В России продолжают обсуждать высказывание Аллы Пугачевой, которая в своем Instagram попросила Минюст признать ее иноагентом вслед за мужем Максимом Галкиным, а также осудила российскую агрессию в Украине. При этом сообщение артистки в российских официальных СМИ отцензурировали — в них не упоминают ту часть поста, в которой говорится о «прекращении гибели наших ребят за иллюзорные цели, делающие нашу страну изгоем и утяжеляющие жизнь наших граждан». В Кремле при этом высказывание певицы не комментируют, хотя ранее подчеркивали, что она не делала «неприемлемых» заявлений, в отличие от своего супруга. Пугачева действительно впервые с начала войны перешла к открытой критике Кремля. Мы решили вспомнить, как раньше складывались ее отношения с российской властью.
Как Пугачева отреагировала на войну в Украине?
После начала российской агрессии в Украине близкие певицы выступили против войны. Ярче всех реакция была у супруга певицы Максима Галкина — он опубликовал у себя в Instagram черный фон и написал: «С раннего утра на связи с родными и друзьями с Украины! Не передать словами, что я чувствую! Как это все возможно! Не может быть оправданий войне! Нет войне!». В комментариях под сообщением отметилась и дочь Пугачевой от первого брака Кристина Орбакайте — она оставила эмодзи в виде сердечка и сложенных в молитве рук.
Позднее Галкин многократно осуждал как саму войну в Украине, так и действия российских властей. Широко обсуждалось его апрельское заявление, сделанное в Instagram после российских ударов по Одессе.
«<…> Вы, официальные лица, приезжаете, вы везете Благодатный огонь в Москву и при этом эта же власть посылает эти ракеты, — сказал тогда Галкин. — <…> Или это опять не мы? Я уже слышал объяснение, что, оказывается, потому эти „высокоточные“ ракеты попали в жилой дом, что украинское ПВО сбило эти ракеты. То есть типа не должно работать ПВО, и тогда все будет хорошо? В таком количестве страшных вещей виновата Россия — и при этом говорит, что не виновата. Зверства в Буче — это не мы. Малайзийский „Боинг“ — это не мы. Мариуполь сровняли с землей — это не мы. В Одессу летит ракета — это мы, но не совсем мы. Все не мы. А мы чего там делаем?»
Из-за своих высказываний Галкин быстро столкнулся с проблемами. Уже после первой антивоенной публикации в соцсетях начали отменяться его концерты в регионах РФ, а реклама с участием артиста пропала с телеканалов. Прекратились также съемки шоу с участием юмориста. Вскоре после отмены первых концертов он уже был за пределами России — Пугачева и Галкин вместе с детьми уехали в Израиль. Там артист организовал гастрольный тур в разных городах страны и объявил, что часть гонораров переведет в поддержку беженцев из Украины.
Тогда же впервые о происходящем пришлось высказаться и Пугачевой — правда, не о самой войне, а об их отъезде за границу. Она опубликовала в Instagram отрывок из видео, на котором священник и телеведущий протоиерей Андрей Ткачев рассказывает об отъезде артистки и ее семьи, спрашивая: «Вы не заметили, как воздух очистился? Пугачева навсегда покинула Россию — Господи, как я этого ждал!»
«Рано радуешься, Андрюша, — отвечала Пугачева в видео. — Каникулы, отпуск и лечение не считаются эмиграцией. Вернусь — разберемся. Схожу в церковь твою, помолюсь за тебя, богохульник».
В июне в аккаунте Пугачевой появилось очередное обращение, правда, записал его Максим Галкин по поводу возможных обвинений в дискредитации российской армии. «Запомните, я за 28 лет своих выступлений ни разу, ни одним словом не облил грязью свою родную, любимую Россию, — говорил в видео супруг Пугачевой. — Все эти 28 лет я пародировал политиков, высмеивал лживых, жалких пропагандистов и коррумпированных чиновников, которые обворовывают мой русский народ. И я имею как сатирик на это право. <…> Я всегда был за народ — не за звания, не за подачки с государственного стола, а за народ». Видео Галкина в аккаунте Пугачевой сопровождалось короткой подписью «Имеющий уши да услышит».
