Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне


Недавно беларусские военные исполнили во Дворце республики песню, лирического героя которой нетрудно угадать по тексту: «Батька у нас крутой, в мире один такой». Тем временем невестка Александра Лукашенко Анна Селук, автор более сотни песен, среди которых «Ах, Александр», «Бульба-дэнс» и гимн Генеральной прокуратуры, раз за разом получает музыкальные награды. Но в восхвалении власти через музыку всех их опередил Анатолий Ярмоленко: еще в 2006-м он исполнил песню под названием «Слушай батьку». Рассказываем, как этот знаменитый советский музыкант выжил из ансамбля своего руководителя, превратился в завсегдатая провластных концертов, поддержал российскую агрессию и теперь исполняет песню все той же Селук.

Любвеобильная молодость и «отжатие» ансамбля

Анатолий Ярмоленко родился в 1947 году в Винницкой области Украины — годы спустя это не помешает ему уже после начала российской военной агрессии выступить на военном фестивале на территории РФ.

«Я отца своего не знаю (известно, что он был беларусом. — Прим. ред.), так в жизни сложилось. А отца моей матери, священника, я помню. Там была очень сложная семья, с серьезными нравственными устоями. Дедушка был очень нравственный человек», — рассказывал Ярмоленко.

«Вообще, я родился 2 ноября, но в паспорте у меня записано 15-е, — добавлял он. — Мама моя работала в отделе рабочего снабжения Юго-Западной железной дороги. Уже через три дня после родов она взяла меня и поехала на работу. Смогла зарегистрировать ребенка только через две недели. 15 ноября, когда она пришла, и записали днем моего рождения. Поэтому я обычно гуляю со второго по пятнадцатое. Но в семье мы всегда отмечаем второго».

Ансамбль «Сябры» после концерта в Доме культуры города Ельска, 1985 год. Анатолий Ярмоленко — второй слева. Фото: Беларусский государственный архив кинофотофонодокументов
Ансамбль «Сябры» после концерта в Доме культуры города Ельска, 1985 год. Анатолий Ярмоленко — второй слева. Фото: Беларусский государственный архив кинофотофонодокументов

Музыку Анатолий полюбил с детства, выступал в самодеятельности. В 1967 году его забрали в армию. «Военную службу проходил в ансамбле песни и танца Дома офицеров Бакинского военного округа противовоздушной обороны. Там же в это время работал вольнонаемным Муслим Магомаев (один из самых популярных советских певцов. — Прим. ред.). Он часто приходил на репетиции вместе с композитором Поладом Бюльбюль оглы. Они уже были популярными музыкантами, а нам, солдатам, было интересно наблюдать за ними, набираться сценического опыта», — рассказывал певец в интервью.

Как же уроженец Украины оказался в Беларуси? Однажды в Баку на гастроли приехал вокально-инструментальный ансамбль «Сувенир» из Гомеля. В нем выступали два человека, позднее сыгравшие важную роль в советско-российской эстраде: певец Александр Буйнов и композитор Александр Градский.

«Последний прямо с гастрольного маршрута уезжал поступать в Гнесинку (теперь это Российская академия музыки имени Гнесиных. — Прим. ред.), потому освобождалась должность солиста — тогда гастроли длились три-четыре месяца. Неудивительно, что вместе с коллективом приехал и директор Гомельской филармонии Андрей Бабыльков. Он и узнал, что в нашем ансамбле есть „солдатик, который хорошо поет“. Так что дембель у меня получился немного досрочный, но замечу, что тогда как раз сокращали срок службы с трех лет до двух. Так я заменил в ансамбле Александра Градского, а потом 21 год отработал в Гомельской филармонии», — вспоминал Ярмоленко.

Это случилось в 1969 году. И как раз тогда певец познакомился со своей будущей женой. Будучи на гастролях в Бобруйске, он пришел постричься, а Раиса работала парикмахером. «Правда, Раечке я не стал сразу раскрывать всех карт. Наврал, что вкалываю грузчиком в бригаде, пригласил пообедать в ресторан. И когда понял, что она мне симпатизирует как человеку, а не как артисту, стал ее кадрить. Четко решил, что встретил единственную и неповторимую и с другими девушками пора остановиться», — рассказывал певец.

