Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Мне теперь приходится прятаться в квартире». Еще на одну беларуску напали в Варшаве
  2. Чиновники придумали очередные налоговые новшества для населения (многим придется раскошелиться)
  3. Литовцев предупредили об опасности из Беларуси. Что на этот раз?
  4. «Происходят катастрофические вещи». Мнение психиатра о том, что кроется за усиливающимся подхалимством в отношении Лукашенко
  5. ISW: ВСУ восстановили позиции под Покровском, а россияне продвинулись около Торецка
  6. В Беларуси — автомобильный «хапун». Установлен месячный рекорд по покупке новых машин (какая марка разлетается как горячие пирожки)
  7. Если Украина будет успешно продвигаться в Курской области, Беларусь может вступить в войну? Мнение
  8. В Варшаве ответили на предложение Воскресенского главе МИД Польши лично приехать и забрать Почобута
  9. «Беларускі Гаюн» сообщил подробности ночного прилета российских дронов. Их было как минимум восемь, один долетел до Новогрудка


На минувших выходных в рамках «Славянского базара в Витебске» прошло «шествие в стиле бразильского карнавала». В нем, как пишет местное госиздание «Віцьбічы», поучаствовало «150 любителей экзотики из Беларуси и России». Яркие фотографии с мероприятия привлекли внимание пользователей и пользовательниц соцсетей — причем вовсе не в позитивном ключе. Рассказываем, что случилось.

Участница карнавала в Витебске 13 июля 2024 года. Фото: «Народные новости Витебска»
Участница карнавала в Витебске 13 июля 2024 года. Этот снимок стал одним из самых публикуемых в соцсетях и вызвал множество комментариев. Фото: «Народные новости Витебска»

О неоднозначной реакции на карнавал в бразильском стиле еще несколько дней назад написал портал katolik.life. Поначалу шествие в основном «негативно оценили христианские верующие»: их возмутили полуобнаженные танцовщицы на фоне храмов. Кроме того, некоторым мероприятие показалось похожим на гей-парад.

На самом деле карнавал как раз таки связан с христианскими обычаями, а не отрицает их. В Бразилию эта традиция пришла из Италии и других стран Западной Европы, где изначально использовалась как отмечание начала 40-дневного периода воздержания, известного в том числе и беларусским верующим как Великий пост.

Однако позже критиковать участниц карнавала — уже по новому поводу — принялись беларусы и беларуски в соцсетях. Они ополчились на участниц в костюмах, которых называли «бухгалтерией райисполкома», «работницами стрип-клубов» и даже «старыми ш***ами». О фигуре одной из женщин (на фото выше) высказались так: «Смотрите, как хорошо она питается! Скоро нужно рожать по 11 солдат на семью, а эта самка вполне созрела, чтобы зачать третьего и последующих». А еще — называли бесформенной.

Были и другие комментарии: например, о том, что мероприятие «прикольное», или те, где критикующих называли «злыми»: мол, люди как смогли, так и нарядились. Но многие все же предпочитали писать о внешности участниц в оскорбительной манере.

— Вы увидели обычных женщин и удивились? Или что вам не понравилось? — почитав комментарии, спрашивала пользовательница Х с ником babazosja.

По мнению гендерной исследовательницы и экс-преподавательницы факультета журналистики БГУ Ксении Мартуль, такую бурную реакцию вызвало не столько само мероприятие, сколько то, как о нем изначально написали некоторые региональные корреспонденты и какие фото опубликовали.

— Все-таки это была не пародия на бразильский карнавал, а фестиваль самбы: то есть в мероприятии участвовали люди, которые любят этот танец. И шествие это было не очень многочисленное. К тому же очевидно, что все было согласовано с местными властями — просто так у нас по проезжей части ходить нельзя, — отмечает Мартуль. — Но медиа и соцсети сформировали новую реальность, растиражировав эту фотографию женщины в перьях, в каблуках и в нижнем белье, запечатленную на фоне двух православных церквей. Конечно же, это создает впечатление огромного контраста, и праздник нам кажется максимально неуместным. Таким образом, вступает в силу понятие контекста.

По мнению исследовательницы, городская администрация могла бы подумать об этом заранее и как минимум, например, выбрать улицу, возле которой храмов нет.

То, что «мир увидел неидеальные женские фигуры, к чему не был готов», — это второй аспект, вызвавший такую бурную реакцию в соцсетях.