Однако российская пропаганда продолжала критично высказываться о Галкине, нередко затрагивая и тему его отношений с Пугачевой. В итоге 1 сентября певица опубликовала пост в Instagram уже от себя лично: она разместила коллаж, на котором был изображен российский пропагандист Владимир Соловьев, а также сама артистка с Галкиным, и написала: «Жаль Володю. Так ведь и лопнуть можно от злости и хамства». Очевидно, певица имела в виду массовую травлю пары в СМИ, к которой присоединился и этот ведущий.
За несколько дней до этой публикации стало известно, что Пугачева вернулась в Россию — только без Галкина. А вскоре в ее Instagram появилась еще одна публикация — с отрывком из фильма «Раба любви» режиссера Никиты Михалкова, в котором героиня Ольга Вознесенская, обращаясь к преследующим ее сотрудникам охранки, говорит: «Господа! Господа, вы — звери. Господа, вы будете прокляты своей страной, солдаты». Публикация была сопровождена фразой «Прекрасный фильм. Прекрасный режиссер. Куда же исчез прекрасный человек Никита Сергеевич Михалков?»
Еще в апреле Михалков в своей авторской передаче «Бесогон» раскритиковал покинувших Россию знаменитостей и в конце выпуска разместил песню «Не живи с нелюбимой страной», сопроводив ее фотографиями российских медийных персон, среди которых были Пугачева и Галкин. После же возвращения певицы в страну, как пишет телеграм-канал «Можем объяснить», Михалков сказал о ней: «Интересно, на что они рассчитывали, вернувшись в Россию (я про крыс, которые сразу предали свою Родину)?»
Позже режиссер заявлял, что критике Пугачеву не подвергал. «Во-первых, я ни слова никогда не говорил про нее дурного. Во-вторых, почему она использовала фрагмент из моего фильма „Раба любви“? Героиня Ольга Вознесенская в трамвае, который несется без водителя, догоняемый охранкой, говорит слова: „Вы звери, вы звери… вы будете прокляты своей страной…“ Почему госпожа Галкина вставляет этот отрывок, видимо, отождествляя себя с этой героиней? Сравнение себя госпожой Галкиной с Ольгой Вознесенской — пошлое и ошибочное. Ольгу Вознесенскую преследует охранка за то, что она помогала террористам. А кто преследовал госпожу Галкину? Те, о ком мы говорим, — их никто не изгонял», — сказал Михалков в очередном выпуске передачи.
Затем Пугачева посетила прощание с умершим последним генсеком СССР Михаилом Горбачевым и опубликовала в Instagram такой текст: «Давно я так не рыдала. Ушла эпоха, в которой мы обрели свободу, перестали быть „империей зла“ для всего мира, и исчез страх за будущее своих детей. И главное. Горбачев отвергал насилие как способ политики и удержания собственной власти. Все не без греха, и политики тоже. Главное, чтобы ошибки не были смертельны для всего человечества. Куда-то пропало человеколюбие и благородство. Пропало умение идти на компромисс, если этот компромисс в интересах народа, который мечтает жить без тревоги за будущее своих детей. Давайте искать вместе. Надеюсь, еще не поздно».
А 18 сентября в той же соцсети появилось наиболее нашумевшее на данный момент сообщение. После признания Максима Галкина иноагентом Пугачева попросила Минюст сделать то же самое с ней и высказала свое отношение к войне в Украине: «Прошу зачислить меня в ряды иноагентов моей любимой страны, ибо я солидарна со своим мужем. Честным, порядочным и искренним человеком, настоящим и неподкупным патриотом России, желающим Родине процветания, мирной жизни, свободы слова и прекращения гибели наших ребят за иллюзорные цели, делающие нашу страну изгоем и утяжеляющие жизнь наших граждан», — написала артистка.
