Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Вынесли приговор главному инженеру филиала «Миноблавтотранса» за ДТП с маршруткой с 13-ю погибшими под Смолевичами. Вину он не признал
  2. Что будет с банками, если экономика серьезно просядет? Вот что говорит регулятор
  3. Для тех, кто имеет доступ к гостайнам и выехал за границу без разрешения, ввели уголовную ответственность
  4. «Было 20 рапортов за неделю, а здесь — 200». Поговорили с экс-заключенным, которого перевели с Володарки в новое СИЗО под Минском
  5. Лукашенко подписал закон, по которому родители смогут сдать «трудных» детей в закрытые спецшколы
  6. «Удар по „теории победы“ Путина». Как ВСУ заставляют российскую армию распылять свои силы вдоль всей линии фронта — анализ экспертов
  7. У бывшего ведущего ОНТ Ивана Подреза конфисковали квартиру. Его 78-летнюю мать выставили на улицу
  8. В Минске начался массовый суд за участие в акциях протеста
  9. В Могилеве бюджетников отправляют на семинар про «сильного лидера». За вход нужно еще и заплатить (угадайте сколько)
  10. Визовый центр Польши сообщил о важном нововведении для пожилых беларусов — владельцев карт поляка
  11. Оперная певица Маргарита Левчук вышла замуж. Пара ждет ребенка
  12. Невероятная воля Англии. На чемпионате Европы по футболу определился второй финалист
  13. Эксперты пояснили, почему прекращение войны на условиях Путина и отказ Украины от оккупированных территорий — плохая идея
  14. Какие товары нельзя везти через польско-беларусскую границу? Собрали максимально полный список
  15. ГТК: Польша возобновила пропуск фур через пункт пропуска «Козловичи»
  16. Стало известно, какую сумму государство получило за «отжатый» у частника экс-McDonald's (у ресторанов новый собственник)


На сайте Мингорисполкома опубликованы новые «материалы для информационно-пропагандистских групп». Фактически это историческая методичка для идеологов на предприятиях, в учебных заведениях и других учреждениях, по которой предлагается объяснять белорусам нынешнюю политику государства и его историю. Указано, что документ подготовила Академия управления на основе «открытого урока» Лукашенко, который он провел 1 сентября, а также сведений Национальной академии наук и материалов госСМИ. Мы прочли пособие и обнаружили много удивительных вещей, которые не совсем вписываются в традиционные представления о белорусской (и не только) истории. Рассказываем о них подробнее.

Фото: Murai .hr / unsplash.com
Изображение носит иллюстративный характер. Фото: Murai .hr / unsplash.com

В Украине — раскол общества

Вообще, уже в предисловии документа звучит странное утверждение, которое касается не столько истории, сколько нынешних событий.

«Мы видим, как манипулирование ключевыми событиями прошлого способно выступить мощным орудием раскола в обществе (самый яркий пример — нынешняя Украина)», — пишут составители документа. Не совсем понятно, что они имеют в виду на фоне того, что Украина и ее общество уже более полугода успешно противостоят российской агрессии, а в последнее время нанесли армии РФ несколько чувствительных поражений.

Возможно, авторы имели в виду распространяемый в основном российской пропагандой штамп о том, что значительная часть украинского общества угнетается «захватившими власть в Киеве» политиками и будет рада присоединению к России или как минимум установлению с ней дружеских отношений. Однако социологические исследования, проводимые в этой стране, показывают, что это не соответствует действительности (в Украине, в отличие от Беларуси, существует по-настоящему независимая социология, а потому их результаты с большой степенью достоверны).

В марте, вскоре после начала войны, социологическая группа «Рейтинг» опросила украинцев, проживающих на всей ее территории, кроме аннексированного Крыма и части Донбасса. Оказалось, что 77% жителей считали, что страна движется в правильном направлении, 93% опрошенных верили, что Украина отразит нападение РФ, 82% считали угрозу раскола страны маловероятной. 98% опрошенных назвали Россию враждебной страной, 84% дали такое же определение Беларуси. Похожие результаты демонстрируют и исследования, которые проводились позже другими организациями.

