Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Чытаць па-беларуску


Концерты на различные госпраздники в Беларуси организовываются, как правило, за счет бюджетных средств, то есть на деньги налогоплательщиков. При этом участвовать в них приглашают исключительно лояльных власти исполнителей и ведущих. Одна из частых гостий — актриса Вера Полякова-Макей, вдова экс-министра иностранных дел Владимира Макея. Так, недавно стало известно, что за работу ведущей на концерте ко Дню независимости в этом году она получила 1,3 тысячи рублей. Рассказываем об этой женщине: ее двух браках и работе на телевидении, преподавании у Натальи Эйсмонт и использовании служебного положения мужа, а также о русификации театра, который она сейчас возглавляет.

Старт карьеры и первый брак

Вера Полякова родилась в 1978 году в Минске. Причем ее семья была не совсем обычной для СССР.

Ее отец Александр всю жизнь хотел быть артистом, но поступил в радиотехнический институт из-за желания родителей. Трудился на заводе, потом стал предпринимателем. О матери Веры, Татьяне Поляковой (в девичестве Рудиной), коллеги писали, что она «выросла в семье, в которой по материнской линии многие прочно связали свою судьбу со спортом высших достижений: одни двоюродные братья и сестры завоевывали медали на всесоюзных первенствах, другие становились чемпионами мира, третьи — заслуженными тренерами страны». В молодости женщина занималась стрельбой, затем ушла в науку. Защитила докторскую диссертацию по педагогике, возглавляла Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, была проректором по научной работе столичного университета физической культуры. Мать актрисы работает в этом вузе до сих пор.

«У меня по маминой линии Никанчиковых целая династия фехтовальщиков. Есть даже олимпийские чемпионы», — говорила Вера Полякова в интервью. Речь об Алексее Никанчикове, серебряном призере Олимпийских игр — 1968 в командных соревнованиях, пятикратном чемпионе мира. В 1972-м, когда ему был всего 31 год, он трагически погиб: отравился выхлопными газами, греясь в собственной машине, когда та стояла в гараже. Его жена Диана Никанчикова была трехкратной чемпионкой мира в командном зачете.

Вера Полякова и Владимир Макей на Дне вышиванки, организованном МИД Беларуси, 2017 год. Фото: TUT.BY
Вера Полякова и Владимир Макей на Дне вышиванки, организованном МИД Беларуси, 2017 год. Фото: TUT.BY

«В детстве я мечтала быть Аллой Пугачевой, — признавалась актриса. — Я надевала бабушкино свадебное платье, кучерявый парик, брала в руки что-нибудь вместо микрофона и пела „Миллион алых роз“. Сама попросила родителей, чтобы они отвели меня в музыкальную школу и купили пианино. Я окончила школу по классу фортепиано, закрыла инструмент и… с тех пор больше никогда его не открывала. До 12 лет училась в школе с хоровым уклоном: у меня был очень красивый голос — колоратурное сопрано, но со временем он мутировал. Затем мы переехали на новую квартиру, поблизости не было музыкальной школы, зато через сквер был театральный лицей».

«Вообще, мама очень хотела, чтобы я пошла в университет физкультуры, — говорила также Полякова (что логично, раз женщина там работала). — Я даже готовилась к поступлению. Но сама всегда знала, что буду артисткой». Ее мать была категорически против, а вот отец относился к этому мягче, но не хотел перечить жене. В итоге решение пойти против их воли Вера называла своим самым трудным решением в жизни. «Родители мои признали мой талант, если так можно назвать то, что я чего-то могу на сцене, когда мне было 30 лет. До 30 лет они все равно считали, что это абы что, а не профессия», — говорила женщина. Этот юбилей она отпраздновала в 2008 году. Совпадение или нет, но именно тогда она вышла замуж за Владимира Макея и попала на телевидение (к этому мы еще вернемся).

