Сомнения и недовольство собой часто подталкивают нас к переменам. Виталий Авсейков честно признается, что долгое время был недоволен своим голосом: он вызывал у молодого человека дискомфорт и неуверенность в себе. В какой-то момент Виталий решил пойти на курсы постановки голоса. Он долго и упорно занимался, учился в Беларуси и России — и в итоге стал диктором и актером озвучивания. Теперь его голос можно услышать в рекламных роликах мобильного оператора, сети ресторанов быстрого питания, в сериалах и мультфильмах. Виталий рассказал, как он стал актером озвучивания, можно ли сделать успешную карьеру с помощью голоса и как ежедневно держать его в тонусе.
«Раньше у меня был другой голос, и он мне очень не нравился»
Виталий родился в Витебске, в подростковом возрасте переехал с родителями в Минск. В детстве, как и многие мальчишки, увлекался спортом: ходил в баскетбольную и футбольную секции и мечтал стать профессиональным спортсменом.
«Я обожал спорт, и везде, где мог заниматься, я это делал. Поначалу очень хотел стать баскетболистом. Запомнился один момент. Ребенком приходишь на баскетбольную площадку, видишь огромное кольцо высотой около 3 метров, которое взмывает как будто до небес, и тебе 10-летнему его не достать. И вот это препятствие, которое показалось мне интересным, хотелось преодолеть. Потом еще немного успел поиграть в футбол. Но в итоге родители отговорили от спортивной карьеры», — сказал он.
Сначала парень поступил в БГУИР, однако уже после первого курса забрал документы из университета. Вместо этого Виталий отучился в кулинарном колледже, став дипломированным поваром. Дальше его ожидала срочная служба в армии.
«До этого я не видел себя ни на актерской стезе, ни в работе с микрофоном. Я был закрытым и застенчивым подростком, который никак не выделялся. Но в армии было очень много свободного времени, и я постоянно думал о том, что в своей жизни нужно что-то менять. Меня не устраивал мой голос, с помощью него я не мог проявить себя. Это был мой комплекс, — рассказывает собеседник. — Отслужив, я познакомился с ребятами, которые озвучивали аниме. Ни у кого из них не было профильного образования. Мы просто встречались, делились интересными историями и обсуждали навыки, как стать лучше. До этого знакомства я думал найти себя в программировании (ходил на курсы HTML и CSS), но выбрал озвучивание. Так я решился изменить свой голос и тело. Проходил курсы в Минске и в Москве, обучался у актеров Анны Полупановой и Станислава Стрелкова, играл в театре „На Немиге“. Все эти крупицы знаний я собирал в разных местах. И со временем начал зарабатывать в озвучивании», — поделился он.
Виталий говорит, что благодаря постоянным занятиям его голос существенно изменился и тембрально стал ниже — сейчас у него баритон, переходящий в бас:
«Если услышите мой прежний голос на первой озвучке, никогда не узнаете, что это я. Подключился грудной регистр, я заговорил объемным, низким голосом».
На вопрос о том, как он сумел изменить голос, Виталий ответил:
«Кроме курсов, мне очень помогли два упражнения, которые я постоянно выполнял. Во-первых, это мычание. Представим, что у нас во рту лежит горячая картошка, опускаем нижнюю челюсть и в этот момент начинаем мычать: м-м-м. Мышцы гортани приоткрываются, и появляется больше пространства для объемного голоса. Когда мы говорим, челюсть обычно чуточку сжата, и голос получается спертым. А наша задача — раскрепоститься и дать ему место для объема. Второй момент, который мне помог, — это работа с дыханием. Обычно, особенно в патовых ситуациях, мы дышим поверхностным грудным дыханием. А нужно расслаблять верхнюю часть и подавать поток кислорода только в живот».
Параллельно Виталий прокачивал свои скилы повара. Самым необычным местом работы были вагоны-рестораны поездов, курсировавших из Минска в Сочи и Мурманск. Собеседник вспоминает, как под стук колес готовил мачанку, драники с грибами и прочие блюда беларусской кухни. Эти поездки запомнились не только веселыми пассажирами, которых успокаивал напарник Виталия, но и тренировками чтения с листа. Этот навык беларус оттачивал едва ли ни прямо на кухне во время готовки:
«Поезд до Мурманска идет три дня. Пассажиры фактически одни и те же, все время питаться в вагоне-ресторане для них затратно. Поэтому нередко приходилось сидеть без дела. Что я делал? Читал. А читать с листа без подготовки — это одно из главных умений актера озвучивания. Так я во время работы в поезде развил этот навык».
Первыми серьезным опытом наш герой называет озвучивание испанских телесериалов для русскоязычной аудитории. Гонорары, как говорит Виталий, были небольшими: в середине десятых платили всего по 8−10 беларусских рублей за серию длиной 40 минут:
«Это сериалы, в которых все время встречались реплики типа „Себастьян, что ты делаешь? Остановись! Я прошу тебя!“ — смеется актер озвучивания. — Постоянно разыгрывалась какая-то драма. Полицейский приходил к другу и рассказывал, что собирается кого-то убить, а друг его отговаривал. Всегда было одно и то же. Если сериал на 90% состоял из мужских реплик и тебе нужно было их озвучить, ты просто умирал. Работы было действительно много, а платили беспощадно мало. Но мне была нужна эта работа, чтобы оплачивать курсы, и я ее выполнял».
Какие продукты могут навредить голосу?
«Я пью кофе и чай, но чаще употребляю обычную питьевую воду. После кислой, сладкой и горячей еды начинается активное слюновыделение. Из-за этого рот нужно прополоскать или пожевать резинку. В литературе, посвященной работе с голосом, подчеркивают: за микрофлорой рта нужно следить. Если этого не делать, во время записи во рту могут происходить щелчки разного типа — такая озвучка считается браком. И моя задача — всегда предупреждать такие моменты, чтобы запись была чистой и мы не переписывали несколько дублей подряд. Так я пристрастился к водичке. Она продлевает твою бодрость и жизнь в целом. Вода всегда со мной», — пояснил он.
Какой продукт — основной враг актеров озвучки? Шоколад, лимон и все, что вызывает сильное слюновыделение и повышенную кислотность. Парень признался, что газировку вообще не пьет, но ее тоже нельзя употреблять перед работой: после нее тоже могут появиться неприятные звуки, после которых придется перезаписывать.