Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне


Сторонники Александра Лукашенко после 2020 года обычно выглядят монолитной группой, но периодически между пропагандистами и активистами вспыхивают конфликты. Причинами разногласий становятся темы, которые касаются, например, поиска «предателей». Сейчас по провластным телеграм-каналам прокатилось обсуждение уместности выступления на «Славянском базаре» артистов, популярных у молодых беларусов. В то же время на другую активистку, Ольгу Бондареву, ради защиты деловой репутации подали в суд продюсеры как раз одного из певцов, который должен был выступать, — Дим Димыча. Парень, кстати, говорил о своей поддержке Лукашенко, то есть должен быть близок Бондаревой, но та постоянно нападает на него в своем телеграм-канале. Разбираемся и рассказываем, какие именно темы становятся причинами конфликтов в пролукашенковском лагере активистов и пропагандистов.

«Славянский базар» открыли блогеры-певцы, которые «имитируют мастурбацию»

9 июля на первом концерте фестиваля «Славянский базар» в Витебске должны были выступить Amirchik, Иван Здонюк, Улька Пулька, Дим Димыч, Анджилиша, Егор Шип, Кобяков и другие. Незадолго до этого провластный музыкант Тимур Пряхин в эфире российского пропагандистского канала «Соловьев Live» раскритиковал такой лайнап артистов. Мужчина пожаловался, что они в своих песнях сквернословят, «пропагандируют ЛГБТ, смену пола» и прививают детям «не те ценности». После этого началось: провластная активистка Ольга Бондарева, провластная художница Светлана Жигимонт, а также пропагандистка Ксения Лебедева поддержали Пряхина. Присоединилось и одно из минских отделений Либерально-демократической партии, которое процитировало все ту же Бондареву: «В видео, которые публикуют на своих каналах эти блогеры-певцы, они имитируют мастурбацию, показывают нормальность однополых отношений, беременности мужчин, браков между лицами одного пола, используют матерную брань, пинают ногами кукол-младенцев, предварительно назвав их своими детьми, запекают их в духовке…»

А вот гродненская чиновница Светлана Варяница в день концерта отметила, что в его анонсе добрые дела, которые «уж точно никак не вяжутся с тем ушатом грязи, который вылил на страну один любитель „опа-опа“» (имеется в виду Тимур Пряхин. — Прим. ред.). Утром 10 июля она запостила цитату госагентства БЕЛТА о том, что «молодое поколение зрителей „Славянского базара“ воспринимает все новации на ура». В тот же день у нее нашлись неожиданные союзники — сначала Григорий Азаренок опубликовал текст на 15 абзацев, утверждая, что он четко видит «очень едкую, истеричную среду, где государство и власть поносят и унижают каждый день». Говорилось в нем как раз о Пряхине и поддерживающих его «сознательное участие в канун общесоюзного фестиваля на союзной площадке с дерьмом на нашу страну». По информации пропагандиста, «есть сведения о причастности некоторых „активистов“, выдающих себя за „истинных“ патриотов и сторонников Союзного государства к деятельности западных разведок».

Скриншот сообщения, полученного пропагандистом Григорием Азаренком на тему выступления молодежных блогеров во время фестиваля "Славянский базар" в Витебске 9 июля 2024 года
Скриншот сообщения, полученного пропагандистом Григорием Азаренком на тему выступления молодежных блогеров во время фестиваля «Славянский базар» в Витебске 9 июля 2024 года

Азаренку ответил и почти забытый (ранее блогер-пропагандист, а теперь, видимо, еще и доброволец российских сил в Украине) Илья Бегун — заявил, что «нивелировать последствия федерального стрима постом в тележке — что в забор плевать». А потом подтянулась пропагандистка Людмила Гладкая — ее неожиданно удивил и огорчил Пряхин. Мужчину она назвала так — «человек, поехавший плакаться, свою страну поливать». Вечером отреагировал и пропагандист Андрей Муковозчик, утверждая, что «враг, о котором говорит Григорий, многолик и коварен».

Перестрелка оскорблениями не заканчивалась допоздна — в ночь на 11 июля Бондарева в ответ на 15 абзацев Азаренка «выкатила» свои 18. Там говорится, что «часть журналистско-блогерской среды, в их числе маргинально-либеральная тусовка цвета фуксии, залаяла взахлеб, как свора собак, спущенных охотником на зверя, которого назначено затравить».