В 17 лет, уже будучи студенткой, Вера Полякова играла главную роль в спектакле «Дрейфус» в Малом театре (теперь этого коллектива не существует) у режиссера Игоря Забары. В 1999-м окончила Академию искусств. Потом работала в Купаловском театре, ТЮЗе и Горьковском.

Отметим, что все эти стремительные переходы происходили на протяжении очень короткого периода времени, а уже в 2001-м Полякова перешла в Театр-студию киноактера. Чем объясняется такая частая смена работы? По поводу ухода из Горьковского она говорила следующее: «Ушла в никуда, потому что поняла, что не смогу замкнуться только на [этом] театре, как того хотел главный режиссер». А вот причиной одного из двух других уходов могла стать личная жизнь. Дело в том, что Вера рано вышла замуж, но первый брак, судя по всему, не сложился. Кто был ее мужем, актриса никогда публично не говорила. По слухам, он работал вместе с ней в Купаловском театре, но у этой информации нет подтверждения. В браке с этим человеком Вера в 1999-м (то есть в 21 год) родила сына Дмитрия и долгое время воспитывала его сама.

Вера Полякова-Макей в проекте Андрея Смоляка "Ожившие картины". 2011 год. Изображение: TUT.BY
Вера Полякова-Макей в проекте Андрея Смоляка «Ожившие картины», 2011 год. Изображение: TUT.BY

Энергичной Поляковой, похоже, действительно было тесно внутри одного коллектива. «Мне с детства удается быть везде, и никто не страдает от моего отсутствия. Даже преподаватели в Академии недоумевали: у меня получалось сниматься в кино, играть в театре и при этом они не чувствовали моего отсутствия на курсе», — говорила она в интервью.

Как мы уже упоминали, в 2001-м Полякова перешла в Театр-студию киноактера, куда ее пригласил художественный руководитель коллектива, кинорежиссер Александр Ефремов. «Знал меня по съемкам в его фильме „Поводырь“. С тех пор я на этой сцене. Начинала с четверти ставки, затем перешла на половину, а потом плотно вошла в репертуар и задержалась», — вспоминала она.

Параллельно с работой в театре актриса занималась и другими проектами. В 2007-м выпустила первый (и, судя по всему, последний) музыкальный альбом с незамысловатым названием «Актриса» — на презентацию тогда пришли звездные Ядвига Поплавская и Александр Тиханович, а также другие представители беларусской эстрады: Алексей Хлестов, Искуи Абалян, Гюнешь, Инна Афанасьева, Александра Гайдук, Анна Шаркунова.

Параллельно Вера работала в Академии искусств — старшим преподавателем по сценическому движению и фехтованию (тут, очевидно, пригодились семейные навыки в спорте) театрального факультета. Среди ее студентов самого первого выпуска была и Наталья Эйсмонт — нынешняя пресс-секретарь Лукашенко.

Брак с Макеем и попытка оставить Полякову дома

Судя по всему, наибольшие деньги актрисе приносила работа на телевидении. 14 января 2008 года Первый национальный телеканал (теперь называется «Беларусь 1») сообщил о скором выходе женского ток-шоу «Жизнь как жизнь», которое стала вести как раз Полякова. Первая программа вышла в эфир 25 января.

В этой связи есть любопытный нюанс. Как известно, в браке с Макеем актриса была 17 лет — значит, они поженились как раз в 2008-м (эта же дата называется и в ряде публикаций об этой паре). Познакомились же они на новогоднем приеме у Александра Лукашенко. «Сначала просто общались. Мне всегда было приятно с ним поговорить, а ему всегда было приятно поговорить со мной. Он сказал, что влюбился в мою искренность», — вспоминала актриса. Дата того самого приема неизвестна, но, судя по всему, он состоялся в конце 2007-го (или же на год раньше). Получается, что Вера попала на телевидение вскоре после знакомства с Макеем — тогда помощником Лукашенко, которого в июле 2008-го назначат главой администрации политика. Совпадение или нет, вопрос открытый.