На высказывание Пугачевой уже отреагировали многие российские публичные персоны. Так, например, рэпер Тимати, заместитель председателя Госдумы Петр Толстой, телеведущий Владимир Соловьев, политик Сергей Миронов и актриса Мария Шукшина высказались в ее адрес с критикой. Другие — в частности, актриса Юлия Высоцкая, журналистка и телеведущая Ксения Собчак, политик Дмитрий Гудков, блогер Ника Белоцерковская — поддержали позицию артистки.
Советское время и 90-е: комсомол, «гражданские» песни и пляжная «демонстрация» во время путча
Карьера Пугачевой начиналась в середине 1960-х, а пик ее славы пришелся на время брежневского застоя — никакой публичной политики в СССР тогда не существовало. Критические высказывания в адрес власти грозили серьезными последствиями: от высылки из страны до судебных процессов и направления на принудительное психиатрическое лечение.
Естественно, что и Пугачева ни о каких политических пристрастиях тогда речи не вела. Известно лишь, что в 1963 году в 14-летнем возрасте будущая звезда вступила в комсомол (позже в интернете даже продавали учетную карточку ВЛКСМ, якобы принадлежавшую певице), а в 1977-м вышла из него по возрасту. Однако членство в этой организации, как и, например, вступление в пионеры, было в СССР логичным этапом жизни любого гражданина, зачастую не требовавшим реальной приверженности ценностям социализма. И в пионеры, и в комсомол шли практически все.
Как инструмент высказывания политической позиции оставалось творчество — однако «гражданских» песен в репертуаре Пугачевой немного. Один из редких примеров — написанная Игорем Николаевым песня «Расскажите, птицы!», вполне перекликающаяся и с нынешними реалиями. Считается, что эта композиция посвящена теме возможной мировой войны. В ней есть такие строки:
Расскажите птицы, времечко пришло,
Что планета наша — хрупкое стекло.
Чистые березы, реки и поля,
Сверху все это нежнее хрусталя.
Неужели мы услышим со всех сторон
Хрустальный звон, прощальный звон?
«Раньше я часто „пряталась“ за своих героинь, хотя многие меня принимали за них… Проходила в песнях мимо тем, которые меня волнуют как мать, как женщину. Проблема мира. Я хотела петь об этом, но только тогда, когда найду песню интимную и масштабную одновременно. Именно такую песню предложил мне 24-летний композитор Игорь Николаев — „Расскажите, птицы!“», — говорила Пугачева.
Музыкальный редактор и блогер Сергей Курий относил к гражданской лирике еще одну песню Пугачевой — по его словам, композиция «Крысолов» была посвящена генсеку Юрию Андропову и его политике. «Как известно, генсек пытался ввести в стране жесткую трудовую дисциплину и пресечь все „теневые“ доходы. На веяние времени отозвались Олег Кваша и Валерий Панфилов, написав песню „Крысолов“, — утверждал Курий. — Несмотря на это, песня все равно казалась слишком смелой, и исполнить ее на публике Пугачева смогла лишь после смерти Андропова — в 1987 году».
В тексте есть такие строки:
Крысы жадной завистью полны
Норы строят словно терема,
Меж собой грызутся за чины,
Набивая салом закрома.
Перестройка и общественные события конца 1980-х вообще значительно повиляли на певицу. К тому времени она уже закрепилась в статусе советской суперзвезды и могла позволить себе музыкальные эксперименты и общественную деятельность, насколько она была возможна в СССР. Осенью 1986 года Пугачева выступила в Припяти с большим концертом для ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС — концерт проходил на открытом воздухе, хотя саркофаг над разрушенным 4-м блоком тогда еще не возвели. До этого артистка провела благотворительный концерт в Москве, деньги за который перевела на помощь ликвидаторам.