Анатолий Ярмоленко и его жена Раиса. Фото: архив певца, kp.ru
Анатолий Ярмоленко и его жена Раиса. Фото: архив певца, kp.ru

Он уже успел познакомить избранницу с мамой, но любвеобвильного певца ждал неприятный сюрприз. Дело в том, что до этого Ярмоленко заводил знакомства в каждом городе, куда приезжал на гастроли, — и это приводило к неожиданным поворотам.

«Возвращаемся однажды с Раисой из кино, а соседка ехидно так говорит: „Толик, тебя там гости дожидаются“. Оказалось, приехала ко мне еще одна девушка — из Ашхабада (до этого к нему приезжала девушка из Казахстана. — Прим. ред.). Откуда они все узнавали мой адрес — ума не приложу. И вот наступает неприятный момент: подходим к дому, и тут ко мне на шею кидается барышня. Но моя Рая четко сработала. Отодвинула соперницу, взяла под руку будущую свекровь, которая за всем наблюдала, и со словами: „Пойдемте, мама, и ты, Анатолий, не отставай“ — скрылась в хате. Я сунул поклоннице 25 рублей на обратную дорогу, виновато пожал плечами и побежал догонять свое счастье. Вскоре мы с Раисой поженились», — признавался Анатолий. Можно только догадываться, что Ярмоленко говорил тем девушкам, что они были готовы приехать к нему за тысячи километров.

Зная как минимум об одной такой истории, не стоит удивляться, что после свадьбы мудрая Раиса настояла, что будет ездить вместе с Анатолием: она работала с ним в коллективах костюмером, осветителем и техником. «При этом сумела совместить поездки с воспитанием детей. Они, к слову, до школы тоже колесили с нами. Так сказать, ездили табором», — рассказывал в интервью певец. В браке у них родились дети Ольга (та, что Алеся, — об этом ниже) и Святослав. Супруга умерла в октябре 2021 года.

Анатолий и Раиса Ярмоленко. Фото: страница Анатолия Ярмоленко в Facebook
Анатолий и Раиса Ярмоленко. Фото: страница Анатолия Ярмоленко в Facebook

Но вернемся к карьере музыканта. Поработав в «Сувенире», певец в 1971-м перешел в другой коллектив той же Гомельской филармонии, который назывался «Песни над Сожем». На его основе в 1974-м и был создан ансамбль «Сябры». В первое время его солисты исполняли беларусские народные песни, произведения беларусских композиторов и хиты ансамбля «Песняры».

«После службы в армии я поступил в Гомельское музыкальное училище, там познакомился с Николаем Сацурой, Александром Авдевичем, Виталием Климовичем (правильно — Виктор Климович. — Прим. ред.), Анатолием Щитовым. Наша дружба, увлеченность музыкой переросли в ВИА „Сябры“», — рассказывал Ярмоленко. Но он ни слова не упоминает о человеке, который сделал ансамбль известным во всем СССР. Речь о минчанине Валентине Бадьярове.

С Ярмоленко они были одногодки — родились в 1947 году. В отличие от него, Бадьяров получил прекрасное профессиональное образование: окончил минскую консерваторию. Он играл с Владимиром Мулявиным в «Песнярах», затем создал собственную группу, выступал в популярном ВИА «Поющие гитары», вновь возвращался в «Песняры». А в 1975-м ему предложили должность художественного руководителя «Сяброў».

Валентин Бадьяров (слева) и Владимир Мулявин. Фото: страница Валентина Бадьярова во «ВКонтакте»
Валентин Бадьяров (слева) и Владимир Мулявин. Фото: страница Валентина Бадьярова во «ВКонтакте»

Надо понимать, что Бадьяров был игроком «высшей лиги», а о Ярмоленко и его ансамбле тогда еще никто не знал. «На тот момент это был не ВИА „Сябры“, а всего лишь рядовая эстрадная бригада под этим названием, в концертной программе которой были задействованы артисты различных жанров: танцевального, народного, несколько солистов, чтецов. Состав подобных коллективов постоянно менялся, приходили и уходили артисты и музыканты — и это было нормально для того времени, жанра и тех требований», — вспоминал Бадьяров.

Прослушав предложенные концертные записи «Сяброў», он ужаснулся: «Это была неслыханная мною доселе халтура, с очень жалким, блеющим вокалом и с очень провинциальными, на уровне самодеятельности, аранжировками. Но, надо отдать должное, музыканты хорошо знали об этом и не выдавали свои работы за „высокое искусство“».