Вера Полякова-Макей (слева) рядом с Владимиром Макеем на Рождественском хоккейном турнире. Крайний слева — Юрий Чиж, справа от Макея — Владимир Коноплев, крайняя справа — Наталья Петкевич. 2008 год. Фото: kp.by
Вера Полякова-Макей (слева) рядом с Владимиром Макеем на Рождественском хоккейном турнире, 2008 год. Крайний слева внизу — близкий к Лукашенко бизнесмен Юрий Чиж, справа от Макея — давний соратник Лукашенко Владимир Коноплев, крайняя справа — тогда первая замглавы Администрации Лукашенко Наталья Петкевич. Фото: kp.by

Уже в июле 2009 года Полякова родила в браке с Макеем сына Артема. В кадре актриса появлялась практически до самых родов, а о своей беременности объявила в одном из выпусков собственной программы. После рождения сына актриса ушла в декрет, и на телевидение после него не вернулась. Роль в этом снова сыграл муж.

«Договорились, что я не вмешиваюсь в его работу, он не вмешивается в мою. Как и любому мужчине, ему хотелось, чтобы я была дома. Он надеялся: раз я так сильно его люблю, то всю себя положу на алтарь семьи. Но мне с детства удается быть везде, и никто не страдает от моего отсутствия. <…> Единственный раз мы с мужем не нашли консенсус, когда я работала на телевидении. По мнению некоторых, жена министра должна сидеть дома и варить борщи. Я уступила и оставила телевизионный проект», — говорила Вера в интервью.

В разговорах с журналистами Полякова-Макей неоднократно рассказывала о своем быте и отношениях с супругом. «Я обычная женщина. Утро начинается в 6.15 на кухне: завтрак, обед и ужин для семьи должны быть каждый день! В свободное от основной работы время стираю, убираю, глажу, проверяю уроки. Не пропускаю ни одного школьного мероприятия у детей», — рассказывала она.

«Бывают такие дни, когда Владимир Владимирович приходит домой настолько уставшим, что даже может какое-то время ни с кем не разговаривать. Тогда мы стараемся оградить его от домашней возни. Почти за одиннадцать лет замужества научилась попадать в его настроение. Даже когда [хочу сказать] что-то важное, выжидаю нужный момент. Хотя по хозяйству он умеет делать буквально все. Про таких говорят: мужик с руками. Может с сыном и грядки вскопать, и зелень посеять. Еще с младшим занимается математикой и английским, вместе решают логические задачки. И у сына очень хорошие успехи», — добавляла она.

Вера Полякова-Макей на своем творческом вечере. 2018 год. Фото: TUT.BY
Вера Полякова-Макей на своем творческом вечере. 2018 год. Фото: TUT.BY

Уже после смерти супруга Полякова-Макей говорила: «Единственное, чему на сто процентов научил меня мой муж, это держать удар. Потому что я боролась в первую очередь с ним. С тем, чтобы он меня не усадил в доме, чтобы я получила определенные награды». В том же разговоре актриса утверждала, что Макей, ставший в 2012-м министром иностранных дел, был единственным человеком, который будто бы вычеркивал ее фамилию из всех списков на награждение. «Причем все знали, что я уже заслужила своим количеством ролей, тем, что я делала, и так далее. Но он всегда принципиально вычеркивал. Дальше президиума Совмина не шел ни один мой документ». По ее словам, на медаль Франциска Скорины ее фамилию подавали шесть раз. «И шесть раз он меня вычеркивал», — утверждала она.

Похоже, на седьмой раз муж сдался. В 2016-м актриса получила заветную медаль. А 25 февраля 2022-го, на следующий день после начала полномасштабной российской агрессии в Украине, стала заслуженной артисткой страны.

Гастроли в Италии и внезапные успехи в карьере

Высказывания Поляковой о госнаградах, получению которых будто бы мешал ее супруг, вполне могут быть правдой. Но нужно подчеркнуть следующее: до замужества она была малоизвестной актрисой и преподавателем. А вот в десятые годы ее карьера пережила резкий скачок.

