Недавно председатель Совета Республики Наталья Кочанова заявила молодым мамам, лежащим в роддоме 6-й минской больницы, что они «делают самое главное дело в жизни — рожают белорусов». Подобные высказывания слышатся регулярно, причем не только от нее, но и от других чиновниц. Мужчины, работающие на государство, в том числе Александр Лукашенко, тоже любят «напомнить» женщинам, каково их «истинное» предназначение. Вместе с гражданской и политической активисткой Юлией Мицкевич «Зеркало» объясняет, почему рожать — это лишь право, а не обязанность, как это следует со слов чиновников.
Подождите, а что не так с идеей рожать детей?
C идеей рожать детей все так: мы не пытаемся сказать, что этого делать не стоит. Если женщина действительно этого хочет и морально готова к тому, что ее ждет, то никакой проблемы нет.
Проблема заключается в постоянно звучащих из телевизора высказываниях о том, что женщинам «нужно рожать», что это «главное дело в жизни» и им подобным. Обратите внимание на формулировки. Например, 11 июля Лукашенко говорил работникам «Могилевского завода лифтового машиностроения», что «рожать нужно», а 15 июля в интервью «Зеркалу» представитель «комиссии по возвращению» Юрий Воскресенский заявил, что вместо уехавших белорусов «нарожают новых». Возникает ощущение, что это долг и обязанность, а не выбор женщины.
— Это классическая ситуация, которую можно охарактеризовать известной фразой «личное — всегда политическое». Мы только думаем, что иметь или не иметь детей — это наш личный выбор. Но это политический вопрос — и не только в Беларуси, — объясняет Юлия Мицкевич. — Вспомните протесты в Польше, когда ввели запрет на прерывание беременности даже после пережитого насилия. Всегда есть те, кто принимает политическое решение за женщин. Особенно ярко это видно в ситуациях политического кризиса, репрессий или войны: патриархальная риторика в отношении женщин и их репродуктивного здоровья, по вопросам гендерного равенства начинает ужесточаться. Есть исследования и статьи, которые хорошо показывают эту корреляцию.
В патриархальной системе, то есть системе мужского господства, по мнению экспертки, женщина воспринимается как нечто второстепенное и часто как обслуживающий персонал. Пример с Кочановой, когда «главным делом жизни» она называет «рожать белорусов», Юлия Мицкевич называет показательным.
— Чиновница не общается с родившими белорусками в таком ключе: «Поздравляю с материнством, если вы сделали такой выбор, это прекрасно». Система использует саму женщину, в частности, Кочанову, чтобы ее устами донести другим, что они должны рожать. Представьте, если бы в роддом приехал [экс-министр здравоохранения Владимир] Караник и так же призывал беременеть, — говорит Мицкевич. — А с Кочановой все выглядит, как будто посыл идет от женщине к женщинам.
Подробнее о подобных ситуациях мы писали в тексте о сексизме белорусских чиновниц.
По словам Мицкевич, при сегодняшнем правовом дефолте в Беларуси, когда нарушаются наши политические, социальные и экономические права, логично, что следующие в очереди — это сексуальные и репродуктивные.
— Их нарушение — это и есть ситуация, когда чиновники приходят к женщине и говорят: ты должна родить, это твоя обязанность, — поясняет собеседница. — Та же Кочанова не заявляет этого прямо, но подтекст хорошо считывается: мы как государство решаем за тебя, что тебе делать.
Почему женщина не обязана рожать? Это же предусмотрено природой
По мнению Юлии Мицкевич, отсылаться к «природе» — удобный аргумент, когда других не осталось: этим можно объяснить все что угодно.
— Но это так не работает. Пример: если у женщины проблемы с репродуктивным здоровьем, она что, перестает быть женщиной? Конечно, нет, — говорит экспертка. — К тому же современные технологии — то же ЭКО — показывают, что вовсе не обязательно, чтобы зачатие происходило классическим способом, как задумано природой. Почему в каком-то случае мы «должны» следовать природе, в каком-то — идти против нее? Здесь нет логики.
