Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Маргарита Левчук сообщила, что они с мужем не могут назвать сына. Нужно разрешение от миграции, а его нет
  2. Известного айтишника спросили, почему в Беларуси не могут создать свой ноутбук. Что он ответил
  3. Россия ночью выпустила по Украине рекордное количество дронов. Часть улетела в Беларусь
  4. В Беларуси ввели налоговое новшество. Что и для кого изменилось
  5. «Крыма больше нет». Советник Трампа заявил, что Украина должна сосредоточиться на мире, а не на возвращении территорий
  6. «Я в а**е». Сбежавший в Беларусь блогер из Латвии удивился, получив первую зарплату на новом месте
  7. Жители Гомельщины попросили у властей защиты от беспилотников — им пришел второй ответ от облисполкома
  8. Прощай, осень — на следующей неделе нас ждет ненастье, осадки и похолодание
  9. У россиян рекордные потери в Украине, но довольно скромные успехи. Почему так получается, рассуждают эксперты
  10. Блогера, который уже четыре года за решеткой, снова будут судить. Он должен был скоро выйти на свободу
  11. Немецкий актер Тиль Швайгер, которого раскритиковала Тихановская, рассказал, что ему понравилось в Беларуси


Белорусский актер и режиссер Александр Енджеевский с семьей вынужден был покинуть Беларусь полгода назад. Сейчас Александр и его жена дизайнер Екатерина Евдокимова-Енджеевская живут в польском Белостоке и уже реализуют в эмиграции первые проекты. Здесь Александр поставил спектакль «Шлях да Батлеема». О том, возможна ли творческая реализация в эмиграции, Александр и Екатерина рассказали MOST.

Александр Енджеевский, Екатерина Евдокимова-Енджеевская и актеры спектакля «Шлях да Батлеема». Фото из архива Александра Енджеевского
Александр Енджеевский, Екатерина Евдокимова-Енджеевская и актеры спектакля «Шлях да Батлеема». Фото из архива Александра Енджеевского

«Мы знали, что жизнь уже не будет прежней»

До эмиграции Александр служил в Гродненском театре кукол и вел развлекательные мероприятия, а его жена Екатерина работала дизайнером и параллельно создавала деревянные игрушки ручной работы.

После протестов 2020 года мир семьи перевернулся с ног на голову: вначале Александра попросили уйти из театра, а затем задержали за распространение якобы экстремистских материалов. Белорусы решились эмигрировать, выбрав в качестве нового дома польский Белосток — здесь они уже полгода.

— Уезжая, мы знали, что жизнь уже не будет прежней. Морально были готовы к тому, что придется начинать заново, — рассказывает Александр.

Для Екатерины полгода в Белостоке превратились в своеобразное «прозябание». Она признается: казалось, что они застряли в хаосе и непонимании, куда двигаться дальше.

«Дети должны интегрироваться в культуру страны, где они живут»

Тем не менее семья уже начала осуществлять первые творческие проекты в эмиграции. Александр поставил рождественский спектакль «Шлях да Батлеема».

«Шлях да Батлеема» — кукольный спектакль, рождественская сказка для семейного просмотра. Сюжет основан на том, что к ослику, который страдал от злого хозяина, приходит Вифлеемская звезда, которая говорит ему отправиться в Вифлеем и помочь Богу. По дороге ослик встречает разных животных. Основная идея спектакля в том, что у каждого — своя дорога к Богу.

«Шлях да Батлеема» шел и в Гродненском театре кукол, но Александр объясняет, что в Польше поставил совершенно другой спектакль с таким же названием и по мотивам той же сказки. В Белостоке премьера спектакля состоялась 28 декабря 2023 года в Молодежном культурном центре.

Главные роли в спектакле исполнили белорусские дети, которые переехали в Польшу вместе с родителями.

— Я считаю, что дети должны интегрироваться в культуру той страны, где они живут. Было бы неправильным закрываться в рамках своей маленькой «общины». Поэтому язык спектакля — польский.