Уже в 2012-м она создала свой частный театральный проект «ТриТформаТ» (актриса расшифровывала название как «Товарищество Театральных Трудоголиков»). С комедийным спектаклем «На том же месте, в будущем году…» Вера побывала в финском Хельсинки, итальянском Неаполе и украинском Киеве. В 2019-м комедию «Брачный договор» этого же коллектива показывали в Венеции. Отметим, что коллектив формально был частным, но за границу отправляли именно его, а не государственные театры. Кроме того, например, выступление в Венеции (как, вероятно, и все остальные) организовывалось беларусским посольством в Италии, которое подчинялось Владимиру Макею как главе МИД. Иначе как использованием служебного положения супруга это не назовешь.

В 2013-м «Беларусьфильм» выпустил телесериал «Ой, ма-моч-ки!» с Верой Поляковой-Макей в главной роли — до этого, да, впрочем, и сейчас беларусов редко звали на главные роли в таких проектах. Основное действие происходило в роддоме, героиня актрисы работала в отделении патологии беременности, где женщинам помогают выносить и родить ребенка. «Такую большую роль я очень долго ждала. Знаете, у меня слезы навернулись, когда в титрах увидела первой свою фамилию. Для нас, актеров, — это как олимпийская медаль для спортсменов. Ведь чаще в первой строке на экране мы видим фамилии кого-то из заезжих московских звезд, которые, к сожалению, как правило, просто зарабатывают здесь деньги и не показывают уровень мастерства», — говорила актриса.

Вера Полякова-Макей в телесериале «Ой, ма-моч-ки!». Фото: kino-teatr.ru
Вера Полякова-Макей в телесериале «Ой, ма-моч-ки!». Фото: kino-teatr.ru

В 2014-м Полякова-Макей также стала ведущей кинофестиваля «Лістапад» и вела его в следующие годы. В 2018-м победила в первой Национальной кинопремии. Ее отметили за лучшую главную женскую роль в фильме «Ой, ма-моч-ки!-2», снятом на «Беларусьфильме». Правда, сам форум попал в центр скандала. Как отмечал портал TUT.BY, в числе организаторов оказались заинтересованные стороны. Например, сам «Беларусьфильм», чьи картины были представлены во всех номинациях. В составе жюри было пять представителей киностудии. В результате в ее активе оказалось три четверти статуэток — 15 из 20.

В 2019-м Полякова вернулась на телевидение и стала ведущей на телеканале ОНТ. Вместе с актером Денисом Паршиным ее взяли вести передачу «Наше утро». Последний спустя некоторое время ушел, а вот Полякова задержалась в эфире подольше и оставила впечатление яркой и очень шумной ведущей.

Связаны ли все эти успехи с должностью мужа? Если вынести за скобки гастроли ее коллектива, где все очевидно, прямых доказательств какой-либо протекции нет. Но очевидно, что без Макея Поляковой было бы куда сложнее пробиться наверх.

Вера Полякова-Макей получает приз за "Лучшую главную женскую роль" в фильме «Ой, ма-моч-ки!» на Первой национальной кинопремии. 2018 год. Фото: TUT.BY
Вера Полякова-Макей получает приз за лучшую главную женскую роль в фильме «Ой, ма-моч-ки!-2» на Первой национальной кинопремии, 2018 год. Фото: TUT.BY

Жена главного дипломата и мини-скандалы

После того как ее муж возглавил МИД, Поляковой-Макей волей-неволей пришлось участвовать в светских мероприятиях. Впрочем, вряд ли ей самой это не нравилось. Во время кратковременной либерализации конца десятых годов она вместе с мужем надевала вышиванку на мероприятиях МИДа и вела светские разговоры с послами — в том числе, например, с украинцем Игорем Кизимом. Спустя несколько лет Россия при поддержке официального Минска нападет на Украину, причем Макей меньше чем за неделю до начала агрессии будет рассказывать, что все российские войска, принимавшие участия в учениях в нашей стране, выведут с территории Беларуси.

