Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне


Некоторые приемы, которые используют сотрудники государственных СМИ, чтобы обелить репрессии в отношении оппонентов властей, выглядят циничными. 6 июля 2023 года гостелеканал «Беларусь 1» показал в эфире сюжет, с помощью которого пытался доказать, что политзаключенных в нашей стране нет (об этом, в частности, говорили сами заключенные, которых сняли для сюжета), а в колониях для осужденных созданы едва ли не райские условиях. Методы, которыми воспользовались пропагандисты на этот раз, выглядят как прямая отсылка к истории с образцово-показательным концлагерем Терезиенштадт, который нацисты использовали точно в таких же целях в годы Второй мировой войны. Рассказываем, как они пытались убедить мировое сообщество в том, что заключенные их концлагерей — это не заключенные, а сами лагеря — идиллическое место, удобное для проживания.

Как российская пропагандистка рассказала белорусам о том, что в Беларуси нет политзаключенных

Прежде чем начать рассказ об изобретенном нацистами методе «превращения» концлагеря в «подаренный заключенным город», вкратце напомним, что именно показали в своем сюжете сотрудники «Беларусь 1». Чтобы придать видео убедительности, пропагандистка Екатерина Тихомирова в шкловской ИК-17 общалась с самими заключенными, которым в ответ на ее вопросы пришлось заявлять, что они не политзаключенные. Отметим, что странно бы было ожидать иного от людей, которые находятся в руках администрации колонии и могут столкнуться с давлением, если не сделают все, что от них хотят. 

Одним из этих политзаключенных был бывший сотрудник БТ Дмитрий Лукша, которого в декабре 2022 года лишили свободы на четыре года за то, что он делал сюжеты о ситуации в Беларуси для казахстанского телеканала «Хабар 24». При этом в колонию суд отправил и жену Дмитрия, Полину Половинко (на 2,5 года).

Скриншот видео телеканал "Беларусь 1"
Екатерина Тихомирова и Дмитрий Лукша. Скриншот видео телеканала «Беларусь 1»

Также политзаключенные показывали «гостье» свежеотремонтированные уголки колонии, в которой при неясных обстоятельствах погиб политзаключенный Витольд Ашурок. По свидетельствам очевидцев, Ашурок в период заключения неоднократно подвергался физическому насилию со стороны сотрудников колонии (как и другие политзаключенные). Но на снятом «Беларусь 1» видео, разумеется, никто об этом не рассказывает.

Интересно, что авторка сюжета Екатерина Тихомирова переехала в Минск из российского Калининграда, где работала на радиостанции «Русский край», связанной с Русской православной церковью. На государственном белорусском телевидении она начала работать осенью 2020 года — после того, как «Беларусь 1» в знак протеста покинули многие сотрудники. Сама себя Тихомирова считает «тем самым российским десантом пропагандистов», которым заменили белорусских сотрудников.

Хотя на БТ утверждают, что Тихомирова «допытывала осужденных в ИК-17» своими «красотой, острым умом и харизмой», на самом деле для давления на заключенных могут использоваться насильственные методы. Мы уже объясняли, почему рассказам людей, лишенных свободы, далеко не всегда можно доверять.

А сегодня остановимся на эпизоде из истории нацистской Германии, который очень во многом похож на видео, снятое командой Екатерины Тихомировой.

Образцово-показательный концлагерь

В 1938–1939 годах нацистская Германия в два приема оккупировала западную половину Чехословакии — современную Чехию. Часть ее (Судетская область) непосредственно вошла в состав Третьего рейха, а из того, что осталось, немцы создали полуавтономный Протекторат Богемии и Моравии. В северной части этого региона находится старинный город-крепость Терезиенштадт (сейчас — чешский город Терезин в Устецком крае). До конца лета 1941 года его как военную базу использовал вермахт.

Здания в крепости Терезиенштадт, 1909 год. ото: Brück & Sohn Kunstverlag Meißen - Own work, CC0, commons.wikimedia.org
Здания в крепости Терезиенштадт, 1909 год. Фото: Brück & Sohn Kunstverlag Meißen, CC0, commons.wikimedia.org

В рамках «окончательного решения еврейского вопроса» нацистский режим планировал депортировать немецких, австрийских и чешских евреев в концлагеря на востоке (в том числе в Лодзь, Ригу, Каунас и Минск). В начале октября 1941 года «архитектор холокоста» Адольф Эйхман и исполняющий обязанности рейхспротектора Богемии и Моравии Рейнхард Гейдрих договорились использовать Терезиенштадт в качестве «сборного пункта» для евреев из близлежащих регионов перед их дальнейшей депортацией на восток. В ноябре 1941 года туда прибыла первая тысяча евреев.

Но Терезиенштадту не суждено было стать обычным «транзитным» лагерем. В январе 1942 года Гейдрих (который одновременно был и начальником Главного управления имперской безопасности, РСХА) решил превратить часть города в особый лагерь для пожилых (старше 65 лет) евреев. Также туда было решено отправлять евреев, имевших военные заслуги перед немецким государством, — людей, ставших инвалидами из-за полученных в ходе боевых действий ранений, и ветеранов, награжденных высокими военными наградами (например, во время Первой мировой).

