Неудача с отправкой первой беларусской космонавтки Марины Василевской на орбиту прекрасно продемонстрировала пропагандистский характер этой акции. Накануне отмененного запуска государственные СМИ наперебой называли еще несостоявшийся полет «историческим событием». И даже запланировали наперед отложенные публикации, в которых упоминалось некое всенародное ликование беларусов по случаю запуска Василевской на МКС. Анекдотичность этой ситуации напомнила нам о еще одной экстравагантной программе, реализация которой должна была сделать великой космической державой… Замбию. Рассказываем, как афронавты в середине прошлого века готовились к высадке на Луну и на Марс.
Почему даже удачный запуск Марины Василевской не превратит Беларусь в настоящую космическую державу?
Но для начала давайте разберемся с этим важным вопросом.
На самом деле все просто: потому что в достаточно узкий клуб таких государств не попадают, запустив в космос спутник или человека на чужой ракете.
Космической деятельностью в мире занимаются десятки стран. Но «космическими державами» принято называть государства, которые самостоятельно могут отправлять в космос достаточно тяжелые спутники.
Например, в июне 2022 года информационные агентства назвали седьмой полноценной космической державой Южную Корею, которая успешно отправила на орбиту объект массой более тонны. Кроме нее, сейчас в этот клуб входят Индия, Китай, Россия, США, Франция и Япония. К статусу космической державы приближается и Новая Зеландия, которая по числу космических запусков в год в 2022 году обогнала Францию, Индию и Японию. Но пока она отправляет в космос более легкие спутники.
Но если для ведущих космических держав отправление в космос очередного своего астронавта или космонавта давно превратилось в рутину, для других стран такой запуск все еще остается ярким, знаковым событием. И его очень заманчиво использовать в пропагандистских целях.
Так, с конца 70-х годов прошлого века СССР регулярно отправлял в космос граждан союзников по социалистическому лагерю. Разумеется, полеты Гуррагчи Жугдэрдэмидийна, Думитру Прунариу и Тамайо Мендеса не сделали Монголию, Румынию или Кубу полноценными космическими державами. Но такой политически мотивированный «космический туризм» позволял правительствам этих стран демонстрировать хоть какие-то выгоды от тесного сотрудничества с СССР. А сам СССР тем самым демонстрировал приверженность идеологии интернационализма.
Еще большим интерес к полетам в космос был в начале 1960-х годов, когда они еще оставались редкими и привлекающими пристальное внимание публики событиями. К этому периоду и относится уникальная космическая программа Замбии, которая, по замыслу создателя, должна была превратить молодое государство в великую космическую державу.
Эдвард Мукоко Нколосо и его афронавты
Всемирную известность амбициозная космическая программа получила благодаря журналу Time, который в октябре 1964 года опубликовал статью, посвященную недавнему провозглашению независимости Замбии (вчерашней британской Северной Родезии). Рассказывая о проблемах, с которыми предстоит столкнуться независимой Замбии, американские журналисты упомянули низкий уровень образованности жителей страны. На 3,6 миллиона замбийцев приходилось 1500 выпускников средних школ, менее 100 выпускников университетов, четыре доктора наук, десять юристов и ни одного инженера.
Текст завершался пересказом некоторых проектов разной степени фантастичности, с помощью которых президент Замбии Кеннет Каунда собирался обеспечить своей стране процветание. Среди прочего политик планировал проводить «многовекторную политику» — то есть дружить «на равных» и с Западом, и с СССР, и с Китаем. Также он хотел создать Восточноафриканскую федерацию вместе с Кенией, Угандой и Танзанией.
Впрочем, самый последний из прорывных проектов, упомянутых в статье, принадлежал не Каунде. Его автором был Эдвард Мукоко Нколосо — учитель естественных наук в начальной школе и директор созданной им же Национальной академии наук, космических исследований и философии Замбии. Нколосо не разделял приподнятого настроения своих сограждан и утверждал, что шумные празднества помешали его космической программе, направленной на то, чтобы опередить СССР и США в космической гонке и первым достичь Луны.
С этой целью Нколосо уже тренировал 12 замбийских афронавтов (этот термин придумал он сам), в том числе 16-летнюю девушку. Программа включала раскручивание внутри большой металлической бочки вокруг дерева (вероятно, это устройство заменяло афронавтам центрифугу) и хождение на руках. Так, по мнению Нколосо, выглядел единственный доступный людям способ передвижения по Луне.
Нколосо, который был ветераном Второй мировой войны, основал свою Национальную академию наук, космических исследований и философии еще в 1960 году (за четыре года до обретения Замбией независимости). В 1964-м он пытался убедить правительство молодой страны создать национальную космическую программу и отправить человека на Луну. В дальнейшем эти планы переросли в проект экспедиции из 12 афронавтов и десяти кошек на Марс. Нколосо утверждал, что изучал Красную планету из своей секретной штаб-квартиры под Лусакой, столицей страны, с помощью телескопа и обнаружил, что она населена примитивными туземцами.
Тренировочный центр для своего отряда афронавтов Нколосо построил в десяти километрах от Лусаки. Здесь босые добровольцы под присмотром конструктора, одетого в плащ и армейскую каску, по очереди забирались в 200-литровую бочку и катились в ней с холма, подпрыгивая на кочках. Еще одна тренировка заключалась в катании на качелях — это, по мнению Нколосо, имитировало невесомость, которую афронавты должны испытывать при космических путешествиях. Запланированную высадку на Луну планировалось отрабатывать в условиях расположенной неподалеку от Замбии пустыни Калахари.
