За белорусский язык, но поддерживает Лукашенко. Рассказываем, как Игорь Марзалюк превратился в пропагандиста
5 апреля 2023 в 1680712200
«Зеркало»
Среди преданных сторонников Лукашенко хватает людей, не достигших особенных высот до 2020 года: от гродненки Ольги Бондаревой до пропагандиста Александра Шпаковского, бывшего охранником оппозиционного лидера Александра Милинкевича. Особняком среди них стоит Игорь Марзалюк - доктор наук, известный в стране археолог, совершивший множество открытий. К нему нередко обращаются, когда нужно найти историческое обоснование для очередных репрессий против белорусского исторического наследия. Регулярно «сверяется» с ним и Лукашенко - последний раз он делал это во время недавнего послания. Рассказываем, как человек, искренне любящий белорусский язык, стал преданным сторонником действующих властей и теперь, кажется, готов пойти на любые фальсификации и подтасовки.
Мечта стать историком и служба в армии
Родом Марзалюк с востока Беларуси. «Мсціслаўская зямля вельмі дарагая для майго сэрца. Адсюль паходзіць мой род па мацярынскай лініі. Калі больш дакладна - з вёскі Новае Сяло. Так сталася, што пасля 1918 года мае продкі пакінулі свае родныя мясціны. Большасць з'ехала ў Маскву, а мой дзед, скончыўшы Віцебскі ветэрынарны інстытут, ажаніўся і ўсё жыццё прапрацаваў у Краснаполлі, там вырасла і мая маці», - вспоминал он в интервью.
Именно в этом городском поселке на востоке Беларуси и родился в 1968 году будущий пропагандист. Его отец был преподавателем истории и на каждый день рождения дарил сыну книгу по этой теме. Когда мальчику было девять лет, ему досталось издание «Замкі Беларусі», написанное известным историком и археологом Михасем Ткачевым (мы еще вернемся к этому человеку). «Я да сёння памятаю тэксты з той кнігі на памяць. Менавіта яна прадвызначыла маё захапленне археалогіяй і гісторыяй Беларусі эпохі сярэдневякоўя яшчэ ў школьным узросце. <…> Я ўжо ў пачатковай школе марыў стаць гісторыкам», - говорил Марзалюк.
Уже тогда у него проснулась любовь к белорусскому. Этому способствовали летние поездки на запад страны, откуда был родом его отец. «У мяне была беларускамоўная вясковая школа, дзед - сябра Таварыства беларускай школы (организация, существовавшая между мировыми войнами в Западной Беларуси. - Прим. ред.). І "нашаніўскія" выданні я пабачыў не ў музеі, а на кніжнай палічцы майго дзеда. Рускую мову я ведаў, але за лета на Стоўбцаўшчыне я яе цалкам забываўся - там як дыхалі, так і гаварылі, на Панямонні», - признавался он.
В 1985-м парень поступил на исторический факультет Могилевского пединститута - за десять лет до этого его окончил Александр Лукашенко. Спустя два года Марзалюка призвали в армию - тогда служба до окончания вуза была распространенным явлением. «Я бы соврал, если бы сказал, что светился от счастья, когда меня призвали со второго курса. Но у меня была установка, что все служат и я должен отслужить», - признавался Марзалюк и добавлял: «Конечно, мне <…> было тяжело. Тем более что я был мальчиком с первой парты, отличником, медалистом, студентом со своим кругом общения. А здесь ожидала суровая мужская субкультура, и окружение - от учащихся ПТУ до студентов».
Будущий идеолог утверждал, что служил в спецназе. В реальности он был старшим механиком-водителем танкового взвода разведроты. Марзалюк получал соответствующую специальность в знаменитых Печах под Борисовом. «Армия сделала меня добрее. Я более жестко оценивал людей, более непримиримо относился к разного вида человеческим слабостям. В армии понял, что такое сопереживание, когда делятся куском хлеба, когда тянут во время марш-броска отстающего. Мы не были в разведроте ангелами, бывало дрались и служили по-разному, но был дух войскового товарищества», - вспоминал он.
