Белорусская пропаганда любит мрачно описывать жизнь политэмигрантов, часто ссылаясь на то, как сложно белорусам реализоваться в другой стране. Однако даже кардинальная смена профессии за рубежом — далеко не всегда негативный опыт. «Зеркало» поговорило с брестчанином Артемом, который в Беларуси работал водителем, а после эмиграции ушел в творчество — и сейчас пишет музыку и звуки для видеоигр, анимации и рекламы.
«Трудно представить, что будет в Беларуси в будущем»
Артему 27 лет, сейчас он живет в Грузии. На новом месте белорус хвалит хороший климат, относительно невысокие цены и простую легализацию. С Артемом мы разговариваем по-белорусски: после начала войны в Украине он стал постепенно переходить на родной язык: «У нас есть своя культура и язык, которые нужно беречь. Кто, если не мы? Особенно в то время, когда переписывают историю». С родины он вместе с женой и маленьким ребенком уехал после февраля 2022 года.
— Трудно было тогда представить, что будет в Беларуси в будущем. В принципе, и до сих пор трудно. Кроме того, моя жена — украинка. Ей было особенно сложно, когда из Беларуси летели ракеты в Украину, где ее родители, родственники и друзья, — объясняет мотивы переезда Артем.
До эмиграции Артем около трех лет работал дальнобойщиком. Признается, что в целом работа ему нравилась — «восхищала романтика дальних дорог». Однако после рождения сына в семье начал подниматься вопрос смены профессии. Из-за долгих разъездов Артем пропускал моменты взросления ребенка. От работы сложно было отказаться из-за сравнительно неплохой зарплаты.
— Но когда мы уезжали, надо было решить, чем зарабатывать на жизнь дальше. Получилось так, что пришлось все начинать с чистого листа. Я искал разные курсы и наткнулся на курсы саунд-дизайна. Я даже не слышал такого термина до прошлого года. Но меня это сразу очень заинтересовало, — рассказывает Артем.
«Чтобы зритель слышал звуки и верил, что так и есть на самом деле»
Музыка была одним из юношеских увлечений Артема. В университете он играл на гитаре в группе, писал музыку и мечтал заниматься этим профессионально. Однако сомнения, что в такой творческой профессии удастся хорошо заработать, заставили оставить музыку только как хобби. После обучения, говорит Артем, времени заниматься ею вообще не осталось.
— И вот я нашел курсы саунд-дизайна. Создавать звуки и музыку — это же то, о чем я мечтал! — рассказывает парень. — Да еще и можно реализовать себя в видеоиграх, которые я тоже очень люблю. Я прошел онлайн-курс за два месяца в ускоренном режиме, получил базу навыков в звукорежиссуре, саунд-дизайне, интерактивном аудио.
Звуковой дизайн — относительно новая профессия по созданию звуковых эффектов и музыки для кино и мультимедиа. Артем говорит, что работа таких специалистов часто остается незамеченной зрителями, ведь задача саунд-дизайнеров как раз в том, чтобы создать максимально органичное звуковое оформление картинки. Неважно, кино это или видеоигра.
— Чтобы зритель слышал звуковое оформление и верил, что так и есть на самом деле. Например, возьмем такие знакомые нам вещи, как звуки айфона, мобильных приложений, звуки светового меча в «Звездных войнах», голос робота Валли в мультфильме. Этих звуков не существовало в природе, но ты слышишь и веришь, что оно звучит именно так, — объясняет белорус.
Артем считает, что саунд-дизайн — профессия настолько же творческая, насколько и техническая. Недостаточно просто иметь музыкальный талант, нужно знать физику звуков, как работает их синтез, уметь пользоваться программами для обработки и аудиооборудованием.
— Процесс создания звукового дизайна зависит от задачи. Если это сцена из рекламы, где герой ест чипсы, то моя задача — записать это или подобрать другую звуковую фактуру, — рассказывает парень. — Обработать и добиться того, чтобы это звучало максимально «вкусно» и правдоподобно. Также моя задача — создать соответствующее музыкальное настроение в ролике. А если нужно сделать звук космического корабля или звук перезарядки оружия в игре, в ход идет все, что под рукой: пылесос, столовые приборы, дрель, детские игрушки. Нужно много экспериментировать. Получить результат часто помогают синтез звука и морфинг (комбинирование двух или более звуков).
«В Беларуси реализоваться в саунд-дизайне было бы сложнее»
Уже во время обучения на курсах Артем искал клиентов. С первым ему повезло быстро — помощь в звуковом оформлении заказал квест-рум в Тбилиси. Но затем наступил период, когда найти новые заказы было сложно. Для работы в сфере саунд-дизайна одних курсов оказалось недостаточно. Не обошлось без страхов и сомнений еще и потому, что эмиграция — сама по себе ситуация непростая. Но Артем уверен, что именно такое положение и вынуждает быстро развиваться:
— Конечно, был страх, что не получится, не найду работу, а надо семью кормить и так далее. Мы с женой работали несколько месяцев без выходных, по очереди, так как надо было быть с сыном. Она — днем, а я — ночью, чтобы поскорее выйти на зарплату.
Артему пришлось много учиться самому, что в итоге открыло для него новые возможности. На сегодня он уже поработал над саунд-дизайном для анимации, рекламы, игр и трейлеров.
— Также повезло поработать в большой игровой студии в жанре horror (ужасов). Специалистов на нашем рынке немного, как и работодателей. Но на западном рынке лучше с этим, индустрия развивается. В последнее время появляется все больше студий и компаний, создающих 3D-видео, различные виды рекламы, контента на Youtube, сериалы, трейлеры. Без работы не останемся, — оптимистично прогнозирует Артем и добавляет, что зарплата в новой профессии выше, чем у дальнобойщика. — А вот фриланс зависит от проекта, количества задач, навыков, опыта звукорежиссера, качества его работы. Ограничений по зарплате нет. Новичку сложно найти клиентов, поэтому придется много работать за дешево, а иногда и бесплатно, чтобы наработать хорошее портфолио.
В ближайших планах у нашего собеседника — устроиться в хорошую игровую студию, чтобы получить больше опыта в этом направлении. В долгосрочных — «поработать над сериалом в жанре ужасов».
— Музыка везде, и с помощью нее и звуков можно управлять чувствами человека. Это уже не только искусство. Часто это используют в рекламе серьезные бренды. Очень интересно, если углубиться в эту тему, — говорит парень.
Спустя почти год за границей Артем все еще скучает по Беларуси. В основном по родным, друзьям и Бресту. Однако возвращаться планирует в свободную Беларусь.
— Реализоваться в моей новой профессии там тоже было бы сложнее. Основная проблема — с разнообразными оплатами. В Беларуси теперь сложно оплатить лицензии необходимого «софта», получить плату за работу, так как некоторые западные фирмы отказываются сотрудничать, пока ты находишься там. Многие фирмы уезжают из Беларуси и релоцируют своих сотрудников, — уверен Артем.