Фото: t.me/V_Zelenskiy_official
Президент Украины Владимир Зеленский в освобожденном Изюме, 14 сентября 2022 года. Фото: t.me/V_Zelenskiy_official

Это подтверждается и на деле — в Украине после 24 февраля стало массовым волонтерское движение, направленное на помощь ВСУ и пострадавшим от боевых действий, а на запись в тероборону стояли длинные очереди из добровольцев. Можно предположить, что на фоне последних успехов армии консолидация в украинском обществе только выросла.

Заметим, что в данном контексте примером раскола в обществе, скорее, может выступать сама Беларусь. В стране уже два года продолжаются массовые репрессии, направленные на инакомыслящих, а политзаключенными признаны более 1300 человек. Доступные в Беларуси социсследования показывают, что власть в целом не имеет серьезной поддержки среди населения (вернее, ее противников в стране больше, чем сторонников), жители не чувствуют себя в безопасности, не доверяют государственным институтам и госСМИ.

Что же касается упомянутого в документе «манипулирования ключевыми событиями прошлого», якобы имеющего место в Украине, то об этом мы как раз скажем в следующих пунктах.

Вече — инструмент народовластия

«Сознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому в Полоцке избрание князя, заключение договоров с другими городами, вопросы мира и войны решались горожанами на вече», — говорится в документе. Казалось бы, не самая значимая деталь, однако авторы еще к ней вернутся в конце: «В преодолении последствий развала СССР и поступательном развитии независимой Беларуси ведущая роль принадлежит Главе государства Александру Григорьевичу Лукашенко, который в принятии ответственных государственных решений всегда руководствовался волей народа. Идеи народного вече и народовластия, прообраз которых зародился в княжествах Киевской Руси, продолжили свою жизнь во Всебелорусских съездах, советах и в наши дни трансформировались во Всебелорусское народное собрание».

Такое сравнение выглядит крайне наивно: историкам о вече как органе власти древнерусских княжествах известно совсем мало. Неясно даже, был ли он постоянным или собирался лишь по каким-то особенным поводам. И уж точно преувеличением будет говорить, что вопросы государственной важности решались на собраниях всеми горожанами. До сих пор среди исследователей нет единого мнения, кто вообще мог участвовать в таких собраниях, однако точно можно сказать, что это не были вообще все жители городов, в которых они созывались. Речь шла либо лишь о свободных жителях города, либо и вовсе — лишь о городской знати. Есть также мнение, что словом «вече» (на праславянском означавшим «совет») и вовсе именовалось любое собрание с разными по составу участниками — например, сход дружины.

Подобные вече существовали повсеместно, причем не только у славян, но и по всему миру. Однако итальянцы не созывают Всеитальянское народное собрание только лишь потому, что в Древнем Риме существовал Сенат — в этой стране сейчас есть обыкновенный двухпалатный парламент, выполняющий традиционную основную функцию — законотворческую. Так что попытку оправдать традициями предков введение в Беларуси нового органа, который явно противоречит принципу разделения властей, вряд ли можно назвать удачной.

Скриншот: «Беларусь 1»
Делегаты Всебелорусского народного собрания, февраль 2021 года. Скриншот: «Беларусь 1»

К тому же напомним, что спустя более чем полгода после того как власти провели через референдум новую Конституцию, все еще неясно, на каких принципах будет формироваться ВНС — для этого нужно принять отдельный закон.

В Речи Посполитой был этноцид белорусов, а в Российской империи — национальное возрождение

В документе много внимания уделено периоду нахождения белорусских земель в составе Речи Посполитой — федерации Польши и Великого княжества Литовского.

«В условиях резкого сокращения белорусской элиты конфедеративная де-юре Речь Посполитая приобрела де-факто характер польского государства, в котором существование белорусского этноса не признавалось, а язык и культура были не защищены, — пишут авторы. — Нахождение белорусских земель в составе Речи Посполитой стало по факту этноцидом белорусов».