Но в службе в армии был еще один плюс: осознание себя белорусом. «Савецкае войска абвастрала нацыянальныя пачуцці абсалютна ўсіх, хто праз яго праходзіў. І беларусаў у тым ліку. І нават тым беларусам, якія лічылі, што паміж ім і іншымі ўсходнеславянскімі народамі мінімальная розніца, там давалі зразумець, што ён - іншы. Гэта калі казаць вельмі паліткарэктна. А яшчэ пачуцці нацыянальнай годнасці вельмі абвастраў Чарнобыль. І нават адчуванне нацыянальнай абразы. Хлусня, якая пра трагедыю ішла ў 1980-х гадах, палітыка затойвання абвастрала пачуццё нацыянальнага гонару», - признавался Марзалюк.
Вернувшись в 1989-м из армии, он окончательно перешел на белорусский язык даже в повседневной жизни, а также с головой окунулся в науку. «Я вельмі рана атрымаў права на правядзенне самастойных археалагічных раскопак у Магілёве. Інстытут гісторыі Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі выдаў мне мой першы дазвол, калі я яшчэ быў студэнтам трэцяга курса. На той момант гэта быў ці не адзіны такі выпадак у нашай рэспубліцы. Такое права, як правіла, і тады, і зараз атрымоўвалі толькі аспіранты», - не без гордости рассказывал он.
Жена - двигатель карьеры
Во время учебы в вузе Игорь познакомился со своей будущей женой Еленой. «Без яе спрыяння, штодзённай падтрымкі і клопату я наўрад ці б здолеў так хутка зрабіць навуковую кар'еру, напісаць 12 кніг, стаць самым маладым кандыдатам, а потым і доктарам гістарычных навук, прафесарам. У нас падрастае цудоўны сын, якога менавіта жонка назвала Альгердам - у гонар аднаго з самых таленавітых князёў Вялікага княства Літоўскага», - признавался он.
Елена Марзалюк работала сотрудницей Музея истории Могилева. «У Марзалюка шмат у чым класічная гісторыя "шэршэ ля фам", менавіта жонка яго ўвесь час падбухторвала выбівацца ў людзі, пераяжджаць у Менск, падтрымліваць уладу», - рассказывали собеседники «Радыё Свабода». Сын историка Ольгерд в юности сам интересовался политикой и в возрасте 16 лет даже стал председателем комиссии по самоуправлению и реформе школы от Могилева - речь о молодежном парламенте. Теперь работает менеджером по работе с клиентами в «Беларусбанке».
Но некоторые другие утверждения Марзалюка о самом себе не соответствуют действительности. Окончив вуз, он пошел на работу археологом в могилевскую архитектурно-реставрационную фирму и параллельно поступил в заочную аспирантуру. Защитился в 1996-м (тема: «Магілёў у XII-XVIII стст. (па матэрыялах археалагічнага даследавання і пісьмовых крыніц)». Ему было 28 лет, это юный, но далеко не рекордный возраст для защиты кандидатской. Например, Денис Дук, теперешний ректор Могилевского университета, получил такую степень в 27 лет.
Научным руководителем Марзалюка был известный белорусский археолог Георгий Штыхов. Но его кандидатская работа вызвала критику коллег. Спустя два года после защиты - историк уже был преподавателем своего вуза - он издал на основе своей диссертации монографию «Магілёў у ХІІ-ХVIII cт.». Как отмечали рецензенты, «сапраўды багаты, прынамсі археалагічны, матэрыял прадстаўлены ў манаграфіі павярхоўна і бессістэмна, што ў значнай ступені ўскладняе яго ўспрыманне і зніжае яго каштоўнасць для далейшага навуковага карыстання. Большасць уведзеных крыніц так і засталася належным чынам непрааналізаванай. Не здолеў аўтар і скарыстаць напрацаванае папярэднікамі. Сур'ёзныя хібы ў падыходзе да археалагічных і гістарычных сведчанняў не дазволілі яму дасягнуць пастаўленай мэты. Не заўсёды карэктны тон, прыкрыя моўныя памылкі, <…> неахайнасць у афармленні ілюстрацый ствараюць не вельмі прывабны фон манаграфіі».