В 1987-м Пугачева вместе с немецким рок-музыкантом Удо Линденбергом гастролировала с концертной программой «Рок за безъядерный мир к 2000 году». Кстати, во время этих гастролей произошел один из самых известных скандалов с участием певицы, который она позже называла «перегибом гласности». Перед концертом в Ленинграде Пугачева собиралась остановиться в гостинице «Прибалтийская», где для нее был забронирован номер класса люкс, в котором она всегда останавливалась раньше. Однако уже на месте выяснилось, что он занят, и артистку предложили поселить в похожие апартаменты. Когда договориться не удалось, разговор перешел на повышенные тона — со стороны администратора гостиницы прозвучали слова «каприз певички», со стороны Пугачевой — нецензурная лексика. Через несколько дней первые публикации об инциденте появились в СМИ, что вскоре обернулось травлей артистки на ТВ и в газетах, а также отменой ее выступлений и снятии записей с ее участием из эфиров.
Успела Пугачева «засветиться» и во время августовского путча 1991-го. В первый день, когда стало известно о попытке переворота со стороны ГКЧП, артистка отдыхала в Одессе с Михаилом Жванецким — и вышла с ним на один из пляжей в центре города. Об эпизоде для издания «Комсомольская правда в Украине» вспоминал один из его очевидцев. «По его словам, не обошлось тогда без разговоров о политике. Поскольку все уже слышали о том, что случилось в Москве, разговор коснулся и этой темы. Пугачева в своих высказываниях была кратка: мол, враги демократии хотят вернуть все назад, но ничего, мол, у них не получится — их время ушло…» — писала газета. В тот день отдыхающие в диалоге с артисткой в шутку предлагали избрать президентом СССР ее саму, а она в ответ предложила провести на пляже «демонстрацию протеста» — с песнями.
В других воспоминаниях об этом эпизоде говорилось также, что Жванецкий постоянно говорил Пугачевой: «Ну зачем ты меня сюда привела? Ведь потом спросят: „Где ты был 19 августа?“ Что я ответу? На пляже? Да?» — «Правильно, Миша, на пляже, — отвечала Пугачева. — Чтобы быть ближе к своему народу. Видишь, как он, этот народ, задницы показывает всему этому перевороту».
В декабре того же года СССР, в котором Пугачева стала главной звездой, перестал существовать. Одним из последних указов, подписанных Михаилом Горбачевым, был указ о присвоении певице звания народной артистки СССР — это произошло 20 декабря. А 25 декабря политик сложил с себя полномочия президента.
Кстати, именно советская эпоха породила одну из самых известных шуток о певице, подчеркивающее ее значение для жителей страны: «Кто такой Леонид Брежнев? Мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачевой».
Новейшая Россия: от поддержки Ельцина — до оппозиции и публичных разборок с Жириновским
Об участии Пугачевой в конфликте Бориса Ельцина с Верховным Советом в 1993 году и последующих событиях в Москве информации нам найти не удалось. Есть лишь косвенная связь артистки с тем, что происходило непосредственно перед разгоном парламента — в начале 1993-го. Тогда российский президент инициировал референдум, который должен был разрешить конфликт. Избирателям предлагалось ответить на четыре вопроса, а команда Ельцина продвигала следующий порядков ответов: «Да-Да-Нет-Да». По необычному совпадению в том же году в репертуаре Пугачевой появилась песня с аналогичным названием, правда, в ее тексте вопросы политики не затрагиваются.
А вот во время президентских выборов 1996 года Пугачева уже выступила в поддержку Ельцина в открытую. Тогда была организована беспрецедентная кампания «Голосуй или проиграешь», в которой поучаствовало огромное количество популярных артистов того времени, в том числе и Пугачева. Во время одного из концертов в Ростове-на-Дону произошел знаменитый эпизод с танцами Ельцина на сцене вместе с коллективом музыканта Евгения Осина.