При этом эксцентричная актриса не позволяла себе громких политических высказываний, зато попадала в другие мини-скандалы.

Так, в августе 2019-го ее сын Артем Макей участвовал в прослушиваниях для национального отбора на детское «Евровидение». Но в десятке финалистов его не оказалось. «У меня нет вопросов к выбору жюри, — заявила артистка. — Я до предела возмущена организацией мероприятия». Среди прочего, ее тогда разочаровал уровень аппаратуры и качество работы звукорежиссера. «Я 25 лет на этой сцене, ездила по разным местам Беларуси. Но никогда не было такого, чтобы на протяжении 25 секунд фонил микрофон, а звук выводился с опозданием. Считаю это диверсией, направленной против меня как профессионала», — возмущалась она. БТ ответило достаточно мягко: мол, отстройка микрофонов для группы «Нескучный возраст», где пел Артем, проходила при участии ее собственного звукорежиссера Игоря Савенко, который «подтвердил нормальную работу оборудования Белтелерадиокомпании».

Вера Полякова и Владимир Макей на втором Дне вышиванки, организованном МИД Беларуси, 2018 год. Фото: TUT.BY
Вера Полякова и Владимир Макей на втором Дне вышиванки, организованном МИД Беларуси, 2018 год. Фото: TUT.BY

В октябре того же года в малом зале КЗ «Минск» прошел творческий вечер Поляковой-Макей «Женщина-огонь» в честь 41-го дня рождения актрисы. Среди гостей оказался и российский поп-исполнитель Филипп Киркоров, который вышел на сцену вместе со своими детьми и пропел «С днем рождения!». У многих возникли логичные вопросы, кто оплачивал участие российской звезды в мероприятии. Семье пришлось оправдываться.

Сперва актриса заявила, что ее семья знакома с певцом уже более 20 лет: «Насколько мне известно, дети [Киркорова] давно просили свозить их в гости к Артему, показать Минск, в котором они никогда не были. Артем так рассказывал про Беларусь, что они решили: эта страна круче, чем Испания. Они с августа донимали: „Папа, поехали“. И так сложилось, что у Филиппа было окно в графике, они запланировали поездку и приехали. Заодно попали на мой день рождения».

Затем высказался и Макей: «Мы все, наверное, уже настолько низко пали, что не можем верить в нормальные человеческие отношения, дружбу, порядочность, искренность. Для всех троллей, конспирологов и изобретателей сплетен сообщаю: меня с Филиппом связывает давняя дружба еще с начала 2000-х годов. Дети наши познакомились в этом году и состоят в постоянной переписке. Желание побывать на творческом вечере супруги высказал сам Филипп, за что я ему бесконечно благодарен. Пребывание в Минске оплачивал сам Филипп. И если вы думаете, что он все измеряет деньгами, то вы глубоко ошибаетесь».

Вера Полякова-Макей на своем творческом вечере. 2018 год. Фото: TUT.BY
Вера Полякова-Макей на своем творческом вечере, 2018 год. Фото: TUT.BY

Продолжилось ли общение Поляковой-Макей с Киркоровым в последние годы, уже после смерти экс-министра, неизвестно — никакой информации об этом не было.

Жизнь после Макея и русификация ТЮЗа

Все изменилось после 2020 года. Сперва Полякова-Макей решила промолчать о протестах. Но в феврале 2021-го высказалась об оппозиционном политике Павле Латушко в передаче «Марков. Ничего личного» на телеканале ОНТ: «Единственное, чего я ему никогда не прощу, что он вытер ноги о Купаловский театр. Что он разрушил столетнюю историю театра, он вывел этих людей (речь об актерах, покинувших театр в знак солидарности после увольнения Латушко. — Прим. ред.) и бросил их. Вот этого я ему не прощу никогда. Да, они не овцы, они, наверное, понимали, что делают. И я не овца, я 26 лет жила в этой стране при этом государстве, и я не считаю, что все было так плохо. Тогда кто я после этого, дура с тремя высшими образованиями? Ну как я жила 26 лет и не замечала, что все так плохо?»