Вхождение ВКЛ в состав Речи Посполитой действительно привело к многочисленным негативным последствиям для все еще продолжавшей формироваться белорусской нации. В первую очередь пострадал старобелорусский язык, который в 1696 году был замещен в документах ВКЛ польским. Однако говорить об этноциде — то есть целенаправленном уничтожении национальной идентичности — и «непризнании белорусского этноса» не приходится по двум причинам.

Первая — даже самый поздний период существования Речи Посполитой пришелся лишь на период зарождения идеологии национализма (которая привела к появлению наций — то есть больших сообществ людей, считающих себя отдельной общностью по этническому принципу). До этого этнический аспект не играл в жизни людей серьезной роли — большинство жителей любой страны ассоциировали себя либо с подданством какому-либо феодалу или династии, либо с локальной территорией проживания, либо с религией. Государства олицетворялись личностями монархов, а их общества — немногочисленной знатью.

А потому не признавать белорусов этносом в Речи Посполитой попросту не могли — большинство наших предков тогда еще сами об этом не знали (как и предки подавляющей части других европейских наций). Белорусский национализм начал развиваться не ранее второй половины XIX века (есть мнения, что процесс формирования белорусской нации и вовсе завершился лишь в 2020 году массовыми акциями протеста), а потому каким-то образом ставить ему палки в колеса в Речи Посполитой было невозможно.

Ян Матейко. «Грюнвальдская битва» (1878). Изображение: wikipedia.org
Картина Яна Матейко «Грюнвальдская битва» (1878). В этом сражении предки нынешних белорусов, поляков и литовцев разбили Тевтонский орден. Изображение: wikipedia.org

Возможно, под «этноцидом» авторы имеют в виду как раз ополячивание белорусской знати (а не всего населения территории Беларуси)? Но тогда мы сталкиваемся со второй причиной ошибочности такого суждения — этот процесс не сопровождался массовым насилием или насаждением польской культуры. За столетия в составе союза с Польшей, а затем и федеративного государства белорусская шляхта вполне добровольно принимала и польский язык, и элементы польской культуры, в погоне за привилегиями польской шляхты меняла вероисповедание.

Совсем другое дело — период нахождения Беларуси в составе Российской империи (после разделов Речи Посполитой). Он как раз совпал по времени с зарождением белорусского национализма. Последний же наткнулся на яростное сопротивление российских властей: белорусов (как и украинцев) отдельным народом не признавали, а издание произведений и газет на их родном языке было фактически запрещено вплоть до начала XX века (печать латинским алфавитом была запрещена полностью, большинство изданий на кириллице не пропускала цензура).

Однако отношение к этому периоду у авторов методички совсем иное: «Вхождение Беларуси в состав Российской империи содействовало возрождению и развитию белорусских национально-духовных традиций. <…> В рамках Российской империи, казалось бы, загубленный, оставленный навечно в Речи Посполитой и превращенный в диалект белорусский язык получает свою новую жизнь, а вместе с ним начинает ощущать свою историческую значимость белорусский народ. Период XIX — начала XX вв. становится эпохой Национального Возрождения, когда была высказана национальная идея как историческая потребность самостоятельного общественно-политического и духовно-культурного существования и развития белорусского народа».

Хронологически события в этом отрывке переданы верно, однако становление белорусской нации в этот период, во-первых, произошло в контексте развития национализма по всей Европе (останься земли Беларуси в составе Речи Посполитой, далеко не факт, что на них не начала бы развиваться отдельная нация), а во-вторых, случилось, скорее, вопреки, а не благодаря какой-то политике властей Петербурга. Лишь заметное ослабление цензуры и наделение правами национальных меньшинств после революции 1905 года позволили идее о белорусской нации выйти из подполья. До этого Россия всячески пресекала любые ростки национального движения на наших землях.

Национальное движение в Беларуси организовали большевики, БНР была не государством, а БССР — была

Значительная часть документа посвящена событиям первой половины прошлого века, во многом определившим будущее белорусской нации.