— И я бы не сказала, что комментарии пишут только люди из Беларуси: пишут из Украины и России тоже. Люди в доступной им форме высказывают отвращение, испытывают и выражают негативные эмоции, «оправдывая» их тем, что у бразильцев бы пошла кровь из глаз, если бы они увидели беларусский фестиваль, — говорит исследовательница. — На деле же на карнавал в Рио-де-Жанейро продают билеты и над ним работает команда профессиональных организаторов, фотографов, за счет чего создается картинка, но обычные люди и в Бразилии выглядят совсем не так.

Цены на билеты, чтобы увидеть вживую знаменитый карнавал в Рио, действительно немаленькие: самый дешевый билет стоит около 20 долларов (около 64 рублей по курсу Нацбанка на 17 июля 2024 года), а цены на сиденья в VIP-ложах стартуют от 425 долларов (почти 1360 рублей). За вырученную сумму организаторы и готовят «безупречное шоу», о котором многие в мире знают по отобранным «продающим» фотографиям.

— И здесь мы снова возвращаемся к теме влияния медиа на восприятие реальности: фотограф ведь мог перейти на другую сторону улицы и сделать кадр без церквей, снять другую участницу шествия или не отбирать какие-то определенные снимки для публикации, — рассуждает Мартуль. — А так можно сказать, что все снова «хайпанули» на неидеальности женщин, ведь дискуссия, комментарии просмотры нужны.

Снимок, который больше всего разошелся по соцсетям, был опубликован изданием «Народные новости Витебска». Фоторепортаж с мероприятия вышел с заголовком «Гей, славяне, самба!». В самом материале участниц называли «беларусобразильянцами», подчеркивалось, что карнавал «не абы какой, а бразильский», и иронизировалось, что инициатива, может, «со временем вырастет и превзойдет мировую известность» праздника в Рио-де-Жанейро.

Еще одна участница карнавала в Витебске 13 июля 2024 года. Этот снимок, например, общественной критике не подвергся. Фото: «Народные новости Витебска»
Еще одна участница карнавала в Витебске 13 июля 2024 года. Этот снимок, например, общественной критике не подвергся. Фото: «Народные новости Витебска»

Помимо этого, исследовательница обращает внимание, что люди как будто не позволяют беларускам (и женщинам вообще) быть собой, ожидая от них «выхолощенной картинки».

— То есть нам говорят, условно, если у тебя такая фигура или живот, что ты готова «рожать по 11 солдат на семью», то сразу же начинается какое-то обесценивание женщины как личности. То есть буквально объективизм, лукизм, сексизм — все эти -измы, которые мы только можем вспомнить, — отмечает Мартуль. —  Все летит вот в этих несчастных женщин, которые посмели выйти на улицы даже не голыми, а в откровенных нарядах. То, что люди «не позволяют» им это сделать, говорит лишь о том, что гендерные стереотипы и, возможно, окружение, в котором мы воспитывались, диктует нам, что можно, что нельзя. Соответственно, если мы что-то запрещаем себе, то мы это начинаем запрещать другим. Возможно, комментирующим людям тоже хочется как-то выйти, себя проявить. Но многие часто сдерживают себя в том, что выбивается из «традиционной гендерной картины», которая всегда начинается с предложения «женщина должна…» и «женщина не должна…».

По мнению Мартуль, таких мероприятий для массовой аудитории в Беларуси, наоборот, должно быть «как можно больше». Потому что они «как раз таки помогают задумываться о пересмотре стереотипов и о том, что нам приносит удовольствие в современном мире».

— Пока же от меня огромный поклон и аплодисменты этим женщинам, которые не постеснялись своего тела, приняли себя, надели красивый, по их мнению, наряд и почувствовали себя в этом королевами. Мне кажется, в этом и есть смысл жизни, — улыбается исследовательница.

К слову, то, что бесплатный местный народный карнавал — а не тот, куда приобретаются билеты, — действительно выглядит не так уж нарядно, можно увидеть и на официальном сайте мероприятия. Также об этом писала в Х, например, Саша Олямри. Судя по ее странице в Instagram, она действительно живет в Рио-де-Жанейро.

— На самом деле так [как в Витебске] карнавал и выглядит, — подтвердила она. — А красивый парад, с которым вы сравниваете, — элитный ивент для лучших танцевальных школ с платными билетами. Простые люди все ходят один в один как в Витебске. Карнавал — это огромная сельская дискотека. Я его избегаю, треш, — сказала Олямри.