаганды. По словам лидера Вьетнама Нгуен Фу Чонга, «рождение ребенка - это не только личное дело семьи, но и национальная забота, от которой зависит существование страны».
О распространенности убеждений чайлдфри в современной Европе можно судить по опросам 2020 года в странах Бенилюкса. Тогда в Бельгии 11% женщин и 16% мужчин в возрасте от 25 до 35 лет заявили, что не хотят иметь детей. В Нидерландах 10% опрошенных 30-летних женщин, 8,5% 45-летних и 5,5% 60-летних заявили, что по своей воле оставались бездетными.
В Великобритании в 2020 году 37% опрошенных жителей в возрасте от 18 до 44 лет из числа тех, кто еще не был родителями, завили о том, что не хотят никогда заводить детей. Еще 19% указали, что не хотят сейчас, но могут передумать в будущем. Среди причин отказа чаще всего назывались неподходящий возраст (23%), нежелание менять образ жизни (10%), высокая стоимость содержания и воспитания детей (10%), перенаселенность (9%), неприязнь к детям (8%) и отсутствие родительского инстинкта (6%).
Американское исследование 2006 года показало, как изменялась доля женщин-чайлдфри в США на протяжении 20 лет. В 1982 году здесь не имели детей по своей воле 5% женщин в возрасте от 35 до 44 лет. В 1988 году их было уже 8%. К 1995 году доля женщин-чайлдфри увеличилась до 9%, а к 2002 году - сократилась до 7%. При этом такие женщины имели в среднем более высокий доход и меньший уровень религиозности по сравнению с другими женщинами.
В 2021 году 16,5% американцев в возрасте старше 55 лет были бездетными - правда, это число включает не только чайлдфри, но и тех, кто не завел детей, например, из-за состояния здоровья. При этом в группе от 55 до 64 лет бездетных было 19,6% - тогда как среди более старших поколений - заметно меньше (15,9% в группе от 65 до 74 лет и 10,9% среди тех, кто старше 75 лет). В среднем бездетные пожилые люди были лучше образованы, чем те, которые стали родителями: образование степени бакалавра и выше имели 38,4% первых и 30% вторых.
Впрочем, эту статистику, возможно, приятную для некоторых чайлдфри, несколько портит другой показатель. Около 12,4% бездетных американцев в возрасте старше 55 лет имели уровень дохода ниже американской черты бедности. Среди родителей бедных было меньше - 10,5% среди матерей и 7,5% среди отцов.
Является ли «пропаганда чайлдфри» угрозой для национальной безопасности Беларуси?
Очевидно, что нет. Рост числа людей, осознанно не желающих заводить детей, - это естественный процесс, распространенный практически во всех цивилизованных странах. Конечно, можно упростить картину и объяснить сложные демографические процессы происками «западных недоброжелателей». Но явление чайлдфри широко распространено и в странах вроде Китая и Вьетнама, где сильна коммунистическая пропаганда. Более того, китайский пример ярко демонстрирует, как активное вмешательство государства в дела семейного планирования приводит к непредсказуемым плачевным последствиям.
Причины глубокого демографического кризиса, который переживает Беларусь, совсем не в людях, отказывающихся от рождения детей. И запрет пабликов и телеграм-каналов чайлдфри преодолеть его никак не поможет. Скорее, наоборот. Государство снова показывает своим гражданам, что воспринимает их как ресурс, которым хочет распоряжаться по своему разумению. Например, сейчас оно хочет заставить их рожать больше детей, чтобы компенсировать собственные просчеты предыдущих тридцати лет, из-за которых страна потеряла уже почти миллион жителей.
Кроме того, в подобной ситуации очень удобно иметь назначенных «виноватых», на которых пропаганда может списать ошибки самих властей. Такие, как вымирание белорусской деревни, которая с 1994 года лишилась уже 40% своих жителей, и политически мотивированное выдавливание из страны сотен тысяч белорусов. Все больше и больше граждан страны не хочет заводить и растить детей в Беларуси совсем не из-за чайлдфри-пабликов и телеграм-каналов, а из-за последствий политики белорусских властей: репрессий, низкого уровня жизни и других проблем.