«Переломное значение в национальном самоопределении белорусов имели события Октябрьской революции 1917 г. Принятие 15 ноября 1917 г. Советом народных комиссаров Советской России „Декларации прав народов России“ стало поводом для активизации национального движения в Беларуси. В декабре 1917 года состоялся первый Всебелорусский съезд на котором впервые было заявлено о намерении создать национальное белорусское государство».

Совет народных комиссаров — это правительство России, созванное большевиками сразу после захвата власти. Оно действительно в качестве одного из первых действий издало декларацию, гарантировавшую народам государства право на самоопределение вплоть до отделения. Однако странно утверждать, что выход этого документа активизировал национальное движение в Беларуси — как мы уже сказали выше, оно развивалось на протяжении долгих десятилетий, а особенно активно — в начале XX века (после революции 1905 года).

К моменту принятия СНК декларации в Беларуси уже существовала Великая белорусская рада, объединявшая крупнейшие национальные организации. И именно она созвала первый Всебелорусский съезд в декабре 1917-го (причем решение о проведении было принято еще в сентябре — то есть до прихода к власти большевиков). Вот только провести его до конца не удалось — собрание разогнали те самые большевики. Лишь после того, как им пришлось сбежать из города из-за наступления немецкой армии, избранная на съезде Рада смогла вновь собраться и позднее создать правительство, провозгласить Белорусскую Народную Республику (БНР), а затем и объявить о ее независимости 25 марта 1918 года.

В методичке же тональность в отношении съезда и избранной на нем Рады внезапно меняется — оказывается, что «в марте 1918 г. группой „незалежницки“ настроенных белорусских националистов была провозглашена Белорусская Народная Республика. <…> Однако это „квази-государство“ не было признано ни правительством Германии, под оккупацией которой в то время находилась территория проживания белорусов, ни правительством России. Не признали БНР и правительства других ведущих стран. Свою юрисдикцию в этнических границах проживания белорусов БНР не осуществляла, не были сформированы органы власти на местах. Таким образом, БНР не стала реальным государством».

Митинг, посвященный 100-летию провозглашения независимости БНР, Минск, 25 марта 2018 года. Фото: TUT.BY
Митинг, посвященный 100-летию провозглашения независимости БНР, Минск, 25 марта 2018 года. Фото: TUT.BY

Начнем с того, что используя термин «националисты» в негативном ключе авторы противоречат сами себе, ведь создание национального белорусского государства ими воспринимается как благо — а ведь именно это и становится реализацией идеологии национализма и националистов. Издевательское использование в тексте методички белорусского языка комментировать мы не будем. А вот о БНР пару слов сказать стоит.

Несмотря на то что Белорусская Народная Республика действительно не смогла стать государством в полном смысле этого слова (она не контролировала свою территорию, не имела армии и не собирала налоги), ее лидерам удалось много сделать для страны (открывались белорусские школы, издавались учебники на родном языке, выдавались паспорта, велись переговоры с другими странами от имени белорусского народа), а сам факт существования БНР наверняка повлиял на будущее решение большевиков о создании БССР.

Но вот как об этом пишут авторы методички: «Образование 1 января 1919 г. Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ), напротив, явилось началом реального становления собственно белорусской национальной государственности. Стремление белорусского народа иметь собственное государство нашло поддержку у большевиков и было реализовано на практике».

Не совсем понятно, как образование ССРБ могло выражать стремления белорусского народа — ведь эту республику в декабре 1918 объявили участники смоленской конференции организаций РКП (б) Западной области — то есть партийные активисты, никем не избиравшиеся (в отличие от Рады Всебелорусского съезда). Государством в полном смысле этого слова ССРБ была не больше, чем БНР — и уже через два месяца прекратила свое существование как разменная монета — ее «склеили» с Литовской Советской Республикой, чтобы создать буфер между Россией и Польшей.