Все эти годы Марзалюк активно занимался политикой. Он признавался, что определенное время восхищался Зеноном Позняком, но категоричность и радикализм этого политика оттолкнули его. Поэтому историк присоединился к другой организации - стал членом Белорусской социал-демократической Грамады (БСДГ). Важно, что ее первым председателем был Михась Ткачев - тот самый, чьей книгой будущий идеолог зачитывался в детстве. «Калі я ўпершыню пазнаёміўся з Марзалюком у пачатку 1990-х, то ён мяне вельмі ўразіў. Гэта быў сапраўдным фанатык гісторыі! Ён толькі і мог гаварыць пра розныя гістарычныя падзеі і постаці», - рассказывал «Радыё Свабода» один из историков.
По информации этого издания, Марзалюк некоторое время даже был заместителем руководителя Могилевской областной организации БСДГ. На одном из митингов он выступал с бело-красно-белым значком, а в своих публикациях доказывал важность празднования Дня Воли.
Уход из оппозиции и защита докторской
Но в конце 1990-х историк вышел из партии и отошел от политики. «Ён нам патлумачыў, што сыходзіць ад палітычных імпатэнтаў», - вспоминал один из его однопартийцев. Другой добавлял следующие слова Марзалюка: «Ён неяк сказаў мне, што расчараваўся ў ідэях сацыял-дэмакратыі. І цяпер бліжэй да цэнтрызму». В начале нулевых археолог создал Могилевское краеведческое общество имени Евдокима Романова - финансово последнее среди прочих поддерживал фонд Сороса.
В отходе Марзалюка от политики были свои причины. В стране был установлен авторитарный режим, оппозиция потерпела поражение. Делать политическую карьеру в последней и одновременно в науке было невозможно. Археолог выбрал науку и сделал ставку на нее.
Уже в 2003-м, спустя семь лет после защиты кандидатской диссертации, он защитил докторскую (тема - «Этнаканфесійныя і сацыякультурныя стэрэатыпы насельніцтва беларускіх зямель у X-XVII стст.»). Марзалюку было всего 35 лет. Успешная защита в столь молодом возрасте - редкость для белорусской науки. Но когда он называет себя самым молодым доктором наук (его фразу мы цитировали выше), то вновь лукавит: упомянутый Денис Дук защитился в 34 года.
О чем писал Марзалюк? Он - в духе советских времен - доказывал существование древнерусской народности, из которой потом появились белорусы, украинцы и русские. Адептами этой теории были представители западнорусизма - направления, представители которого еще в ХIХ веке считали, что белорусы являются не отдельным народом, а лишь ветвью русского этноса. На новейшем этапе таких взглядов придерживался одиозный преподаватель Могилевского педуниверситета Яков Трещенок, учивший Лукашенко и, судя по всему, Марзалюка - после 1994-го Трещенок стал автором школьных учебников.
Также Марзалюк выдвинул теорию, согласно которой формирование белорусов произошло на православной основе, а католицизм якобы был им враждебен. Католиков он называл поляками, а «полонизацию» рассматривал как синоним «католизации».
Впрочем, его достижения признали не все коллеги. В издании «Беларускі гістарычны агляд» появилась буквально разгромная рецензия. Все обозначенные недостатки монографии Марзалюка мы перечислять не будем, упомянем лишь, что, как отмечал автор рецензии Геннадий Саганович, «дэклараваўшы стаўленне да гісторыі як да "надзвычай дакладнай навукі", аўтар не вызначыўся нават з тэрміналогіяй і падаў узорныя прыклады бяздоказнасці, галаслоўнасці, пісання пра ўсё і ні пра што».
Сформулированные выше взгляды никак не противоречили искренней любви Марзалюка к белорусскому языку и белорусской идее. Постепенно он становился своеобразным национал-коммунистом - с национальными взглядами и прогосударственным подходом. Тем более что несмотря на явные амбиции и внешние успехи, многие коллеги Марзалюка не признали. Оставалось делать ставку на власть.
Встреча с Лукашенко и находка берестяной грамоты
В 2008-м произошла судьбоносная встреча. На торжественное открытие могилевской ратуши приехал Александр Лукашенко. Его сопровождал именно Марзалюк.
