Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Происходят катастрофические вещи». Мнение психиатра о том, что кроется за усиливающимся подхалимством в отношении Лукашенко
  2. ISW: ВСУ восстановили позиции под Покровском, а россияне продвинулись около Торецка
  3. В Беларуси — автомобильный «хапун». Установлен месячный рекорд по покупке новых машин (какая марка разлетается как горячие пирожки)
  4. Литовцев предупредили об опасности из Беларуси. Что на этот раз?
  5. Чиновники придумали очередные налоговые новшества для населения (многим придется раскошелиться)
  6. Если Украина будет успешно продвигаться в Курской области, Беларусь может вступить в войну? Мнение
  7. «Беларускі Гаюн» сообщил подробности ночного прилета российских дронов. Их было как минимум восемь, один долетел до Новогрудка
  8. В Варшаве ответили на предложение Воскресенского главе МИД Польши лично приехать и забрать Почобута
  9. «Мне теперь приходится прятаться в квартире». Еще на одну беларуску напали в Варшаве
Чытаць па-беларуску


В Беларуси есть Республиканский совет по исторической политике при Администрации Александра Лукашенко. А возглавляет его Игорь Сергеенко, глава этой же Администрации. В интервью изданию «СБ. Беларусь сегодня» он рассказал, кого можно считать национальным героем Беларуси, а кого нет.

Игорь Сергеенко. Фото: Павел Матусевич, «Ваяр»
Игорь Сергеенко. Фото: Павел Матусевич, «Ваяр»

По мнению Сергеенко, критерии определения национального героя ясны.

— Это человек, который в трудный период (как герои Великой Отечественной войны) или в критической ситуации (как наши летчики, Герои Беларуси, Владимир Карват, Андрей Ничипорчик, Никита Куконенко) делает невероятно мужественный выбор. Жертвует или рискует своей жизнью, защищая родную землю, людей. Или самоотверженно живет, отдавая всего себя благородной идее, которая служит на благо, акцентирую, своего народа, как советские Герои Социалистического Труда, Герой Беларуси Митрополит Филарет, — пояснил глава совета.

При этом, отвечая на вопрос анонимного сотрудника издания, «что делать с персонажами таких противоречивых эпох, как ВКЛ, Речь Посполитая», он отметил, с вышеназванными критериями сложно подходить к оценке известных личностей этих эпох.

— Скажем, можно ли назвать национальным героем Костюшко? Личность яркая. Был благороден. Самоотверженно служил идее. Но эта идея не была белорусской. Да, мы не можем вычеркнуть его из своей истории, это против наших принципов. Но должны четко определить его роль в ней, чтобы, как вы правильно заметили, наши дети понимали, на кого равняться. Потому что сфальсифицированный образ национального героя способен в равной степени как объединить, так и расколоть общество. Пример тому — созданный в советской историографии миф о Калиновском. Мы увидели своими глазами, как опасно искажать факты или скрывать часть правды. Советское поколение выросло на примере героической борьбы революционера Калиновского с царизмом. А сегодня на личности этого так называемого героя, на примере его борьбы за идею восстановления польской Речи Посполитой играет внешний враг, пытаясь вбить клин между братскими народами, расколоть общество внутри одной страны, — заявил Сергеенко.

Анонимный сотрудник издания также заявил, что обнародованы «подробности зверских расправ калиновцев с белорусским православным населением» (на какие публикации ссылается аноним, не указано. — Прим. ред.).

На это Сергеенко сообщил, что совет «продолжит работу по развенчанию таких мифов».

— Да, многие уроженцы Беларуси имеют мировую известность. Мы можем гордиться тем, что на нашей земле рождаются гении. Но, например, назовем ли мы своим национальным героем талантливого ученого, который сотрудничал в годы оккупации с немцами, после войны жил и работал в США? Не просто работал. В самый разгар холодной войны участвовал в разработках топлива для космических кораблей и ракет, которые были направлены на его Родину, — привел в пример Бориса Кита Игорь Сергеенко.

Он еще раз отметил, что «нужны четкие критерии оценки вклада личности в историю своей страны и маркеры непричастности к этой истории, такие как факты служения интересам других государств», и только таким образом «можно формировать пантеон национальных героев».