На противоположной ей стороне подключился позже и пропагандист Алексей Дзермант, заявивший, что «за воплями истероидных женщин просматривается вполне рациональный план — как и 4 года назад хотят атаковать Батьку через «бабский бунт». Намекнул, что среди его оппоненток есть некая «отмороженная студентка» — под это описание подходит только Ольга Бондарева, поступившая два года назад в БГПУ.

Кстати, Азаренок писал, что «информация об участии Дим Димыча в «Славянском базаре» была… фейком». Это интересно, потому что этот артист еще присутствовал на июньских афишах и был в перечне выступающих, Варяница тоже 9 июля откуда-то копировала лайнап с Дим Димычем и Егором Шипом. Но в какой-то момент они исчезли — и с афиш, и из подписей к ним. Еще 11 июня оба присутствовали в списке артистов, но позже пропали. Однако, если судить по госпрессе, Шип все-таки выступал, а вот Дим Димыч — нет. Занимающийся артистом продюсерский центр Flagman Music сообщал, что на фестивале из подопечных выступали лишь Улька Пулька и Анджилиша.

Слева - июньская афиша концерта "Гости из будущего", справа - более поздняя. Фотоколлаж "Зеркала", источники: kvitki.by, ticketpro.by
Слева — июньская афиша концерта «Гости из будущего», справа — более поздняя. Егор Шип на первой афише второй слева, Дим Димыч — верхний справа. Фотоколлаж «Зеркала», источники: kvitki.by, ticketpro.by

Продолжали скандалить в тот же день

День «пряхингейта», 10 июля, был богат на столкновения в лагере интернет-активистов и пропагандистов. Сначала Азаренок обозвал «политической проституткой» пророссийскую активистку из Витебска Эльвиру Мирсалимову, утверждая, что она «включилась в игру западной разведки по дискредитации Командующего (авторская стилистика сохранена. — Прим. ред.) Внутренними войсками». Как полагает пропагандист, «по инструкциям, которые ей дают — ее не посадят, чтобы избежать непонимания со стороны Российской Федерации».

Витебская пророссийская активистка Эльвира Мирсалимова на митинге в поддержку себя как кандидата в депутаты Палаты представителей Национального собрания Беларуси, 2019 год (согласно официальным данным, тогда она набрала 15 голосов). Фото: "Белсат"
Витебская пророссийская активистка Эльвира Мирсалимова на митинге в поддержку себя как кандидата в депутаты Палаты представителей Национального собрания Беларуси, 2019 год (тогда она набрала 15 голосов). Фото: «Белсат»

Поводом для такой реакции Азаренка стал пост Мирсалимовой о том, что «армия, высший офицерский состав — это наши единомышленники, сторонники беларусско-российской интеграции и укрепления Союзного государства», где она еще отмечала свое «полное ощущение, что в РБ идут скрытые процессы, которые в ближайшем будущем естественным путем (контролируемый транзит власти) либо в случае форс-мажора, поспособствуют и ускорят объединение Беларуси с Матушкой Россией». Активистка в ответ на агрессию Азаренка пообещала зафиксировать «очередное оскорбление от пропагандиста».

Кстати, в этом феврале женщина была задержана, ей вменялись административные статьи о нарушении законодательства о массовых мероприятиях и пропаганде нацистской символики. Она провела двое суток в изоляторе временного содержания.

«Мелкое злопыхательство про карпанычей» и «нацистский» василек

Летом 2023-го на группу «Дрозды» и их фронтмена Виталия Карпанова обозлилась Бондарева. Музыканта она назвала «змагаром-госпереворотчиком». При этом сам Карпанов регулярно поет на провластных концертах, а в одном из выступлений заявлял, что благодаря Лукашенко «мы маем краіну, дзе кожны мае магчымасць шчасліва працаваць, зарабляць, выхоўваць дзяцей і ўнукаў». Карпанова Бондарева обвинила в том, что тот в 2020-м «выступал с поддержкой госпереворотчиков, пародиями на Лукашенко и до сих пор не раскаялся публично». В том же месяце Азаренок и его коллега по пропагандистскому цеху Никита Рачиловский предложили запретить группу «Дрозды» за то, что те в 2020-м тоже якобы поддерживали протесты.

А вот гродненская чиновница Варяница в своем телеграм-канале публиковала фрагмент программы, где обсуждались «Дрозды», с подписью: «Очень смешно, когда два минчанина учат парня из вёскi, каким должен быть деревенский».