«Захаваліся здымкі, на якіх Лукашэнка і тагачасны кіраўнік Магілёўскай вобласьці Барыс Батура літаральна разявіўшы рот слухаюць лекцыю ад магілёўскага гісторыка. Людзі, якія добра ведалі Марзалюка яшчэ з пачатку 1990-х, кажуць, што гэта быў вырашальны момант у ягонай біяграфіі. Пасля гэтай сустрэчы кар'ера выкладчыка імкліва пайшла ўгору», - писало «Радыё Свабода».
Формально с того времени ничего не изменилось: историк уже пять лет как возглавлял кафедру археологии и специальных исторических дисциплин Могилевского университета. Но Марзалюк, судя по всему, попал в обойму: спустя четыре года, в 2012-м, его включили в Совет Республики. В 2016-м сделали депутатом Палаты представителей, где он стал председателем комиссии по образованию, культуре и науке (переизбрание произошло в 2019-м).
Уход во власть не означал, что Марзалюк сразу отказался от занятий наукой (тем более что из университета ему пришлось уйти лишь в 2016-м - работа в Палате представителей не предусматривала совмещения).
Например, в 2014-м могилевские археологи во главе с ним обнаружили в Горецком районе курганный могильник, а там надмогильный камень, называемый «прикладом». На нем хорошо видна выбитая надпись: «Памажы, Госпадзе, Василю року 1750», сделанная на белорусском языке латинскими буквами. Сюжет об этом выпустила телекомпания «Могилев». Теперь ссылка на материал недоступна, но информация сохранилась во многих других источниках. В наши дни белорусские власти борются с латинкой, но Марзалюк не говорит в ее защиту ни слова.
В том же 2014-м команда археолога нашла в Мстиславле берестяную грамоту. Находка оказалась уникальной, ведь до этого в Беларуси были зафиксированы лишь два аналогичных артефакта: в 1959-м в Витебске и в 1980-м в том же Мстиславле.
И это далеко не все успехи археолога. Именно благодаря Марзалюку в Мстиславле появился музей, в котором можно увидеть остатки древнего города - аналогичные существуют лишь в Бресте и Турове.
«Я ганаруся ў першую чаргу тым, што здолеў знайсці і археалагічна даказаць факт існавання ўмацаванага паселішча на тэрыторыі гістарычнага цэнтра Магілёва з XII стагоддзя. Сярод самых унікальных знаходак - фрагмент металічнага бранзалета XII - XIII стст. з надпісам-словам "Зямля" на грэчаскай мове. Ён быў знойдзены ў ходзе раскопак на Магілёўскім замку (зараз парк імя Горкага). Нельга не ўзгадаць і рарытэты старога Шклова - пячатку пачатку XVI стагоддзя з гербам канцлера Вялікага княства Літоўскага Альбрахта Гаштольда, унікальны срэбны абразок з выявай Багародзіцы і маленькім Хрыстом пачатку XVI стагоддзя і энкалпіён (бронзавы, літы двустворкавы крыж) першай паловы XIII ст.», - рассказывал Марзалюк.
Но постепенно чем дальше, тем больше историк превращался в государственного деятеля. Например, в 2017-м он предложил штрафовать людей, не участвующих в выборах. В 2018-м он выступил против подготовленного законопроекта о домашнем насилии. Марзалюк заявил, что в Беларуси существуют необходимые правовые инструменты для противодействия семейному насилию, и принятие нового закона в этой области может навредить традиционной системе отношений. В итоге на законопроект обрушился Лукашенко, и он так и не был принят.
Сознательный обман в отношении Куропат и якобы «шлем Изяслава»
Тесная связь Марзалюка с государством не прошла даром и в научном плане. Историк стал все больше отходить от науки, подменяя научные исследования мифотворчеством.
Только в одном интервью этого идеолога находили десятки неточностей. Например, он называл Крымскую войну ХIX века мировой, использовал термин «коллаборационизм» в отношении войны 1812 года и допустил множество других ошибок - а озвученных им взглядов не придерживался ни один серьезный специалист.