Солист «Сяброў» Николай Подгорнов вспоминал, что коллектив буквально умолял Бадьярова стать их руководителем — ансамблю угрожало расформирование. Тот отказался, но в итоге через несколько месяцев после долгих раздумий принял их предложение. Бадьяров пригласил в ансамбль несколько крепких музыкантов и, по словам Подгорного, буквально учил петь всех, включая Ярмоленко.

Успех не заставил себя ждать. В 1976 году «Сябры» были удостоены звания Лауреата премии Ленинского комсомола БССР. Весной 1977 года отправились в первые зарубежные гастроли, на Всесоюзном конкурсе советской песни — 1977 коллектив завоевал звание лауреата. А в 1980-м был записан первый альбом.

Именно тогда, в конце 1970-х, в репертуаре коллектива появилась «Девушка с Полесья» («Алеся»):

Живет в беларусском Полесье

Кудесница леса — Алеся.

Считает года по кукушке,

Встречает меня на опушке.

«Я с большой нежностью отнесся к аранжировке этой песни и посвятил труд любимой дочери Алесе, — рассказывал Бадьяров. — Теперь же появилась легенда о том, что песня посвящена дочери Анатолия Ярмоленко. Впрочем, родители ее назвали Ольгой, Алеся — это уже сценическое имя. На протяжении 30 лет эта песня звучит в моей аранжировке, при этом никогда и нигде не упоминается мое имя». Действительно, в СМИ можно найти информацию, что «хит о „кудеснице леса Алесе“ появился у знаменитого ансамбля „Сябры“ одновременно с рождением дочки у его лидера Анатолия Ярмоленко». Но Ольга родилась в 1976-м, а песня появилась два года спустя.

В конце концов, Бадьяров был вынужден уйти из ансамбля. Солист Виталий Червонный рассказывал, что Ярмоленко дважды пытался избавиться от руководителя, исподволь настраивая коллектив против Валентина. Первая попытка «дворцового переворота» провалилась. А вот вторая оказалась удачной. В 1981-м Бадьярова обвинили в том, что во время концертов он частично использовал фонограмму.

Как объясняли соратники худрука, существующая на тот момент усилительная аппаратура у ансамбля была крайне низкого качества. Поэтому Бадьяров при согласовании со всем коллективом решил частично использовать во время концертов фонограммное подзвучивание. «При сегодняшней аппаратуре это сделать очень легко, а в то время, по крайней мере, в Советском Союзе, это было революцией. На Западе эти трюки уже давно применялись („Beatles“, „Bee Gees“, „Pink Floyd“ и т.д.). Это была не „фанера“ в сегодняшнем понимании (под которую, кстати, выступают на сцене сегодняшние „Сябры“), а именно соединение „живого“ звука с оркестровой фонограммой. И после этого начальство, не разбирающееся в музыке, с подачи члена Коммунистической партии Ярмоленко, поставило это ему в вину. Бред!» — говорил солист Николай Подгорнов.

В 1981-м Бадьяров ушел из коллектива. Восемь лет спустя он уехал в Германию, где и умер в 2017-м.

Ставка на свою семью и переезд в Минск

Новым руководителем «Сяброў» стал Ярмоленко, при котором коллектив изменился. Соратники Бадьярова предсказуемо отнеслись к этому критично.

«Я всегда знал, что Анатолию Ярмоленко не нужны конкуренты на сцене. <…>. Для записей пластинок, а затем и телепередач руководитель Бадьяров предлагал продюсерам и режиссерам весь „сябровский“ материал. Руководитель Ярмоленко — только свой. Впрочем, хочу добавить, что ныне „восхищаюсь“ Анатолием Ярмоленко! Как он мастерски сумел использовать кропотливейший труд и таланты „золотого состава“ нашего ансамбля. Именно того состава, который и завоевал под руководством Бадьярова два лауреатских звания! А затем кого шумно, а кого и тихо выдавить из коллектива, в конечном итоге собрав под отеческое крыло и под популярный бренд „Сябры“ свою семью. <…>. От „Сяброў“ осталась жалкая тень! Где многоголосый вокал, где мощные оркестровки со сменами размеров и ритмов? Глядя на трех музыкантов и солиста, тщетно пытающихся собою заполнить все пространство больших сцен, да при этом умудряющихся „петь“ шестиголосные аккорды с канонами (вот вам и использование „фанеры“, формально явившееся причиной отстранения от руководства „Сябрами“ Бадьярова!), волей-неволей сравниваешь прошлый и нынешний коллективы», — говорил Виталий Червонный.