Позднее сама Пугачева в интервью «Комсомольской правде» признавалась, что за выступления ей хорошо заплатили: «Я взяла за свои выступления очень большие деньги. И не стесняюсь об этом говорить. Мне, например, непонятно, из-за чего поднялся весь этот шум с выносом из Белого дома коробки с полумиллионом долларов (история с „коробкой из-под ксерокса“, когда членов предвыборного штаба Ельцина задержали с крупной суммой наличных. — Прим. ред.). К чему делать вид, будто артисты участвовали в предвыборных шоу бесплатно? Не было выступлений из идейных соображений, не было! И это нормально, во всем мире выборы стоят дорого».
А за два дня до выборов в программе «Герой дня» на телеканал НТВ вышло интервью Леонида Парфенова с певицей, в котором она рассказывала о своем лечении в Цюрихе, но упомянула и то, что вернется в Москву для участия в голосовании.
«И можешь не спрашивать меня, — говорила Пугачева, — буду голосовать за Ельцина, и всех призываю голосовать за Ельцина. Голосуя за Ельцина, это не значит, что я — за него, я хочу голосовать за тот путь развития, который выбрала наша страна. Да, тяжелый путь. Да, появляются люди, которым тяжело. Да, появляются люди, которым якобы очень легко. А на самом деле надо выдержать этот путь, дойти до того хотя бы момента, когда мы поймем, что надо делать. <…> За Геннадия Андреевича [Зюганова] голосуют люди обиженные. Это неправильно, то есть ими движет обида, а не понимание развития в дальнейшем страны, экономики. Их это вообще не волнует. Только обида. Вот я был бедный, пусть все будут бедные. Аж задохнусь, меня жаба задушит, если кто-то будет богаче, жулик, значит. Ну правильно, кто-то на аферах построил капитал. А кто-то нет».
В награду за поддержку после победы Ельцина кандидатура Пугачевой рассматривалась на пост министра культуры — по крайней мере, так утверждала сама певица.
«Был долгий разговор с людьми из правительства, — рассказывала она впоследствии журналу „Итоги“, — но я поняла, что не ко времени это. Помешает мне в творчестве… Все-таки я не кабинетный червь. Кабинет я выбираю сама. А кабинет для меня — Театр песни, который мне так и не построили».
В карьере Пугачевой есть и еще одна предвыборная агитация — за кандидата в губернаторы Красноярского края Валерия Зубова, которому в 1998 году противостоял крайне популярный генерал Александр Лебедь. Сама артистка на пресс-конференции отказалась обсуждать тему своего гонорара. Но даже ее участие Зубову не помогло — Лебедь победил (а через четыре года погиб, разбившись на вертолете).
После этого поражения Пугачева отошла от политики — и лишь принимала от президентов РФ награды. Исключение — 2007-й год, тогда Пугачева снялась в агитационном ролике «Единой России», объяснив это тем, что «люди могут просто не прийти на выборы — надо их призвать».
«Я давно знаю Владимира Путина как умного человека, у которого слова с делом никогда не расходились и не расходятся, — говорила в ролике певица. — Сказал, не пойдет не третий срок — значит, не пойдет. Поэтому я не хочу участвовать в этом вселенском плаче: „Путин, останьтесь, Путин, останьтесь“. Я пойду и проголосую за „Единую Россию“ — за его партию, а, стало быть, за него. И вам советую сделать то же самое».
Примерно в то же время Пугачева получила и свой государственный пост — вошла в состав только что созванной Общественной палаты РФ, которая должна была эффективнее доносить до власти проблемы населения. Причем певица занялась не вопросами культуры. «Я думаю, что нет смысла мне участвовать в комиссии по культуре, — говорила она журналистам. — Те вопросы, которые меня волнуют, скорее можно решать в комиссии по социальному развитию».
Правда, заседания палаты Пугачева часто пропускала (опоздала даже на первое) — как сама говорила, из-за проблем со здоровьем. В то же время известно, что артистка многое сделала для повышения в России пенсий.