В апреле 2019 года Марзалюк обратился к теме Куропат - не просто месту сталинских репрессий, а символу репрессивной советской политики в отношении Беларуси. «Сегодня можно услышать, что в Куропатах лежат 250−350−400 тысяч человек. Так вот, <…> в 1998 году прокуратура Беларуси, основываясь в том числе на результатах дополнительных раскопок в Куропатах, называла уточненную цифру: до 7 тысяч человек», - заявил он. В реальности депутат-историк продемонстрировал классический пример демагогии и подмены понятий.
Еще в конце 1980-х годов археолог Зенон Позняк, который и открыл правду о Куропатах, заявил, что в урочище похоронены, как минимум, 102 тысячи человек. По его же мнению, число жертв и вовсе могло достигать 220−250 тысяч человек. Заметим, что Марзалюк манипулятивно взял самую верхнюю цифру Позняка и превратил ее в нижнюю. Но главная проблема в другом.
В 1990-м вышла книга «Куропаты: следствие продолжается» (ее написали начальник следственной части Прокуратуры БССР Валерий Соболев, прокурор Георгий Тарнавский и журналист Евгений Горелик). В ней авторы подробно разобрали, почему считают данные Позняка завышенными. Сами они пришли к выводу: в Куропатах были расстреляны не менее 30 тысяч человек. Пока не откроются архивы КГБ, уточнить ее вряд ли получится. Но их цифра - общепризнанный минимум.
Эти данные были получены во время первого следствия, которое завершилось в ноябре 1988 года. Затем в январе 1989 года дело было возобновлено, оно завершилось спустя полгода. В 1990-е годы прошли третье и четвертое расследование (последнее в 1998 году). Первые три расследования давали одни и те же цифры, а вот во время четвертого всплыла цифра в 7 тысяч. Чтобы ее подтвердить, требовалось как минимум оспорить методы работы следователей еще в советское время: объяснить, в чем заключалась их ошибка, где были неправильно сделаны подсчеты. Но ничего этого сделано не было. Поэтому версии о 7 тысячах расстрелянных не придерживается ни один серьезный специалист по репрессиям. А Марзалюка считать им никак не приходится.
В том же апреле 2019-го пропагандист поддержал снос крестов в Куропатах. «У нас принято перед Пасхой наводить порядок в местах скорби», - цинично заявил Марзалюк.
Тот апрель оказался богатым на события. В Бобруйске нашли шлем типа «черная могила» - его назвали так, поскольку аналогичный был ранее найден в захоронении «Черная могила» в Чернигове. Специалисты рассказали TUT.BY, что «головной убор являлся стандартным, но для высшей дружины уровня поместного князя. То есть его владелец принадлежал к верхушке дружины». Однако Марзалюк заявил, что, вероятно, шлем принадлежал полоцкому князю Изяславу (правил в 989−1001 годах и умер в возрасте 22 лет). Никаких доказательств этому он не предоставил, не было ни одного свидетельства, что этот человек хотя бы раз бывал на территории современного Бобруйска.
Таким образом в конце концов доктор наук окончательно превратился в пропагандиста, за которым надо перепроверять все высказывания.
Плач от слов Лукашенко и выборы-2020
В апреле 2019-го Александр Лукашенко выступил с очередным посланием народу и парламенту. «Из обломка огромной империи мы создали новое государство, выстраивая почти с нуля экономическую, социальную систему, можно сказать, вырастили его, а вместе с ним новое поколение первых детей суверенной Беларуси. Мы учились быть независимыми, свободными, самостоятельными - они такими родились», - заявил он. В этот момент камера показала Марзалюка, который со слезами на глазах аплодировал оратору. Пропагандист превратился в героя мемов.
Новым поводом для шуток в Сети стало участие Марзалюка в странной церемонии. В следующем месяце он засветился на торжественном открытии перил и грунтовой дороги в могилевском парке. В другой стране это стало бы рядовым событием, но в Беларуси даже понадобилась красная ленточка.
А в следующем году в нашей стране прошли президентские выборы. На них Марзалюк поддержал действующую власть. Агитируя за Лукашенко местных жителей в городе Кировске, он заявил: «Вы павінны зразумець, што ёсць два выбары на сёння: альбо наша дзяржава і наш нацыянальны лідар, альбо "Северо-Западный край" - іншая сталіца, іншы сцяг, іншая сацыяльна-палітычная сістэма. Проста гэта трэба разумець. Кожны з нас мае сваё ўяўленне, мае свае палітычныя прыхільнасці. Хтосьці больш арыентаваны на больш правыя погляды, хтосьці - на больш левыя. Кожны мае права, кожны. Але вот прадаваць радзіму ніхто не мае права».