Атаки на «Дрозды» в «околобондаревских» кругах продолжаются и сейчас — провластные активисты полагают, что «лидер «Дроздов» выражает в соцсетях лояльность беглым и БЧБ-идеологии, пишет и поет змагарские гимны для «ждунов»». Недовольны они также Максом Коржом, который, с их слов, «публично поддержал попытку госпереворота в РБ», а сейчас «живет в РБ и организует концерты в недружественных странах для укронаци, беглых из РБ и РФ», к тому же «на глазах у всех успешно греет протестную массу по 50 тысяч человек за раз, пока наша пропаганда докладывает об идеологических победах в работе с молодежью».

Тогда же, летом 2023-го, Бондарева и Варяница схлестнулись на откровенно смешной теме — первая заявила, что василек — это нацистский символ. Сначала в телеграм-канале Бондаревой появился пост с претензией в адрес создателей провластной агитации из тюков соломы, для которой были использованы изображения васильков. По утверждению бывшей контрабандистки, любимый многими беларусами цветок был одним из символов «у беларусских нацистов под Гитлером». Она призвала своих единомышленников «включить голову», а сама при этом сравнила использование василька в наглядной агитации с популяризацией Третьего рейха.

Фотография, которой Бондарева проиллюстрировала свой "антивасильковый" пост. Фото: t.me/grodno_specnaz
Фотография, которой Бондарева проиллюстрировала свой «антивасильковый» пост. Фото: t.me/grodno_specnaz

Чуть позже Бондарева развила тему и дописала, что «в геральдике Республики Беларуси есть совершенно чистые, не замазанные нацизмом символы — прямо на нашем гербе: это клевер и цветы хлопка». Позднее Бондарева, похоже, поняла свою ошибку и исправила «хлопок» на лен (цветки которого действительно есть на официальном гербе Беларуси). Но было уже поздно. Пост провластной активистки не остался незамеченным в рядах других сторонников Лукашенко. Одним из первых по «наезду» Бондаревой на васильки прошелся Бегун — ответил на инициативу заменить беларусские васильки хлопком таким образом («Гедеминой» Бегун называет активистку): «Вот лучше бы ты бухала, Гедемина. Ладно, давайте сыграем в эту игру. Так, значит, условие такое — берешь любой символ Беларуси и ищешь, где бы кто, о чем почти никто не знает, это негативно использовал, или не имеет к Беларуси отношения. И потом носишься с визгами. Хлопок? Пфф, рабовладение. Клевер? Арийское братство в США. <…> Заманала уже марать своим грязным поганым умом все подряд, хабалка второкурсная».

Варяница же даже ввела в своем телеграм-канале хэштег #васильки, с ним она называла выдающихся, по ее мнению, деятелей Гродненщины «васильками Беларуси», а без него репостила материал госгазеты с заголовком «Витебск — васильковая столица Беларуси», отмечала, что в Гродно есть улица Василька, размещала фото двух вазонов из школы Вороновского района с подписью «Василек и Василина». Было в канале и снятое ею видео творческого номера с веерами-васильками, а также сувенир «Васильки» в честь тысячелетия Бреста, сделанный из хрусталя и металла.

За васильки заступался еще провластный телеграм-канал «Культурная антропология». Саму Бондареву там назвали «корифеем всех наук с общим очень средним образованием», а ее пост о «фашистском» васильке — «очередным проявлением общественного маразма». Авторы канала рекомендовали «в целях недопущения рецидивов прогрессирующего маразма крепко-накрепко вдолбить в Олину башку, как выглядит современная госсимволика Республики Беларусь» (здесь, похоже, был сделан намек на ошибку Бондаревой, которая отыскала на гербе цветки хлопка).