Позднее к этой «привилегированной» категории узников Терезиенштадта добавились выдающиеся еврейские художники, музыканты и другие деятели культуры, чье бесследное исчезновение могло вызвать широкий общественный или даже международный резонанс. Сначала вымысел о еврейской «тихой гавани» предназначался в первую очередь для внутреннего потребления: это был ответ для граждан рейха, которые задавались вопросом, как пожилые люди и ветераны войны с инвалидностями могли продуктивно работать в лагерях на востоке (по официальной версии, евреев туда отправляли именно для работы, а не для уничтожения).

Таким образом, обнесенный крепостными стенами городок стал лагерем двойного назначения. Часть попавших в него евреев отправлялась затем в лагеря смерти в Восточной Европе. И одновременно здесь находилась своеобразная «колония-поселение» для пожилых евреев, инвалидов и ветеранов войн с высокими наградами. В нацистской пропаганде Терезиенштадт цинично описывался как «курорт», в который пожилые немецкие евреи отправляются «на пенсию».

Миф о концлагере-«курорте» так понравился нацистам, что позднее его начали использовать и на международной арене. В частности, в октябре 1942 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер рассказывал о Терезиенштадте лидеру фашистской Италии Бенито Муссолини. Ему он описал концлагерь как гетто, в котором пожилые люди получают пенсии и пособия и мирно доживают свои жизни по собственному разумению. На самом же деле условия жизни в лагере были неблагоприятными и способствовали росту смертности среди его жителей.

«Еврейский город» под контролем нацистов

Терезиенштадт действительно был довольно необычным концлагерем. В нем существовало местное еврейское самоуправление в виде Совета старейшин — который, впрочем, обязан был выполнять все распоряжения немецких властей. Одновременно Совет организовывал работу коммунальных служб, занимался охраной правопорядка, контролировал религиозные, почтовые и даже судебную службы. «Жители» Терезиенштадта могли работать в местных ремесленных мастерских, на кухнях, а также в расположенных неподалеку шахтах.

Кроме того, Совет старейшин организовывал образовательные и культурные мероприятия, религиозные праздники. Эсэсовцы, которые контролировали лагерь, мало интересовались тем, чем занимались жители лагеря-гетто в свободное время, если только это не было связано с «деструктивной деятельностью» или саботажем. Поэтому Совет имел значительную автономию в организации подобных мероприятий.

С учетом всего этого, а также того, что вместо обязательных для узников лагерей тюремных роб заключенные Терезиенштадта носили обычную гражданскую одежду, внешне городок действительно больше напоминал гетто, чем концлагерь. Но автономия Совета имела и обратную сторону. Например, он обязан был заниматься распределением ограниченного количества еды, которая поставлялась в городок. А это значило, что его члены должны были решать вопросы вроде «дать ли немножко больше пищи тем, кто занимается тяжелым физическим трудом, — и при этом оставить голодными пожилых людей и инвалидов». Особый цинизм заключался в том, что немцы поручили Совету отбирать людей для депортации на восток — то есть фактически решать, кто выживет, а кто умрет.

Дети – заключенные лагеря Терезиенштадт. Большинство из них было убито в Освенциме осенью 1944 года. Фото: Maurice Rossel - bbc.co.uk, Fair use, en.wikipedia.org
Дети — заключенные лагеря Терезиенштадт. Большинство из них было убито в Освенциме осенью 1944 года. Фото: Maurice Rossel — bbc.co.uk, Fair use, en.wikipedia.org

Еврейские лидеры Терезиенштадта действовали исходя из предположения, что высокая производительность труда и послушание немцам действительно помогут превратить лагерь в «образцовый еврейский город», что позволит выжить большинству его жителей. Какое-то время руководство СС подыгрывало им. Чтобы поддерживать иллюзию «почти нормальной» жизни, в городке позволялось заключать договоры о покупке жилья, а пожилых заключенных побуждали заключать договоры страхования жизни. В августе 1942 года немцы разрешили создать Банк еврейского самоуправления, который даже выпускал банкноты с изображением пророка Моисея. В качестве поблажки заключенные имели право на почтовую переписку и получение продуктовых посылок.

Параллельно в лагерь продолжали приходить эшелоны с новыми заключенными — а на восток из него отправлялись другие, с людьми, обреченными на смерть. За 1942 год сюда прибыл 101 761 заключенный, но численность населения городка на пике в сентябре достигала лишь 58 тысяч человек. Остальные либо были отправлены в лагеря смерти, либо умерли в самом Терезиенштадте (в том же сентябре здесь была зафиксирована 3941 смерть). Известно, что из 42 тысяч евреев, отправленных в 1942 году из лагеря-гетто на восток, выжило 356 человек.