Впрочем в восьмидесятые годы ансамбль продолжал оставаться в топе советской эстрадной музыки. Например, именно в этот период в его репертуаре появилась песня «Вы шуміце, бярозы» («А я лягу-прылягу») на слова поэта Нила Гилевича. Многие считали ее народной песней, что было признаком настоящей популярности.

Вы шуміце, шуміце нада мною, бярозы,

Калышыце-люляйце свой напеў векавы,

А я лягу-прылягу край гасцінца старога

На духмяным пракосе недаспелай травы.

Ярмоленко рассказывал, что эту песню запели в народе, но неожиданно назвали «песняй гультая»: «Яму (Нилу Гилевичу. — Прим. ред.) было прыкра, ён быў крыху расчараваны, нягледзячы на ​​яе папулярнасць. Пасля гэтага я стаў перад выкананнем песні распавядаць, што гэта песня пра чалавека, які едзе па гасціннай дарозе да сваіх блізкіх і родных, на родную зямлю. Ён стаміўся і прылёг у траву. Што гэта песня пра каханне да радзімы. Тады ўжо палягчэла».

Возможно, истина между абсолютной критикой «Сяброў» и их восхищением где-то посередине. Ярмоленко действительно делал откровенную ставку на себя, а затем и свою семью. Заметьте: бренд «Песняры» вызывает ассоциацию не только с Мулявиным, но и с Борткевичем, Кашепаровым, Мисевичем, Дайнеко и т.д. А вот «Сябры» — это именно Ярмоленко и никто другой. Скорее причина в том, что ансамбль при нем действительно стал проще, но зато ближе к массовой аудитории.

Достаточно вспомнить песни, с которыми этот ВИА выступал на «Песне года» — самом ожидаемом музыкальным событии в СССР в сфере эстрады. Это «Алеся», которая, как отмечалось, готовилась еще при Бадьярове (1981), а также «Завалинка» (1988) и «Печки-лавочки» (1989). Последние — достаточно простые композиции, которые никак не тянут на шедевры. Логично, что у музыкантов они вызвали разочарование (сравните с их композицией «Дазволь», которую мы выкладывали выше — насколько старая песня музыкальнее богаче), а вот публика оставалась довольной.

Кстати, в восьмидесятые группа столкнулась с проблемами на ТВ. «У меня была борода как у Иисуса Христа, а тогда это была персона нон-грата на телевидении. Когда я раскидывал руки и пел, то это вырезали, ведь такое нельзя было показывать. А потом я спел песню „Живая вода“, в которой была хрипотца, и мне сказали, мол, слишком роково поет. Но так, чтобы вообще не пускали, такого не было, потому что другие песни звучали по радио, и „Алеся“ же пошла, и „Лягу, прылягу“ звучала», — вспоминал Ярмоленко.

Впрочем, период полуопалы — если он, конечно, был — продолжался недолго. Например, «Сябры» выступали перед советскими войсками в Афганистане. А это поручали лишь абсолютно проверенным коллективам.

А еще в то десятилетие ансамбль сменил прописку. В 1986-м случилась авария на Чернобыльской АЭС, а через несколько лет у жены певца обнаружили рак — злокачественную опухоль щитовидной железы. Кроме лечения, врачи посоветовали переехать.

«Я подыскивал варианты обмена и уже договорился переехать в Вильнюс. Удивительно, но в Минске меня особо не ждали. Один беларусский партийный деятель, когда я прощупывал почву, чтобы поселиться в столице, заявил: „Пусть Ярмоленко катится куда хочет, у нас и так талантов много“. Но точку в этом вопросе поставил замечательный композитор Игорь Лученок. Он выбил разрешение, чтобы я за свои деньги купил кооперативную квартиру в Минске. Так приехал в город, где и теперь живу. Раиса выздоровела», — рассказывал певец.