Во фронтовике Василе Быкове обнаружили «нацистскую сущность»

Как видим, совпадение мнений в спорах у пропагандистов и провластных активистов часто ситуативное — сейчас Муковозчик и Азаренок, выходит, на одной стороне в «пряхингейте», а вот по вопросу «Дроздов», получается, уже расходятся. Что-то похожее вышло и в ситуации с беларусским писателем Василем Быковым, столетие которого отмечалось 19 июня этого года. Например, сотрудник СТВ Азаренок назвал литератора «предателем»: «Уже престарелому Герою социалистического труда посулили Нобелевскую премию. Его окружили «новые интеллигенты» (вчера воспевавшие комсомольские стройки). И, что называется, сц**и в уши. Так и стал он из Рыбака сначала Сотниковым. Но встать под БЧБ-флаг…Под флаг предателей. Под флаг тех, против кого ты воевал. Стать человеком с черной душой. Тут он упал до Портнова (все трое — герои повести «Сотников». — Прим. ред.). Быков воевал с Лукашенко. Как Портнов против Рыбака. Василий стал героем своей повести. Предателем. <…> Президент не раз протягивал руку. Но глубокого старика окружило шакалье и просто не пропускало к нему информацию. А только пело в уши про Нобелевскую премию».

Азаренка поддерживала и гродненская провластная активистка и бывшая контрабандистка Ольга Бондарева. Она заявила, что «Быков последовательно и сознательно, полностью отдавая отчет своим действиям, разжигал межнациональную вражду, настраивая беларусов против русских. Создание Союзного государства Беларуси и России В. Быков назвал «аннексией». <…> Соответственно, переезд с проживанием нациста-предателя также финансово и политически обеспечили западные спецслужбы».

Накануне столетия писателя в этом году Бондарева писала, что «В. Быков стоял у истоков создания нацистской партии БНФ», называла его иноагентом, а также «змагаром-бчбесом». Пророссийская и провластная активистка полагает, что в Беларуси замалчивают некую «нацистскую сущность» Быкова и призывает вычеркнуть его из школьной программы.

Беларусский народный фронт (БНФ) не был какой-то «нацисткой партией». В начале своей истории в конце 1980-х он создавался по образцу «народных фронтов», существовавших к тому времени в странах Балтии. Эти организации на тот момент даже не были партиями — скорее, максимально широкими движениями, которые объединяли участников с самыми разными политическими взглядами, но схожими целями. Таким стал и беларусский Фронт. Нобелевскую премию Быкову, естественно, никто не обещал, а от общения с Лукашенко он отказался сам. Бело-красно-белый флаг являлся государственным в 1991—1995 годах, а не был «полицайской тряпкой».

А вот своеобразным защитником Быкова выступил пропагандист и ныне депутат Палаты представителей Вадим Гигин. В день его столетия он разразился большим текстом, отмечая, что «последние годы имя Быкова очень политизировано». Заявил, что Быков «принадлежит не какой-то отдельной партии или идейному течению, а всей Беларуси». Аргументировал так: «Ну кто сейчас, кроме узких специалистов, вспоминает религиозно-политические публикации Льва Толстого? Зато все знают выдающиеся романы, созданные писателем. И православные читают его произведения так же, как и атеисты, хотя писатель был отлучен от Церкви». Отметим, ранее Гигин признавался, что лично добился исключения из школьной программы романа «Каласы пад сярпом тваім» другого беларусского классика — Владимира Короткевича. Пропагандист говорил, что в этом художественном произведении «очень много вымысла, там очень много выдумки».

Могила писателя Василя Быкова на Восточном кладбище в Минске, 19 июня 2024 года. Фото: Х / pryvid
Могила писателя Василя Быкова на Восточном кладбище в Минске, 19 июня 2024 года. Фото: Х / pryvid

Интернет-активистки перестали понимать беларусский язык

В июне этого года разгорелись страсти из-за беларусского языка в транспорте. Пропагандист с канала ОНТ Игорь Тур и Ольга Бондарева обменялись оскорблениями. Первый намекнул на необразованность и возраст общественницы-доносчицы, в ответ та заподозрила его в намерении продать родину. Виртуальная дуэль разгорелась из-за беларусскоязычных информационных табличек в общественном транспорте. Пропагандистка, студентка филологического факультета (специальность — «беларусский язык и литература») БГПУ Ольга Бондарева уверена, что беларусскоязычные информационные таблички в общественном транспорте ставят под угрозу жизни русскоязычных пассажиров, которые из-за плохого владения беларусским языком могут не разобраться, что делать в экстренной ситуации. По крайней мере именно такие аргументы фигурируют в ее обращении в МЧС.

Ольга Бондарева и Игорь Тур. Коллаж "Зеркала"
Ольга Бондарева и Игорь Тур. Коллаж «Зеркала»

Для того чтобы пассажиры были в безопасности, Бондарева предложила добавить русский язык на информационные указатели «в наземном транспорте города Минска и других городов». Пропагандистка подчеркнула, что похожее обращение ранее отправляла «в исполнительные комитеты», но они «не принесли желаемого результата» — ей прислали «отписки».

