Этим летом в Дзержинске решили построить новую котельную в районной больнице. Стройка началась, но ее пришлось остановить — рабочие начали находить человеческие останки. Сотни останков. Их изъяли следователи и эксперты. Проводится проверка и назначена судебно-медицинская экспертиза. А пока местное издание «Узвышша» рассмотрело три версии их появления (в одной из них фигурирует легенда о восстании скелетов).
Версия первая: Еврейское кладбище
Первоначально строители предположили, что когда-то на этом месте стоял храм (синагога), при котором было кладбище. Некоторые жители Дзержинска вспоминают, как в детстве, играя на этом склоне, видели каменные таблички с еврейскими именами и даже изображениями черепов.
Однако эту версию дзержинские историки практически сразу исключили. Никаких документальных подтверждений этому не нашлось.
Версия вторая: Еврейское гетто
Большинство местных жителей склоняются к версии, что это как раз то место, где в Великую Отечественную войну расстреляли больше 1600 евреев — узников гетто, находившегося именно в районе улицы Первомайской.
«Возможно, но возникают сомнения. Откуда в таком случае в этом захоронении взялись украшения, обувь? Почему на останках не видно следов от пуль и на месте раскопок не нашли ни одной гильзы? Вопросов пока что больше, чем ответов», — задается вопросами издание.
Версия третья: О потомках Радзивиллов (бонусом легенда о восстании скелетов)
«Узвышша» указывает, что обнаруженное захоронение со скелетами находится рядом с Гаштольдовой, или Замковой горой. Еще в начале прошлого века там возвышался Койдановский замок, который в 1930-х годах без церемоний разобрали на кирпичи. Их использовали при строительстве Дзержинской центральной районной больницы.
На горе можно увидеть руины и развалины подвалов кальвинского сбора. Он был не только домом молитвы, но и протестантской усыпальницей, от которой были проложены три подземных хода (поговаривали, что один из них шел в Минск, другой в Несвиж, а третий в дворянскую усадьбу в соседнее с Койдановым имение Новоселки).
Издание также утверждает, что рядом с кальвинским сбором в Койданово хоронили представителей рода Радзивиллов. Когда в 1913 году сюда для осмотра склепа приезжал епископ кальвинистской церкви, он обнаружил там 75 гробов.
«Однако в 1920-х, после прихода советской власти, в храме квартировали солдаты, которые его и разграбили. Добрались они и до склепа, но здесь, по преданию, их встретила армия разъяренных скелетов! И воины революции в панике отступили. После этого главный вход в склеп наглухо замуровали…», — пишет «Узывашша».
Напомним, при строительстве новой котельной в районной больнице Дзержинска рабочие наткнулись на сотни человеческих останков. Были опознаны детские и взрослые скелеты. Люди лежали в земле пластами, друг над другом. Некоторые — в положении стоя. Строители отмечали, что под многими останками нашли гвозди.