Схожие мысли Марзалюк озвучивал после выборов. «1 мільярд 200 мільёнаў укінуты ў гэты "мірны стыхійны" беларускі пратэст з-за перыметра, чужых грошай. З Усхода, ад расійскага алігархата. Мяне гэта не здзіўляе. На самай справе ідзе спроба разбурыць традыцыйную сістэму каштоўнасцяў, менавіта разбурыць беларускую дзяржаўнасць і беларускі свет. Людзі, якія крычаць, што яны за новую Беларусь, на самай справе за Севера-Западны край», - без каких-либо доказательств утверждал он 11 августа.
Тот месяц оказался для Марзалюка непростым. 14 августа в интернете появилось видео, на котором депутат передвигался по центру Минска нетвердой походкой. Пользователи заподозрили, что пропагандист был нетрезв. Но позже Марзалюк рассказал «Нашай Ніве», что перенес на ногах инсульт - один приступ до выборов, второй - после. Проблемы со здоровьем у него якобы появились после угроз в телеграме: «На першы я не звярнуў увагі, падумаў, што проста так памяць сцерлася на некалькі гадзін, а ў другі раз мяне накрыла ўжо цалкам. Як тут не хвалявацца, калі адраджэнцы ў тэлеграме жадаюць смерці, смерці сям'і, пагражаюць забойствамі… Калі гэта дэмакратыя, то супраць такой дэмакратыі я гатовы ісці са зброяй у руках».
Но все было не зря: лояльность Марзалюка оценили. В сентябре 2020-го его пригласили на тайную инаугурацию Лукашенко - о ней публично не было известно заранее, ее не транслировали в прямом эфире, на церемонии не присутствовали иностранные делегации, дипломаты, представители церкви. В 2021-м историка включили в состав комиссии, разрабатывавшей новую Конституцию - это было признаком максимального доверия. Возможно, именно такой статус дал в 2023-м Марзалюку смелость выступить в защиту белорусского языка - даже против провластных и пророссийских блогеров.
При этом как историк он продолжал совершать сознательные ошибки и подтасовки. В июне 2021 годе на сайте «СБ. Беларусь сегодня» вышла статья под заголовком «Марзалюк: кровавый беспредел литовских карателей шокировал даже немцев». В ней депутат рассказывал о преступлениях фашистов, а также БЧБ-флаге и лозунге «Жыве Беларусь!». В статье было опубликовано фото с подписью о литовских полицейских в Беларуси. В реальности на фото были изображены немецкие полицейские в Ровенской области.
Кроме того, он обвинял Польшу в «нациоциде» в отношении Беларуси, призывал не считать белорусских националистов «настоящими героями страны», а также требовал «вместе с Генеральной прокуратурой четко эти вещи проговаривать и давать проверенный, верифицированный контент в учебниках». В октябре 2021-го он предложил вносить в список экстремистов преподавателей, которые «тиражируют ложь» о Второй мировой.
В сентябре 2022 года Марзалюк заявил, что гимн «Магутны Божа» был «одной из маршевых песен 13-го белорусского полицейского батальона СД и других коллаборационистских формирований». Но это было невозможно чисто физически. Одноименное стихотворение Натальи Арсеньевой действительно было написано во время Второй мировой войны. Но музыка к нему появилась лишь в 1947-м.
В ноябре того же года он придумал «хитрый» ход для дискредитации герба «Погоня»: якобы исторический герб и современный - две разные вещи, а последний, дескать, используют «неанацысты і экстрэмісты». При таком подходе национальный герб нужен исключительно как исторический памятник в музее - и не более того. На деле же «Погоня», которая должна быть под защитой государства, уже и так находится под фактическим запретом. Однако события 2020-го показали, что герб стал национальным для множества белорусов, и наверняка останется им, независимо от желания властей и Игоря Марзалюка.