Мицкевич считает, что сегодня общество скорее рассматривает людей как личностей, а не как биологические функции, которые они выполняют.
— Все-таки у каждого и каждой есть свобода выбора: я хочу — я буду, не хочу — значит, я могу этого не делать. И главное, что никто не должен женщину заставлять: ни родственники, ни государство, — подчеркивает экспертка. — Потому что это в любом случае будет или давлением и психологическим насилием, или дискриминацией, или и тем и другим вместе.
Сексуальные и репродуктивные права четко прописаны в международных документах. Например, в 1979 году Генеральная Ассамблея ООН подписала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Согласно ей, государства — участники организации должны гарантировать женщинам «свободно и ответственно принимать решение о числе детей», а также «о промежутках между их рождениями». Также действует Пекинская декларация 1995 года, которая приравнивает права женщины к правам человека, и, собственно, Декларация о правах человека ООН 1948 года. В Конституции Беларуси идеи из этих документов тоже закреплены.
Мужчинам, которые несмотря ни на что верят в некое «природное предназначение» женщин, Мицкевич предлагает ответить себе на вопрос: согласитесь ли вы, чтобы жену или партнершу вам назначили, а не выбрали вы сами?
— Вряд ли кому-то это понравится, — уверена собеседница. — Хотя еще какое-то время назад это было нормой. Но в современном мире мы знаем, что выбирать себе партнера или партнершу по своему усмотрению — это одно из наших прав. И оно даже не обязательно должно быть закреплено в каких-то документах. Мы просто знаем, что это право у нас есть. Так же и с репродуктивным правом женщины иметь или не иметь детей, рожать или делать аборт, становиться матерью или нет, сколько раз и через какое время — его никто не может нарушать.
При этом принятие решение о рождении ребенка не обязательно должно лежать только на женщине. Если она в отношениях, решение о беременности может принять пара: это вопрос их личных добровольных договоренностей.
— Родительство — это лишь один из способов самореализации, — напоминает Мицкевич. — Женщина вправе выбрать для себя другие пути это сделать.
Но если завтра чиновники перестанут говорить о «рождении белорусов», разве это изменит ситуацию с правами женщин?
Безусловно, чиновников нельзя назвать первоисточником подобных стереотипов. Они поддерживаются и среди нас самих.
— Общественное сознание и мнение имеет свойство меняться медленнее, чем конвенции и законы, — отмечает Мицкевич. — Даже если предположить, что прямо завтра появляется некая Новая Беларусь, в которой права граждан будут соблюдаться, гендерные стереотипы не устареют в тот же момент. Подобные установки закладываются в нас с детства. На них влияет и воспитание, которое мы получаем от старшего поколения, и его ожидания от нас — неважно, родились мы мужчиной или женщиной. С этим нужно еще много работать.
В пример экспертка приводит тот же вопрос о детях: если женщина не может забеременеть из-за проблем со здоровьем, но не рассказывает об этом окружающим, ее могут засыпать нетактичными вопросами, осуждать, навесить какие-то ярлыки («эгоистка»). А если проблемы с зачатием у мужчины, общество это интересует уже куда меньше.
Возможно, часть установок о том, что нужно рожать и как можно раньше, имели какие-то основания в прошлом — тогда, когда они формировались. Например, во второй половине 1920-х средняя продолжительность жизни людей в РСФСР составляла лишь 42 года (таких старых данных по БССР мы не нашли). В то же самое время в странах Запада этот показатель был на 10−20 лет выше. Ожидаемая продолжительность жизни женщины в Беларуси продолжает расти и сейчас: если в 1995 году она составляла 75 лет, то в 2020 году дошла практически до 79,5 года. Это в том числе отодвигает возраст рождения первого ребенка. А старшие поколения получают больше времени, чтобы «передать опыт» внукам.
Но вместо того чтобы осознать изменения и учитывать их в своей политике, чиновники подхватывают подобные устаревшие стереотипы и транслируют их из года в год.