На обращение в МЧС ее вдохновила соратница — автор картин с изображением Лукашенко Светлана Жигимонт, которая с фразой «Что, б**ть, я должна сделать?» пожаловалась на информационные таблички в общественном транспорте:

«Пры аварыі адчыніць вечка, націснуць чырвоную кнопку, дзверы адчыніць уручную»;

«Пры аварыі павярнуць клямку да ўпору, дзверы адчыніць уручную»;

«Месца для інваліднага вазка. Інвалідны вазок павінен устанаўлівацца супраць напрамку руху з апорай на перагародку або апорную панэль у зафіксаваным становішчы».

Пропагандист Тур в ответ заявил, что в Беларуси люди могут иметь разное мнение, в том числе по поводу беларусского языка, «но как умные люди могут совершать глупости, так и наоборот».

«Если кому-то в Беларуси непонятен беларусский язык — надо подучить. Отрадно, что даже в университеты люди для этого идут на старости лет», — уколол Тур Бондареву, которая в 40 лет решила получить первое высшее образование.

При этом он полагает, что слова «вечка» и «клямка» — «действительно слова не лучшие для инструкций на случай ЧП. Есть куда более известные синонимы». Слово «вазок» у него возражений не вызвало.

Страсти не утихают

Невозможно охватить одним компактным текстом все разлады пропагандистов и провластных активистов. Например, конфликт вокруг Пряхина и «Славянского базара» продолжается до сих пор. Напомним, это уже привело к тому, что Азаренок намекнул на сотрудничество его оппоненток с западной разведкой. Продолжается и его обмен любезностями с Мирсалимовой.

Ранее поводами для «онлайн-битв» и обвинений становился, например, городской парк в Столбцах — тогда там хотели назвать его «Парком Свободы» или «Парком Мира», а Бондаревой не нравилось. Все от нее же доставалось пропагандисту Марату Маркову (ранее — глава гостелеканала ОНТ, теперь — министр информации), который оказался виновен в том, что приглашал Юрия Воскресенского и Бегуна в свою авторскую передачу и «задавал вектор беседы» неким образом, который не устраивает активистку. На депутата Игоря Марзалюка, который выступает в поддержку беларусского языка, Бондарева в феврале 2023 года даже написала заявление в Генпрокуратуру. Мнение парламентария, считающего беларусский язык приоритетным для Беларуси, женщина назвала «нацистским дном». А в начале 2024-го она посчитала «нацистской собкоршей» сотрудницу ОНТ Светлану Карульскую — в защиту выступала упоминавшаяся Варяница.

Еще активнее Бондаревой некоторые анонимные телеграм-каналы. Там «наезжают» и на провластного активиста Алексея Талая, и Григория Азаренка, и Андрея Муковозчика, на авторов провластных телеграм-каналов «Желтые сливы» и «Крысолов», провластную художницу Светлану Жигимонт. Так, в телеграм-канале «Следуй за кроликом» полагают, что Марат Марков «во всю машет суполке своей сутулой меткой», тащит в эфир «змагаров» и «помогает продвигать ЛГБТ-повестку среди детей». А пропагандиста Игоря Тура автор или авторка и вовсе называет «главным шкварным» — за то, что тот высказался о недопустимости травли в Беларуси и рассказал о своей любви к творчеству украинской группы «Океан Эльзы».

Как мы писали еще в 2023-м, в этой на первый взгляд хаотичной борьбе «всех против всех» можно увидеть определенную систему. Главная линия раскола между двумя фракциями сторонников Лукашенко проходит через их отношение к Беларуси. Для одной части (например, Ольга Бондарева, Эльвира Мирсалимова) наша страна — это не более чем придаток к «русскому миру», а все беларусское, от языка до васильков, выглядит бесполезным и даже вредным. Другая часть (вроде Светланы Варяницы, Ильи Бегуна или депутата Игоря Марзалюка), оставаясь сторонниками Лукашенко, считает важными сохранение беларусских государственности, языка и культуры. Некоторые из этих людей высказываются в пользу сохранения единства беларусского народа и хоть какого-то компромисса с оппонентами режима. Однако раньше не было таких массированных «накатов» со стороны «государственной» партии на «пророссийское крыло», да еще и с обвинениями в сотрудничестве с западной разведкой.