Композитор Игорь Лученок с участниками ансамбля «Сябры». Октябрь 1985 года, Гомель. Фотохроника БЕЛТА, И. Юдаш. Фото: Беларусский государственный архив кинофотофонодокументов
Композитор Игорь Лученок с участниками ансамбля «Сябры». Октябрь 1985 года, Гомель. Фотохроника БЕЛТА, И. Юдаш. Фото: Беларусский государственный архив кинофотофонодокументов

Поддержка Лукашенко и «Слушай батьку»

Переезд в Минск пришелся на распад Советского Союза и крах привычной музыкальной системы. Состав ансамбля резко изменился. После 1991 года в «Сябрах» из первоначального состава остались лишь Ярмоленко и Сацура, из состава восьмидесятых — вокалист Валерий Рязанов. На смену предыдущим солистам пришли дети руководителя: та самая Ольга-Алеся и Святослав.

При ансамбле открылась молодежная студия, начал работать детский ансамбль «Буслік». Как утверждается на официальном сайте коллектива, через стажировку в студии прошли Гюнешь Абасова, Алексей и Андрей Хлестовы, а также другие представители беларусской эстрады.

Руководитель ансамбля «Сябры» Анатоль Ярмоленко, композитор Игорь Лученок и&nbsp;руководитель ансамбля песни и&nbsp;пляски Беларусского военного округа, 1992 год. Фото: Беларусский государственный архив кинофотофонодокументов
Руководитель ансамбля «Сябры» Анатоль Ярмоленко, композитор Игорь Лученок и руководитель ансамбля песни и пляски Беларусского военного округа, 1992 год. Фото: Беларусский государственный архив кинофотофонодокументов

Что касается самого Ярмоленко, то он — как и другие представители советской эстрады — вскоре столкнулся с интересом к своему творчеству: ретро стало в моде, и «Сябры» вновь оказались востребованными.

Кстати, в тот период Анатолий столкнулся с цензурой. В 1996 году группа «Крама» записала песню «Гомельскі вальс». Вместе с лидером этого коллектива Игорем Ворошкевичем ее исполнили лидер группы «Палац» Олег Хоменко и Ярмоленко. Работу приурочили к десятилетию чернобыльской катастрофы, режиссер Егор Хрусталев снял для нее клип. Премьеру запланировали на 26 апреля, но она так и не состоялась. Возможно, причина была в следующих словах: «Гэта наш лёс, гэта наш шлях». Как раз тогда на митинг «Чарнобыльскі шлях» собиралось до 50 тысяч человек.

Но Ярмоленко никогда нельзя было назвать оппозиционным певцом. Наоборот, он активно поддерживал Александра Лукашенко. Первое документальное подтверждение этому мы нашли в 2006-м. В феврале того года в пресс-службе Лукашенко рассказал, что в предвыборный штаб политика — приближались президентские выборы — «обращаются многие известные в Беларуси люди — артисты, бизнесмены». Один из них — Ярмоленко.

8 марта, за 11 дней до выборов, Ярмоленко вместе с ансамблем исполнил песню «Слушай батьку», которую показали по телевидению. Позже он отрицал, что композиция о Лукашенко. Но автор песни, российский поэт Олег Сорокин, опроверг Ярмоленко, сказав, что солист группы «точно знал, кто является главным героем песни». Тем более, что в те годы этого политика называли именно так.

Ладно сшит и крепко сложен,

Он плохому не научит.

Батька всех построить может,

Батька всех других покруче!

Разведет легко обиды,

Он надежен и спокоен.

Только глянет — сразу видно,

Кто у нас хозяин в доме.

Слушай батьку!

Любопытно, что певица Алеся, дочка главного «Сябра», позже уехала на постоянное место жительства в «недружественную» нынче Австрию.

А в 2020 году эту песню, о которой почти забыли, достали из небытия и начали включать прямо на беларусских улицах, используя для этого репродукторы. Холодными дождливыми днями осени 2020-го жители городов могли увидеть сюрреалистические картины, как под эту музыку по улицам катались автозаки и водометы.

Выступление ансамбля «Сябры» на 6-м Международном телевизионном фестивале патриотической песни «Память». Июнь 2001 года. Фото: Беларусский государственный архив кинофотофонодокументов
Выступление ансамбля «Сябры» на 6-м Международном телевизионном фестивале патриотической песни «Память». Июнь 2001 года. Фото: Беларусский государственный архив кинофотофонодокументов