При этом заключенные Терезиенштадта до какого-то момента вообще не знали о том, что отправленные из лагеря на восток заключенные обречены на смерть. Но в августе 1943 года в городок попали 1260 еврейских детей из Белостокского гетто. Они отказались от дезинфекции, опасаясь, что душевые являются газовыми камерами. Этот случай стал для заключенных ключом к пониманию того, что происходит с евреями за пределами их лагеря. Самих белостокских детей после полуторамесячного пребывания в Терезиенштадте вновь отправили на восток, в Освенцим — никто из них не выжил.

Белостокские дети в Терезиенштадте. Рисунок узника лагеря Отто Унгера. Public Domain, commons.wikimedia.org
Белостокские дети в Терезиенштадте. Рисунок узника лагеря Отто Унгера. Изображение: commons.wikimedia.org

«Потемкинская деревня» для Красного Креста

Кроме евреев из Германии, Австрии и Чехии, попадали в Терезиенштадт и другие заключенные. В октябре 1943 года нацисты сумели вывезти сюда 456 евреев из оккупированной Дании — тех, кто не успел сбежать в нейтральную Швецию. Позднее здесь оказалось еще 20 датских евреев. Упорство датского правительства, которое продолжало ограниченно действовать и под немецкой оккупацией, позволило высылать этим людям продовольственную помощь, а также отправить в лагерь делегацию Красного Креста.

Нацисты решили извлечь из визита этой организации максимально возможную пользу, чтобы опровергнуть «слухи» о физическом уничтожении евреев и бесчеловечных условиях в своих концлагерях. Была подготовлена тщательно продуманная мистификация. В концлагере были посажены сады, подкрашены постройки, отремонтированы бараки — разумеется, все это «благоустройство» делалось силами самих заключенных. В Терезиенштадте появились кафе и даже специальный музыкальный павильон.

Для развлечения высокопоставленных гостей была подготовлена культурная программа. Непосредственно перед самим визитом из перенаселенного Терезиенштадта 7,5 тысячи человек вывезли в Освенцим — причем вывозили в первую очередь пожилых, больных людей и инвалидов, которые могли своим видом испортить картинку «идеального еврейского поселения».

Карикатура на «кампанию по благоустройству» лагеря перед визитом Красного Креста, нарисованная узницей Терезиенштадта Фриттой Бедржих. Bedřich Fritta, Jewish Museum Berlin, commons.wikimedia.org
Карикатура на «кампанию по благоустройству» лагеря перед визитом Красного Креста, нарисованная узницей Терезиенштадта Фриттой Бедржих. Изображение: Bedřich Fritta, Jewish Museum Berlin, commons.wikimedia.org

23 июня 1944 года лагерь посетили два представителя Международного Красного Креста и один — Датского. Они ходили по Терезиенштадту в сопровождении эсэсовского коменданта и одного из его заместителей. Концлагерь выглядел как образцовый поселок. Перед гостями был инсценирован «случайно произошедший» судебный процесс над заключенным, совершившим кражу. На лагерной площади узники сыграли футбольный матч. А заключенные-дети представили гостям постановку «Брундибара» — детской оперы чешско-еврейского композитора Ганса Краса.

И представители Красного Креста «купились». Единственным «проколом» нацистов, который они заметили, стал синяк под глазом «еврейского» мэра городка. После визита созданные для него декорации пригодились еще раз: немецкий режиссер Курт Герон снял о концлагере пропагандистский фильм под названием «Фюрер дарит евреям город». В одной из его сцен хорошо одетые заключенные в помещении, напоминающем театр, с видимым удовольствием слушают выступление еврейского симфонического оркестра. После съемок фильма большинство снявшихся в нем «актеров» было депортировано в лагерь смерти в Освенциме.

Заключенные Терезиенштадта слушают концерт симфонического оркестра. Кадр фильма «Фюрер подарил евреям город»
Заключенные Терезиенштадта слушают концерт симфонического оркестра. Кадр из фильма «Фюрер дарит евреям город»

После визита Красного Креста порядки в Терезиенштадте снова ужесточились. В Освенцим были отправлены два из трех руководителей Совета старейшин (обоих там расстреляли). В 1945 году эсэсовцы решили использовать выживших узников лагеря в качестве козыря на переговорах с союзниками по Антигитлеровской коалиции. В качестве «жеста доброй воли» в феврале было освобождено 1200 человек — в обмен на пять миллионов швейцарских франков, которые еврейские организации разместили на специальном депозите в Швейцарии. А в ночь с 14 на 15 апреля Терезиенштадт на грузовиках покинули 423 датских еврея — их сумели вывезти на родину.

В самом конце войны Терезиенштадт превратился в обычный концлагерь, куда попало около 15 тысяч узников других лагерей — таких как Бухенвальд и Гросс-Розен. 2 мая 1945 года Международный Красный Крест взял на себя управление объектом, а 9 мая территорию, где находился лагерь, заняли советские войска. На тот момент в Терезиенштадте оставалось около 30 тысяч человек.