«Купаловский театр — золотой фонд нации, это то национальное, духовное достояние, переоценить значение которого для беларусского народа невозможно, — ответил ей сам Латушко. — Нужно также понимать, что он состоит не из здания, не из бетона и стали, он состоит прежде всего из актеров, из творческого состава, и это выдающиеся личности беларусской культуры. Из театра ушли народные артисты, заслуженные артисты Беларуси, <…>. И это люди принимали решение, каждый из них личность, каждый из них особа в культуре. И говорить, что кто-то их вывел, кто-то их повел за собой, кто-то о них вытер ноги — это кощунственно, это растоптать еще раз этих людей, их чувства, их боль и страдания. Те эмоции, которые были тогда, не ушли, потому что репрессии и насилие продолжаются. Так что никто никого не выводил, это было решение актеров, творческого состава и ряда сотрудников».

В апреле 2022 года Полякова-Макей уже сама стала директором другого знакового столичного театра — Театра юного зрителя. Еще до этого она анонсировала, что учреждение откажется от работы исключительно на беларусском языке: «Я считаю, спектакли должны быть на двух языках: и на беларусском, и на русском. Тогда у театра есть коммерческая история. <…> Государство всегда протянет нам руку помощи, но мы не должны сидеть на этой прививке. Мы должны научиться сами зарабатывать деньги».

Вера Полякова и Владимир Макей в передаче «Марков. Ничего личного» на телеканале ОНТ. 2021 год. Фото: ont.by
Вера Полякова и Владимир Макей в передаче «Марков. Ничего личного» на телеканале ОНТ. 2021 год. Фото: ont.by

Отметим, что в Беларуси на тот момент действовали 29 профессиональных театров. Из них исключительно на беларусском работало всего шесть. В итоге «благодаря» Поляковой-Макей их осталось пять: уже в июне 2022 года (то есть всего спустя два месяца после назначения актрисы) в ТЮЗе показали премьеру спектакля «Альпы. Сорок первый», созданного по мотивам повести Василя Быкова «Альпийская баллада». Спектакль шел на русском языке, хотя сам классик писал на беларусском.

С того времени все спектакли для взрослых в ТЮЗе ставились именно на русском. В 2024-м там даже показали первый спектакль категории 18+ - комедию «36 и 6». Причем в главной роли перед публикой выступала сама директор. Это оказалась не единственная постановка, где солировала актриса: она же определила себя на главную женскую роль в спектакле «Мастер и Маргарита», играет и в целом ряде других постановок.

В последние годы Вера воспитывает младшего ребенка одна: ее муж умер в ноябре 2022-го. Ему было 64 года. Издание «Наша Ніва» утверждало, что перед этим в семье актрисы и дипломата были проблемы и что якобы в день смерти Макей вернулся в свой дом в Дроздах один, а супруга с младшим сыном остались в их другой квартире. Якобы первым умершего министра нашел старший сын актрисы, который поехал в Дрозды после неудачных попыток родственников связаться с ним по телефону.

«Наша Ніва» также писала, что после смерти мужа Вера Полякова-Макей попала в опалу: перестала вести программу ОНТ «Наше утро» и мероприятия для режимного истеблишмента, а близкие к властям бизнесмены, ранее поддерживавшие ТЮЗ, стали отказывать в просьбах поддержки тех или иных проектов. Полякова действительно ушла с ОНТ, но все же окончательно из обоймы не выпала. Она продолжила работать в ТЮЗе, да и недавняя работа ведущей на концерте ко Дню независимости в этом году подтверждает, что окончательно списывать со счетов актрису рано. Но у ее влияния теперь наверняка есть свои границы.

В этом году в театр к вдове Макея пришли силовики и прямо в его здании задержали актера Александра Гладкого — пришлось срочно искать ему замену для премьеры. Помочь своему сотруднику директор не захотела. А может, просто не смогла.