«Давайте в учебниках по истории, в замковых и музейных экспозициях так и назовем, например, период Речи Посполитой — оккупацией белорусской земли поляками. Этноцидом белорусов. А что это было для наших предков? Родной язык, культура, вера под запретом. Магнаты на собак меняли белорусских крестьян. Но народ выжил и сохранил свою самобытность», — заявил Александр Лукашенко. Рассказываем, что происходило на самом деле.
Кревская (1385), Виленско-Радомская (1401), Городельская (1413), Гродненская (1432), Краковско-Виленская (1499), Мельницкая (1501) и Люблинская (1569) унии. Это не только названия серий бесконечного ночного кошмара у одиннадцатиклассника-«ботана», пообещавшего маме сдать ЦТ по истории Беларуси на 100 баллов (маме, потому что девушка при таком рвении у него появится не скоро).
Это еще и этапы неуклонного сближения и стремления друг к другу двух братских славянских стран — Польши и Великого Княжества Литовского (ВКЛ), в котором жили предки современных белорусов, украинцев и литовцев (единственных в этом перечне, не являвшихся славянами).
Первоначально их сблизила угроза «коллективного Запада». Колумб еще не успел открыть Америку, поэтому США физически не могли навязывать Европе свою политику из еще непостроенного Вашингтона. Поэтому лицом агрессивного «коллективного Запада» являлся Тевтонский орден, постоянно претендовавший на славянские земли. Победа при Грюндвальде, а затем еще в одной, более поздней по времени войне поставили в этом вопросе точку.
Но возникла другая внешняя проблема — стремление Московского государства расшириться на восток. Официальный Вильнюс — очаг мира и стабильности в Восточной Европе — постоянно заключал с ним договоры и демонстрировал свою готовность к конструктивным переговорам. Но проходило определенное количество лет, и война начиналась снова.
На горе нашему знакомому ботанику и все еще ждущей его девушке этих войн было несметное количество. Назовем даты лишь некоторых из них: 1487−1494, 1500−1503, 1507−1508, 1512−1522, 1534−1537 и 1561−1570. Сил у ВКЛ становилось все меньше, а потому она все чаще обращалась за поддержкой к Польше.
Братские польские элиты — тут Александр Лукашенко, разумеется, прав — были не так просты, как может показаться. В их 28 союзных программах планах была полная ликвидация независимости ВКЛ. Например, Мельницкая уния 1503 года предусматривала избрание общего короля, введение единой валюты, проведение единой внешней и внутренней политики. Государственные должности и суды сохранялись отдельные. Короля предлагалось избрать, но поскольку большинство избирателей были бы поляками, то на государственной самостоятельности ВКЛ можно было бы поставить точку.
В результате унию не утвердили.
Вплоть до середины 16 века ВКЛ и Польша жили в состоянии тесного братства, а также глубокой интеграции. У них был один и тот же правитель, являвшийся одновременно польским королем и великим князем литовским. Но государства являлись независимыми. Правда, элиты ВКЛ все сильнее тяготели к братскому народу. Широкие права и привилегии соседней шляхты не давали покоя и будоражили воображение. К 1569 году ВКЛ увязла в борьбе на востоке. К тому же поляки решили ускорить процесс. На территории Украины, входившей в ВКЛ, появились польские солдаты, присоединившие ее к своей Родине.
После этого выбора не осталось. Люблинская уния, казалось, бы поставила в интеграции точку, создав Речь Посполитую. Но это было федеративное государство, частями которой являлись Польша и ВКЛ. И оккупацией создание РП назвать очень сложно. Ведь обе части федерации сохранили свои собственный административный аппарат, казну, войско и законы.
Более того, по Статуту Великого Княжества Литовского 1588 года — своду основных законов — иностранцам (в том числе полякам) запрещалось приобретать землю в братской ВКЛ и занимать государственные должности.
Сложно говорить и о запрете белорусского, точнее старобелорусского языка. К примеру, именно на нем был напечатан Статут ВКЛ. В переводе на польский он вышел лишь в 1611-м.
К сожалению, со временем белорусский язык действительно стал исчезать из официального обращения. В 1696-м появилось постановление, что государственные документы в ВКЛ должны писаться на польском и латинском языках. Но крестьяне продолжали разговаривать на белорусском — ни об одном документе о запрете его употреблять неизвестно. Родной язык знали и магнаты, ведь иначе они не смогли бы общаться со своими подданными. Они даже сочиняли произведения на нем. Например, знаменитый ученый Адам Мальдис нашел стихотворение на белорусском языке, которое Евхим Храптович, последний канцлер ВКЛ, написал в середине ХVІІІ века.
Александр Лукашенко также говорил о запрете культуры и веры. О первом из них точно говорить не приходится. Представление о том, что в ХVІІ — ХVІІІ века белорусская культура оказалась в кризисе, царило еще в 1970-е годы. Но тот же Мальдис в 1980-м выпустил книгу, где доказал, что в это время в Беларуси имела место эпоха Барокко, которую в середине ХVІІІ века сменила эпоха Просвещения.
Про запрет можно говорить лишь относительно веры. Правда, лишь в отношении одной из конфессий. Действительно, в Речи Посполитой православие вытеснялось на периферию, а ставка делалась на католичество (впрочем, в ХIХ веке все происходило с точностью до наоборот).
Что же касается обмена собак на крестьян, то подобные дикости встречались во всех странах. Да и крепостное право у восточных соседей было все же более жесткое, чем аналогичное в Речи Посполитой.
Период РП сложно назвать лучшим в белорусской истории. Огромное количество внутренних противоречий привело это государство в состояние глубокого кризиса. Впрочем, уния двух братских народов продолжалась до 1791-го. Да, в том году была принята Конституция Речи Посполитой, в котором шла речь уже об унитарном государстве. Но спустя четыре года страна прекратила существование.