Спектакль пошел буквально с колес: у детей было не больше 10 репетиций, прежде чем спектакль впервые увидели зрители. Из-за отсутствия специального помещения для репетиций некоторые встречи проходили прямо в квартире, где живет семья.

«Возобновить деятельность в полную силу — отдаленно витает в мыслях»

Куклы — неотъемлемая часть «Шляха да Батлеема» — тоже создавались «на коленке».

— В Беларуси у меня была собственная мастерская, которая находилась в одном из уютных двориков Гродно, — рассказывает Екатерина. — Мастерская для художника — это второй дом, где ты можешь творить, грустить и радоваться. Поэтому лишиться ее было морально непросто.

Сейчас Екатерина создает игрушки в польской квартире, но достигнуть тех масштабов, которые были в Беларуси, пока невозможно.

— Это банально неудобно, мне просто не хватает места. Уезжая из Беларуси, я распродала все материалы и станки. В Польше сырье в разы дороже. Поэтому возобновить деятельность в полную силу — даже не мечта. Так, где-то отдаленно витает в мыслях, — отмечает Екатерина.

«Пробуем свои силы везде, где можем»

Семья надеется, что рождественский спектакль перерастет в большее. Александр уже подал заявку на грант — в случае успеха можно будет думать об открытии театральной студии для детей и взрослых.

— Пойти на работу в театр довольно проблематично из-за акцента, кроме того, театральные труппы в Белостоке полностью укомплектованы. Поэтому пробуем свои силы везде, где можем — подаем заявки на творческие проекты, развиваем аккаунты в соцсетях и маркетплейсах. Еще я учусь на массажиста в полицеальной школе.

Екатерина продолжает продавать игрушки. Однако в последнее время заказов стало меньше.

— Обычно декабрь был самым ходовым месяцем из-за праздников. Но в этом (прошлом, 2023-м. — Прим. ред.) году почему-то все глухо. В основном кукол заказывают белорусы со всего мира.

Белосток. Фото: wikipedia.org

«Подводных камней в разы больше, чем на родине»

Белорусы считают, что реализовать творческий потенциал в Польше реально, однако это потребует больших усилий и времени.

— Казалось бы, перед тобой вся Европа, огромный рынок сбыта. Но и подводных камней становится в разы больше, чем на родине, — отмечает Екатерина.

В Беларуси Екатерина состояла в Союзе дизайнеров, что давало некоторые преференции — например, платила за мастерскую по пониженному коэффициенту.

— Здесь же таких плюшек нет. Хочешь снимать помещение под творчество — без проблем, но будь готов ежемесячно платить за него столько же, сколько и за аренду квартиры.

В Польше есть возможность вести незарегистрированную деятельность, если доходы физлица не превышают установленных лимитов. Екатерина выбрала такой формат работы, поэтому ей приходится следить, чтобы поступления не превышали пороговых величин.

— Налогом не облагается сумма до 2500 злотых. Если в месяц мне на карточку «капнет» больше, придется в течение семи дней открывать ИП или платить большой налог. Но пока мы не можем потянуть ИП, — рассказывает Екатерина.

«Нас сразу окружили заботой»

Зато отношение к работникам культуры в Польше значительно лучше, чем в Беларуси.

— Тут все приветливые, дружелюбные и культурные. Когда мы пришли на репетицию в Белостокский молодежный центр культуры, нас сразу окружили заботой. Были открыты, демонстрировали готовность помочь во всем. Такое внимание было со стороны даже тех работников, которые напрямую не имели отношения к выступлению, — отметил Александр.

Екатерина обратила внимание и на разницу в творческом процессе. В Беларуси детей муштровали, заставляя работать на результат:

— Главная цель — понравиться тете с начесом из райисполкома. А в Польше важнее сам процесс, погружение в творческую среду, эксперимент и возможность выразить себя.