В интервью для Associated Press Нколосо рассказывал:— Некоторые люди думают, что я сумасшедший. Но я буду смеяться в тот день, когда установлю флаг Замбии на Луне.
Нколосо утверждал, что его страна не только опередит американцев и СССР в лунной гонке, но и сделает это всего за год.
Помимо подготовки афронавтов, Нколосо создал и надежный идеологический фундамент для своей космической программы. Он заявил, что целью программы является миссионерство — распространение христианской веры среди «примитивных» марсиан. При этом отец замбийской космической программы демонстрировал широту взглядов и обучал своих афронавтов-миссионеров не навязывать христианство марсианам, если они сами этого не захотят.
Вторая цель заключалась в установлении доминирования в космосе Замбии, которая должна стать «контроллером седьмого неба межзвездного пространства».
Почему проект Нколосо не взлетел
В стремлении превратить Замбию в великую космическую державу Нколосо думал и о финансировании. Правительство Замбии дистанцировалось от смелого проекта, и газеты писали, что он запросил разные суммы (от 20 млн до 2 млрд долларов) у Израиля, СССР, США и Объединенной Арабской Республики (федерации Сирии и Египта). Грант в 7 млн долларов он попросил и у ЮНЕСКО.
Однако ответа от потенциальных доноров он так и не получил. Журналисты рассказывали, что видели на столе конструктора кипы писем от иностранных доброжелателей — но никаких денег, кроме банкноты в 10 рупий, присланной индийским школьником.
Вторая проблема заключалась в создании аппарата, подходящего для полетов в космос. В день провозглашения независимости Замбии, 24 октября 1964 года, он планировал отправить первый космический корабль в космос с помощью катапульты, установленной на столичном стадионе. Сам космический корабль D-Kalu 1 по форме здорово напоминал все ту же бочку — правда, как утверждал конструктор, созданную из алюминия и меди. В нем планировалось отправить на орбиту девушку-космонавтку, двух кошек и миссионера (вероятно, мужского пола). Но провести этот экспериментальный запуск помешали власти, которые отказались предоставить стадион.
Еще одна проблема была связана с самими афронавтами, которые, похоже, плохо осознавали свою ответственность за успех программы.
— Двое моих лучших людей устроили пьянку месяц назад, и с тех пор их никто не видел… Еще один из моих афронавтов присоединился к местному племенному ансамблю песни и танца, — с горечью рассказывал Нколосо о своих безответственных кадрах.
А Мата Мвамба, которая должна была стать первой афронавткой, в возрасте 17 лет забеременела — и ее из отряда забрали родители.
В конце концов Нколосо был вынужден признать, что его программа провалилась из-за нехватки средств и «иностранного саботажа». Эксцентричный изобретатель утверждал, что в Замбии наверняка действуют советские шпионы — и, вероятно, американские. Он предполагал, что они собираются похитить Мату Мвамбу и подготовленных для полетов в космос кошек.
Позднее Нколосо с тем же апломбом пытался избраться в мэры Лусаки. Будущее столичного города под своим управлением он описывал так:
— Если бы меня избрали, столицей Замбии стал бы второй Париж, или даже Нью-Йорк. Если бы я был мэром, пригороды Матеро, Камвала и Чиленье быстро заполнились бы квартирами и небоскребами. Старые дома исчезли бы. Но ничего, у нас еще будет свой Париж.
После неудачи на выборах Нколосо выступал за государственную поддержку знахарства. Он считал, что место знахарей рядом с врачами и что они являются «противоядием» от христианства, которое, по его мнению, нанесло ущерб традиционной медицине Африки.
По протекции президента Каунды Нколосо работал в Центре освобождения Африки — организации, которая боролась против колониализма, еще сохранявшегося тогда в соседней Южной Родезии и ряде других государств континента. В 1972 году он вышел на пенсию, а в 1989 году умер и был похоронен с государственными почестями. В 2016 году бывший президент Кеннет Каунда назвал космическую программу Нколосо «нереальной вещью», которая создавалась больше для развлечения, чем для чего-то другого.
«Зеркало» не спешит рапортовать о «межгалактических» успехах (в отличие от пропаганды). Наши авторы опираются на факты и рассказывают о любопытных исторических сюжетах, которые связаны с актуальными событиями больше, чем может показаться на первый взгляд.
Поддержите редакцию, чтобы мы создали больше таких материалов.
Станьте патроном «Зеркала» — журналистского проекта, которому вы помогаете оставаться независимым. Пожертвовать любую сумму можно быстро и безопасно через сервис Donorbox.
Это безопасно?
Если вы не в Беларуси — да. Этот сервис используют более 80 тысяч организаций из 96 стран. Он действительно надежный: в основе — платежная система Stripe, сертифицированная по международному стандарту безопасности PCI DSS. А еще банк не увидит, что платеж сделан в адрес «Зеркала».
Вы можете сделать разовое пожертвование или оформить регулярный платеж. Любая помощь, особенно если она регулярная, поможет нам работать. Пять, десять, 25 евро — это наша возможность планировать работу.
Важно: не донатьте с карточек беларусских и российских банков. Это вопрос вашей безопасности.
Если для вас более удобен сервис Patreon — вы можете поддержать нас с помощью него. Однако Donorbox возьмет меньшую комиссию и сейчас является для нас приоритетом.