«Созданная по воле народа, а не милостью иноземных оккупантов, новая самостоятельная республика стойко преодолела жесточайшие испытания гражданской войны, внешней агрессии и всеобщей разрухи», — пишут авторы методички, вновь не поясняя, как волю белорусского народа выражала группа активистов далеко не самой популярной партии (на выборах в Учредительное собрание в 1917 году большевики заняли второе место после эсеров — и затем разогнали этот орган). Самостоятельность республики как в это время, так и в последующие годы была весьма формальной — все ключевые решения по Беларуси принимались в Москве, Минск лишь принимал их к исполнению.

Польша массово репрессировала белорусов, а СССР… а что СССР?

Самая большая по объему часть методички посвящена достаточно короткому периоду нахождения белорусских земель в составе Польши в межвоенный период.

«На включенной в состав Польской Республики территории Западной Беларуси польские власти последовательно проводили полонизаторскую политику под лозунгом „Польша для поляков“», — пишут составители документа. Отчасти они правы — национальная политика Варшавы в Западной Беларуси и Западной Украине была далека от идеальной и демократичной, что обернулось многочисленными антипольскими выступлениями. Однако о каком-либо официальном лозунге «Польша для поляков» ничего не известно — вероятно, это взятая авторами калька с лозунгов радикальных националистов других стран (в частности, русских черносотенцев).

«Социальная напряженность дополнялась национальным и религиозным гнетом. К 1939 году здесь было практически уничтожено белорусскоязычное школьное образование. Со второй половины июня 1934 г. до 17 сентября 1939 г. в местечке Береза-Картузская действовал концлагерь, режим в котором не уступал варварским порядкам в концлагерях нацистской Германии», — пишут авторы документа.

Само существование лагеря в Березе-Картузской — без сомнения, постыдный факт в истории Польши. Однако пытаясь представить его местом национального угнетения белорусов, авторы методички явно вводят белорусских идеологов в заблуждение. Во-первых, в лагерь попадали не представители конкретных национальностей или социальных групп (как в случае с концлагерями нацистов, которые приводятся в пример), а политические противники польских властей. Среди них были как белорусы (чаще всего, активисты компартии Западной Беларуси) и украинцы (чаще всего, члены Организации украинских националистов), так и поляки — например, крайние польские националисты и коммунисты.

Закрытый магазин Манхаймера в Варшаве, 1939 год. Надпись на табличке: «Здесь был магазин спекулянта, поехал в Березу». Фото: Narodowe Archiwum Cyfrowe, commons.wikimedia.org
Закрытый магазин Манхаймера в Варшаве, 1939 год. Надпись на табличке: «Здесь был магазин спекулянта, поехал в Березу». Фото: Narodowe Archiwum Cyfrowe, commons.wikimedia.org

Без суда в Березе-Картузской могли содержать не более трех месяцев (иногда этот срок продлевали). За шесть лет существования через лагерь прошло около 3 тысяч человек, из них погибло не более 20 (польский исследователь лагеря Ирениуш Полит подает следующие цифры: 14 погибших, 10 из них скончались в больницах, куда были отправлены на лечение, 3 — в самом лагере после болезней, 1 — в результате самоубийства). Это не идет ни в какое сравнение с лагерями нацистской Германии, в которых погибли миллионы людей.

Примерно в те же годы, что работал лагерь в Березе-Картузской, своего пика достигли репрессии в СССР (и входившей в его состав БССР). В 2017 году на тот момент зампред белорусского КГБ Игорь Сергеенко сообщил, что с 1920-х по 1950-е годы в БССР репрессиям подверглись 235,5 тысячи человек. Существуют и более высокие оценки. К 1930-м годам политика белорусизации в республике была свернута, а во время «ежовщины» почти вся национальная интеллигенция была физически уничтожена. Сотни тысяч белорусов прошли через ГУЛАГ, смертность в котором в отдельные годы превышала 20%.

Массовые репрессии и физические расправы, уничтожение интеллигенции (писателей и ученых), начало политики русификации в городах — все это куда больше подходит под обвинения, выдвинутые авторами методички в адрес Польши. Однако в документе об этих преступлениях коммунистов нет ни слова.