Бобруйчанка Вероника Сорокина делает необычные коллажи своего родного города, куда «вписывает» старые черно-белые фотографии своих родных, которых уже нет. Свой проект она назвала «Так будзе заўсёды». Как рассказывает местное издание 1387, это не классические коллажи — у Вероники своя собственная техника.
38-летняя Вероника родилась в Бобруйске, на время уехала на учебу в Польшу, а позже работала в Минске в некоммерческих организациях «SOS — Детские деревни» и «Гендерные перспективы», а также в отеле. Сейчас же она вернулась в родной город. И нашла для себя хобби — фотографию. Прошла курс лауреатки World Press Photo 2020 года белорусского фотографа Татьяны Ткачевой. Там и начала свой проект. У девушки было желание работать со своим семейным архивом, в котором было очень много снимков, но что именно с ним сделать — она не понимала.
— Из всей семьи остались только мы с папой — сестра, мама, бабушки умерли. Некоторые в пожилом возрасте, некоторые слишком рано. Поэтому для меня актуальная тема переживания этих потерь. Хотелось попробовать зафиксировать чувства, эмоции. Возвращение домой, в родной город, многое вытягивается из глубины сознания. Хотелось что-то с этим сделать, — признается девушка и рассказывает, что понимание того, как надо делать проект, пришло случайно.
Курс проходил летом, было жарко. Девушка готовила холодник и вдруг вспомнила, что также на этой же кухне ее бабушка тоже готовила холодник.
— И вот в тот момент со мной как будто случилось озарение — я же теперь стою на той же самой кухне и делаю то же самое, что раньше делала моя бабушка. И мне захотелось совместить прошлое и настоящее в фотографии. До этого я как раз посмотрела видео на Youtube о технологии наложения фото, и пытался сделать так же. Так и пошло, — рассказала Вероника.
Она стала соединять не только фотографии, сделанные дома, но и снятые на городских улицах. Вероника пробовала разные техники и остановилась на «двойной экспозиции», когда при накладывании двух снимков друг на друга, через один кадр проступает другой. Получилось, что черно-белые фотографии плавно проступают на современных.
— Мне очень понравилась сама техника, как это делается — нажимаешь пальцем на экране и на том месте появляется изображение со старого снимка. Для меня это было даже терапевтично — когда ты нажимаешь на современную фотографию на экране и на ней появляется черно-белые лица твоей мамы, сестры или бабушки, которых с тобой уже нет. Этот эффект, что все твое и сегодня с тобой — это что-то невероятное. Для меня это огромное открытие и уникальный опыт, — рассказывает девушка.
Она рассказывает, что специфика проекта в том, что коллажи — это не классическая и не документальная фотография, а постдокументальная, в которой смешаны технологии, методы и стили.
Также она признается, что благодаря своему проекту смогла открыть для себя Бобруйск заново, увидеть ранее незаметное и узнать что-то новое о родном городе.
— Когда я начала ходить по местам со старых фотографий, смотреть на детали, находя подходящие ракурсы, я погрузился в детальное изучение родного города. Казалось бы, знаешь Бобруйск уже почти досконально. Но нет! С помощью фотографии изучаешь его заново чуть ли не под микроскопом, потому что, когда увеличиваешь все на экране и пытаешься совместить, обращаешь внимание на такие детали, на которые, кажется, никогда бы и не взглянул. Кажется, что ты всю жизнь ходишь по этим улицам, что еще ты можешь здесь увидеть? Но оказывается, всегда можно найти что-то. И в результате снова влюбляешься в свой город, — говорит Вероника.