В 2010 году Пугачева объявила о завершении концертной карьеры — и с тех пор держит слово: не выступает сольно (исключение — концерт на свое 70-летие в 2019-м году) и лишь изредка записывает отдельные песни. А вот общественная деятельность Пугачевой с этого времени активизировалась.
В 2011 году она открыто поддержала бизнесмена Михаила Прохорова — певица вступила в его партию «Правое дело», приняла участие в ее съезде. Вместе с Андреем Макаревичем Пугачева исполняла песню «Самый высокий», в которой считываются аллюзии на Прохорова.
«В последние годы я не слежу за всем этим [политикой]. Одни и те же имена в политике, все как в шоу-бизнесе. Недавно совсем снова заинтересовалась. И то только потому, что наконец-то появился настоящий мужик, который готов делать что-то для страны. Я сейчас говорю о Михаиле Прохорове», — признавалась она.
Правда, выборы в Госдуму 2011 года «Правое дело», по официальным данным, проиграло, набрав 0,60% голосов. Вот только уже без Прохорова в роли главы (об этом мы еще скажем ниже). Бизнесмен решил баллотироваться на пост президента в 2012-м — тогда же, когда к власти захотел вернуться Владимир Путин. Пугачева раздавала множество интервью на тему политики и поддерживала Прохорова.
— Из всех нынешних кандидатов президентом успел побывать только один. Я дилетант в политике и могу рассуждать только как гражданин, как женщина, которая пела. Очень уважаю Владимира Владимировича Путина, я голосовала и агитировала за него в 2000-м, слов своих обратно не беру. Но мне кажется, что засиживаться на одном месте даже такому умному и интересному политику, как он, не стоит. Политическая сцена, как любая другая, требует новых имен, — заявила Пугачева в интервью «Аргументам и фактам».
— Многие люди в стране не видят альтернативы Путину, — говорил корреспондент издания.
— А по-моему, наоборот, обновление президента — это нормально. Ненормально до последнего за власть цепляться. Я хорошо знакома с Владимиром Владимировичем. Он как мужчина и как человек мне приятен. То, что я сейчас говорю, — потому что желаю ему добра. Люди стали активно выражать недовольство, они хотят видеть в политике новые лица. И они есть! Я не имею в виду «старцев» или орущих, брызжущих слюной психопатов. Но если есть кандидатура Прохорова, как можно от нее отказываться?
Тогда же Пугачева в составе команды Прохорова поучаствовала в предвыборных дебатах с командой Владимира Жириновского. Тот привычно позволил себе несколько резких высказываний в адрес певицы, на что бывший модератором Владимир Соловьев, ныне присоединившийся к травле Пугачевой, говорил: «Владимир Вольфович, то, что вы сейчас делаете, — вы себя публично хороните. Я волнуюсь за вас, не за Аллу Борисовну. Алла Борисовна навсегда останется и есть в истории мировой музыки».
Выборы, правда, для Пугачевой и ее кандидата завершились бесславно. Жириновского обойти удалось (тот набрал 6%, Прохоров — почти 8%). Но первое место осталось за Путиным с его 63%, да и второе с большим отрывом получил Зюганов — 17%. А еще в 2011 году начался процесс «рейдерского захвата» партии «Правое дело» — в итоге Прохоров был смещен с поста ее председателя и создал новую партию — «Гражданская платформа». В нее также вступила Пугачева, вошедшая в гражданский комитет движения. В 2015 году Прохорову и его сторонникам пришлось покинуть и эту партию — большинство ее региональных отделений потребовали признать аннексию Крыма Россией и исключить из партии Андрея Макаревича, критиковавшего власть. Ряды «Гражданской платформы» покинула и Пугачева.
С тех пор певица держалась от политики вдалеке. Однако события начала 2022 года и позиция Максима Галкина заставили ее высказаться — пусть и через полгода.