А в апреле 2006 года о лидере «Сяброў» высказался Лявон Вольский. Тогда, после выборов, обсуждался вопрос списков невъездных в Европейский союз. «Не трогайте, пожалуйста, товарищей Смолову (эстрадная исполнительца Полина Смолова. — Прим. ред.), Ярмоленко и других официальных певцов, — заявил исполнитель. — Ну, пели (вообще, не пели, все было под фонограмму) на агитационных концертах, ну, давали интервью о преданности властям. А что им было делать? Эти люди — на госслужбе. Они работают в театрах эстрады, государственных оркестрах, других организациях. Отказаться от концерта — значит подписать себе как артисту приговор тут, в Беларуси. Из местной „звезды“ ты превратишься в „черную дырку“. Или в „желтого карлика“. А где им еще работать? В какой стране? Только тут есть шанс. Не трогайте их. Ну, артисты, ну, „придворные“, кто же трогает артистов. У наших эстрадников просто не было выбора. Вот вдруг все изменится, и у них снова не будет выбора — они будут на стороне государства, каким бы оно ни было. Это специфика работы», — заявил певец.

Элитный дом, поддержка насилия и войны

В десятые годы Ярмоленко продолжал выступать на эстраде и поддерживать действующую власть.

Его старание оценили: певец получил участок в минском микрорайоне Веснинка — вместе с другими представителями окружения Александра Лукашенко. Это произошло с нарушением закона. Как писала «Наша Ніва», в 2013-м на общественное обсуждение вынесли проект реконструкции Веснинки, которым предусматривалось появление около 40 новых участков под строительство домов. По существующему законодательству участки выделяются по итогам аукционов (в Минске исключение сделано лишь для многодетных семей). Но до открытых торгов в Веснинке так и не дошло. К моменту проведения общественных слушаний все участки, кроме трех, уже были распределены.

Дом дочери Анатолия Ярмоленко в Веснинке. Фото: TUT.BY
Дом дочери Анатолия Ярмоленко в Веснинке. Фото: TUT.BY

Ярмоленко построил коттедж-амфитеатр, который в 2018-м продал за 50 тысяч долларов своей дочери Ольге.

Кстати, именно благодаря ей лидер «Сяброў» породнился с влиятельными людьми. Во втором браке Ольга в 2011-м вышла замуж за Леонида Минца. Последний пробовал заниматься разными бизнесами. Одним из них стал телеканал «БелМузТВ», беларусская версия одноименного российского музыкального канала. После женитьбы на Ольге бизнес Минца пошел в гору.

«Его ключ успеха не только в жене, а в новом бизнес-партнере [Сергее Тетерине]», — отмечали собеседники TUT.BY. Между тем Тетерин являлся не только известным теннисным тренером. Он приобщил к этому виду спорта Александра Лукашенко, со временем став одним из самых близких к этому политику людей. В середине десятых годов структуры, подконтрольные Тетерину и Минцу, получили контроль над существенной долей рекламных потоков на радио и телевидении. Кстати, одна из компаний была записана как раз на дочь лидера «Сяброў».

Но вернемся к его служению государству — не только беларусскому, но и соседнему. В 2015-м певцу «за заслуги в духовном и патриотическом воспитании граждан» присвоили звание лауреата премии ФСБ России.

В том же году в Беларуси состоялись очередные президентские выборы. Телеканал СТВ тогда снял серию роликов с беларусскими знаменитостями, которые призывали посетить избирательные участки. После речи героев на экране демонстрировали дату будущих выборов — 11 октября. В рекламе снялись, например, спортсменка Наталья Цилинская и Ярмоленко. В видео он сказал следующее: «Ставишь галочку „за“ или „против“ того или иного (не совсем ясно, что имел в виду музыкант — в Беларуси нет голосования против конкретных кандидатов, только вариант „против всех“. — Прим. ред.) — подумайте, что мы имеем и что мы можем потерять. Смотрите вокруг и делайте правильный выбор».

Ирина Дорофеева и Анатоль Ярмоленко на заседании «Белой Руси». 2016 год. Фото: TUT.BY
Ирина Дорофеева и Анатолий Ярмоленко на заседании «Белой Руси». 2016 год. Фото: TUT.BY

В 2016-м Ярмоленко участвовал в заседании провластной организации «Белая Русь» (той самой, что теперь стала партией). В 2018-м певец стал автором идеи и исполнителем гимна Союзного государства Беларуси и России (впрочем, его вариант так и не утвердили).

В 2020-м случились президентские выборы, насилие силовиков и массовые мирные протесты. 17 сентября на Youtube появилась песня «Любимую не отдают» в поддержку Лукашенко, которую он исполнил вместе с другими певцами. Одним из главных акцентов композиции тогда был нарратив о мире. Спустя полтора года после появления этой песни Россия напала на Украину с использованием территории Беларуси.

В тот же день Ярмоленко вышел на сцену во время празднования так называемого Дня народного единства. Его гонорар составил 3260 рублей (певец выступил на аналогичном праздновании и в следующем году, но там сумма гонорара не называлась).

В ситуации, когда в стране появились черные списки музыкантов, которым запрещались выступления, Ярмоленко получил зеленый свет для концертов. В 2021-м для выступления ансамбля «Сябры» на «Славянском базаре в Витебске» выделили 5000 рублей. За выступление на концерте ко Дню Могилева и Дню независимости они получили 4700 рублей.

Анатолий Ярмоленко. Фото: страница исполнителя в Facebook
Анатолий Ярмоленко. Фото: страница исполнителя в Facebook

Судя по аккаунту ВИА «Сябры» в Instagram, после российского вторжения в Украину коллектив и их лидер взяли небольшой перерыв в выступлениях. Однако уже 4 мая 2022 года Ярмоленко появился на концерте «Солдатский конверт» в российском Ставрополе. За это ему заплатили 1,15 млн российских рублей (около 16 тысяч долларов).

В том же году он позже выступил на беларусском концерте в честь Дня Победы и на «Славянском базаре в Витебске», где получил из рук Лукашенко премию «Через искусство — к миру и взаимопониманию».

Ярмоленко периодически бывает и на российских телеканалах. Так, в 2022 году вместе с дочкой, певицей Алесей он участвовал в российском проекте «Две звезды: отцы и дети» на «Первом канале», где получил приз зрительских симпатий. А в июне 2023-го выступил в программе «Музыка+» на российском государственном телеканале «Звезда», который курирует Минобороны.

В следующем месяце блогер Сергей Беспалов устроил пранк над представителями беларусской эстрады — позвонил им под видом пресс-офицера ЧВК Вагнера и пригласил выступить на «торжественном открытии» палаточного лагеря наемников под Осиповичами. Ярмоленко не отказался, однако попросил обсудить график и гонорар (народному артисту пообещали тысячу долларов) со своими агентами — сам он, по его словам, на такие темы не разговаривает.

«Доктор Хаусс» вместе с Анатолием Ярмоленко в финале Высшей лиги КВН. Скриншот видео игры
«Доктор Хаусс» вместе с Анатолием Ярмоленко в финале Высшей лиги КВН. 2022 год. Скриншот видео игры

В августе того же года на официальном канале коллектива в YouTube появилось видео с песней «Боль». Композицию с определенной долей скепсиса можно назвать антивоенной. Строчки из припева выглядят так: «Прикрой глаза мои ладонью, я сердцем вижу эту боль. Не бог благословляет войны. Он с теми, в ком жива любовь».

Позже в интервью изданию Sputnik Беларусь Ярмоленко заявил, что в Украине сносятся памятники, а в Беларуси и России этого не происходит, потому что здесь «уважают культуру». Судя по всему, речь идет о той части культуры, которую олицетворяет сам певец. Недаром в 2022-м он исполнил песню невестки Лукашенко.

«Зеркало» подробно рассказывает, что за люди оказались приближенными к действующей власти, какие у них взгляды и как они получили свои «теплые места». Мы публикуем их истории, чтобы вы составили всестороннюю картину происходящего в стране.

У нас к вам просьба 👀

Если вы хотите поддержать независимую журналистику о Беларуси и для беларусов — станьте патроном «Зеркала». Пожертвовать любую сумму можно быстро и безопасно через сервис Donorbox.



Это безопасно?

Если вы не в Беларуси — да. Этот сервис используют более 80 тысяч организаций из 96 стран. Он действительно надежный: в основе — платежная система Stripe, сертифицированная по международному стандарту безопасности PCI DSS. А еще банк не увидит, что платеж сделан в адрес «Зеркала».

Вы можете сделать разовое пожертвование или оформить регулярный платеж. Любая помощь, особенно если она регулярная, поможет нам работать. Пять, десять, 25 евро — это наша возможность планировать работу.

Важно: не донатьте с карточек беларусских и российских банков. Это вопрос вашей безопасности.

Если для вас более удобен сервис Patreon — вы можете поддержать нас с помощью него. Однако Donorbox возьмет меньшую комиссию и сейчас является для нас приоритетом.